Программа лагеря дневного пребывания
методическая разработка

Абрамович Ольга Игоревна

Каникулы – период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных. Каникулы дают возможность востребовать самые разнообразные таланты всех детей, независимо      от      социально-экономического      положения родителей и учебной успеваемости самого ребенка.  Если для мальчишек и девчонок каникулы – это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм, то для взрослых – это время напряженной и трудной работы. И среди множества уже привычных, а так же новых забот и проблем, по-прежнему выделяется наиболее важная: как сделать отдых детей ярким, запоминающимся и полезным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ldp_2016.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  школы

Гарус Н.Н.

«____»___________________2016 год.

МОУ «Гуранская общеобразовательная школа»

 Программа летнего  лагеря

 с дневным пребыванием детей на базе

 МОУ «Гуранская  общеобразовательная школа»

«Детективное агентство»

        

Пояснительная записка.

Каникулы – период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных. Каникулы дают возможность востребовать самые разнообразные таланты всех детей, независимо      от      социально-экономического      положения родителей и учебной успеваемости самого ребенка.  Если для мальчишек и девчонок каникулы – это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм, то для взрослых – это время напряженной и трудной работы. И среди множества уже привычных, а так же новых забот и проблем, по-прежнему выделяется наиболее важная: как сделать отдых детей ярким, запоминающимся и полезным.

      Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории села и школы. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.

 Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края.

         Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.

       Актуальность проекта очевидна, потому что в нашей школе на данный момент музея нет. 

Работа предполагает не только создание музейных экспозиций или выставок в стенах школы, но и кропотливую работу с использованием  многообразных форм деятельности школьников, включающую в себя поиск и сбор материалов , проведение экскурсий,  встречи с интересными людьми, запись их  воспоминаний, организацию праздников, конкурсов. викторин. Результаты этой работы – практический материал: фотоальбомы, доклады, презентации, исследовательские работы на основе архивных материалов, вещественных и письменных источников. Естественный вопрос: где хранятся бесценные экспонаты, результаты исследований,  встреч? В большинстве случаев пылятся в кабинетах, или вообще  выбрасываются.

      Краеведческая работа ведется в нашей  школе уже в течение многих лет. Собранный материал по истории нашей школы, села  хранится в кабинете истории, также дома у учителей.  

   Для решения данной проблемы в школе создана рабочая группа, в которую входят зам.директора по ВР  О.И. Абрамович, учитель истории  Н.Г. Шалякина, учитель ИЗО Л.Г. Белоусова, учитель начальных классов О.И.Смирнягина. Рабочей группой разработано положение «О школьной краеведческой конференции»,   планируется работа на следующий учебный год.      

       Данная программа  должна оказать посильную помощь  в  организации школьного музея, ведении краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности летнего лагеря на базе школы и призвана помочь учащимся шире познакомиться с историей  родного края, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.

       Тема программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием 2016 года «Детективное агентство» приурочена к 90-летию образования Тулунского района, возраст детей участвующих в реализации программы- 7-14 лет.

  На базе  нашей школы  есть все кадры и условия, чтобы реализовать данную тему,  которая предусматривает и эмоциональную, интеллектуальную, предметно-творческую, оздоровительную деятельность и «социальное закаливание» личности. Так же программа  направлена на формирование чувства гражданственности и патриотизма.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
  • возросшей потребностью общества к патриотическому воспитанию;
  • необходимостью создания школьного музея;
  • обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала  подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

                  Данная программа по своей направленности является комплексной,

т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Новизна программы состоит в сочетании оздоровительных, образовательных и социально значимых мероприятий в период работы школьного летнего лагеря.

        По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. будет реализована в течение 1 смены.

       Таким  образом, Программа  «Детективное агентство» - системно  организованная  деятельность, в  процессе  которой  создаются  социально-психологические  и  педагогические  условия  для  адаптации  и  социализации  ребенка  не  только  в  условиях  детского оздоровительного лагеря с дневным пребывания  во  время  летнего  отдыха, но  и  в  дальнейшей  жизни школьного музея, сбор материалов, сведений для работы, приобретение расходных материалов для создания экспозиций, витрин и стеллажей.

Цель  :

организация содержательного досуга и занятости детей и подростков в  каникулярное время способствующего  полноценному отдыху, оздоровлению, самореализации, развитию  творческих способностей.  Задачи:

Оздоровительные:

  •  Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
  • Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность.

