Классный час "Арктика"
классный час (4 класс) по теме

Коновальцева Людмила Васильевна

Воспитание чувства патриотизма; любви к родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

ТЕМА: СУРОВАЯ АРКТИКА

Цель: Воспитание чувства патриотизма; любви к родному краю.

Главная мировоззренческая идея Урока: показать обучающимся ценностное содержание и целостность окружающего мира, связь человека с природой; способствовать формированию активной жизненной и познавательной позиции школьников.

Учитель: Дорогие ребята, Сегодня мы поговорим о крае таком родном и близком, о крае, где мы все родились и живем. Сегодня у нас классный час о Якутии.

Ученик 1: Для многих поколений коренных северян, Арктика, ее суровая природа являются колыбелью. Республика Саха (Якутия) расположена на северо-востоке Евразии и занимает значительную часть Восточной Сибири России. Столица - г. Якутск. Почти вся территория Якутии расположена в зоне развития сплошной толщи многолетнемерзлых пород. Природа Якутии очень разнообразна: это равнины и горы, арктические пустыни и тундры, лесотундра и обширные степи, зеленые луга и водно-болотные угодья, хвойная тайга, смешанные леса и березовые рощи, высокогорные ледники и обширные плоскогорья, присущие только Якутии алаасы.

Разгадав ключевое слово, вы узнаете название северной полярной области земного шара. (Арктика.) Слайд 1.

hello_html_m4e6c2b2b.png

1. Как называется нетающий слой льда, который находится под тонким слоем почвы. (Мерзлота.)

2. Крупное животное Арктики. (Морж.)

3. Полярные цветы, которые очень красиво цветут в Арктике весной. (Маки.)

4. Промысловая рыба, обитающая в Северном Ледовитом океане. (Треска.)

5. Полярное растение, являющееся основной пищей северных оленей.(Лишайник.)

6. Люди, которые живут и работают в Арктике. (Полярники.)

7. Одна из самых шумных птиц на арктических «птичьих базарах». (Кайра.)

Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

М. Дудин

Знаете ли вы? Слайд 2.

џ Полярный медведь способен проплыть без отдыха 80 км.

џ Песец уходит в глубь ледяных полей на сотни километров от берега океана.

џ Полярная лисица зимой бродит по льдам, питаясь падалью или остатками «со стола» полярных медведей.

џ Некоторые арктические растения, живущие под снегом, имеют тёмные листья и стебли. С наступлением весны они притягивают солнечные лучи и таким образом растапливают около себя снег.

џ Цветы на Крайнем Севере опыляют главным образом мухи, которые не различают цвета.

џ У тюленя слой подкожного жира бывает до 10 см, а у некоторых китов достигает 50 см и весит несколько тонн.

џ Моржи любят греться на солнышке, при этом они даже загорают. Под действием солнечных лучей кровь приливает к коже, которая принимает ярко-розовый цвет.

џ Морж может подолгу не расставаться с любимой и её разновозрастными детёнышами от предыдущих «браков», защищая и охраняя своё семейство.

џ Новорожденный моржонок весит около 50 кг.

џ Морж может съесть за день 3000 моллюсков.

џ За год полярная крачка пролетает более 40 000 км.

Арктика

Сердце Арктики – Северный Ледовитый океан. Это единственный на планете океан, почти полностью окружённый материками и почти целиком покрытый плавучими льдами, которые находятся в постоянном движении. Для людей Ледовитый океан смертельно опасен: он очень холодный. Даже летом температура воды близка к точке замерзания, и человека, провалившегося в студёную воду, ждёт неминуемая гибель. Но, несмотря на сильный холод, жизнь в Ледовитом океане бьёт ключом. Его воды изобилуют планктоном, медузами, а также тюленями и китами. Слайд 3.

Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень суров. Арктические пустыни расположены на островах Северного Ледовитого океана и на севере полуострова Таймыр. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность очень скудная. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Всё белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зелёная льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

Значительная часть поверхности земли покрыта льдами. Зима долгая и суровая, лето короткое и холодное. Средняя температура самого тёплого месяца близка к нулю (менее +4 °С). В таких условиях снег летом не везде успевает растаять. Формируются ледники. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти не развиты. Растительность на свободной от снега и льда поверхности не образует сомкнутого покрова. Это холодные пустыни. Среди растений господствуют мхи и лишайники. Цветковые растения представлены небольшим числом видов и встречаются редко. Из животных преобладают те, которых кормит море: птицы и белые медведи. На скалистых берегах летом размещаются шумные птичьи базары.

Северный полюс

Северный полюс расположен посреди Северного Ледовитого океана в окружении Северной Америки и Евразии. Там царит жестокий холод. Лёд сковывает большую часть океана почти круглый год. Весной в средней части океана толщина льда составляет около 3 м, и мореплаватели могут преодолеть такую преграду. В Северном Ледовитом океане есть острова, самый большой из них – Гренландия. Это первый по величине остров в мире. Более 4/5 острова покрывает ледяной панцирь, второй по толщине в мире.

Встреча с айсбергом

В июне 1893 года канадский пароход «Порция» проплывал мимо айсберга. Пассажиры захотели разглядеть айсберг поближе и уговорили капитана приблизиться к одному из них. «Порция» застопорила машины в 70 м от айсберга. Длина плавучей горы составляла почти четверть километра, высота – 60 м!

Неожиданно искрящаяся на солнце ледяная гора стала быстро удаляться от парохода, и в тот же момент корпус судна испытал резкий толчок. Изумлённые матросы и пассажиры увидели, что пароход лежит на огромной льдине и с каждой минутой поднимается всё выше над поверхностью воды.

Произошёл невероятный случай! Известно, что время от времени айсберги переворачиваются. Пароход был подхвачен щелью в подводной части айсберга и оставался на вершине ледяной горы несколько минут. Затем айсберг качнулся и снова занял прежнее положение, а судно опустилось на воду. Капитан с большим трудом довёл судно до ближайшего порта.

Животные Арктики

Для большинства арктических животных холод – не проблема: их тело не вырабатывает тепла, значит, и погибнуть от его потери они не могут. Холоднокровные животные прекрасно чувствуют себя в ледяной воде. Большинство из них живут на морском дне, где температура круглый год держится около 4 °С. В этом сумрачном, холодном, но никогда не замерзающем мире медленно ползают и плавают разнообразные холоднокровные животные: моллюски, ракообразные, рыбы.

Для теплокровных обитателей Северного Ледовитого океана холод – серьёзная угроза для жизни. У китов и тюленей температура тела практически не отличается от нашей. Если она падает хотя бы на несколько градусов, они могут умереть от переохлаждения.

Арктические теплокровные животные справляются с этой проблемой с помощью толстой шкуры и мощного слоя подкожного жира. Жир – прекрасный теплоизолятор, который препятствует переохлаждению тела.

Растительность Арктики Слайд 4.

Там, где всё покрыто льдом, жизнь кажется невозможной. Но это совсем не так. В местах, где из-подо льда на поверхность выходят скалы-нунатаки, существует собственный растительный мир. В трещинах скал, где скапливается небольшое количество грунта, на оттаявших участках ледниковых отложений – морен, вблизи снежников селятся мхи, лишайники, некоторые виды водорослей и даже цветковые растения. Среди них мятлик, пушица, полярный мак, куропаточья трава (дриада), осока, карликовые ивы, берёзки, разные виды камнеломок. За холодное полярное лето они успевают зацвести и даже дать плоды.

C:\Users\Галина Васильевна\Desktop\search.jpg




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...