Методическая разработка. Психопрофилактический комплекс: "Гигиена сна ребенка".
учебно-методический материал (1, 2 класс)

Каверина Светлана Михайловна
Методическая разработка по психопрофилактике нарушений сна детей, детских неврозов, детско-родительских конфликтов. Помощь родителям в осознании значения организации здорового сна ребенка. Формирование у детей ответственного отношения к своему сну, обучение навыкам релаксации, ЗОЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Психопрофилактический комплекс:

«Гигиена сна ребенка».

  1.  Занятие с родителями по теме: «Гигиена сна».
  2.  Занятие с детьми 7-8 лет по теме: «Сон».

                                                  Разработала: педагог-психолог

ГБОУ 370 Московского района

                                           Каверина С.М.

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка.

  Здоровье детей в наши дни продолжает желать лучшего. На уровне образования много говориться о приобщении детей к здоровому образу жизни, формировании навыка бережного отношения к своему здоровью.

  Большое значение в этом вопросе имеет осознанный подход к организации здорового сна ребенка. А также выработка у ребенка устойчивой привычки к своевременному засыпанию, мышечному расслаблению, спокойному выполнению всех необходимых предшествующих сну процедур.

  Многие родители отмечают неэффективное общение со своим ребенком в вечерний период, когда ребенку уже пора ложиться спать, а он всячески старается оттянуть это действие, не хочет собирать свои разбросанные вещи, игрушки, выполнять гигиенические процедуры. А родители при этом легко раздражаются, чувствуя напряжение и усталость после трудового дня.  В результате, этот малый временной интервал, когда ребенок после школьного дня встречается со своей семьей, наполняется не только положительными эмоциями. В адрес ребенка сыплются замечания, угрозы и обвинения. Может ли ребенок после этого спокойно и умиротворенно заснуть, полноценно восстановить свои силы? И так продолжается… Конечно, проблема несоответствия воспитательных мер возрастным и индивидуальным особенностям ребенка диктуется не только психологической малограмотностью, но и общей культурой, состоянием здоровья, да и общим укладом жизни семьи.

  Данная методическая разработка является единовременной попыткой выработки нестандартных эффективных правил взаимодействия родителей со своим ребенком, приносящих большее понимание друг друга, радость общения в период отхода ребенка ко сну.

Основная цель комплекса – психопрофилактика нарушений сна, детских неврозов, детско-родительских конфликтов. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Предполагаемый результат:

  • повышение эмоциональной устойчивости у детей, страдающих недосыпанием, формирование у них устойчивой привычки к своевременному засыпанию;
  • выравнивание настроения (меньше капризов, раздражительности);
  • улучшение самочувствия;
  • активизация познавательной, творческой деятельности;
  • уменьшение внутрисемейных конфликтов.

1. Занятие с родителями.

Тема: «Гигиена сна».

Основная цель занятия – помощь родителям в осознании значения организации здорового сна ребенка.

Задачи:

-    уточнение представлений родителей о необходимых условиях здорового сна ребенка;

-    обучение навыкам релаксации;

-    развитие навыков эффективного взаимодействия со своим ребенком;

-    разгрузка внутрисемейных напряжений.  

1. Вступительная часть.

  Как помочь своему ребенку быть здоровым и жизнерадостным? Состояние здоровья многих детей отягощено различными заболеваниями, последствиями родовых травм, экологией. Но можно и нужно добиваться не просто «удовлетворительного» здоровья, а здоровья на оценку «5». Человеческий организм (а тем более детский) – это великая самоисцеляющаяся система, если поставить ее в соответствующие оздоровлению условия.

  Об условиях здоровья всем приходилось много раз слышать, читать. Это: здоровое питание (с большим количеством овощей, фруктов, злаков), соответствующая физическая активность, пребывание на свежем воздухе, закаливание организма и, конечно, здоровый полноценный сон.

  Сегодня и хотелось бы поговорить о гигиене сна.

Не выспавшегося человека можно сравнить с поездом, который везет пустые вагоны.

  Не выспавшийся ребенок становиться более возбудим, капризен, утомляем, иммунитет его снижается.    

  Хроническое недосыпание у ребенка просто нельзя допускать! Оно может стать одной из причин детского невроза.

  Общая суточная продолжительность сна детей 7-8 лет должна составлять 9-10 часов.

 2. «Мозговой штурм».

