Духовно-нравственное воспитание на занятиях объединения "Азбука фантазии"
статья на тему

Павленко Алина Геннадьевна

   В данной статье обосновывается актуальность духовно-нравственного воспитания  в системе дополнительного образования и раскрываются основные принципы воспитательной работы, применяемые на занятиях детского объединения художественного профиля «Азбука фантазии»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_stati.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Павленко Алина Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

г. Кронштадт, ГБОУ ДОД  ДМЦ  «Юный моряк»

Духовно-нравственное воспитание на занятиях объединения «Азбука фантазии»

   В данной статье обосновывается актуальность духовно-нравственного воспитания  в системе дополнительного образования и раскрываются основные принципы воспитательной работы, применяемые на занятиях детского объединения художественного профиля «Азбука фантазии»

    Искусство жить, талант быть человеком… Часто ли  приходится в школьной практике сталкиваться с подобной постановкой воспитательных задач?

    Классическая «триада» учебно-воспитательного процесса  концентрирует внимание на более конкретных, прагматичных  и доступных целях, касающихся формирования и развития интеллектуальных и духовных сил ребенка в рамках возможностей, определяемых  школьной программой. Дальнейшее же становление человеческой личности и ее подготовка к испытаниям на самом важном экзамене- «экзамене жизни» отводятся на долю самообразования и самовоспитания.

    Умудренные жизненным опытом люди в таком случае обычно говорят, что практика является критерием истины. И действительно, рано или поздно на помощь маленькому человеку приходит сама жизнь, неповторимая в своем многообразии «учебных ситуаций» и моральных испытаний, которые проверяют на прочность нравственные установки, жизненные приоритеты и духовные ценности, привитые ему в детстве.

 Говоря в общем плане, «ценность - это то, что значимо для человека. Ценностные предпочтения проявляются в ситуации выбора.  Если мы, к примеру, утверждаем, что для нас самое важное - это семья, а фактически предпочитаем работу, друзей, развлечения, то становится ясным, что для нас действительно ценно». (1)

            Согласно Петраковой Т. И., в содержании образования может быть представлен целый комплекс ценностей, которые содействуют формированию и стимулированию развития духовных и нравственных сил учащихся.

  К таким  ценностям относятся:

           - социальное благополучие общества;

           - социальная справедливость;

           - ценность знания;

           - уважение к талантам и умельцам;

           - достоинство личности;

            - здоровье;

           - сохранность природы;

           - социальная активность личности;

           - нравственное здоровье личности;

           - ценность других народов и их культур;

           - патриотизм;

           - творчество и ряд других.  (1)

    Для объективного определения ценностных предпочтений детей, педагогу необходимо понимать реальную мотивацию их поступков. Открытая демонстрация истинного поведения ребенка происходит лишь там, где он в меньшей степени испытывает  давление среды и является не пассивным объектом воспитательных воздействий, а  полноправным субъектом, имеющим возможность свободного творческого самовыражения. Таким пространством «духовной свободы» становится для ребенка сфера его внешкольных интересов, которые, к счастью, у дальновидных родителей  не остаются не замеченными, а находят реализацию в стенах учреждений дополнительного образования.

Именно сюда, в различные кружки и  объединения по интересам, дети приходят не по принуждению, а по велению своей души, с доверчивым, открытым сердцем, без боязни оказаться в чем-то хуже и не способнее других, ведь  за  восторженный блеск глаз и яркий  выплеск спонтанного творчества здесь не ставят оценки. Каждый  ребенок, преодолевший инерцию «нетворческого» послеурочного досуга и пришедший  в объединение в поисках себя и  своей мечты, уже ценен сам по себе.

Дополнительное образование, таким образом, приобретает  огромное значение в процессе  раскрытия духовного потенциала подрастающего поколения и обращение к теме духовно-нравственного воспитания на занятиях в системе дополнительного образования имеет в этом свете очевидную актуальность.

      В руках мудрых и чутких педагогов  негласный «пакт  о  взаимном ненападении» и уважении духовных интересов и специфики мировоззрения  каждого из участников творческого процесса становится неявным, но при этом всемогущим инструментом в постепенной духовно-нравственной шлифовке всех шероховатостей несовершенного и, в то же время,  драгоценного мира детской души. Следует отметить, что у каждого педагога  этот инструмент по-своему уникален и хранит множество секретов профессионального мастерства.

