Классный час по произведениям М. Горького
классный час (2 класс) на тему

Кудзоева Эльвира Маировна

Классный час по произведениям М Горького. О жизни и творчестве  писателя . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час « По сказкам М. Горького» в рамках недели детской книги

Цели и задачи:

-Воспитание у детей чувства бережного и уважительного отношения к книге;

-Воспитание любви к книге и привитие интереса школьников к чтению

-Обогащение внутреннего мира и расширение кругозора ребенка;

-Развитие фантазии, внимательности, коммуникабельности и находчивости   школьников

-Вовлечение учащихся в активную игровую деятельность

Оборудование: ПК, презентации, песни о книгах

Оформление доски : рисунки детей, пословицы о книге

"Пословицы о книге"

Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

С книгой поведешься — ума наберешься.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Книга мала, а ума придала.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит песня о книге.

Учитель задает вопрос о теме классного часа

 Ответы детей( о книге)

 Учитель:

Передо мною книги, какой счастливый миг!

Как много интересного я узнаю из них:

Ответы на вопросы – как, что и почему,

И если на уроке я что-то не пойму.

О том, как жили люди и как они живут,

Все книга нам расскажет – она наш верный друг.

УчительЗдравствуйте, мои юные друзья! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас в этом уютном, просторном классе. Ребята, любите ли вы праздники? «Конечно, любим!» - ответите вы. У каждого из вас есть свой любимый праздник. Кто-то любит Новый год, кто-то Масленицу, кто-то - свой день рождения. Скажите, пожалуйста, а у книг есть праздники? - Да, есть. Это «Книжкины именины» или другими словами - Неделя детской книги. Она проходит каждый год весной. Это яркая, красочная, незабываемая неделя встреч, общения, знакомств с книгой, музыкой, с артистами.

Книга – самое сложное и великое чудо из чудес, сотворённых человеком.С детских лет книга становится нашим постоянным и неизменным спутником в жизни. Всю жизнь она помогает нам работать, учиться, мечтать, отдыхать. Нет такого корабля или самолёта, которые уносили бы человека туда, куда уносит его книга: в мир удивительный, сказочный и прекрасный. Вместе с героями мы совершаем путешествия в далёкие страны и даже на другие планеты, погружаясь на дно морей и океанов. (песня «Кто любит читать»)Книга – это передача знаний от одного поколения к другому. И,наконец, книга – это удивительная вещь. Поэтому, мы сегодня будем говорить, думать, спорить только об этой волшебнице – КНИГЕ.

А сейчас перед вами выступят ребята, ваши одноклассники, которые подготовили для нас стихи о книге . Внимательно послушаем их.

Ученики читают стихи:

Привет, друзья-читатели,

Читатели-мечтатели!

Девчонки и мальчишки,

Читающие книжки.

Мы снова вместе с вами,

И прозой, и стихами.

Работу нужную творим,

О главном с вами говорим.

***

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга – лучший спутник мой и друг.

***

Сколько книг на Земле?

Есть с ладошки одни,

Есть большие тома –

Проживают они

С нами вместе в домах.

***

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными,

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай!

***

Я – книга! Я – товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен

Оберегай меня от пятен!

Мой переплёт не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождь нагрянет на беду.

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня – туда верни!

Не загибай мои листы,

А про закладку помнишь ты?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

***

В школах есть библиотеки –

Для души они аптеки

Здесь беседуют века.

Здесь течёт времен века.

***

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры, -

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать –

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса.

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна.

Увидеть вас в который раз явилась книг семья:

Быль, сказка, повесть и рассказ – все старые друзья.

Но не стареем мы, друзья, попробуй заглянуть,

страницы наши разверни – и с книгой – в добрый путь!

***

Очень просим, заходите

В наш просторный книжный дом!

Очень просим, поглядите

Как мы весело живём!

***

Эта Книжкина Неделя

Пролетит по всей стране,

Как предвестие апреля,

Как приветствие весне.

Не словами, а на деле,

Мы докажем, что ведёт

Наша Книжная Неделя

За собою книжный год.

.

Учитель. А мы продолжаем наш праздник. Есть выражение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». С таким же правом можно сказать: «Скажи, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты» Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Эти друзья – книги. Огромный мир врывается к нам в комнату со страниц любимых книг

Всю неделю мы посвятили творчеству М Горького. Познакомились с его сказками:» Самовар», « Воробьишко», « Случай с Евсейкой», « Сказка про Иванушку –дурачка» Но сейчас я предлагаю поближе узнать М .Горького

Презентация и выступление детей

1

«... любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку…» А.М. Горький

2

Великий русский, а затем советский писатель Максим Горький действительно имел очень тяжёлую и сложную судьбу. Его псевдоним был выбран не случайно. Жизнь Максима Горького насыщена многочисленными событиями, в том числе и трагическими.