  «Сон – лучшее лекарство», - гласит народная мудрость.

Каковы необходимые условия для здорового, исцеляющего сна? (Поиск родителями ответов на поставленный вопрос).

Запись всех высказываний родителей, подведение итогов сказанного.

  1. Спокойная обстановка перед сном (отсутствие шума, яркого света, неприятных разговоров, погасить чрезмерную двигательную активность ребенка «экологическими» способами).
  2. Проветренное помещение, циркуляция свежего воздуха во время сна.
  3. Исключить еду перед сном, крепкий чай.
  4. Твердая, ровная постель. (На постели следует лежать ровно, при этом вес тела равномерно распределяется, мышцы максимально расслабляются, а подвывих или искривление позвоночника, вызванные вертикальным положением в течении дня, за ночь исправляются).
  5. Обоюдно принятые совместно с ребенком режимные правила (сон в одно и то же время, выполнение перед сном необходимых процедур).
  6. Успокаивающие, убаюкивающие, снимающие напряжение методы.

3. Обучение расслабляющим методам

                      (релаксации).

  Нервное напряжение способно накапливаться.

  Человек – существо неделимое, и поэтому напряжение нервное влечет за собой напряжение мускулатуры.

Может снять напряжение здоровый сон или активные физические нагрузки. Однако в повседневной жизни эти «два лекаря» не всегда имеют достойное место.

  Для преодоления внутреннего напряжения надо научиться релаксации.

  Релаксация – это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Расслабились мышцы – отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается общее самочувствие.

  Расслабление, психофизическая релаксация при современной жизни являются острейшей необходимостью!

  Расслабления можно добиваться с помощью поочередного напряжения – расслабления различных групп мышц, с помощью аутотренинга, дыхательной гимнастики, медитации, гимнастики йогов и, конечно, сна.

  Ну, а как же быть с перевозбудившимся перед сном ребенком? Когда ребенок возбужден, раздражителен, порой агрессивен, ему трудно что-либо объяснить, научить его сознательному расслаблению.

  В этой ситуации можно воспользоваться различными упражнениями на искусственное напряжение. Эффект таких упражнений состоит в том, что работающие мышцы в конечном итоге устают и наступает естественное мышечное расслабление, уходит внутреннее напряжение.

  Упражнения: «Кто сильнее сожмет кулаки?»;

«Скручивание и ломание» толстой палочки:

 сильное поочередное надавливание каждой рукой на руки взрослого («А ну, богатырь, покажи свою силу!»);

 «Битье» подушек («Помоги мне, пожалуйста, взбить подушки, чтобы были мягче»).

 

  Когда ребенок более спокоен, с ним можно разучить упражнения, которые помогут ему расслабляться

перед сном. Если человек засыпает в состоянии внутреннего напряжения, его отдельные мышцы могут всю ночь находиться в напряженном состоянии, в результате отрицательные эмоции не уходят, нарушается обмен веществ в сокращенных (напряженных) мышцах, полноценного отдыха не происходит.  

   Предлагаемые упражнения направлены вначале на напряжение мышц, а затем на сознательное их расслабление, при этом фиксировать внимание ребенка на том, как приятно расслабляться.

 

«Приготовление сока».

    Давай с тобой приготовим сок из лимона и апельсина. Берем лимон и разрезаем пополам, берем апельсин и тоже разрезаем его на две части. А теперь берем в одну руку половинку лимона, в другую половинку апельсина и начинаем выжимать из них сок. С силой сжимаем фрукты в руке, тогда получится больше сока. Молодец! Еще сильнее! Хорошо, а теперь, выбросим кожуру фруктов в корзину, стряхнем с ручек капельки сока. Ручки отдыхают. Хорошо!

 «Вис на турнике».

  Ручки вверх, сильно сжать в кулачки – держимся сильно-сильно, чтобы как можно дольше провисеть на турнике. Хорошо, опустим ручки. Покажем, как расслабились наши ручки. Хорошо!

«Качели».

   Давай с тобой стоя покачаемся на качелях. Поставим ноги пошире плеч. Качнемся вправо, вес тела переносится на правую ногу, стоим на правой ножке, левая отдыхает, теперь качнемся влево, отдыхает правая ножка.

 «Загораем».

  Сидя. Давай представим, что наши ножки загорают. Вытянем ножки, подставим их солнышку. Ножки поднимаем, держим, держим… Опускаем, отдыхаем. Хорошо!

 «Обезьяньи рожицы».

                              Кто же лучше обезьян

Скорчит рожицу всем нам

                             Я ведь тоже так могу

                             И сейчас вам покажу.

  Поиграть вместе с ребенком. Одна «обезьянка» – гримасничает, «другая» – повторяет за ней.

  Или – обе корчат рожицы друг другу.

Этим упражнением стараться не разыгрывать ребенка перед сном. Главный его эффект – добиться усталости лицевой мускулатуры. А теперь отдыхаем, попросить ребенка сделать спокойное лицо, нежно погладить его по лицу.

Дыхательные упражнения, направленные на расслабление.

Глубокий вдох и длительный выдох также дают эффект успокоения, расслабления, т. к. дыхание человека в неспокойном состоянии прерывистое и неглубокое.

«Задуваем свечу».

  Глубоко вздыхаем, набираем как можно больше воздуха. Затем медленно выдыхаем через сложенные трубочкой губы, как бы «дуя» на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

  По аналогии – «Подул слабый ветерок».

Медленно выдыхаем со звуком «ф».

«Листва шуршит».

Произносим звук «ш».

«Жучок летит».

Выдыхаем со звуком «ж».

Упражнения на пропевание гласных звуков.

 Посоревноваться с ребенком кто дольше споет звук.

«Я воздушный шарик».

Набрать в себя воздух, подержать его в себе – «не сдуваться», затем – выдох.

Упражнения с задержкой дыхания, также ведут к успокоению.

Дают эффект расслабления и упражнения на растяжение мышц, т. к. напряженные мышцы находятся в сокращенном состоянии. Растягивание не только помогает избавиться от мышечной скованности, но и улучшает осанку и манеру двигаться.

Упражнение «Достань с полки игрушку».

Стоя, ноги на ширине плеч, потянуться одной рукой за игрушкой, лежащей на верхней полке. Вслед за рукой максимально растягивать тело, пятки при этом не отрывать от пола. Затем потянуться вверх другой рукой.

Упражнение «Потягивание».

Лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль тела. Носки вытянуть, затем потянуть на себя, чтобы растянулись задние мышцы ног.

Упражнение «Качели».

Лежа на спине, обхватить руками согнутые в коленях ноги. Раскачиваться на спине, пытаясь сесть. Спина должна быть круглая.

Часть упражнений проделывается с родителями на занятии. (Материал занятия оставляется на группе для дальнейшего изучения родителями.)

4. «Правила в картинках».

  Не всегда дети нас понимают! Но и нам порой бывает очень сложно разобраться в ситуации: почему ребенок так начал себя вести, говорить. Многое в поведении ребенка «диктуется» возрастными закономерностями развития, но также и индивидуальными психофизиологическими особенностями.

  Для того, чтобы ребенок выполнял установленные нами для него правила:

  1. их не должно быть много;
  2. правила в своем звучании должны быть понятны ребенку;
  3. лучше правила прописать для себя, чтобы убедиться, что нет ничего лишнего, в том числе, в словах;
  4. необходимо придерживаться единства требований к ребенку;
  5. необходимо поощрять ребенка за выполнение правил словом, лаской, действием.  
  6. не ругать ребенка за невыполнение правил.

      Ребенок будет более заинтересован в выполнении правил, если его привлекали к обсуждению этого

    вопроса, спрашивали его мнение.

Дети хорошо воспринимают правила в картинках и им нравиться такая игра.

   Последовательность картинок возможно менять, дополнять, предложить ребенку раскрасить картинки.

 

Повесить правила на виду у ребенка.

Следует помнить, что у ребенка легко образуются рефлексы на засыпание. Если непосредственно перед сном ребенок выполняет цепочку одних и тех же действий (гигиенические процедуры, уборка своих вещей, игрушек, укладывается спать в одно и то же время), то, в результате засыпание происходит быстрее и легче.  

  1. Занятие с детьми.

Тема: «Сон».

Цели:

воспитательная – формирование ответственного отношения детей к своему сну, закрепление гигиенических навыков на двигательном уровне;

обучающая – обобщение и углубление познавательного жизненного опыта детей по теме сна;

развивающая – развитие навыков психической саморегуляции;

коррекционная – снятие мышечных зажимов, отрицательных переживаний у детей.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия друг друга.

