Разработка внеурочного занятия "Рождество- в целом мире торжество"
классный час (3 класс) на тему

Ларионова Елена Петровна

Предлагаю мою разработк внеклассного мероприятия, которое будет интересно детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_rozhdestvo.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СШ№2 города Димитровграда Ульяновской области

Внеклассное мероприятие «Рождество Христово»

Учитель начальных классов: Ларионова Е.П.

Цели : 1. В увлекательной форме познакомить учащихся с традициями

Рождества.

2. Активизировать познавательную активность первоклассников.

3.  Развивать внимание, память, речь, творческие способности младших

школьников.

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к культурному

наследию русского народа, отражённому в народных обычаях и

традициях.

Оборудование:   костюмы для инсценирования; музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубны, бубенцы, колокольчики; иллюстрации, изображающие Рождество; изображения зимних пейзажей ,музыкальные записи; подсвечники со свечами.

Ход праздника:

Учитель: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? А как вы думаете, почему у меня такой необычный наряд? (Потому что говорить мы будем о русских традициях.)

Ночь тиха… По тверди зыбкой 
Звезды южные дрожат 
Очи матери с улыбкой 
В ясли тихие глядят 
Ясли тихо светят взору 
Озарен Марии лик 

Звездный хор к иному хору 

Слухом трепетным приник.

- О каком событии идет речь в стихотворении Фета?

- Когда отмечают праздник рождества Христова?

Рождественский вечерок … Что может быть более трогательным и прекрасным? На столах горят рождественские свечи, их нежное пламя мерцает, манит, заставляет всех нас  мечтать о чуде и верить, что жизнь на этой земле дана нам свыше.

- Давайте представим, что сегодня канун рождества.  Целый день падал снег, потом наступил чудесный зимний вечер. И вот за окном уже совсем стемнело.

Стоит стол, покрытый скатертью.

На столе – икона “Рождество Христово”.

Перед ней горит свеча.

За столом бабушка и внучка. Они пьют чай и беседуют.

Сегодня особенный вечер. Его называют Рождественским Сочельником или навечерием  Рождества Христова. Рождество Христово – великий, светлый, радостный праздник. В это время “ликуют ангелы на небесах и радуются люди”.

Можно веровать или не веровать в Христа, но День Его рождения отмечают все: ведь дата современного летоисчесления ведётся ''от Рождества Христова''.

  Поздравляю вас с чудесным зимним праздником - Рождеством Христовым. Этот праздник отмечается уже не одно столетие. Его любили и ваши прабабушки, и ваши прадедушки. В доме в этот день всегда пеклись пироги, ждали дорогих гостей, нельзя было работать, а можно было лишь "веселиться и отдыхать. Дети же в этот день были освобождены от своих домашних обязанностей (помогать по дому, пасти скот, собирать хворост в лесу) и могли целый день возиться в снегу, кататься с ледяных горок, играть в снежки.

  Сегодня я вам предлагаю почувствовать радость праздника Рождество!

(Звучит звон колоколов.

Слова на фоне музыки:)

- Кругом рождественская мгла,

Во мгле звучат колокола,

А с ними в лад слова звучат:

«Мир на земле и счастья всем! »

- Давным-давно это было. У нас трещали зимние морозы, кружила метель, кругом, куда ни глянь, лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей в январской стуже земли. А далеко, далеко от нашей родины, в жаркой Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, тихой ночью родился Младенец Христос. Он появился на земле неподалеку от города Вифлеема, в пещере, куда во время непогоды пастухи загоняли скот: овец, коров, лошадей.

Поздно вечером накануне этого события добрались до Вифлеема родители Христа – Дева Мария и благочестивый старец Иосиф. Случилось так, что в городе никто не пустил их на ночлег. И тогда они нашли себе пристанище в пещере, называемой вертепом. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. На небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Она сияла над его пещерой, указывая путь.

- Кто такие волхвы? Это мудрецы. Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан и смирну. (Смирна – ароматное вещество, которое добывают из дерева. Ладан – ароматная древесная смолка) .

- Ребята, а какие вы знаете русские традиции празднования Рождества? (Колядование, посещение и приглашение к себе гостей, люди плетут рождественский венок из еловых веток, начинаются зимние забавы, ночью под праздник верующие идут в храм на службу.)

- Как только наступал первый день праздника, на Руси начинались Святки, на улицах появлялись первые ряженые – ребятишки, а затем и взрослые. Парни и девушки рядились в животных – козу, медведя, в пастушков. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками-колядками. 

С собой у них были звенящие, трещащие, стучащие музыкальные инструменты.

