Принципы и методы интеграции коррекционно- развивающего компонента в воспитательный процесс
методическая разработка (3 класс) на тему

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Глуховская школа-интернат №2

Доклад по теме:

 «Принципы и методы интеграции коррекционно- развивающего компонента в воспитательный процесс»

Выступление на ШМО

учителей начальных классов

Воспитатель: Баруздина В.И.

Ногинск 2017г

Принципы – это закономерности, определяющие и организующие воспитание; это положения, которые определяют отбор и содержания, выбор приоритетов, методов и приёмов работы воспитателя, исходя из целей и задач, которые перед ним поставлены.

Эффективная организация воспитательного процесса зависит от многих факторов. Знание закономерностей позволяет воспитателю работать эффективно. И наоборот – отсутствие раковых ведёт к трудоёмкости процесса воспитания, малой его эффективности.

Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходить коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребёнка на основе развития его потенциальных возможностей. Это процесс развития механизмов компенсации дефекта. Воспитание в коррекционной школе-интернате не должно сводиться лишь к показу моделей, форм поведения, подлежащих усвоению путём многократных упражнений.

Планируя воспитательный процесс, организатор во главу угла ставит личность ребёнка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение) включаются в планируемую воспитательную работу в качестве направлений коррекционного воздействия.

Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

  • воспитательных мероприятий;
  • оформления окружающей среды;
  • разработки коррекционно-развивающих упражнений;
  • овладения воспитателями технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать своё «Я».

Принципами планирования и методами реализации такой коррекционно-развивающей направленности являются следующие.

Принцип мотивации, предполагающий наличия побуждения, стремления у ребёнка к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем. Иначе говоря, задача занятия (например, познакомить с правилами поведения в транспорте) должна быть предъявлена воспитанникам в такой форме, чтобы дети захотели её решать (знакомиться с этими правилами, осваивать их).

Постановка задач занятия должна служить цели развития мотива деятельности наших детей как осмысленного побуждения для определённых действий: слушать воспитателя, смотреть диафильм, читать книгу. Нельзя навязывать, а тем более подросткам, готовые формы, догмы, правила. Надо создавать ситуации, в ходе которых они сами искали бы решение. Но наши дети зачастую не хотят ничего делать; у них не развита мотивационная сфера; у них плохо работает анализаторная система, через которую поступает, должна поступать информация. Что делать?

Вот с этой целью воспитателю и предлагается включать в занятия специально оформленные, разработанные задания и упражнения.

Реализация принципа мотивации достигается следующими приёмами и методами:

1) Постановка проблемных заданий: детям демонстрируется картина, слайд, на котором изображён мальчик, сбитый велосипедом. Почему это произошло? Кто виноват в этой ситуации?

Или: на дискотеке стоит неопрятная девушка. Почему она не танцует?

2) Постановка познавательных задач, предполагающих активацию интеллектуального компонента познавательной деятельности.

Например, «Расшифруйте тему нашего занятия (вставить картинку)»: (треугольник, круг, квадрат) в этих фигурах начальные буквы названия темы занятий. Детям предлагается соотнести букву, расположенную в какой-то конкретной геометрической фигуре, и вставить её в название темы, оформленной в виде ряда геометрических фигур. (В нашем примере это будет слово – ДОМ).

                                             

                                                                                                 

                                                 

       М                                              Д                                                О                                                                                                   

При таких постановках задач воспитатель формирует мотивы деятельности воспитанников, в которую они включаются. Следовательно, речь идёт н просто об этапе «Введение в тему занятия» и знакомстве детей с темой, а о развитии личности ребёнка посредством формирования его мотивационной сферы.

3) Ещё один приём, который служит цели развития мотивации – аргументированная оценка, похвала, поощрение. В значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Поэтому очень важно правильно её организовать практически, раскрыть её механизм.

Ошибочно думать, что оценка является лишь регистрацией того, что сделал ребёнок: плюс или минус. Оценка базируется на результатах деятельности, её достижениях или провалах, и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности. Необходимо, чтобы ребёнок, выполняя задание, думал о самом задании, о том, как он его делает, а не что он получит по его выполнении.

