Формирование нравственной культуры школьников посредством введения казачьего компонента в воспитательный процесс МБОУ Платовской СОШ
статья (4 класс) по теме

Косарева Ирина Викторовна

Использование национально-регионального компонента  во внеурочной  деятельности способствует формированию целостных знаний о Донском  крае, развитию  творческих и исследовательских умений учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование нравственной культуры школьников посредством введения  казачьего компонента в воспитательный процесс МБОУ Платовской  СОШ»

« Если человек равнодушен к старым улицам –                  значит, у него нет любви к    своему городу.

Если он равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла» Академик Лихачев

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с молодежью, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России.

Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.

Отправной точкой по переходу обычной средней общеобразовательной школы в статус казачьей стало создание программы развития под

 названием : « Развитие  гражданственности и патриотизма у учащихся через  постижение духовной казачьей культуры, возрождения   истории казачества и его  традиций».

В  процессе  внедрения данной программы были  внесены изменения в учебный план школы. В ходе  реализации регионального компонента « история возрождения казачества» в 4 класс введен факультатив   « Сказки Тихого  Дона».

      Целью которого  стало   формирование целостных знаний о родном крае,    развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

Задачи курса:

- формирование   у школьников познавательного   интереса к истории и традициям казачества, стремление у детей сохранять и приумножать культурное наследие своей станицы и края;

 -совершенствование  физического и психологического здоровья учащихся,

 - изучение  православных традиций;

- приобщение  учащихся к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.

Приоритетными  направлениями  является  формирование нравственной культуры школьников посредством введения  во  внеурочную деятельность   методов  работы, которые обладают более широкими  возможностями в  развитии духовно-нравственных  ценностей обучающихся.

На  собственном опыте я  убедилась, что использование содержания национально – регионального компонента во внеурочной работе в начальной школе способствует стимулированию интереса  школьников к изучению истории казачества.

В своей работе я использую материалы о родном крае. Много интересного и полезного об его истории  узнают ребята на внеклассных занятиях. Были проведены  следующие  мероприятия: «Кто мы, откуда. Где  наши  корни?»

В ходе  реализации внеурочной деятельности  были  выявлены учащиеся, у которых дедушки были казаками.

 В результате  краеведческого расследования ребятам  удалось собрать очень интересную информацию о жизни  и  быте  потомственных казаков, были  найдены  старинные  фотографии. Учащиеся  решили продолжить  начатую  работу  оформить альбом, посвященный  нашим землякам.

Одним из  мероприятий ,которое  увлекло моих  детей в интересный и красивый мир  истории, культуры, самобытности  казачьих  традиций  Донского  края, стало : «Казачий  быт», «Казачий  костюм».

Для  подготовки  я использовала следующие направления:

-иллюстрирование национальных  костюмов казака и казачки;

- технику  работы  с  пластилином: изготовление макета « Казачий  городок»

В рамках  проведения  мероприятий я широко использую организационно-деятельностные  игры, викторины,  конкурсы,  праздники, совершаем  с учащимися экскурсии. Такие формы работы не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.

Мои дети посетили центр сохранения казачества: краеведческий  музей г. Новочеркасска. Где была  представлена интересная экспозиция «Казаки-защитники Родины», на которой можно увидеть одежду, оружие, фотоматериалы.  Взгляду учащихся открылось славное прошлое их предков, они по-новому увидели  свой родной  край.

Итогом проведения экскурсии стала исследовательская деятельность: создание  презентации, что  явилось  своеобразным  отчетом о посещении музея.

  Дети активно принялись за работу,  дружно разрабатывали тексты слайдов презентации, предлагая различные варианты оформления работы.  

Учащимися  класса  был  организован  сбор казачьей утвари, для  оформления уголка « Казачий  уклад ».

Таким образом, гражданско- патриотическое воспитание  личности  проходит через исследовательскую деятельность, которая основана на традициях Донского  казачества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе

Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...

«Внеурочная деятельность по программе «ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ», как средство формирования нравственности младших школьников»

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа,  а значит и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо кажд...

Формирование нравственности у школьников.Основные методы нравственного воспитания

Раскрывается проблема нравственного воспитания. Кратко рассматриваются основные методы нравственного воспитания: метод убеждения, метод коррекции поведения, метод игровых ситуаций, метод стимулировани...

Формирование нравственных ценностей через понятия доброжелательность и справедливость в процессе изучения литературного чтения младших школьников.

Формирование нравственных ценностей через понятия доброжелательность и справедливость  в процессе изучения литературного чтения младших школьников.Подготовила Подгайная Ирина Николаевна, учи...

СТАТЬЯ "Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»"

СТАТЬЯ "Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»"...

«Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»

В рамках проекта «Школа без образовательных тупиков» 27.04.2021г. прошел семинар  «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры».В ходе семинара расс...