Методические рекомендации родителям по профориентации
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Виктория Игоревна

В данном разделе описано то, как нужно поступать в той или иной ситуации, когда ребенок заговорит о профессии, как нужно уметь обратить внимание на творческий потенциал ребенка и главное не отбить желание, на ту, или иную профессию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyamyatka_dlya_roditeley-proforientats.docx51.74 КБ

Предварительный просмотр:

Информацию о профессиональных планах  ребенка можно получить только в ходе откровенной  беседы с ним, ни в коем случае не на бегу

1.Лучше  всего завести разговор как бы  «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт  и  искреннюю  заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на  осен-них  или зимних каникулах, выбрав какое-то конк-ретное занятие.

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ре-бенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему  что-то  категорично. Постарайтесь  выяснить, на чем основан его выбор.

5. Если старшеклассник только мечтает, а ниче-го не делает, надо помочь ему составить конкретныйплан,обсудив, сколько времени у него есть и что   

необходимо успеть.

6. Помогите своему ребенку подготовить «заспас- ной  вариант» на случай неудачи на  выб-ранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача,  кос-монавта или юриста и с упорством  штуди-руют учебники, готовясь к поступлению в вуз.  Впрочем,  по заверениям специалистов, таких  детей  меньшинство, гораздо больше тех, у  ко-го выбор профессии вызывает серьезные сом-нения и трудности. Что делать родителям в  такой ситуации? Разворачивать серьезную  профорие-нтационную работу! Причем вопрос о том,  куда пойти  учиться,  лучше  начинать  решать еще в

8-9кл.

Вместе, но не вместо

 Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку  определиться, а вовсе не определяются  вместо него. Помогают -потому что  большинство детей  в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор  само-стоятельно, более того, значительная часть их испы-тывает страх перед необходимостью принятия реше-

ния. За долгие годы учебы в школе  им  предлага-лись в основном готовые решения, все было

известно наперед и определено  расписаниями и учебными планами. И растерянность под-ростка, когда ему вдруг предлагают определиться  в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям  стоит так уж рассчи-тывать на  полную самостоятельность  ребенка в выборе  профессии: ваш повзрослевший  малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если   

прямо он об этом не говорит. С другой стороны,  нельзя полностью снимать с него ответственностьзасовершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это  он  так 

решил.  Ведь если подростку кажется, что  профес- сию он выбрал  не сам, то и учится он не для себя,

воспринимая учебу как скучную и  тягостную  обязанность.  Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена  доверительная  атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией,  значит  сна-чала надо восстанавливать «погоду в доме» а уж потом заниматься планированием  будущего.

7 шагов к решению

Итак, задача родителей  не навязывать подростку  уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек    выби-рает не только способ добывания  денег,  но и  со-циальную среду, образ жизни. Предложите  ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая  работа.  Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда,престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите  эти пункты

в столбцы, а в строки -названия профессий, 

кажущихся ребенку наиболее  привлекательными. 

Заполняя таблицу,   сопоставляйте требование и  профессию:  если они совпадают, ставьте в этой  клетке плюс, если нет  - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой  специальности  ребенку и стоит искать свое призвание. 

Разумеется, такой способ  профориентации  -  

не  самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает   школьнику самостоя-тельно поразмышлять  (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ2. Расширяйте знания о  профессиональном  мире.  Чтобы выбирать, нужно  знать,  из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт под-

ростка ограничен, его представления о трудовой деятельности  отрывочны, - а подчас и нереалистичны.  Например, многие   старшек-лассники утверждают, что  собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа,  внятно  ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть

начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из  Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользова- тель компьютера. Задача родителя - выступить 

экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та  или 

иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь 

друзей и  знакомых. Например, если ваше чадо 

подумывает,  не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, 

даже сводить его к ним на работу. 

Опыт  подобного общения может заставить 

подростка задуматься о том, насколько  его представления о выбранной специальности 

соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о

новых и перспективных специальностях.

В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

 ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит

ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «прорепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. 

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но, прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать  готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В образовательное учереждение - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день

открытых дверей» - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в образовательное учреждение просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7.Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь

на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка - тоже опыт Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать

 Рекомендации родителя

по профориентации школьника

vshkolu3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители! Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. У родителей он вызывает: гордость за своего уже «взрослого» человечка, волнение, связанное с ожиданием и надеждой на его у...

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Методические рекомендации родителям.

Предлагаю материал, который в краткой форме знакомит родителей с этапами работы исправления звуков, рекомендациями по закреплению речевого материала дома. Логопеды данный материал могут использовать д...

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников

В статьях, посвященных проблеме выбора школы и вступительному тестированию первоклассников затрагивалисьвопросы о необходимых знаниях и навыках, которыми должен владеть ребенок, поступающий в школу.Ит...

Методические рекомендации родителям "Растим здорового ребёнка!"

В данном документе представлены советы родителям...

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников.

Уважаемые родители! Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК: 1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета...