Огонь - друг или враг.
классный час (3 класс)

Мацкевич Татьяна Михайловна

На занятии расширяется кругозор детей по данной теме, прививаются навыки осторожного обращения с огнём. Воспитываются чувства ответственного отношения к своей жизни и жизни окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_-_drug_ili_vrag.docx643.83 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное автономное образовательное учреждение

                         «Средняя общеобразовательная школа № 11»

                                             Внеурочное  занятие  по ФГОС

                          «Огонь – друг или враг»

                                       

       

                                     

                                                                                      Выполнил учитель начальных классов

                                                                                      Мацкевич Татьяна Михайловна

                                                   

                                                 Усть – Илимск  2018

                                           Тема: «Огонь – друг или  враг»

Аудитория: 3 класс

 Цели и задачи: 

1.Закрепить представления детей о роли огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной.

2. Пробуждать интерес и активизировать познавательную деятельность учащихся к изучению правил противопожарной безопасности, используя занимательные задания, интересные сведения.

3. Прививать навыки осторожного обращения с огнем  и воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

 4. Создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой  и фронтальной работы.

Планируемые результаты:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, прогнозировать результаты своих действий,  оценивать правильность выполнения работы, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь окружающих, координировать различные мнения в сотрудничестве и делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях, владеть правилами вежливости, активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата.

Познавательные: уметь понимать учебную задачу и  осуществлять поиск необходимой информации, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из различных источников, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

Предметные: знать причины возникновения пожара, уметь  характеризовать пожароопасные предметы и  уметь  правильно их  использовать, знать   основные  правила поведения при пожаре.

Личностные: уметь работать в группе, оценивать свои достижения на занятии.

 

                                                                    Ход работы

1. Мотивационный этап (1-2 минуты)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу,  пожелаем всем  хорошего настроения, интересной работы и новых открытий. Сейчас я хочу пригласить вас на  выставку рисунков, которую вы подготовили к этому занятию. (Дети рассматривают рисунки одноклассников)

Учитель:  Подумайте, почему рисунки я разделила на две группы?

Ответы

Учитель: Вот вы и определили тему нашего занятия. Огонь – друг или враг. Сегодня мы узнаем, как можно использовать огонь как друга и победить его, если он окажется  врагом.  Мы работаем по группам. В группе надо распределить роли: руководитель группы, секретарь, оформитель, хранитель времени.

Задание 1 (разминка)

Учитель: Прочитайте загадки, и найти к ним отгадки. Время  для работы 5 мин. Все загадки связаны с темой нашего занятия. (Детям  выдаётся конверт с загадками. Все загадки  записаны на отдельных листах)

1.Белый столб стоит на крыше.
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес –
И исчез.
(Дым)

4.Молотком шахтёр стучит,

Камень чёрный добывает.

Он потом в печи горит,

Дом зимой наш согревает.

(Уголь)

7.Привал устроили туристы -

Разбили лагерь в поле чистом.

Поленья, где теперь трещат?

И искры от чего летят?

(Костёр)

2.Полено в топке полыхает

И "звезды" эти в нас бросает.

Одна горящая частица

Пожаром может обратиться.

(Искра)

5.Его обычно разжигают,

Но тем же,  словом называют

Уют семейный, дом и кров,

Где есть забота и любовь.

(Очаг)

8.Бесстрашный герой, что всегда на посту,
Он чует беду и огонь за версту.
Неравный ведет со стихией он бой,
Стремится всегда защитить нас с тобой.

(Пожарный)

4.Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
(Свеча)

6.В деревянном домике,
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(Спички.)

9.Наполнен порохом снаряд.

Он ждёт команды от ребят.

Огнями разными сверкает,

Под облака, когда взлетает.

(Петарда)

Учитель: Подведём   итоги  выполнения 1 задания. Всем   ли удалось найти правильные ответы?

Ответы детей 

Задание 2

Учитель: Представьте, что вам выпала уникальная возможность отправиться на машине времени в Древние времена. Вы оказались в пещере, где сидят первобытные люди.

(Звучит фонограмма сильного ливня)

Учитель: В небе творилось что-то страшное. Всё вокруг грохотало и гремело. За рекой раздавались  сильные удары, и на волю вырвался огненный зверь. Люди сидели молча и ждали, когда всё стихнет. Из-за грозы мужчины давно не выходили на охоту…Но вот ветер успокоился, дождь стих, огненного зверя не было видно. Мужчины племени отправились на охоту. Они увидели почерневшие деревья  и птиц, лежащих под ними. Их тушки  тоже почернели, но очень вкусно пахли. Мясо оказалось мягким и вкусным.

Прочитайте вопросы и постарайтесь на них ответить. На обсуждение 3 минуты.

Вопросы

1.Что люди в древности называли Огненным зверем? Почему он появлялся во время  грозы? (Огонь может появиться во время грозы)

3. Какое открытие  сделали древние люди  для себя? (Мясо,  побывавшее в огне вкуснее, чем  мясо сырое)

Ответы детей

Задание 3

Учитель: Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы.

Мальчик сидел в пещере. Ему сказали  стеречь огненного зверя и днём и ночью. Вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он, злобно рыча, приготовился к прыжку. Мальчик сильно закричал и стал размахивать веткой, на  конце которой горел огонь. Тигр испугался и убежал.

Вопросы

1. Зачем огненного зверя  кормили  днём и ночь? (Огонь даёт свет и тепло. За огнём надоследить, чтобы он не погас.)

2. Как помог огонь мальчику? (Спас от хищника)

Задание  4

Учитель: Рассмотрите иллюстрации.  На машине времени мы попадаем с вами в Древнюю Грецию. Соберите картинку – пазл.

Какой теме она посвящена?  На работу  3 минут.

На картинке - Огонь – символ олимпийского движения.

Учитель: Олимпийское пламя, один из главных символов Олимпийских Игр, служит напоминанием спортсменам о подвиге Прометея, который похитил огонь у Зевса и подарил его людям. Олимпийский факел неизменно зажигается от солнечных лучей у храма Зевса в Олимпии, доставляется на главную арену и не гаснет на протяжении всех соревнований.

Задание  5

Машина времени переносит нас  из Древней Греции в   русские города 18 века.

Учитель: Ребята, прочитайте тексты.

Воронеж.

9 мая 1748 года в городе случился  большой пожар. Пламя охватило практически весь город. Сгорели тысячи жилых домов, государев дворец, дома богатых вельмож  Меньшикова, Апраксина. Сгорели церкви, сгорела  старейшая ветряная мельница. Но самым страшным  тогда было то, что погибли сотни людей. После пожара Воронеж стал отстраиваться почти с нуля.

Елец.

10 июля 1761 года в городе сгорело 824 дома, 5 церквей, 208 торговых лавки. Сотни людей погибли.

Великий Устюг.

В 1745 году был большой пожар. Жар был столь силён, что растопил 170- пудовый колокол. Через 12 лет город горел опять. В пожаре погибли люди, сгорело много домов, церквей.

Москва

В мае 1748 года сгорело несколько кварталов, в том числе 1717 домов, 40 церквей и школ, 94 торговые лавки. Погибло в пожаре люди.

Учитель: Какое впечатление произвела на вас эта информация?

Ответы детей

Задание  6

Учитель: Перенесёмся в наше время. Что обозначают буквы МЧС?

Познакомьтесь с информацией МЧС за 2017 год

Статистические данные о пожарах в Российской Федерации за 2017 г (wiki-fire.org)

Количество пожаров

132406

Погибло людей при пожарах

7782

В том числе  детей

358

Получили травмы при пожарах

9305

Прямой ущерб, тыс. р.

14133642

Уничтожено строений

34143

Уничтожено техники

6588

Спасено людей

45567

Учитель: Можно ли было этого избежать? Какие причины могут вызвать пожар?

Ответы

Неосторожное обращение с огнём

Нарушение правил пожарной безопасности

Шалость детей

Поджоги

Неправильное использование электроприборов

Задание 7

Учитель: А знаете ли вы, что нужно делать при возникновения пожара?
Ответы

Позвать на помощь взрослых

Вызвать пожарную машину по номеру 01 и т.д.
Учитель. Молодцы, правильно.
Сейчас
 каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище.

1 группа – ваши действия при возгорании телевизора.