Воспитательные:

  •  Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
  •  Содействовать формированию активной жизненной позиции ;
  • Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родин

Образовательные:

  •  Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в музейном деле;
  •  Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской и поисковой деятельности;

Развивающие:

  •  Создание условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.
  • Осуществление исследовательской и просветительской работы по    комплектованию, учету, хранению, изучению и популяризации памятников истории и культуры посредством музейной деятельности

Основное содержание.

Реализация целей и задач смены осуществляется в форме сюжетно – ролевой игры. Из участников программы формируется детективное агентство, численностью  120 человек.

Поддержанию интереса к игре будут способствовать: игровая легенда,  символика, оформление лагеря.

Легенда основана на деятельности детективных агентств, которые получили задание – провести полное расследование истории села, собрать достоверные улики (материалы) , создать архивные материалы(экспозиции музея).

На весь период смены территория лагеря объявляется офисом, где действует детективное агентство по расследованию дел конкретных лиц (известных людей села).

Каждый отряд –  отдел агентства

Дети – члены агентства – детективы.

Начальник лагеря  – директор «Детективного агентства»;

Воспитатели – руководители отделов.

Спортинструктор – консультант.

Детям предлагается во время смены почувствовать свою значимость в реальной жизни, познакомиться с юбилейными историческими событиями нашего района. Каждый день агентства будут совершать полезные большие дела, узнавать новое и расследовать загадки истории, получая за это отличительный знак (пазл).

 Сложив пазлы в конце смены агентства составят герб Тулунского района .

За участие в конкурсах, активность, дежурство, поведение, выполнение задания дня агентство получает знаки –  гусей , имеющие отличительную цветовую символику:

белая – отличная работа, победа.

пестрая – хорошая работа.

серая – нужно постараться.

черная – старания не удались.

Формы  работы  при   организации отдыха, оздоровления и занятости детей  и подростков в  лагере с дневным пребыванием:

  • конкурсные программы;
  • концертные программы;
  • танцевальный марафон;
  • спортивно-игровые программы;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • экскурсии;
  • индивидуальные консультации;
  • индивидуально-практическая работа;
  •  коллективно-творческие дела.

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:

- развитие творческих способностей детей, художественной самодеятельности;

- формирование нравственно-этических форм поведения;

- изучение и соблюдение правил культуры поведения в школе, дома, на улице, а так же в других общественных местах.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

-  благоустройство территории памятника,

- уборка и благоустройство школьной территории;

- работа  на школьном   цветнике.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, «горячих» точек;
  • Операция «Забота». Оказание посильной помощи и моральной поддержки участникам и ветеранам войны, вдовам;    

ОТ КУЛЬТУРЫ  И СПОРТА  К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

- проведение спортивно-оздоровительных мероприятий;

- КТД;

- проведение минуток Здоровья, Дня Рекордов.

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

- поисковая работа по истории  школы,

  по выпускникам школы, ветеранам войны и труда;

-  походы с краеведческим заданием ( в пределах села Гуран));

Выбор форм и методов обусловлен рядом факторов: целевой установки, специфики содержания, особенностей контингента участников, уровня развития  и подготовки детей, ресурсного обеспечения. Позиция творческого подхода предлагает реализацию активных форм познавательной деятельности (коллективные, игровые).

Коллективная и индивидуальная творческая деятельность в процессе, которой происходит развитие личности ребенка, имеет несколько направлений: ознакомление с отечественной культурой, историей края, – это посещение музеев,  проведение экскурсий, бесед; формирование творческой индивидуальности, развитие художественно- прикладных умений, спортивных, танцевальных способностей реализуемое на занятиях в кружках, секциях; организация коллективных творческих дел (творческие мероприятия в форме конкурсов и различных представлений);  физическое развитие тела, гармоничной личности посредством проведения спортивных занятий, спортивных игр, эстафет, конкурсов;

 Методы работы:

  • методы театрализации (знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни);
  • методы состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает творчество);
  • методы равноправного духовного контакта (отношения между детьми и взрослыми построенные на  гуманизме и доверии);
  • методы импровизации (развивает  творческую и практическую предприимчивость);
  • методы воспитывающих ситуаций (специально смоделированные ситуации для самореализации,  успешности детей);
  • методы музыкотерапии (стимулирует творческий полет мысли,  снимает внутреннее напряжение);
  • методы игры и игрового тренинга (форма освоения ребенком социального опыта). 