    Нашему творческому объединению «Азбука фантазии» не так много лет,  но все же представляется возможным выделить некоторые идеи и принципы духовно-нравственного воспитания, реализующиеся на творческих занятиях, которые, несмотря на их немногочисленность, пронизаны всепобеждающим чувством любви и благодарного принятия всего происходящего, как содействующего человеку на благо его внутреннего развития.

   В процессе воспитательной работы в нашем объединении мы осознаем, что невозможно заставить ребенка быть нравственным без наличия у него  осознанной  необходимости духовных перемен, в отрыве от  его внутренней мотивации. Извечный конфликт между детскими желаниями и взрослыми требованиями осложняет процесс духовно-нравственного воспитания, но все же из создавшейся ситуации существует конструктивный выход.

 Для людей удовлетворять свои потребности (социальные, творческие, нравственные и др.) так же естественно, как дышать, есть (удовлетворять свои биологические потребности), поэтому путь формирования потребностей наиболее гармоничный,  путь воспитания детей. При подобном подходе задача педагога состоит в поиске методов и средств культивации "нужных" потребностей, подавлении "вредных" и формировании отсутствующих потребностей. Один из наиболее распространенных методов формирования потребностей является создание постоянной (долговременной) мотивации к тому, что в результате должно стать потребностью. На основе долговременной мотивации формируется привычка, которая и является в данном случае потребностью. (3)

    Для эффективного закрепления таких духовно-нравственного «привычек» в поведенческом репертуаре ребенка необходимо не только рациональное, но и мощное эмоциональное подкрепление  его поступков, как со стороны педагога, так и со стороны детского коллектива. Ведь для ребенка мнение сверстников является неоспоримым приоритетом, а потому особое значение приобретает создание в детском объединении атмосферы доброжелательности и изначального позитивного отношения ко всем участникам творческого процесса, что исключит травмирующие факторы несправедливой критики, необоснованных обвинений и конфликтов.

В нашем объединении существует негласное правило «доброты», по которому дети учатся видеть, прежде всего, положительные стороны оцениваемых произведений искусства, детских работ и конечно отдельных черт характера и поведения сверстников. Проводится четкая граница между поступком и человеком, совершившим этот поступок, ошибочным и, вследствие этого, отрицательным может быть только отдельное действие ребенка, но не вся его личность в целом.

Традиционен вопрос педагога, обращенный к каждому воспитаннику: «Попробуй определить, какие «плюсы» ты видишь в данной ситуации?» Такая  изначальная установка на «полезность» в плане развития любого события в жизни ребенка способствует выработке у него задатков позитивного мышления, переключает с непродуктивного переживания возможных негативных последствий какого-либо происшествия на активный конструктивный подход к разрешению данной проблемы.

           Созданию у детей своеобразной оптимистической жизненной философии также помогает просмотр фильма «Поллианна», который в качестве наглядной иллюстрации демонстрирует детям поистине волшебные результаты доброжелательного отношения к миру главной героини.  В качестве ценного психологического приема из множества удивительных идей данного фильма может быть использована игра, которая называется «Найди повод для радости», согласно которой любую неприятную ситуацию, можно представить для себя в «выгодном свете» и, применив немного фантазии и юмора,  выйти из нее с  хорошим настроением и с  настроем победителя.

 В связи с задачей формирования здорового психологического климата в объединении, на занятиях педагогом  постоянно обращается внимание на эмоциональную культуру поведения, дети учатся быть вежливыми и заботливыми друг к другу, участвуя  на протяжении всего учебного года в игре «Как стать добрым волшебником?» Отвечая каждый раз на этот вопрос в различных формах, дети подводятся к мысли, что способность дарить радость окружающим и делать бескорыстное  добро это и есть основной талант настоящего «доброго волшебника», который способен изменить к лучшему отношения со сверстниками, учителями и семьей, а значит сделать и весь мир вокруг  немного добрее и счастливее.  

