программа "Школа-центр образования семьи"
рабочая программа

Казакова Людмила Леонидовна

программа "Школа-центр образования семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola-tsentr_obrazovaniya_semi.doc424 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ  МЕДВЕНСКОГО  РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                      

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  “ПАНИКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”

307054, Курская область, Медвенский  район, с. Паники

тел. № 8  (47146) – 4 – 66 – 67

эл.адрес: panikishcool@yandex.ru

Программа

«ШКОЛА-ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ СЕМЬИ»

на 2016-2019 г.

                                                                                        Составители: Казакова Л. Л.

Волосунова В. Д.

с. Паники, 2016 г.

                             

Пояснительная записка

“Воспитание есть процесс социальный

в самом широком смысле.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и больше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги”…

(Антон Семенович Макаренко)

    С принятием Закона Российской Федерации  «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Закон  «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.  Достижение успеха в процессе воспитания детей возможно только при условии объединения усилий семьи и других социальных институтов. Важнейшее место среди указанных институтов занимают общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реальное взаимодействие родителей и педагогов в воспитательном процессе.

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, в значительной мере не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, в большинстве случаев, не приносит положительных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми  вследствие чего авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит ребенка к «выходу» из под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской преступности, наркомании и других негативных явлений в детской среде. Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя и родители станут союзниками.

    Школа сегодня остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Поэтому педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.

 Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:

•        обучение родителей приемам, способам и стилю общения  взрослых и детей, членов семьи;

•        оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

 Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств   взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи  - источник и важный механизм их развития.

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние.

Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

 

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

•        единым объектом (субъектом) воспитания;

•        общими целями и задачами воспитания детей;

•        необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

•        возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;

•        возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

     В существующих социально-экономических условиях семья переживает кризис, выражающийся в резком снижении её основных функций, в том числе воспитательной. 

Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:

  1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
  • утрачено представление о необходимости и нерасторжимости брака;
  • супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
  1. Повреждены устои семьи:
  • разрушается иерархия семейных взаимоотношений;
  • утрачен традиционный уклад семейной жизни;
  • нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
  • традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших  вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
  1. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
  • круг жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привёл к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
  • продолжает снижаться рождаемость: родители всё чаще видят в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов;
  • увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей.  

  1. Деформация коснулась сферы семейного воспитания:      
  • утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
  • не имея навыков совместного проживания с ребёнком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребёнком дорогими подарками, лишая детей живого участия, поддержки.
  • прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и  воспитания в разные периоды детства, незнание  закономерностей становления духовно-нравственного мира ребёнка;
  • утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей от порока, часто провоцируя к нему;
  • представители старшего поколения не готовы к выполнению социальной роли бабушек и дедушек, избегают активного участия в воспитании внуков.
  1. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
  • велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и  детско-родительских отношений;
  • нарушены процессы формирования нравственной сферы: дети не владеют навыками согласования своего поведения с определённой системой нравственных правил и ориентиров, в молодёжной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над  духовными;
  • духовно-нравственная неразвитость, отсутствие чётких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
  • у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьёй, обществом, нацией, государством;
  • в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью компанией сверстников.
  1. Современное общество утратило представление о чистоте   и целомудрии:
  • в социокультурном пространстве СМИ темы семейного воспитания поднимаются редко, бессистемно, тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
  • массовая культура и СМИ пропагандируют насилие, цинизм, всевозможные искажения в сфере семейных отношений

     И одной из главных причин такого положения является не достаточно ответственное или безответственное отношение родителей к созданию семьи и воспитанию детей.

     Проблемы семьи и семейного воспитания рассматривались в трудах многих видных отечественных и зарубежных педагогов. Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. П.Ф. Лесгафт считал, что упущенное семейное воспитание должно быть исправлено в школе. «Без личного мировоззрения человек является только единицей человеческого стада, не обладает истинным достоинством человека и не может творчески проявляться, что именно составляет главное человеческое достоинство и достижению чего должна содействовать школа». Названные положения сохраняют значимость по сей день. «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей»,- считал другой отечественный педагог и психолог П.П.Блонский. Всё зависит от силы влияния на мировоззрение школьников таких факторов, как семья, школа, окружение, средства массовой информации. В процессе воспитания важно учитывать всё многообразие объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на развитие личности. При этом следует иметь в виду, что грани между ними подвижны и, как говорил А.С.Макаренко, «человек не воспитывается по частям». Необходимо повышать действенность образовательной и воспитательной функций семьи, снижая тем самым уровень стихийного процесса семейного воспитания. Учителя и воспитатели призваны постоянно изучать взаимоотношения родителей и детей и направлять их в нужное русло. Положительный «внутрисемейный контакт» двух поколений является предпосылкой успешного формирования подрастающего поколения. Необходимо помнить, что в воспитании детей не бывает каникул.

     При различных подходах к решению проблем семьи все педагоги приходят к единому мнению о том, что основой совершенствования семейного воспитания является работа с родителями по формированию ответственного отношения к своим обязанностям.

  Программа  предусматривает формирование ответственных семей, тем самым, обеспечивая предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.

     Сроки реализации программы - 3 года.

     

 Программа включает следующие направления:

  • Изучение семей обучающихся
  • Взаимодействие с родителями
  • Работа с проблемными семьями
  • Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в школе
  • Работа с педагогическими кадрами
  • Работа с социумом
  • Материально-техническое обеспечение

Цель программы – создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы школы.

