Коррекционная работа. Застенчивость.
консультация по теме

Иванова Ольга Евгеньевна

Данный комплекс является вспомогательным по борьбе с застенчивостью ребёнка, является помощью для учителя и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zastenchivost.docx19.79 КБ
Файл igra_situatsii.docx14.28 КБ

Предварительный просмотр:

Застенчивость и его коррекция

Застенчивость - черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников. Как правило, застенчивость проявляется в детстве и обычно сохраняется на протяжении всего младшего школьного возраста. Но особенно отчетливо проявляется на пятом году жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого.

У застенчивого ребёнка оказывается уязвимой область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда в этом возникает необходимость, он робеет и замыкается в себе. Ребёнок начинает испытывать внутреннее противоречие: с одной стороны желание вести себя непринуждённо и с другой — страх перед спонтанным выражением чувств.

Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако это не совсем так. Как правило, у застенчивого ребенка отношение к себе как личности самое положительное. Его проблема заключатся в другом. Ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом дети продолжают высоко оценивать себя, но с точки зрения взрослых — родителей и воспитателей их оценка становится все ниже.

Застенчивые дети стесняются выступать на публике – на различных детских мероприятиях, на школьных занятиях, – что заставляет их чувствовать себя не такими умелыми, умными и талантливыми, как другие ребята. Часто наиболее ярко застенчивость проявляется в тех видах деятельности, которые для ребенка являются новыми. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом и попросить помощи. Адаптация ребенка к школе происходит крайне медленно, с большим трудом. Застенчивый ребенок стесняется поднимать руку на уроке, плохо отвечает у доски, несмотря на хорошую подготовку, что часто снижает его успеваемость по школьным предметам.  Он не решается задать вопрос учителю, даже самый необходимый для него. Застенчивый ребенок старается затеряться в толпе, нередко теряя свою индивидуальность. На уроках такого ребенка трудно заставить отвечать на вопросы учителя, и если все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно очень короткими репликами. В любой ситуации, требующей от ребенка каких-то самостоятельных решений и действий на виду у публики, предполагающей оценку его действий другими людьми или включающей элементы соревнования, его и так ограниченные возможности полностью парализуются. Вследствие этого у ребенка повышается уровень тревожности и возникает ложное представление о себе, как о неспособном ученике, что усиливает его застенчивость.

Но у застенчивого ребенка есть и плюсы.

Застенчивый ребенок относится к себе с большей критикой, нежели обычный, что позволяет ему замечать и исправлять в себе кучу недостатков, которым дети, не страдающие застенчивостью, не придают особого внимания.

Застенчивый ребенок лучше следит за собой, за гигиеной своего тела, ухоженностью лица, поэтому он всегда выглядит аккуратно и опрятно.

Существует принцип: "Лучше быть застенчивым, чем наглым".

Застенчивый ребенок выглядит серьезным и сосредоточенным, что может сыграть важную роль в глазах старших.

Застенчивость не порок, а просто временное неудобство!

Причины застенчивости:

1)Предрасположенность к застенчивости детей с чувствительной, возбудимой нервной системой.

2) Несформированность у ребенка навыков эффективного общения с другими людьми.

3) Особые условия воспитания и личность родителей. Если хотя бы один из родителей застенчив, вероятность того, что и ребенок будет застенчив, возрастает.

4) Навешивание ребенку ярлыка застенчивости.

5) Очередность рождения ребенка в семье: среди первенцев больше застенчивых.

6) Преждевременное психологическое обособление ребенка от матери, ведущее к возникновению у ребенка страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх – отличительная черта глубоко застенчивых детей.

Рекомендации родителям:         

Как мы говорили, часто застенчивость ребенка с возрастом проходит, но большинству детей все-таки необходима помощь со стороны взрослых. Вот несколько советов, которые помогут родителям строить свои взаимоотношения с застенчивыми детьми.

Помогите своему ребенку стать более интересным человеком. Развивайте его знания и способности, прививая различные увлечения, любовь к чтению, размышлениям и дискуссиям, путешествиям. Запишите его на курсы, которые научат ребенка координировать свои движения и не стесняться своего тела, например, на танцы, на гимнастику, в театральную школу, в кадетский корпус или же просто в тренажерный зал.

Умение играть на музыкальных инструментах — неоценимое преимущество в плане установления контактов с другими людьми.

Участие — отличное лекарство против застенчивости и вытекающей из нее зацикленности на себе. Умение    взглянуть на мир глазами другого человека, поставить себя на другое место, умение сопереживать — это целый комплекс навыков, который развивается в первые годы жизни ребенка.

Похвала и комплименты. Похвалив человека, который помог вам в вашем успешном начинании, вы тем самым расширяете круг людей, довольных его результатом. Точно так же, высказав комплимент относительно чьей-то внешности или способностей, вы и сами от этого выигрываете.

Детям необходимо выражать все свои самые сильные эмоции. Они должны уметь выражать нежность и любовь точно так же, как злость или гнев. 

Родители могут помочь своим детям преодолеть застенчивость, приглашая к себе домой детей более младшего возраста того же пола, а со временем включая в группу и ровесников ребенка обоих полов. 

Перед праздниками или другими шумными событиями в детском саду или дома расскажите ребенку, что будет происходить на празднике, кто приглашен, что будут делать.

Понаблюдайте за собой. Частая причина детской стеснительности кроется в поведении родителей: критике, публичном пристыживании, чрезмерном контроле каждого шага ребенка. Одновременно с этим такое поведение не уравновешивается проявлениями родительской любви и похвалами. Понаблюдайте за собой и подумайте, как вы можете изменить отношение к ребенку, чтобы помочь ему раскрепоститься.

Не давайте противоречивых команд. Когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» и подобное, он не понимает, что ему нужно сделать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.

Давайте ребенку «бытовые» задания. Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду и расплачивается в магазине.

Учите ребенка благодарить. Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации.



Предварительный просмотр:

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...

Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно -развивающего пространства....

Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.

Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

Уроки русского языка занимают одно из основных мест в общей системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Дети с ограниченными возможностями здоровья и говорят и слышат, н...