Методы психолого-педагогической диагностики:

  • Входная диагностика (анкетирование, тестирование).
  • Текущая диагностика (опросник,  цветометодика, игры).
  • Итоговая диагностика (анкетирование, тестирование).
  • Осмотр детей в начале и в конце смены.

Этапы реализации программы:

Этапы

Содержание деятельности

I этап

Подготовительный

 Апрель-май

  • разработка педагогической основы   программы и сюжетно-игровой модели смен.
  • подбор методического материала на основе учета  тематики смены  (форм занятости несовершеннолетних в летний период) и контингента обучающихся
  • обучение педагогов и воспитателей, помощников организаторов досуга формам и методам работы с детьми и подростками
  • формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для детей разных категорий и их родителей
  • проведение родительских собраний
  • подготовка выставки методической литературы в библиотеке
  • утверждение программ руководителем ОУ, рассмотрение на педагогическом совете, согласование;
  • размещение информации об организации летнего отдыха обучающихся на школьном сайте.

II этап

Организационный

Июнь (3-4 дня)

  • встреча детей, формирование детских коллективов(агентств)
  • запуск игровой модели
  • знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности лагеря
  • изучение патриотических установок и гражданской позиции
  • проведение анкетирования и тестирования детей  
  • организация в каждом отряде организационных сборов.
  • привлечение детей и подростков разных категорий в различные кружки,  и различные виды КТД
  • открытие смены

III этап

Основной

Июнь

  • реализация основной идеи программы
  • проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий
  • ежедневное наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов,  медицинских работников, воспитателей с занесением соответствующих записей.

IV этап

Заключительный

Подведение итогов смены

  • Подведение итогов органов детского самоуправления
  • Награждение агентств и вручение им герба Тулунского района
  • Заключительный  концерт
  • Итоговое анкетирование .

Календарно-тематический план:

Мероприятия

День первый

«Создание агентств

Встреча детей, создание отрядов(агентств), распределение обязанностей;

Организационный сбор – линейка – объявление легенды;

 Знакомство с режимом дня и направлением деятельности лагеря;

Минутка здоровья «Правила ПДД».

Проведение инструктажа по ТБ и Правилам пожарной безопасности.

Входная диагностика, игра «Вот я какой!».

Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей»;

Подвижные игры на свежем воздухе.

День второй

«День трудоголиков»

Оформление  отрядных уголков

Подбор материалов к представлению своего агентства: разучивание девизов, речёвок, песен

Диагностика здоровья (вес и рост учащихся в начале смены)

Спортивные игры.

День третий

«Открытие лагерной смены»

Открытие смены: представление агентств .

 Праздничная программа «Здравствуй, лето красное, весёлое, прекрасное!»

Знакомство- беседа «Зачем нужны обелиски?»

Экологическая акция ( уборка территории  обелиска )

День четвертый

«Следствие ведут …»

Викторина  «Моя Гуранская земля»

Исследовательская деятельность:

Веселые старты между агентствами.

 День  пятый

« Ветеран живет рядом»

Акция « Ветеран живет рядом», оказание посильной помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла по уборке территории

Встреча с ветераном педагогического труда

Шевкуновой А.В.

Сбор и оформление материалов для школьного музея.

Игры на свежем воздухе.

6 день

«День музея»

 Беседа: «Зачем нужны музеи?»

Виртуальное посещение музеев России.

Фотовыставка «Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография…»

Подготовка и написание статей для экспозиции музея «Герои нашего времени».(по итогам встреч)

Спортивны  игры.

7 день

«День семьи»

Беседа «Моя семья в истории моего села».

Конкурс «Моя родословная»

Конкурс проектов «Моя семья в истории школы»

Игры на свежем воздухе

Интеллектуальная игра «Самый, самый …»

8 день

«Водопад творчества»

Конкурс стенгазет между агентствами «  Лето-это маленькая жизнь».

КТД « Алло, мы ищем таланты!».

Минутка здоровья  «Как оказать первую доврачебную помощь при солнечном ударе?»

Комический футбол между агентствами.

9 день

«День любознательных»

 Поисково-исследовательская игра  «Лабиринты улиц»

10 день

«День Рекордов»

КТД «От А до Я в спорте».