Учитывая фактор оценки как личностнообразующей, нам необходимо учитывать характер отношения ребёнка и оценивающего его окружения. Намного легче делать своё дело в доброжелательном окружении: «Не робей, не бойся, я с тобой; ты сильный, собери свою волю – у тебя получится; ты умеешь это делать очень хорошо; ты можешь нам помочь и т.п.

Речь идёт об оценке проявления личности в процессе выполнения задания, а не просто о регистрации результата. Для наших подопечных (с нарушенной эмоционально-волевой сферой, с психопатоподобным поведением, с чувством социальной неполноценности, с завышенной самооценкой) аргументированная, распространённая оценка его деятельности выступает мощным средством коррекции указанных отклонений. Воспитатель должен знать, как озвучить оценочную информацию, применительно к каждому воспитаннику. Общая оценка группы: «Мы все хорошо поработали, поэтому сейчас будет пить чай с тортом» - наислабейший вариант коррекционно-развивающего сопровождения.

Предпочтительны следующие высказывания:

  • «У тебя не совсем так получилось, как могло бы, но ты смог справиться с этим заданием; ты очень хорошо работал с раскрасками – я нигде не заметила ошибок. Может, ты мне сам подскажешь, где их искать?»;
  • «Ты не смог справиться с этой задачей, но пусть тебя это не волнует: даже старшеклассники сразу её не решили; но вот те варианты решения, которые я вижу, - это свидетельство твоего поиска, а значит – ты можешь...»
  • «Ты (мы) справился(лись) с заданием, которое было нет под силу детям из соседней группы. Причём сделал(и) это быстро, чётко...»;
  • «Мы сегодня освоили сложнейшие операции, которые были недоступны ребятам из другой группы... Особенно чётко и слаженно работали...»

Необходимо оценивать сам процесс деятельности, а не результат.

именно при оценке, которая соотносится с уровнем притязаний и достижений личности, реальным становится управление деятельностью воспитанников, организацией её в нужном направлении.

Почему потеряна дидактическая значимость отметки? Потому, что зачастую педагог выставляет оценки, которые реально не соотносятся ни с уровнем возможностей ребёнка, ни с качеством его работы (деятельности), ни с уровнем его достижений (то есть то, что ему уже легко даётся). Вот почему мы обращаем особое внимание воспитателей на оценку деятельности воспитанников.

Это мощное средство коррекции эмоционально-волевой сферы – при условии знания соотношения сильных и слабых сторон личности каждого воспитанника, учитывая тот факт, что взаимоотношения воспитателя и воспитанников насквозь пропитаны оценочными моментами: в оттенках интонации педагога, в том, как он спрашивает, как принимает ответы.

Не только положительная, но и отрицательная оценка может оказать благотворное влияние, если она объективно обоснована и мотивирована. Важным фактором является соответствие уровня сложности задания уровню возможностей воспитанников.

Принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы при условии:

  • постановки проблемных задач;
  • постановки познавательных задач;
  • аргументированной, обоснованной оценки, соотносящейся с уровнем притязаний и достижений личности.

Принцип продуктивной обработки информации – это создание воспитателем таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную воспитателем. Речь идёт о включении в занятие заданий, побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать информацию, уже полученную от взрослого (воспитателя), но в своём индивидуальном задании, то есть перенести способ обработки информации: изготовление поделок, ИЗО-деятельность, выбор из предложенных вариантов адекватных поведенческих решений – на персональное задание.

Пример: 

На занятии по ИЗО детей предлагается изготовить аппликацию «Цветы». Занятие можно провести обычно: провести анализ данной аппликации, выделить этапы и последовательность работы. Далее на подносе учащиеся получают необходимый материал, изготовят цветы по «образцу» и «подобию» той, которую показал воспитатель. Воспитатель в процессе работы поправит ошибки, оценит работу.

