Родительский университет (2 класс)
методическая разработка (2 класс)

Монгуш Айлана Кошкар-ооловна

          Большую роль в эффективности просветительской работы родителей в области педагогики играет системный подход к решению проблем семейного воспитания.Целью классного руководителя является через психолого-педагогическое просвещение способствовать установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Сценарий родительского университета  по теме: "Роскошь-общение" предполагает оказать методическую помощь родителям в решении проблемы сплочения и сближения семьи.

         Форма проведения выбрана в виде родительского университета, в ходе которого родители обмениваются мнениями и одновременно становятся участниками взаимной консультации, внося свой вклад в решение данной проблемы .

Методические рекомендации для тех, кто захочет воспользоваться данным материалом, могут быть следующими: перед мероприятием необходимо провести анкетирование учащихся и родителей об организации времени занятости детей в семье .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительский университет28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Монгуш А.К, учитель начальных классов

 МБОУ Гимназия №5  г.Кызыла РТ.

Родительский  университет на тему : «Роскошь общения»

Цель:  расширить знания родительского коллектива об общении, способствовать сплочению семьи, сближению детей и родителей.

Оборудование:  компьютер, мультимедиа проектор, бланки анкет для родителей, заготовки таблицы «Негативные и позитивные установки»; листы формата А3, различные журналы с картинками, ножницы, клей, фломастеры для создания коллажа; заготовки с вариантами ситуаций общения и эмоций для работы команд, памятки «Законы родительской истины».

Ход собрания

  1. Вступительное слово учителя 

Учитель: Иметь детей - великое счастье. Только дети не забава, и воспитывать детей очень трудно. В воспитании больше, чем где-нибудь, нужны воля, ум, терпение, благородство души. Процесс воспитания неотделим от процесса общения, совместной деятельности. Но как часто нам в круговерти дел не хватает времени поговорить по душам с собственным ребенком, поиграть с ним, почитать, обсудить фильм. (Слайд 1.) А ведь не зря говорил Антуан де Сент- Экзюпери: «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения». Сегодня предлагаю вам, уважаемые родители, поразмышлять на тему: а имеется ли в вашей семье эта роскошь?

  1. Ознакомление с результатами анкетирования детей 

Учитель: Перед собранием ребятам были заданы следующие общие вопросы (слайд 2). Анкета для детей

  1. Как часто вы что-то делаете вместе с родителями?

а) ежедневно

б) по выходным

в) несколько раз в неделю

г) раз в месяц

д) другое

  1. Что именно вы чаще всего делаете вместе?

a) играем

б) мастерим

в) учим уроки

г) гуляем

д) хозяйничаем по дому

e) посещаем кинотеатры, театры

ж) читаем

  1. Сколько времени уходит на совместную деятельность?

a) 30 мин

б) 1-2 часа

в) другое

  1. Что бы вы хотели делать вместе с родителями?

(Результаты представляются в виде диаграммы, проводится анализ ответов на 4 вопрос. )

  1. Анкетирование родителей

Учитель:  Предлагаю вам вспомнить свое детство. Достаточно ли внимания уделяли вам родители? А вы своему ребенку! Ответить на этот вопрос поможет анкета. (Слайд 3.)

Анкета для родителей

«Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?» 

Ответьте на вопросы, проставив баллы:

  • Да, почти всегда - 4 балла.
  • Иногда, такое бывает - 2 балла.
  • Нет, никогда - 0 баллов.
  1. Все ли вам нравится в вашем ребенке?
  2. Слушаете ли вы, что ребёнок говорит?
  3. Смотрите ли вы на ребенка, когда он говорит?
  4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение зна чимости, ценности того, о чем он говорит?
  5. Поправляете ли вы речь малыша?
  6. Позволяете ли ребенку совершать ошибку?
  7. Хвалите ли вы ребенка?
  8. Смеётесь ли вы вместе с ним?
  9. Находите ли вы каждый день время для чтения ребёнку?
  10. Часто ли вы обнимаете ребенка?
  11. Играете ли вы вместе?  
  12. Есть ли у ребенка собственные книги?
  13. Есть ли у ребенка место, которое отведено только ему?
  14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу вашего малыша?
  15. Ходите ли вы в театры, музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребёнком?
  16. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
  17.  Беседуете ли вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
  18. Стараетесь ли вы дать возможность ребенку проявить самостоятельность в магазине, на приёме у врача (или все говорите за него)?
  19. Стараетесь ли вы ходить вместе с ребенком на прогулки?
  20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

Сложите полученные баллы.

80-60 баллов - вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас очень хорошие взаимоотношения, вам очень хорошо вместе.

60-30 - очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего резинка.

Меньше 30 - вам стоит задуматься и уделить немного больше внимания своему ребёнку. Это сделает и его, и вас счастливее.

  1. Тренинг «Негативные и позитивные установки»

Учитель:  А теперь прошу вас ответить на вопрос: «Какую фразу вы чаще всего произносите, общаясь с ребенком?» (Слайд 4.)

Задумывались ли мы, взрослые, какие установке дали нам наши родители, не являются ли они внутренними указателями на нашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите ли вы своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. А если уж сказали это, лучше исправьтесь. (Слайд 5.)

Родители получают таблицу, в которой левая колонка содержит варианты негативных установок, а правая - варианты позитивных установок (ее родители заполняют самостоятельно). Затем варианты позитивных установок зачитываются и обсуждаются.

