Педагогика как наука и искусство
статья на тему

Суханова Наталья Викторовна

Педагогика в своем развитии прошла длинный и сложный путь.

Термин «педагогика» имеет двойное значение:

  • область научного знания;
  • область практической деятельности.

Педагогиканаука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни и развитии личности.

Педагогикасовокупность теоретических и прикладных основ, изучающих воспитание, образование и обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika_kak_nauka_i_iskusstvo.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика как наука и искусство

Понятие о педагогике и ее предмете

(объект изучения, предмет, задачи)

Педагогика в своем развитии прошла длинный и сложный путь.

Термин «педагогика» имеет двойное значение:

  • область научного знания;
  • область практической деятельности.

Педагогика – наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни и развитии личности.

Педагогика – совокупность теоретических и прикладных основ, изучающих воспитание, образование и обучение.

Педагогика – наука о воспитании человека; буквально «детоводство» или «детовождение».

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем, существует 3 взгляда:

  1. Педагогика – дисциплинарная область человеческого знания.
  2. У педагогики роль относительно самостоятельной дисциплины, имеющей свой объект и предмет изучения.
  3. У педагогики роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук.

Педагогика как отрасль философии созрела в начале 17в. Основоположник – Ян Амос Коменский.

Педагогика окончательно сформировалась в середине 19в., когда были определены объект и предмет изучения.

Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.

Цель науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых его законов.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой.

Объект педагогики  воспитание человека человеком (как объективно существующее социальное явление).

Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания – специально организованный учебно-воспитательный процесс.

Основные функции и задачи педагогики:

  1. Аналитические:
  • теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, причинно-следственных противоречий, закономерностей следственных связей процесса воспитания;
  • анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.
  1. Проективно-конструктивные:
  • разработка новых технологий, педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;
  • внедрение результатов педагогических исследований в практику;
  • научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.
  1. Прогностические:
  • обеспечение научно-обоснованного целеполагания и планирования и развития системы воспитания;
  • обеспечение эффективного управления образовательной политики.

Основные вопросы педагогики:

  1. Для чего необходимы воспитание и обучение? Какие задачи они решают? (проблема цели и целеполагания в целостном педагогическом процессе)
  2. Кто и ради кого осуществляется воспитание и обучение? (проблема субъектов педагогического процесса) Есть 2 позиции: авторитарная и гуманистическая.
  3. Чему учить и какие ценности передавать в целостном педагогическом процессе? (вопрос содержания воспитания и обучения)
  4. Как учить? (вопрос о методах, средствах, формах воспитания и обучения и общих принципов подходов к их разработке)
  5. Где учить и воспитывать, и какими должны быть в стране педагогические системы и образовательные модели?
  6. Кому и как управлять системой образования?

Если основная задача педагогической деятельности – осуществлять воспитание и обучение на основе научных разработок, то основная задача педагогической науки – вести исследования и обеспечивать практику такими разработками.

Задачи:

  1. Постоянные:
  • вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения и управления педагогической системы;
  • изучение практики, опыта педагогической деятельности;
  • разработка новых методов, средств, форм, систем воспитания, обучения и управления;
  • прогнозирование образования;
  • внедрение результатов исследований в практику.
  1. Временные:
  • создание электронных пособий и библиотек;
  • определение новых критериев и стандартов педагогического профессионализма;
  • выявить природу пониженной стрессоустойчивости у учащихся;
  • проанализировать в связи с этим природу типовых конфликтов в режимах взаимодействия.

Основные педагогические понятия

  1. Воспитание, как педагогическое, социальное и др. явление – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию ребенка, становлению собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей, вхождению его в контекст современной культуры.

Воспитание, как социальное явление – преднамеренная и целенаправленная передача общественно-исторического опыта подрастающему поколению в овладении ими практическими трудовыми умениями и выработанным опытом отношений и поведения.

Аспекты:

  • типы воспитания (первобытной эпохи, рабовладельческой; восточный и западный);
  • виды воспитания:
  • по институциональному признаку: семейное, школьное, внешкольное, религиозное, по месту жительства, в детских домах и интернатах;
  • по стилю отношений: авторитарное, демократическое, либеральное.
  • модели воспитания:
  • идеальная;
  • прагматическая;
  • гуманистическая;
  • социетарная;
  • технократическая (новые технологии).

Воспитание, как направление воспитательной работы: нравственное, умственное, физическое, трудовое, экологическое, эстетическое, половое.

Воспитание, как поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств.

Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

  1. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

Основа обучения – знания, умения, навыки.

Знания – усвоенная учебно-познавательная информация (понятия, теоремы, законы, факты и т.п.).

Умения – сформированные действия на основе полученных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки – действия, доведенные до автоматизма путем многократного упражнения.

  1. Образование, как педагогическое явление рассматривает как процесс и результат усвоения системы знаний в интересах человека, общества и государства; многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение и самореализацию личности в изменяющейся социокультурной среде; становление развития, рост самой личности как таковой.