Но экспериментальные исследования подтвердили следующий тезис: наиболее эффективными условиями развития навыков коммуникативного поведения у ребёнка с ОВЗ являются ситуации творческого характера развития его способностей и потенциальных возможностей, предполагающие возникновение аффекта (стимула), побуждающего ребёнка к преодолению трудностей (Л.С. Выготский).Эти трудности (если они соотносятся с возможностями воспитанников) «не размагничивают ребёнка, не заставляют бежать от них, а активизируют его, они приводят к обходному пути развития».

Что это за трудности? Как понимать «аффект, побуждающий ребёнка», где «место» воспитателя в занятии?

Исследования показали, что наиболее эффективными методами и приёмами общения, побуждающих воспитанников осваивать, присваивать необходимый социальный опыт, является развитие компенсаторных процессов формирующейся личности, что возможно лишь при условии создания системы межфункциональных связей. Эта система формируется у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекции вторичных, третичных осложнений, связанных с культурными недоразвитием, выпадением ребёнка из культурного окружения, из «питания» среды.

В нашем примере «Цветы» реализация данных тезисов могла бы иметь следующий вариант:

I. Введение в тему:

а) демонстрация аппликации, беседа воспитателя;

б) инструктаж:

  • технический (как её делать): этапы изготовления, план работы и т.п.;
  • организационный: выбор пакетов со своим индивидуальным заданием;
  • каждому ребёнку предоставлена возможность самому выбирать пакет с индивидуальным заданием, то есть своя аппликация, аналогичная только что рассмотренной: розы, пионы, ромашки, букет из веток и т.д.

Перед детьми возникают трудности: как изготовить свою аппликацию? Но эти трудности соотносятся с их возможностями: только что воспитатель объяснил, как это делать; на доске вывешен план работы.

Так создаются реальные условия для учёта индивидуального и дифференцированного подхода, без которого немыслима педагогическая деятельность в коррекционном учреждении.

Принцип развития и коррекции высших психических функций – это следующая закономерность, которую необходимо учитывать, планируя работу воспитателя. Речь идёт об обязательном включении в занятие специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной операции.

В основу этого принципа положены основные идеи Л.С. Выготского, высказанные им в учении о компенсации. «Наиболее воспитуемыми оказываются высшие психические функции по сравнению с элементарными... Результаты сенсомоторной тренировки бедные. Теоретические и экспериментальные исследования доказали, что мало и чрезвычайно слабо развивается, например, обоняние; наиболее воспитуемыми оказываются высшие функции, высшие процессы».

Другими словами, работа воспитателя должна быть ориентирована не на тренировочные упражнения, многократное повторение догм и истин поведения, а на развитие мышления, памяти, внимания, речи. Именно акцент на развитии различными методами и приёмами высших психических функций в ходе каждого занятия позволит нам не приспосабливаться к дефекту, а преодолевать его.

Использована литература:

1. Методическая библиотека. Пособие для воспитателей и учителей.

Авторы: Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова.

Издательство «АРКТИ» Москва.

2. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственной культуры школьников посредством введения казачьего компонента в воспитательный процесс МБОУ Платовской СОШ

Использование национально-регионального компонента  во внеурочной  деятельности способствует формированию целостных знаний о Донском  крае, развитию  творческих и исследовательских...

« Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - основа усвоения программного материала» (муниципальный семинар учителей КРО)

Данная разработка содержит: план муниципального семинара, выступление учителя начальных классов «Методы обучения и воспитания детей с ЗПР. Особенности их применения в коррекционно-педагогическом ...

Коррекционно - развивающий компонент на уроках русского языка.

Данный комплекс заданий отрабатывает орфографическую зоркость корневых орфограмм для учащихся 3 - 4 классов....

ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Одним из новых и перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательно-воспитательный процесс является проектный метод. Проектная деятельность направлена на активизацию учащихся, ра...

Коррекционно-развивающий компонент в воспитательском занятии

Особенности ребенка, которые должны учитывать педагоги при подготовке занятия с корекционно-развивающим компонентом....

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающий компонент в преподавании предметной области «технология»»

Коррекционно-развивающий потенциал профильного трудового обучения трудно переоценить, поскольку оно является действенным средством при коррекции нарушений:- развивается мотивационно-ценностная с...

Реализация принципа наглядности в системе коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету», К. Д. У...