3

Алексей Максимович Пешков, таково его настоящее имя, родился в Нижнем Новгороде в семье Максима Савватьевича Пешкова с Варварой Васильевной Кашириной. Отец работал управляющим в пароходстве. вскоре отец, работавший краснодеревщиком, умер от холеры. Мать не захотела возвращаться к отцу и вновь вышла замуж, однако здоровье ее оказалось подорвано работой и родами, в результате чего она скончалась от чахотки.

4

В раннем возрасте маленький Алексей осиротел и его приютил дед Каширин. Василий Васильевич к концу своей жизни разорился, но внука обучал. По большей части Алексей читал церковные книги и знакомился с жизнеописаниями святых.

5

Очень любил маленький Максим свою бабушку, добрую и отзывчивую. Она часто жалела внука, заботилась о нём, рассказывала ему сказки…

6

Уже в одиннадцать лет он познакомился с жестокими реалиями рабочей жизни, так как остался совершенно один. Алексей работал помощником на пароходе, в магазине и учился писать иконы. Полного образования Горький так и не получил, хотя учился в местном ремесленном училище . Уже в этот период Алексей Максимович увлекался литературой.

7.

Горький и дети «Горячо приветствую будущих героев труда и науки. Живите дружно,. Учитесь понимать значение труда и науки — двух сил, которые решают все загадки жизни, Такие слова написал Горький в одном из своих последних писем детям. А дружил он с ними всю жизнь.

8

Он любил пошутить со своими внучками — Марфой и Дарьей. Дедушка называл их то девчурками, то девчугами , то девчурашками , то девчурёнками , то девчугонами , то девчурохами . То весёлыми старушками. То детятами . То многоуважаемыми учёными девочками..

9

История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения. Оно случилось 15 декабря 1908 года на юге Италии. Началось землетрясение ранним утром, в шестом часу. Все ещё крепко спали. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. От подземных толчков Мессине и прежде доставалось, но сейчас город пострадал особенно сильно. Тысячи людей погибли. А раненых нельзя было и сосчитать . Наутро в Мессину приехал Горький. Он жил в ту пору неподалёку, на острове Капри. Работал там и лечился . И Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В Мессину стали посылать деньги и вещи.

10

Дети писали письма Горькому. Однажды мальчик Боря написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку . И ещё напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу. Я тебя целую… Я бы хотел тебя увидеть ». Он отблагодарил хороших маленьких людей так, как мог отблагодарить только он: рассказами, сказками, стихами. И на свет появились сказки « Воробьишко » и «Случай с Евсейкой ».

11

Сказку про Иванушку-дурачка Горький в детстве слышал от бабушки. Он по-своему пересказал её для «Ёлки» — одной из первых советских книг для детей. Иванушка получился у Горького развесёлым шутником: «что ни сделает, всё у него смешно выходит…»

12

«Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться; он считал себя умницей, красавцем; ему давно уже хотелось, чтоб луну сняли с неба и сделали из неё поднос для него. Форсисто фыркая, он будто не слышал, что сказал ему чайник, — поёт себе во всю мочь: — Фух , как я горяч! Фух , как я могуч! Захочу — прыгну, как мяч, На луну выше туч !»

Учитель: Я предлагаю вернуться к сказкам и вспомнить основных героев . Работа идет по рисункам учащихся. Дети называют героев и чему учит сказка.

Главный герой сказки Воробьишко птенец, который недавно вылупился, объясняли ему мама Воробей и папа Воробей, что маленькому птенчику нужно вести себя осторожнее, по незнанию, он может погибнуть. Но Воробьишко ни разу не сталкивался с опасностью и вел себя беспечно и вывалился из гнезда, где его чуть не съела кошка.

Сказка "Воробьишко" учит послушанию, маленькие дети должны слушаться родителей, которые заботятся о своих детях и оберегают, а не просто так рассказывают, молодо - зелено, как говорится. Мама Воробей спасла птенчика, но сама пострадала.

Главная мысль рассказа Горького «Случай с Евсейкой» заключается в том, что в экстремальной ситуации не следует терять присутствие духа и паниковать. Поняв, что на морском дне он не может двигаться, Евсейка не стал плакать, а сумел уговорить большую рыбу отправиться с ним на поверхность. Так он выбрался из морского плена.

Сказка учит не терять бдительность во время монотонной работы. Если человека сморит сон, то это может привести к непредсказуемым последствиям. Евсейка задремал во время рыбалки, свалился с камня, и чудом избежал серьезных проблем.  Главный герой, Евсейка, который даже во сне сумел найти решение проблемы и выбрался с морского дна на поверхность моря.