Образование классифицируется:

  • По уровню: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее полное общее, высшее.
  • По содержанию: общее, профессиональное (учитель, врач), специальное (учитель начальных классов, хирург).
  • По форме получения: стихийное, формальное, организованное.

Типы образования:

  1. образование в древних обществах: освоение мира в форме сказок, былин, песен, мифов;
  2. схоластическое: тренировка памяти и воли, овладение грамотой и риторикой;
  3. просветительское: возникло в 17в., бурное развитие научного знания, становление систем школ).

Модели:

  1. как государственно-ведомственная организация (система образования организуется и контролируется государством);
  2. рационалистическая модель строится на теории управления людей и его формирования (ученик занимает пассивную роль, а учитель действует в строгом соответствии с установленными правилами);
  3. неинституциональная модель ориентирована на организацию образования вне социальных институтов (интернет, дистанционное обучение, на природе).

Виды образования:

  1. по характеру усваиваемых научных знаний: филологическое, биологическое, экономическое;
  2. по виду доминирующего содержания образования: теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное;
  3. по виду человеческой деятельности: музыкальное, художественное, медицинское, педагогическое;
  4. по типу освоения культурных ценностей: классическое, религиозное;
  5. по масштабу освоения культурных ценностей: национальное, отечественное, международное, глобальное;
  6. по типу образовательной системы: университетское, академическое, гимназическое;
  7. по сословному признаку: элитное, массовое.

Образование – есть то, что остается, когда все выученное забыто.

  1. Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
  2. Формирование – процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, образования социальной среды; процесс становления человека, как субъекта и объекта общественных отношений.
  3. Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.
  4. Самообразование – самостоятельное усвоение знаний, умений, навыков, совершенствование уровня образования.

Перевоспитание – изменение, освобождение от негативных привычек.

  1. Самовоспитание – сознательная, целенаправленная деятельность человека по формированию и усовершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Структура педагогической науки

  1. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях всех типов.
  • Общие основы педагогики – изучает предмет, методологию педагогического исследования, обосновывает цель и структуру целостного процесса образования.
  • Теория воспитания – изучает закономерности процесса воспитания.
  • Теория обучения или дидактика – изучает закономерности образования.
  • Теория управления образованием или школоведение – изучает теоретические основы педагогического менеджмента.
  1. Возрастная педагогика – изучает особенности воспитания, образования и обучения на разных этапах.
  • Преддошкольная или ясельная (1-3 года).
  • Дошкольная (3-7 лет).
  • Школьная: начальная, средняя, старшая.
  • Педагогика взрослых: профессионально-техническое, средне-специальное образование, образование высшей школы).
  • Андрагогика.
  1. Коррекционная педагогика или специальная.
  • Логопедия – изучает пути преодоления и предупреждения проблем речи.
  • Сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих.
  • Тифлопедагогика – слепые и слабовидящие.
  • Олигофренопедагогика – умственно отсталые.
  1. История педагогики и образования – изучает теорию и практику воспитания и образования в различных цивилизациях и в различные исторические периоды.
  • История России.
  • История Европы.
  • История Советского периода.
  1. Отраслевая педагогика.
  • Военная.
  • Спортивная.
  • Семейная.
  • Производственная.
  • Педагогика перевоспитания правонарушителей.
  1. Частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных дисциплин.
  2. Этнопедагогика – изучает закономерности и особенности традиционной культуры воспитания, этнического воспитания.
  3. Сравнительная педагогика – ведущие тенденции развития образовательного процесса в современных странах и их сравнение.
  4. Лечебная педагогика – развивается на границе с медициной.
  5. Социальная педагогика – вопросы обучения и воспитания человека в обществе.

Связь педагогики с другими науками.

  1. философия;
  2. психология;
  3. анатомия, физиология, гигиена;
  4. медицинские науки;
  5. социология;
  6. этика;
  7. политология;
  8. экономика;
  9. кибернетика.

Перспективы развития педагогической науки

До эпохи Возрождения и реформации педагогика опиралась на теологическое и религиозное знание.

Теологический центризм считал человека образом и подобием божьим.

На смену пришел антропологический центризм. Согласно ему центр Вселенной – человек.

Ученые предсказывают зарождение космического мировоззрения – теория космоцентризма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"...

Эссе " Педагогика- это наука или искусство?"

Эссе " Педагогика- это наука или искусство?"...

Основные этапы истории специальной педагогики как науки

Дефектологическая наука .3 этапа становления дефектологии...

Педагогика как наука и искусство

Актуальность проблемы целостного восприятия различных видов педагогики обусловлена объективным расширением содержания понятия современного образования, в орбиту которого включаются все новые пласты ку...

Знакомство с наукой через искусство.

laquo;Наука через искусство»Самая значительная вещь. С которой мы можем экспериментировать, -непостижимость. Это основное чувство, которое стоит у истоков истинного искусства и истинной на...