1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).
2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 01.
3. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору с боку.
4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.

2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода.

1. Позвонить в службу спасения «01».
2. Дышать через мокрую ткань.
3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.
4. Не входить туда, где много дыма.
5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.

3 группа – ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.

1. Позвонить в службу спасения «01»
2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.
3. Создать запас воды в ванной комнате.
4. Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон.
5. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.

 4группа – ваши действия в случае, когда на человеке загорелась одежда

1. Обязательно остановить его любыми доступными методами: толкнуть, сбить с ног,  уронить на землю.

2. Быстро погасить огонь

3. Приступить к  тушению  пламени: облить водой, засыпать землей, забросать  снегом.

4. Если ничего из перечисленного под рукой нет,  набросить  на горящего толстую плотную х/б ткань (пальто, одеяло, брезент и т.п.).

5. Голова потерпевшего должна обязательно быть открытой, чтобы не допустить отравления продуктами горения.

6. Не разрешать потерпевшему БЕГАТЬ! Из-за притока кислорода пламя сильно разгорается.

Физминутка.

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.

  1. Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
  2. Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
  3. Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
  4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
  5. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
  6. Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
  7. Кто костров не разжигает и другим не разрешает!

Учитель: В начале занятия  мы с вами говорили, что огонь может быть другом, но может стать и врагом. Ребята приготовили стихи на эту тему. Прослушайте их. Объясните ошибки, которые допустили дети.

1.Мишке, любимому девочка Мила

 Погладить штанишки однажды решила.

Утюг незаметно от мамы включила

 И вскоре о нём совершенно забыла.

Нагрелся утюг, загорелись штанишки…

Пожар уничтожил игрушки и книжки.

2.Подожгли мальчишки пух,

А огонь – то не потух.

Тополиный пух горит,

Пламя по двору бежит…

Чья – то вспыхнула машина -

Очень страшная картина!

Надо помнить, надо знать:

Пух опасно поджигать!

3.Свечи ёлку украшают

Огоньки на ней мигают.

Вдруг схватился огонёк

 За серебряный флажок.

Разом вспыхнули иголки,

Пять минут – и нету ёлки!

А ведь всех предупреждали,

Чтоб свечей не зажигали!

Рефлексия

Учитель: Подводя итог нашего  занятия, можете ли  вы сказать, какую роль огонь может играть   в жизни человека? Когда огонь друг, а когда он враг?

Ответы детей

 - Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось? Почему?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?

 -Покажите своё настроение (дети выбирают смайлик)

Учитель: Пусть огонь  несёт только тепло, радость, добро, счастье. Пусть станет надежным товарищем и помощником людей. В память о нашем занятии, получите памятки.

    Огонь – друг или враг.               

              ПАМЯТКА

1.Огонь нельзя оставлять без присмотра.

2.Если увидишь пламя – зови на помощь взрослых.

3.Вызывай пожарных по телефону 01.

4.От огня нельзя прятаться.

5.Из горящего помещения надо быстро уйти.

6.Опасней всего при пожаре дым.

                                                         

                                                                 Список литературы

  1. Т.М.Максимова «Классные часы», 2 класс, Москва, «ВАКО», 2008
  2. Л.А.Обухова, Н. А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Москва, «ВАКО», 2004
  3. Л.Н.Яровая, О. Е. Жиренко,Л. П. Барылкина. Л.А.Обухова «Внеклассные мероприятия», 1 класс, Москва, «ВАКО», 2004

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Огонь - друг и враг человека"

Презентация для учащихся начальной школы....

Классный час "Огонь-друг или враг?"

Классный час проводился во 2 классе в виде ролевой игры "Час суда"....

Огонь - друг и враг человека

Пожарт легче предупредить, чем потушить. Маленькая спичка может обернуться большой бедой....

Разработка по ОБЖ " Огонь - друг или враг?"

Сценарий " Огонь друг или враг?"...

Огонь - друг или враг?

Урок-презентация по основам пожарной безопасности. А.А. Плешаков, УМК "Школа России", 2 класс ...

Классный час "Огонь - друг и враг"

Цель:  пополнить  знания учащихся о правилах пожарной безопасности; закрепить           имеющиеся  знания о правильных действиях в случ...