Каждый участник по очереди приветствует за ручку своего соседа слева и говорит ему что то приятное.

Цель: создание эмоционально благоприятной обстановки для последующей работы.

  1. Задание на «разогрев» детей.

  Дети, сегодня на занятии мы поговорим про…

А про что вам предстоит разгадать!

Разгадка спрятана на цветке. Сначала вам нужно узнать, что нарисовано на каждом лепестке. Дети отвечают (солнце, облако, нос).

А теперь назовите первые буквы от слов, которые вы сейчас произнесли. Начинаем с первого лепестка.

Дети называют буквы: С, О, Н. Эти буквы прикрепляются последовательно к магнитной доске. Дети читают слово.

Молодцы, ребята, вы нашли нужное слово! Мы сегодня будем говорить про сон.

  3. Создание проблемной ситуации.

Ребята, мой друг Тишка как узнал, что мы будем с вами говорить про сон, стал просить, чтобы я взяла его сегодня с собой.

- Тихон, где ты?

Появляется Тишка.

Ребята, Тишка разговаривает не очень понятно, но я научилась его понимать. Он будет мне тихо говорить

что-то на ушко, а я буду вам громко говорить об этом.

Ребята, Тишка приветствует вас и говорит, что очень любит поспать. А вы, ребята?

-  А зачем людям спать? Может, лучше ночью смотреть мультики или играть в игрушки?

-  А если спать меньше, чем полагается, то, что тогда?

-  А что нужно обязательно сделать перед сном?

(Убрать игрушки, книжки, почистить зубы, пожелать всем спокойной ночи, а если ложишься спать днем – спокойного сна).

-  Ребята, Тишка говорит, что хочет немного поспать и просит разбудить его через некоторое время.

Тихон кладется в кроватку.

-  Спокойного сна! Разбудим его в конце занятия.

Скажите, ребята, все люди одинаково спят?

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто быстро вечером засыпает и может утром легко быстро проснуться и встать?

(Дети поднимают руки).

-  Таких людей называют «жаворонки». А тех людей, кто долго не засыпает вечером и долго и трудно встает утром, как же называют?

-  «Совы». Поднимите руки «совы».

  4. Пальчиковая гимнастика.

Цель: помимо развития мелкой моторики, поддержать постоянное внимание детей, включенность в занятие.

А раз мы «птички», то, давайте, изобразим птичек при помощи рук.

                Пальчики – головка,

                Крылышки – ладошки.

Ладони повернуты от себя, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные – крылья. Помахать ими.

Полетели! (В сопровождении пения птиц.)

  1. Соревнования команд.

Цель: 1. повышение постоянной активности каждого ребенка;

2. актуализация и закрепление уже имеющихся знаний и умений.

А теперь, «птички», посоревнуемся друг с другом.

Убираем на место стулья и встаем в две шеренги: команда «жаворонков» и команда «сов». У «жаворонков» эмблемой будет солнышко, а у «сов» - луна.

За каждый правильный ваш ответ или задание, команда будет получать очко (красный квадратик).

                   

  Задание 1.

  Разделитесь в своей шеренге по парам.

В своей паре внимательно посмотрите друг на друга, запомните лицо, одежду вашего приятеля. А теперь закройте глазки, будто вы заснули. До чьего плеча я дотронусь, тот мне скажет:

- Какого цвета волосы у вашего партнера?

- Какого цвета кофточка?

А теперь откройте глазки. Правильно вы ответили? Хорошо!

  Задание 2.

  Каждый из вас в своих парах придумывает какое-нибудь чувство или эмоциональное состояние и по моей команде показывает его своему партнеру. Если он отгадает, то значит, вы хорошо изобразили и ваша команда получает очко.

По очереди задание выполняют все дети.

  Задание 3.

  Сейчас я каждому из вас выдам рисунок с какой то частью суток.

Это – утро (показать картиночку). Изображать утро у нас будут… Это – ночь… и т.д.

Ваша задача встать друг за другом  в своих командах так же, как идут друг за другом части суток.

Дети встают с картинками в руках в такой последовательности: утро-день-вечер-ночь.

Молодцы!

  Задание 4.

  А теперь посоревнуемся, какая команда быстрее выполнит следующее задание.

По одному из команды вы будете добегать до коробочки и брать из нее картонную полоску. Как только один из команды вернулся, бежит следующий и т.д., пока все из команды не окажутся с полосочками.

Выиграет команда, которая быстрее выполнит задание.

Начали!

  Задание 5.

  А сейчас последнее задание в командах.

Вам нужно сложить из ваших полосочек кроватку по картинке.

            Поставим в спальню мы кроватку

            И спать на ней мы будем сладко.

Молодцы!

А теперь пора подсчитать набранные командами очки.

Идет подсчет вместе с детьми.

  В результате соревнования у нас победила команда…

Покажите, как радуются победители!

А вы не грустите, команда…, потому, что вы были очень сильными и достойными соперниками. Вы тоже молодцы!

Сейчас мы похлопаем и вам!

Покажите вашу радость!

Хорошо!

  А теперь полетайте по залу радостные птички (под пение птиц).

Собрать детей опять вместе колокольчиком.

Ну, что ж, пора нам отдохнуть. Вот и часы уже 9 часов вечера показывают.

  Ребята, представьте и изобразите под музыку: как вы перед сном  собираете свои игрушки, книжки, кладете все на место. Теперь идете в ванную комнату, умываетесь, чистите зубки. Потом обнимаете своих родителей, желаете всем спокойной ночи.

  Теперь берите «по настоящему» подушечку и ложитесь на наш ковер, будто бы в свою кроватку. Лягте все на спинку.

Вспомните, что у вас сегодня было хорошего и радостного

за день, поднимите ручку, кто хочет рассказать.

Ответы детей.

Здорово!

  Ребята, а вспомните, как вы сегодня быстро-быстро бегали, покажите (ножки вверх, «побежали»).

 Хорошо! Опустите ножки, отдыхаем.

  А теперь поднимете ручки вверх и покажите, как летали ваши птички, помашите быстро-быстро крылышками.

Молодцы! Опустите ручки, отдыхаем.

  А теперь ребята, произойдет волшебство, к вам в гости сегодня прилетела Фея Сна. Можно на нее будет посмотреть, только слегка приподняв свою головку.

Звучит колыбельная, выходит фея сна.

 Фея Сна поможет всем вам сладко уснуть. Едва ее волшебная палочка коснется всех вас, вы закроете глазки и сладко уснете. Вы хорошенько отдохнете, выспитесь, а мы с Тихоном вас разбудим в назначенный час. Спокойной ночи!

- Тихон, вставай, ты просил тебя разбудить. Ребяткам тоже сейчас пора будет вставать, ты поможешь их разбудить?

Дети «просыпаются».

  Ребятки потянулись и улыбнулись. Встаньте! Положите свою подушечку на стул и встаньте в общий круг, Поднимите руку те, кто отдохнул. Вы молодцы!

Наше занятие заканчивается. Возьмемся все за ручки и вместе скажем друг другу и всем присутствующим сегодня: «До свидания!».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия по воспитанию правовой культуры обучающихся «Права ребенка»

Цель: создание условий для формирования правовой культуры обучащихсяЗадачи:познакомить учащихся с правами детей (Конвенция о правах ребенка);формировать у учащихся понимание универсальности, все...

Методическая разработка: «Положение ребенка сидя»

На основе материалов семинара по вспомогательным средствам (сидение) от 3 апреля 2007 года Публикацию подготовили:Петра Эриксон Стокгольм, Швеция.Специальный педагог по работе с детьми...

Методическая разработка: "Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографии".

Всестороннее развитие детей, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце  и осмысленного восприятия  музыкального  произведения. Помощь педагогу-хореографу на занятиях...

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе на тему: «Внимание! Одаренный ребенок! »

Как правило , особое внимание педагогам, родителем и психологам приходится уделять слабым, отстающим в учебе детям. Но я хотела бы уделить большее время одаренным детям. Обратить внимание взрослых на ...

Методическая разработка "Музыкальное воспитание ребенка и формирование его как личность"

Методическая разработка "Музыкальное воспитание ребенка и формирование его как личность" написана, как методический материал, рекомендующий педагогу учитывать возрастные и личностные особенности детей...

Методическая разработка родительского собрания "Как помочь ребенку хорошо учиться"

Разработка предназначена для проведения родительского собрания в 1 классе....

Методическая разработка. Конспект индивидуального занятия с ребенком РАС 1 класс

Методическая разработкаКонспект индивидуального занятия с ребенком РАС 1 класс...