Главная мысль сказки «Про Иванушку-дурачка» заключается в том, что доброта важнее недалекости. К доброму человеку отношение всегда будет добрым, и люди, как правило, помогают тем, кто добр к ним.Сказка Горького учит не бояться быть смешным, по-доброму относиться к людям и не воспринимать просьбы другим людей слишком буквально, как это сделал герой сказки, потащив дверь вслед за убежавшими детьми Сказка учит тому, что глупость не должна править миром.        

В сказке мне понравился главный герой, Иванушка. Хотя он часто совершает нелепые поступки, в душе Иванушка является человеком добрым и отзывчивым, и этим неизменно завоевывает симпатии тех, с кем его сталкивает судьба. Но Иванушке надо почаще «включать» благоразумие.

 Учитель :А сейчас я предлагаю посмотреть сказку « Самовар» в исполнении наших учащихся и после просмотра вы назовете мне главных героев и расскажете , чему учит сказка

.  В сказке «Самовар» Горький обличает мещанскую тупость и самодовольство.Здесь действующими лицами оказываются вещи домашнего обихода, наделенные чертами определенных типов людей: «толстая, широкая и очень смешливая сахарница», которая всех и всего на свете боится, сливочник, напоминающий «горбатенького господина с одной ручкой» («он всегда говорил что-нибудь печальное»).Больше всех высмеивает писатель «форсисто фыркающий» самовар. Он безудержно хвастается перед всеми блеском своих медных боков, считает себя умницей и красавцем, хочет, «чтоб луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него.

Ученики.

Закончен бал и представленье

К концу подходит, господа.

И каждый в зале без сомненья

Узнал героев без труда.

Читайте книги, наслаждайтесь,

Без них вся жизнь теряет смысл.

И в руки взяв, беречь старайтесь,

Чтоб век их в жизни долгим был.

Ведь книга - лучший друг на свете,

В ней все, что нужно сердцу, есть.

Читайте, взрослые и дети,

До новых встреч в стране чудес!

Учитель: Сегодняшнее наш классный час подходит к концу. Но это только небольшая часть мудрого книжного царства. Впереди у нас легенды и мифы, повести и романы, рассказы и стихи. Я желаю вам быть опытными штурманами и отважными капитанами в океане книг.  «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги».

Звучит песня « Читайте, читайте»

Приложение:

Ребята,сегодня  очень  много  было  сказано  о  книге  и  я  хочу  узнать , а знаете ли вы что   любит  книжка? Если  книжка любит это, то надо хором кричать "Да!", если   нет — то и звучать должно "Нет!

Что любит книжка ?

Обложку. — Да!

Грязные руки. — Нет!

Закладку.—Да!

Дождик. — Нет!

Снег. — Нет!

Бережное отношение. — Да!

Блины. — Нет!

Чистые руки. — Да!

Валяться на полу. — Нет!

Драться. — Нет!

Жить на книжной полке. — Да!

Любознательных читателей. — Да!

        Учитель . А пока наши конкурсанты будут думать, давайте и мы с вами (обращается к зрителям) сыграем в игру «Наоборот».

С нами вам пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»

Ответите вы «низко».

Скажу я слово «далеко»,

Ответите вы … (Близко.)

Скажу я слово «потолок»,

Ответите вы … (Пол.)

Скажу я слово («потерял».)

Вы скажете …(Нашёл.)

Скажу всем вам я слово «трус»,

Ответите … (Храбрец.)

Теперь «начало» я скажу,

Ответите … (Конец.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алексей Максимович Горький 1868 - 1936

Слайд 2

«... любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку…» А.М. Горький

Слайд 3

Великий русский, а затем советский писатель Максим Горький действительно имел очень тяжёлую и сложную судьбу. Его псевдоним был выбран не случайно. Жизнь Максима Горького насыщена многочисленными событиями, в том числе и трагическими.

Слайд 4

Алексей Максимович Пешков, таково его настоящее имя, родился в Нижнем Новгороде в семье Максима Савватьевича Пешкова с Варварой Васильевной Кашириной. Отец работал управляющим в пароходстве. вскоре отец, работавший краснодеревщиком, умер от холеры. Мать не захотела возвращаться к отцу и вновь вышла замуж, однако здоровье ее оказалось подорвано работой и родами, в результате чего она скончалась от чахотки.

Слайд 5

В раннем возрасте маленький Алексей осиротел и его приютил дед Каширин. Василий Васильевич к концу своей жизни разорился, но внука обучал. По большей части Алексей читал церковные книги и знакомился с жизнеописаниями святых.

Слайд 6

Очень любил маленький Максим свою бабушку, добрую и отзывчивую. Она часто жалела внука, заботилась о нём, рассказывала ему сказки…

Слайд 7

Уже в одиннадцать лет он познакомился с жестокими реалиями рабочей жизни, так как остался совершенно один. Алексей работал помощником на пароходе, в магазине и учился писать иконы. Полного образования Горький так и не получил, хотя учился в местном ремесленном училище . Уже в этот период Алексей Максимович увлекался литературой.

