Проблема целеполагания в педагогике
статья на тему

Суханова Наталья Викторовна

Базовые понятия темы: цель как научное понятие, цель воспитания, всесторонне развитая личность, гармония.

Цель, как научное понятие – прогнозирование, предвидение в сознании субъекта результата на достижении которого направлена его деятельность.

Профессиональная деятельность педагога, как и любая деятельность человека предваряется сознанием цели. Цель педагогического воздействия является определяющим элементом педагогической деятельности.

Цель воспитания – ключевая категория педагогической науки. Её определение имеет большое значение как в теоретическом, так и в практическом плане. Под целью воспитания понимается идеальное 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_tselepolaganiya_v_pedagogike.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема целеполагания в педагогике.

Базовые понятия темы: цель как научное понятие, цель воспитания, всесторонне развитая личность, гармония.

Цель, как научное понятие – прогнозирование, предвидение в сознании субъекта результата на достижении которого направлена его деятельность.

Профессиональная деятельность педагога, как и любая деятельность человека предваряется сознанием цели. Цель педагогического воздействия является определяющим элементом педагогической деятельности.

Цель воспитания – ключевая категория педагогической науки. Её определение имеет большое значение как в теоретическом, так и в практическом плане. Под целью воспитания понимается идеальное представление о результате деятельности, формирующиеся в сознании человека в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Цель всегда объективна, т.к. задается внешними обстоятельствами.

Цель всегда субъективна, т.к. является продуктом сознания и несет в себе его особенности. Поэтому цель воспитания для каждого отдельно взятого педагога есть отражение его индивидуально личностных особенностей, уровня его интеллектуального и нравственного развития, включая его собственное представление о должном.

Цель воспитания – это теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности идеальных требования к ее сущности, индивидуальности, образованности свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, этическому развитию и отношению к жизни.

«Растительная» часть души развивается в условиях физического воспитания.

«Животную» часть души совершенствует нравственное воспитание.

«Разумная» часть души – в обучении наукам, особенно грамматике, риторике, диалектике.

Идея всестороннего и гармоничного развития личности вдохновляла и гуманистов эпох Возрождения. В педагогике она постепенно превращалась в общечеловеческие идеи совершенной личности, своего рода ориентир.

Мыслители и педагоги стремись определить цель воспитания, идея от «природы», тем самым возвышая приоритеты человеческого естества до уровня цели.

Ж.Ж. Руссо – основоположник «Теории естественного воспитания».

Идея главной цели воспитания – научить человека жить - рассматривалась и Гербартом, но эти педагоги в теоретической теории стояли  на позициях натуроцентрических.

Другой подход к построению цели воспитания называется социометрической, напрямую связанный с целями социума и государства.

Платон в своем трактате «Государство» рисует идеальную социальную жизнь государства и систему общественного воспитания от рождения до 35 лет. Он считал, что цель государства в воспитании трех социальных групп людей: образование для всех детей начинается с раннего детства, потом продолжается в мусической школе(7-12лет), затем в палестре(12-17 лет). Воспитанники с преобладание волевой части души продолжают образование в эфебии (17-20 лет). Носителям разумной части души представляется школе философов. С 20-30 лет – чиновники; 30-35 лет – правители государства.

Идея всестороннего развития личности успешно использовали при построении цели воспитания в 19 в. К. Маркс и Ф.Энгельс связали впервые вопрос о цели воспитания с закономерностями развития общества. Под воспитанием они понимали: умственное, физическое и техническое воспитание.

В 1917 году в Советской России формируется цель – готовить всесторонне развитых членов коммунистического общества.

Педагогические цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему.

1 уровень (цель конечного результата воспитательной деятельности всего общества). Это высшая государственная цель, социальный воспитательный заказ. Разрабатывается специалистами, принимается правительством, фиксируется в законах.

2 уровень (цели отдельных образовательных систем и этапов образования).

3 уровень (цели отдельного предмета или определенного возрастного этапа).

Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен обладать следующими способностями:

  1. уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий.
  2. проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать выводы и умело применять полученные знания на практике.
  3. обладать навыками общения, быть контактным в различных соц. группах, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли.
  4. самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.

Исходя из этого современному выпускнику отводится следующие жизненные роли:

  1. реализовать себя как личность,
  2. стремиться к поддержке других людей,
  3. постоянно приобретать новые знания, реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира,
  4. обладать качествами социально-информированного гражданина.

Цель воспитания в мировой практике: в США в 20-е годы выработана и сохраняется в измененном виде концепция адаптации, согласно которой школа должна воспитывать эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и семьянина. В 80-е годы программа модифицирована: «Воспитание в целях выживания».

На Западе разные подходы к целям воспитания и образования.

Цель школы – воспитание автономной личности с критическим мышлением и самостоятельным поведением, с развитием внутреннего «Я».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальные проблемы коррекционной педагогики в работе с Педагогически запущенными детьми и подростками»

В работе дана попытка объединить работу школы, учителя, семьи по предупреждению педагогической запущенности детей и найти наиболее реальные пути совместной работы....

Практико-значимый проект по курсу: Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики." Тема проекта: Учебная деятельность:содержание, структура, развитие.

Материал будет полезен в образовательной практике школ и учителей-предметников с целью решения следующих задач:-развитие познавательных возможностей и способностей школьников; -Расширение кругозора ; ...

Актуальные проблемы педагогики и психологии лекция №1

Социальные изменения современного детства (Хмелевская О.В.)...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»на тему:"Формирование универсальных учебных действий"

Все изменения, которые происходят в жизни  вызвали необходимость  разработки  новых  подходов  к системе обучения и воспитания. Учебный процесс  при изучении всех ра...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....