    Если в Святочную ночь вы, открыв двери, увидите на пороге незнакомых людей в чудной одежде, не удивляйтесь, к вам пришли ряженые. Ещё с порога они начинают славить хозяев, а те, в свою очередь, не должны остаться в долгу – гостей положено угощать.

 

 Посмотрите, как это было…

Сценка 1.

1 колядовщик.

Коляда, коляда, да накануне праздника.

Блин да лепёшка на заднем окошке.

Бабушка добра, дай лепёшки сдобной,

Хошь кисленькой да пшеничненькой!

Не режь, не ломай, лучше так подавай,

Открывай сундучок, подавай пятачок,

Не жалей пятачок, дай и гривенничек.

2 колядовщик.

Калега- малега,

Дай кусочек пирога.

Ты не режь, не ломай,

Лучше весь подавай!

А не дашь пирога –

Стяну быка за рога,

А свинью за хвост

Уведу под мост.

3 колядовщик.

Коляда. Коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтику,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком,

Или свинку с пятачком,

Или в спину кулачком.

4 колядовщик.

Коляда, колядин!

Я у бабушки один.

По колено кожушок –

Дай, хозяйка, пирожок.

Пирожка мне мало –

Дай кусочек сала.

За мою ласку –

Дай колбаску.

А колбаски нету –

Дай мне конфету.

Учитель:

Ох, спасибо, ребятушки.

Вот пятачки, вот гривеннички.

Сценка 2.

( За столом сидят хозяин, хозяйка и дети. Входят ряженые).

Колядники.

Добрый вечер тому,

Кто в этом дому.

Мы пришли колядовать,

Вас с праздником поздравлять!

Сын.

Матушка, колядники пришли!

Звать?

Хозяйка.

( сыну):

Сядь на место, сядь!

( колядникам):

Не кричите, расходитесь по домам,

Ничего я вам не дам!

1 колядовщик.

У Федула жена

Очень жадная была.

У ней шуба не зашита

И посуда не помыта.

Да и муж не дюж:

Лентяй, неуклюж.

Золовушка – неудаха,

Не ткачиха и не пряха,

Деверёк – картинка,

В голове мякинка.

( Собираются уходить).

Хозяин.

Что вы, что вы, оставайтесь!

Чем хотите угощайтесь!

( Хозяйке):

Что есть в печи –

На стол мечи!

2 колядовщик.

Сею, сею, посеваю,

С Рождеством вас поздравляю!

Счастья будет вам горой!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

На столе всегда пирог!

Лёгких вам всегда дорог!

Учитель: - Давайте и мы с вами выучим  рождественскую колядку.

Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Блинов да конфеток

Для радости деток!

После колядования собирались на игрища, где устраивались игры, пляски, поедали дары, жгли костры.

Исполняется хоровод ряженых на мотив  песни “Как у наших у ворот…”

(Движения в соответствии с текстом)

1.Расступись, честной народ!
  Мы выходим в хоровод
  С песнями да плясками,
  С шутками – побасками.

2.Бородой козёл трясет,
  Так и рвется в хоровод!
  Его рожки завиты,
  Только валенки худы!

3.Вот помчался во весь дух
  Расфуфыренный петух:
  Душегрейка на меху –
  Знай кричит: “Кукареку!”

4.Из берлоги снеговой
  Вышел мишка, сам не свой.
  Не поймет никак со сна -
  То ль зима , то ли весна?

5.А лисица, ну и пава ,
  Выступает величаво,
  Как с платочком пляшет,
  Нет лисички краше.

Учитель: а сейчас поиграем в игры.

Игра. “Лисонька – лиса”.

(Лиса стоит в центре круга,  зажмурив глаза. Дети идут по кругу и поют на мелодию песни “Во саду ли, в огороде…”)

Мы по кругу идем, 
Мы лисичку зовем,
Пусть глаза не открывает, 
Нас по голосу узнает!

Дети останавливаются и тот , на кого покажет ведущий, спрашивает: “Лисонька-лиса, где я? ” Лиса должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться и сказать: “Здесь ты.”

По окончании игры Лиса обходит круг с мешочком, где лежат гадальные карточки, с изображением людей разных профессий, и дает каждому ребенку вынуть из мешочка картинку.

Выходит Петух.

А теперь игра такая, на внимание, друзья:

Как скажу я – хлоп-хлоп,
Вы ногами – топ, топ.
А скажу я – топ, топ,
Вы руками – хлоп, хлоп!

По окончании игры Петух “гадает”. С завязанными глазами выбирает предметы, лежащие перед детьми. Например: книга – много будет знать; лента – ждет дальняя дорога и т.д.

Учитель : вот и славно поиграли а сейчас отгадаем загадки: 

Коляда пришла,

Нам загадки принесла.