Слайд 8

А.М. Горький и Л.Н. Толстой

Слайд 9

А.М. Горький и В.В. Маяковский

Слайд 10

А.М. Горький и А.П. Чехов

Слайд 11

Максим Горький интересную биографию свою осветил в многочисленных трудах.

Слайд 12

Горький и дети «Горячо приветствую будущих героев труда и науки. Живите дружно, как пальцы чудесно работающих рук музыканта. Учитесь понимать значение труда и науки — двух сил, которые решают все загадки жизни, преодолевают все препятствия на пути, указанном вам отцами, на пути к светлой, счастливой, героической жизни». Такие слова написал Горький в одном из своих последних писем детям. А дружил он с ними всю жизнь.

Слайд 13

Он писал своему сыну Максиму добрые письма.

Слайд 14

Он любил пошутить со своими внучками — Марфой и Дарьей. Дедушка называл их то девчурками, то девчугами , то девчурашками , то девчурёнками , то девчугонами , то девчурохами . То весёлыми старушками. То детятами . То многоуважаемыми учёными девочками.

Слайд 15

Дети писали письма Горькому. Однажды мальчик Боря написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку . И ещё напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу. Я тебя целую… Я бы хотел тебя увидеть ». Он отблагодарил хороших маленьких людей так, как мог отблагодарить только он: рассказами, сказками, стихами. И на свет появились сказки « Воробьишко » и «Случай с Евсейкой ».

Слайд 16

История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения. Оно случилось 15 декабря 1908 года на юге Италии. Началось землетрясение ранним утром, в шестом часу. Все ещё крепко спали. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. От подземных толчков Мессине и прежде доставалось, но сейчас город пострадал особенно сильно. Тысячи людей погибли. А раненых нельзя было и сосчитать . Наутро в Мессину приехал Горький. Он жил в ту пору неподалёку, на острове Капри. Работал там и лечился . И Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В Мессину стали посылать деньги и вещи.

Слайд 17

Сказку про Иванушку-дурачка Горький в детстве слышал от бабушки. Он по-своему пересказал её для «Ёлки» — одной из первых советских книг для детей. Иванушка получился у Горького развесёлым шутником: «что ни сделает, всё у него смешно выходит…»

Слайд 18

«Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться; он считал себя умницей, красавцем; ему давно уже хотелось, чтоб луну сняли с неба и сделали из неё поднос для него. Форсисто фыркая, он будто не слышал, что сказал ему чайник, — поёт себе во всю мочь: — Фух , как я горяч! Фух , как я могуч! Захочу — прыгну, как мяч, На луну выше туч !»

Слайд 19

« Сказки об Италии» М.Горького - это картинки действительной жизни, как она показалась ему в Италии; он назвал эти картинки сказками только потому, что и природа Италии, и нравы её людей, и вся жизнь их - мало похожи на русскую жизнь и русскому простому человеку действительно могут показаться сказками.

Слайд 20

« Пепе — лет десять, он хрупкий, тоненький, быстрый, как ящерица, пёстрые лохмотья болтаются на узких плечах, в бесчисленные дыры выглядывает кожа, тёмная от солнца и грязи. Он похож на сухую былинку, — дует ветер с моря и носит её, играя ею, — Пепе прыгает по камням острова, с восхода солнца по закат, и ежечасно откуда-нибудь льётся его неутомимый голосишко: Италия прекрасная, Италия моя!.. »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведению М. Горького «Случай с Евсейкой». Часть 1

Первый урок из двух, посвященных изучению произведения М.Горького «Случай с Евсейкой» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...

Урок по произведению М. Горького «Случай с Евсейкой». Часть 2.

Второй урок из двух, посвященных изучению произведения М.Горького «Случай с Евсейкой» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...

Презентация "Морские обитатели из произведения М. Горького "Случай с Евсейкой"

Презентация "Морские обитатели из произведения М. Горького "Случай с Евсейкой"...

Самостоятельная работа по произведению М. Горького "Случай с Евсейкой"

Самостоятельная работа состоит из 10 заданий по тексту....

Технологическая карта-обобщающий урок по произведениям М.Горького «Случай с Евсейкой» А.И. Куприна «Слон» К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей»(3 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями М.Горького «Случай с Евсейкой», В.И.Куприна «Слон», К.Г. Паустовского «Растрепанный...

Технологическая карта и презентация по произведению М.Горького «Воробьишко». 3 класс. Литературное чтение.

Технологическая карта и презентация по произведению  М.Горького «Воробьишко». 3 класс. Литературное чтение....