Когнитивный потенциал умственно отсталых детей.
методическая разработка (1 класс) на тему

Певнева Людмила Васильевна
Работая с детьми с умственной отсталостью, мы руководствуемся теорией Выготского «Коррекции подлежит не дефект, а личность ребёнка». Поэтому я направляю усилия на развитие личностных качеств обучаемых. Нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое воспитание – это то, на чём держится педагогика умственно отсталых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Когнитивный потенциал умственно отсталых детей.

Подготовила воспитатель ГПД Певнева Л.В.

Работая с детьми с умственной отсталостью, мы руководствуемся теорией Выготского «Коррекции подлежит не дефект, а личность ребёнка». Поэтому я  направляю усилия на развитие  личностных качеств обучаемых. Нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое воспитание – это то, на чём держится педагогика умственно отсталых детей. По всем этим направлениям в школе составлены программы, которыми мы руководствуемся в нашей работе.

 

Личностные учебные действия  обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Для формирования этих действий я провожу разъяснения хороших и плохих поступков, жизненных ситуаций, учу понимать эмоции людей, сочувствовать, сопереживать. При знакомстве со сказками  мы учимся выражать своё отношение к героям сказок, их поступкам.

  Коммуникативные  учебные  действия  обеспечивают  способность  вступать  в  коммуникацию  со  взрослыми  и  сверстниками в процессе обучения.

Что я могу сделать в ГПД?    ГПД – это совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка.

Но, к сожалению, у нас ещё не закончился адаптационный период . Есть ребята, которые уже привыкли к новым условиям, а есть которые ещё страдают. Есть  ребята, которые ещё хотят поспать днём. Почти все ребята не могут сами одеваться, переобуваться, пользоваться туалетом и выражать свою просьбу. Уровень тревожности у ребят  ещё высокий.

  Я решила, что сблизить ребят, установить новые эмоциональные отношения к себе, одноклассникам и внешнему миру  поможет игра. Первые занятия показали, что детям трудно даётся игра, они не могут расслабиться, перевоплотиться. Дети не случайно берут с собой игрушки. Рядом с любимой куклой или машинкой ребенок чувствует себя защищенным. Игрушка — это частичка любимого и безопасного дома. Особенно важно чувство защищенности для робких и застенчивых детей. Им трудно сблизиться с одноклассниками, включиться в совместные игры.Влад Шинаков, Мурадасилов Мухаммед М ещё наблюдает за ребятами. Позже они, конечно, вольются в коллектив и будут чувствовать себя комфортно среди одноклассников, а пока, на первых порах, пусть будет рядом с ними любимая игрушка.

Что же является наиболее сложным для  наших первоклассников?

 

Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.

 

Нашим ребятам  неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока учитель спросит) стали привычными. Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Почему нужно сидеть только за своей партой.

 

Кроме того, ребята  познакомились друг с другом  и начали строить свои отношения с одноклассниками. У нас наметились два лидера- Алисе и Ибраим, которые не могут поделить сферу влияния: кто будет стоять первый, кто понесёт пакет с мылом в столовую, кто будет первый помогать воспитателю?

 

Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы наши первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

 

Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. С этой целью я провела  адаптационные занятия:

1.Знакомство. Знакомство первоклассников с учителями  и друг с другом.

2 Правила школьной жизни. Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни и продолжение знакомства друг с другом.    

3.  Для чего ходят в школу. Осознание детьми своего нового статуса школьника.         

Большое значение  для наших обучающихся имеет интересные занятия с логопедом Оксаной Александровной и психологом Юлией Александровной. Сколько впечатлений было от посещения сенсорной комнаты. Причём, интерес быстро пропал у слабого ученика: Макарова Игоря.

Ребята , а особенно родители очень ждут занятий  ЛФК. И особое место занимает  внеурочная деятельность.

 Елена Николаевна  ведёт  «В гостях у сказки». Сказка помогает быстрее адаптироваться к школе. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Ребятам  легче осознавать свои поступки, переживать причины своих волнений через сказочные образы лесных героев.

Яков Владимирович  занимается с детьми подвижными играми.  Оксана Петровна будет учить ребят танцам и Виктория Юрьевна  театральной деятельностью.

 Когнитивный потенциал детей для формирования БУД очень маленький – это значит, что нам предстоит большой спектр работы. Работа с такими детьми представляет чрезвычайную сложность. На начальных этапах обучения основными задачами (и критериями успешности) работы должно быть не только и не столько овладение детьми общеобразовательными знаниями, сколько привитие им навыков самообслуживания, элементарной культуры поведения и общения, развитие моторики, речи, ручной умелости.

Адаптация обучающихся, их здоровье и развитие зависит не только от правильного питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта, индивидуального подхода к ребёнку с учётом его психологических, личностных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обучению грамоте "Звук и буква Ш" для глубоко - умственно - отсталых детей

Создание игровых ситуаций в период обучения грамоте повышает познавательную активность и интерес к учебной деятельности. Урок помогает познакомиться с новым звуком и буквой, закрепить произношение зву...

Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей

Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кру...

Социально-педагогический проект "Творческий микс" для умственно отсталых детей.

Материалы проекта можно использовать при работе с детьми разного уровня развития....

"Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности"

Роль театрализованной деятельности в развитии умственно отсталых детей. Система работы, музыкальные игры- драматизации. Программы по театрализованной деятельности "Арт- фантазия" Чуриловой Э.Г. и "Теа...

Статья УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ:УЧЁТ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Умственная отсталость как понятие объединяет разнообразные и многочисленные формы патологий, которые вызваны недоразвитием познавательной сферы. Данная патология поражает лишь развивающийся мозг, то е...

Контрольная работа по специальной психологии детей с нарушением интеллекта ТЕМА «Внимание умственно отсталых детей»

Контрольная работа была написана на основе опыта работы с детьми с нарушением интеллекта. В этой работе описано,чем отличается внимание у умственно отсталого ребёнка, от внимания ребёнка с сохранным и...

Основы умственного и физического воспитания умственно-отсталых детей

Оглавление:·         Физическое воспитание·         Умственное воспитание умственно-отсталых·...