Негативные установки

Позитивные установки

Не будешь слушаться - заболеешь!

Ты всегда будешь здоров!

Думай только о себе, не жалей никого.

Сколько отдашь - столько и получишь.

Ты всегда поступаешь, как твой папа (твоя мама).

Какая мама умница! Какой у нас папа молодец!

Уж лучше бы тебя вообще не было на свете!

Какое счастье, что ты у нас есть!

Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама).

Каждый сам выбирает свой путь.

Сколько сил мы тебе дали, а ты.

Мы любим, понимаем тебя.

Не твоего ума дело…

Твое мнение всем интересно.

Бог тебя накажет.

Бог любит тебя!

Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!

Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Как аукнется, так и откликнется.

  1. Работа в группах

Учитель:  А сейчас предлагаю вам разделиться на команды, выбрать капитана и выполнить следующие задания.

1 задание «Семейный досуг». За три минуты создать коллаж на тему «Семейный досуг», используя врезки из различных журналов, фломастеры, клей. (Слайд 6.) Полученные композиции сравнить с композициями, выполненными детьми.

Проводится анализ, отмечаются общие черты (например: большое количество видов совместной деятельности, непосредственная близость членов семьи, радостное настроение, яркая цветовая гамма).

2 задание «Игры для всей семьи». За минуту вспомнить как можно больше различных игр для совместного досуга. Команды называют игры по очереди, победившей считается та команда, которая ответила последней. (Слайд 7.)

3 задание «Конкурс капитанов». Капитаны вытягивают листочек, на котором написана психологическая ситуация общения с ребенком. (Слайд 8.)

 1. Друзья зовут вашего ребенка гулять, а у него не сделаны уроки. Как вы поступите в этой ситуации? Как быть?

2. Из-за медлительности ребенок часто опаздывает в школу.

3. Спасая котенка, который не мог слезть с дерева, ребенок порвал куртку. Ваши действия?

4. Убедите ребенка в полезности молока и манной каши.

5. Ребенок звонит вам на работу, а у вас важное совещание. Что вы ему скажете?

6. Найдите убедительные доводы в пользу самостоятельного чтения.

7. Уже поздно, ребенку пора домой. Позовите его так, чтобы он не смог отказаться.

8. Ребенок смотрит по телевизору передачу, а на другом канале показывают очень важную для вас информацию. Что делать?

 4 задание «Твои эмоции». Общаясь с детьми, не забывайте, что слова сами по себе представляют лишь 7% информации. Самое важное можно передать интонацией (38%), мимикой, жестом (55%), наконец - молчанием. (Слайд 9.)

Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потребите  по плечу, кивните головой, посмотрите в глаза, возьмите за руку. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым.

Пусть один представитель из команды произнесет фразу «Какой(ая) ты у нас молодец!», стараясь передать с помощью интонации, мимики и жестов эмоции, указанные на листочке (злость, радость, умиление, обожание, гнев, обиду, презрение и т.д.), а команда должна отгадать, какое чувство им хотят выразить.

5 задание «Игра-кричалка». (Слайд 10.) Вам нужно придумать рифмованные строчки-вопросы для другой команды, на которые можно в ответ прокричать «Наши дети! Наши дети!», например:

Кто умнее всех на свете?

Наши дети! Наши дети!

Кто милей нам всех на свете?

Наши дети! Наши дети!

Кто любовью сердце лечит?

 Наши дети! Наши дети!

Кто так жаждет с нами встречи?

 Наши дети!

(Учитель в конце подхватывает: «Ваши дети!»)

Подводятся итоги, определяется команда-победитель. (Слайд 11.)

  1. Подведение итогов собрания

Учитель:  А теперь вспомните: какое дело, совместное с ребенком, вы давно планировали, но так и не нашли для этого времени?

Я желаю, чтобы в вашей семье всегда находилась минутка для общения, для радости, для совместных дел!

В конце нашей встречи предлагаю вашему вниманию памятку продуктивного общения «Законы родительской истины». (Слайды 12-14.)

Законы родительской истины

1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните: от любви до ненависти только один шаг - не делайте необдуманных шагов!

2. Не унижайте своего ребёнка. Унижая его, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что и на вас самих.

3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка лежит дух бунтарства. То, что запрещено, очень хочется попробовать - не забывайте об этом.

5. Не опекайте своего ребёнка там, где он может справиться сам; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами.

8. Учите своего ребёнка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.

9. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит.

10. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

11. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым! Дайте возможность своему малышу побыть ребенком во времена детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!

12. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благополучных детей!

Учитель: Спасибо, уважаемые родители, за внимание, сотрудничество, продуктивный диалог и ваше творчество! Надеюсь, наша встреча поможет кому-то приобрести роскошь общения, а кому-то заново напомнит о ее ценности.

До новых встреч! (Слайд 15.)

Литература

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей. -  M., 1999.

2. Яценко И.Ф., Чупина С. И. Родительские собрания. - М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ. "ДОГОВОРИМСЯ С НЕПОСЕДОЙ".

Советы психологов и специалистов для родителей и педагогов при общении с гиперактивными детьми. Материал можно использовать как  на родительском собрании так и на родительском стенде....

План психолого-педагогического просвещения родителей 1 класса "Родительский университет"

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей, тесно связано с ...