Одним из эффективных практических заданий данной игры является  совместное составление «волшебного кроссворда», когда к каждой букве написанного по-вертикали какого-нибудь  духовно-нравственного понятия, дети подбирают слова-ассоциации, а также выводят на их основе соответствующие черты характера «доброго волшебника». Приведем пример со словом счастье (на доске читается фраза –«счастье есть!», задача детей доказать это):

               С- сердце (доброта, сердечность), солнце (оптимизм, горение души, «внутреннее солнышко»), семья (чуткость, ласковость, заботливость)

               Ч - человек (вежливость к другим людям), чудо (умение замечать  прекрасное и удивительное в обыкновенном и создавать самим в своей жизни «маленькие чудеса»)

               А – активность (активная жизненная позиция, «действенное добро» неравнодушное отношение к миру)

               С - соучастие (быть частью какого-либо доброго дела, начинания)

               Т – труд  = творчество (при творческом подходе любой труд становится радостным и приносит счастье)

ЛЮБОВЬ -

               ЕСТЬ!

   Основная идея духовно-нравственного совершенствования детей, реализуемая на наших творческих занятиях, касается развития у детей эстетического восприятия действительности, которое, на наш взгляд, является непременным условием полноты духовной жизни в целом, раскрывающим все «человеческое» в  ребенке, вступающим в общение с миром искусства.

  На занятиях «Азбуки фантазии»  реализуется принцип многомерности эстетического воздействия на духовно-нравственную сферу детей. Помимо традиционных занятий художественным трудом и изобразительной деятельностью, дети пробуют свои силы в литературном и музыкальном творчестве, совместно с педагогом сочиняют добрые сказки, стихи и песни, утверждающие веру в справедливое и гармоничное устройство мира, вызывающие  в ребенке чувство восхищения и благодарности за бесценный дар жизни, который необходимо использовать на благо всему миру. Реализация данного принципа также проявляется в поощрении творческой инициативы детей, а также в возможности детей импровизировать в рамках предлагаемых тем, что позволяет педагогу глубже понять своеобразие внутреннего мира каждого из воспитанников.

 Уважительное и заинтересованное отношение к личности ребенка положительно сказывается не только на общей динамике его развития, но и на способности чувствовать внутренний мир окружающих и сопереживать. На занятиях объединения,  мы стараемся соблюдать принцип педагогического оптимизма, несущий идею о том, что хороший педагог должен быть в какой-то степени провидцем, заглядывающим в будущее ребенка, чтобы рассмотреть в маленьком человеке ростки зреющего таланта. Даже в самых малых, на первый взгляд, творческих достижениях детей и их начальных шагах на пути к нравственному поведению, есть немалый повод для радости, которую мы стараемся выражать разнообразными способами, не скрывая чувства благодарности ребенку и восхищения его успехами, что укрепляет детскую веру в собственные силы и создает мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.

  Наше убеждение состоит в том, что только счастливый педагог, осознающий ценность своей работы и развивающийся вместе с создаваемым им детским коллективом, может воспитывать счастливых и талантливых детей. В связи с этим, непоследнюю роль в создании комфортной и «творчески раскрепощающей» атмосферы в нашем объединении играет авторское творчество педагога, предъявляемое детям не в качестве образца для подражания, а на правах соучастия в общем творческом процессе. Реализация данного принципа заключается не только в демонстрации педагогом готовых продуктов своего творчества, но и в совместном создании с детьми стихов, сказок и песен под гитару.    

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сказать, что духовно-нравственное воспитание на занятиях объединения «Азбука фантазии», представленное в различных формах, несет в себе основную идею параллельного развития и углубления гуманистических и  эстетических потребностей детей.  Ведь, как известно, нравственное чувство не отделимо от чувства прекрасного и только на почве культурного просвещения и духовно-нравственного воспитания нам следует искать пути совершенствования  удивительного и прекрасного мира детской души, что через «инвестиции» в «духовный капитал» молодого поколения не может не давать нам надежду на лучшее будущее всей нашей страны.

                     Список используемых и цитируемых источников:

1.Петракова Т. И. Базовое содержание образования и ценности православной культуры. (Выступление на IX Международных Рождественских образовательных чтениях)

http://www.oim.ru/reader@whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=128.asp

2.Лебедев В.В. "Сознательный" и "потребностный" подходы к воспитательной работе. (методические материалы детско-юношеской организации «Остров сокровищ»)

http://old.vostrove.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...