Кто загадку отгадает,

Тот отгадку получает.

( Достаёт из мешочка листки с записанными на них загадками).

В поле был я колоском,

После стал муки мешком.

Меня тестом замесили,

В жарку печку посадили.

У меня – румяный бок,

Вы узнали? Я - ….

                                         ( пирог).

И комковато, и ноздревато,

И грубо, и горбато.

И кисло, и пресно,

И вкусно, и красно,

И кругло, и мягко,

И черно, и бело,

И всем людям мило.

                                          ( Хлеб).

- А какие символы Рождества вы знаете?

-    С давних времен символами Рождества были Вифлеемская звезда, ангел и вертеп.
Вифлеемской называют ту необычную звезду, которая возвестила людям о рождении Христа. Ее увидели на небосклоне восточные волхвы: звезда была необыкновенно яркой и двигалась по небу вопреки всем законам природы. Увидев ее, волхвы поняли, что произошло великое событие – сбылось древнее пророчество о рождении на земле Бога. Следуя за звездой, они пришли в Вифлеем и поклонились родившемуся Спасителю. В христианском мире сложилась традиция украшать Рождественские подарки звездами, напоминающими о той чудесной ночи. В виде звезд делались и елочные украшения, и ювелирные подарки, и лакомства.

 Считается, что елка — неотъемлемая принадлежность Нового года. Это не совсем так. Ставить елку — это рождественский обычай.

« Легенда про ёлочку». (Инсценирование.)

Учитель: - А вот ещё одна загадка, её отгадку вы отыщете прямо в классе.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

                   ( Ель).

- Украшать ёлочку  - ещё один рождественский обычай. А как он возник?

Одна из легенд рассказывает так…

Автор:

- По легенде Иисус Христос родился в пещере. Все – и ангелы, и люди, и растения – старались заглянуть внутрь, чтобы увидеть свершившееся чудо.

   Когда Пальма и Маслина, которые росли у самого входа, решили войти внутрь и поклониться Божественному Младенцу, скромная Ёлочка попросила взять её с собой.

Маслина, ( презрительно посмотрев на Ёлочку):

- Куда тебе!

Автор:

- Этот разговор услышал Ангел.

Ангел:

- Не бойся, милая Ёлочка, я возвеличу тебя и украшу больше твоих сестёр!

Автор:

- Он сделал звёздам знак, и те одна за другой стали скатываться на зелёные ветви ели. И через мгновение вся она засияла блестящими огоньками.

( Ангел украшает Ёлочку блестящими звёздочками).

- С тех пор и повелось украшать на Рождество скромную зелёную ёлочку. Так, во всяком случае, говорит легенда…

-А какие замечательные подарки дарили люди друг другу на рождество! Сколько чудес происходило в этот праздник! Люди верили, что загаданное в рождественскую ночь желание обязательно сбудется. В некоторых семьях до сих пор сохранились необыкновенные рождественские открытки.

Учитель: ребята, на Рождество на Руси говорили такие слова:

 Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы накрывайте,

 Гостей принимайте,

 Рождество встречайте!

-Что это значит? А то, что дома вас уже заждались родители, накрыт праздничный стол и пришли гости! Идите и вы, с Богом, Рождество встречать со своими близкими и родными.

Литература.

  1. Большая книга загадок / автор-составитель Зименкова Л.В. – М., 2008.
  2. Веденеева Г.И.Азбука родного края. – Воронеж, 1995.
  3. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки, 1 класс. – М., 2006.
  4. Люби и знай родной край / Под ред. В.И.Фёдорова. – Воронеж, 2008. 

     5. Детям к Рождеству. Сост.И.Анухина.СПб.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка занятия по внеурочной деятельности (кружок «В мире слов»)

«КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка  занятия по внеурочной деятельности  (кружок «В мире слов»)...

Внеурочное занятие «Уроки милосердия» «И будет в мире торжество, И будет в мире Рождество"

Изучение нравственных основ православной культуры в рамках «Уроков милосердия» можно назвать курсом доброведения. Предмет «Уроки милосердия» воздействуют на личнос...

«Внеурочная деятельность РФ , цели , содержание , структура непрерывной воспитательной деятельности»

laquo;Внеурочная деятельность РФ , цели , содержание , структура непрерывной воспитательной деятельности»...

Разработка внеурочного занятия по окружающему миру 1 класс "Животные Земли"

Разработка внеурочного занятия по окружающему миру 2 класс по теме "Животные Земли".Данная разработка занятия позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о животных....

Разработка внеурочной деятельности "В мире книг" для обучающихся 3 класса

Программа внеурочной деятельности "В мире книг" создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».Технологическая карта м...