Программа внеурочной деятельности " Я - гражданин"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Волженина Светлана Анатольевна

Программа внеурочной деятельности " Я -гражданин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_grazhd_3_kl_peredel.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 (духовно-нравственное направление)

«Я – гражданин России»

Разработчик:  Волженина Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

Информация о возрастной группе учащихся.

Программа “Я – гражданин России” используется  в 1-4 классах (возраст учащихся 6,5 – 11 лет).

Назначение программы:

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Место проведения: школа.

Время проведения: вторая половина учебного дня.

Организация работы по программе “Я – гражданин России” рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю), в соответствии с возрастными особенностями учащихся, продолжительность занятий  35 минут.

3 класс «Моя Малая Родина» - 34 часа;

Формы представления результатов:

  • Выставки;
  • Соревнования;
  • Турниры;
  • Портфолио;
  • Конкурсы.

Планируемые  результаты  программы:

Учащиеся  должны  знать:

 ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

о значимых страницах истории страны,  о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, традициях своей семьи и образовательного учреждения, бережно относиться к ним.

  Учащиеся  должны  уметь:

- сочувствовать  человеку, находящемуся  в  трудной  ситуации;

- видеть  красоту  в  окружающем  мире, в  поведении, в  поступках  людей;

- проявлять  уважительное  отношение  к  окружающим.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Участие  в  различных  видах  игровой, изобразительной, творческой  деятельности.

формировать чувство гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину.

Сформировать готовность у  учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции; отвлечь учащихся от противоправной деятельности;

формировать уважение и чувство долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе,  активную жизненную позицию.

 оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;

создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.

Личностные УУД:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные УУД:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные УУД:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

Знание(на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Содержание  программы:

Программа включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

 «Россия – Родина моя» - 34ч.

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Диагностика.

2.“Я и семья”(7ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.  

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.

Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.  Новогодняя сказка.  

Экскурсии в вернисаж, библиотеку.  

4.“Я и школа”(7ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5.“Я и мое Отечество”(7ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Сад на окошке.

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.  

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

Я – гражданин России

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Прак-

тика

1

Урок мира «По дорогам памяти».

1

1

2

Мой класс – моя семья. Беседа.

1

1

3

Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.  

1

1

4

В гостях у предков. Сказочный марафон.

1

1

5

Наша страна – Россия. Заочное путешествие.

1

1

6

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

1

1

7

Вежливая улица. Викторина.

1

1

8

Каков я в школе? Анкетирование.

1

1

9

Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.

1

1

10

Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.

1

1

11

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен под караоке.

1

1

12

Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час.

1

1

13

Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

1

1

14

Почему меня так назвали. Презентация.

1

1

15

Уважения достойны.  Пожилые люди – мудрые люди. Беседа о пожилых людях.

1

1

16

Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов.

1

1

17

Операция «Красный крест». Как я могу помочь моей бабушке.     

1

1

18

Город, в котором я живу. Конкурс рисунков.

1

1

19

Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

1

20

По каким правилам мы живем. Игра.

1

1

21

Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.

1

1

22

Флаги России. Беседа с творческим заданием.

1

1

23

Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма.

1

1

24

Чем живет планета  Земля? КВН

1

1

25

Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж.

1

1

26

Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

1

1

27

О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1

1

28

У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок.   

1

1

29

Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.

1

1

30

Судьба Земли – наша судьба. Конкурс рисунков.

1

1

31

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс рисунков.

1

1

32

История страны в названиях улиц. Презентация.

1

1

33

Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

1

1

34

Что я знаю о своем крае. Викторина

1

1

Итого:

34

13

21

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

список литературы

1. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

2. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин" 1 - 4 классы

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин "рассчитана  для обучающися 1 - 4 классов, соответствует  ФГОС второго покаления, имеет духовно нраственное направление....

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс ФГОС НОО...

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Педагогическая цель работы с первоклассниками - научить учащихся учиться. Необходимо формировать нормы поведения, развивать социальные способности и умения. Этот этап можно считать необходимым введени...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы

рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...

Программа внеурочной деятельности "Я -гражданин России"

Программа внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

quot;Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества" В. А. Сухомлинский...

Программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"

Программа внеурочной деятельности разработана в качестве инструмента познания своей малой родины,  содержит пояснительную записку;  цели, задачи работы кружка; планируемые результаты; учебно...