Минутка здоровья «Безопасность –одно из слагаемых твоего здоровья».

Танцевальный марафон « А Вам- слабо?».

Первенство лагеря по шахматам и настольному теннису.

11день

«День России»

 Беседа:«Русь, Россия, Родина моя» .

КТД «Мы в России живем»

Спортивные  игры.

12 день

«День родного села»

Беседа «О лесных пожарах»

Экологическая акция «Все в твоих руках», «Чистая планета»

Спортивные игры.

13день

«День книги»

Зачем нам нужны библиотеки?

Экскурсия в сельскую библиотеку.

Викторина «Кто назовет больше книг о ВОВ?»

Конкурс чтецов.

Игры на свежем воздухе

14 день

«День трудоголиков»

Работа  по созданию экспозиции  «История моей школы».

Минутка здоровья «Осторожно клещи!»

Поисковая работа:

Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет ,очевидцев событий, ветеранов педагогического труда.

Поиск материалов и документов об учителях и директорах.

Спортивные игры.

15 день

День  Тулунского района

Встреча с корреспондентами газеты «Земля Тулунская».

Беседа «Почетные граждане Тулунского района».

Подготовка к закрытию лагеря

Подвижные игры на свежем воздухе.

16 день  

«В объективе – МЫ!»»

Фото-сессия  «Как нам вместе хорошо».

Создание презентаций  о жизни агентств.

Минутка здоровья « О здоровом питании»

Конкурс «Лучшая фотография» «Лучший фотограф».

Флэш-моб «Поколение пепси и кириешек выбирает Здоровье!».

Спортивные игры.

17 день

«День героев Великой Отечественной войны»»

 Митинг: «22 июня- День памяти скорби»

Возложение цветов к памятнику погибших воинов.

  Викторина  «Земляки в годы войны»

Оформление книги памяти «Никто не забыт , ничто не забыто».

Спортивные  игры.

18  день

Закрытие лагерной смены

Чему мы научились: анкетирование «Допиши предложение».

Диагностика на выходе.

Праздничный концерт «Ты меня не забывай!..»

Торжественное закрытие лагеря.

Ожидаемые результаты и способы их фиксации:

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств.
  2. Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  3. Формирование у обучающихся уважения к своей  Большой и Малой родине.
  4. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  5. Личностный рост участников смены.
  6. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
  7. Реализация творческих способностей каждого ребенка, формирование позитивных установок, приобретение новых знаний по истории своей страны, города, школы и семьи.
  8. Создание школьно музея, пополнение фонда новыми материалами, создание летописи истории школы
  9. Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;

    10.Отсутствие случаев травматизма среди детей.

Критерии оценки эффективности программы:

  • .Качество организации отдыха детей.
  • Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков здорового образа жизни.
  • Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей.
  • Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно-образовательного процесса.
  • Использование различных форм организации детского самоуправления.
  • Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-оздоровительной работы.

Механизм определения результативности программы:

  • Участие обучающихся в мероприятиях.
  • Отзывы обучающихся, их родителей
  • Анализ работы по реализации программы
  • Оформление лагеря, методические разработки
  • Подведение итогов работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на совещании при директоре
  • Проведение анкетирования с обучающимися и   родителей
  • Уровень состояния физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Возможные риски и пути их преодоления:

Фактор риска

Меры профилактики

низкая активность детей в реализации программы

Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.)

неблагоприятные погодные условия

Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия)

недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива

Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами лагеря. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа лагеря дневного пребывания

Пояснительная записка.  Цели и задачи программы Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены Направления и виды деятельности Художественно – творч...

Программа лагеря дневного пребывания "Космическое путешествие"

 В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических система...

Программа лагеря дневного пребывания «Луч»

Оздоровительно-развивающая пограмма летноего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базеМКОУ СОШ №30 п.Калары....

Программа Лагеря дневного пребывания

Программа предназначена в помощь руководителю лагеря дневного пребывания, которые организуются при школах для оздоровления детей в летний период...

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки» (программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в условиях ЛДП)

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки»(программа туристско-краеведческой направленности,реализуемая в условиях ЛДП ) Календарно-тематическое планирование. расчитана на 21 день....

Программа лагеря дневного пребывания

Программа лагеря дневного пребывания литературно- художественного направления "Литературная Кубань. Лето с книгой"....