Задачи:

1.Включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы.

2.Повышение психолого - педагогической культуры родителей.

3.Знакомство родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.

4.Повышение воспитательной функции семьи.

Условия реализации программы.

  1. Установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
  2. Создание системы просветительской работы с семьями обучающихся.
  3. Насыщение воспитательной деятельности различными формами совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
  4. Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной религиозной и национальной принадлежности.
  5. Активное включение в работу с семьей педагога – психолога, социального педагога, библиотекаря, администрации школы, учителей – предметников, воспитателей.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Ожидаемые результаты

Критерии оценки достижения результата

Инструментарий оценивания

Нормативно-правовые и организационно-управленческие

1.

Создание нормативно-правовой базы  ОУ.

Законы, концепции, распоряжения, целевые программы, положения и локальные акты.  

Наличие пакета нормативно-правовой документации по работе с родителями и семьей.

2.

Реализация механизма взаимодействия и координация действий участников  программы.

Систематическое взаимодействие и сотрудничества участников программы.

Наличие плана внутриведомственного и межведомственного

 взаимодействия.

3.

Организация эффективной работы с  родителями  по формированию семейных ценностей и повышению родительской компетентности.

Отбор наиболее эффективных форм и методов работы.

Наличие информационно-методического банка по различным формам, методам и технологиям работы с родителями.  

Социальные

4.

Увеличение количества участников  программы

% участников   до и после реализации программы

Статистический метод

5.

Увеличение количества различных форм общественных объединений семей (семейных клубов, гостиных и т.д.) и удовлетворение социальных потребностей родителей и детей

Участие родителей и детей ( в % соотношении) в деятельности семейных клубов

Планы работы клубов, анкетирование,

6.

Повышение уровня социальной активности семей в ОУ, районе и  области

Доля семей( в % соотношении), участвующих в мероприятиях по  программе

Мониторинг, Статистический метод. Наблюдение, фото, видеосъемка

7.

Увеличение количества семей- победителей

Призовые места

Наличие дипломов, грамот, благодарственных писем и т.д.

Личностные

8.

Формирование и

 развитие родительской компетентности

Готовность и способность

родителя ответственно

решать   жизненно важные

для семьи проблемы,

общаться с детьми,

разрешать конфликтные

ситуации.

Система необходимых знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка.

Анкетирование

(анкеты: «Взаимопонимание родителей и детей в семье», «Ваше общение с ребенком», «Диагностика семьи и семейного воспитания», « Какой вы воспитатель» и др.), диагностика,

экспертная оценка

9.

Повышение профессиональной компетентности педагогов

и специалистов, работающих с семьей

Систематичность и активность в повышении уровня профессионального мастерства

Профессиональное портфолио

Научно-методические

10.

Систематизация и обновление информации

для родителей по

вопросам семейного воспитания

Создан электронный банк  информации…

Информация на сайте ОУ

11.

Методические пособия,  рекомендации по работе с родителями

Издание и разработка методических пособий и рекомендаций

Брошюры, памятки

Ожидаемые образовательные продукты программы:

  1.  Пакет нормативных документов по проекту.
  2. Диагностический инструментарий.
  3. Сборник методических материалов по организации работы с родителями и обучающимися по формированию семейных ценностей и повышению родительской компетентности.

Формы представления результатов  программы:

  1. Ежегодные отчеты на общешкольных родительских собраниях, Педагогическом совете, сайте ОУ, на районной педагогической конференции, в  СМИ.
  2. Разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования работников за активное участие в реализации программы.
  3. Подготовка издание материалов из опыта работы с родителями; методических пособий и рекомендаций, памяток;   проспектов и буклетов.  

Участники программы: родители обучающихся, классные руководители, администрация школы, педагог-психолог, учителя – предметники, воспитатели ГПД.

Кадровые условия реализации программы работы с одаренными детьми.

МОБУ Паникинская СОШ укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых программой работы с семьей, способными к инновационной профессиональной деятельности.  82% педагогов имеет высшее профессиональное образование.

        Из  10 педагогов, работающих в 5 – 9 классов, 1  аттестован на высшую квалификационную категорию, 6 – на первую, 2 не имеют категории но соответствуют занимаемой должности.  2 педагога имеют  почётные звания МОиН РФ.

        Стаж работы – от 2 до 37 лет.  В настоящее время в учреждении,  штаты полностью укомплектованы.

       

п/п

ОУ

Ф.И.О.

педагога, дата рождения,

Учебное заведение, которое окончил

Специальность по диплому

Преподаваемый предмет

Стаж

работы

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Андреева Анна Витальевна

        18.10.1969

Курский государственный педагогический институт

Учитель начальных классов

ОПК, Технология, история Курского края

27

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Андриян Ирина Анатольевна

05.11.1962

Орловский государственный педагогический институт

Курский государственный университет

Дошкольная педагогика и психология

Филология

Русский язык, литература

33

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Ветчинова Елена Евгеньевна 01.01.1968

Курский государственный педагогический институт

Учитель математики и физики в средней школе

Математика, физика

12

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Горбачева Инна Викторовна 25.10.1968

Курский государственный университет

Учитель географии средней школы

География, биология, с/х технология

27

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Казакова Людмила Леонидовна

20.12.1990

Курский государственный университет

Учитель музыки

Музыка

5

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Казанцева Ольга Михайловна

18.04.1981

Курский государственный университет

Учитель биологии, учитель химии

Химия

12

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Лукьянчикова Татьяна Ивановна 14.12.1981

Обоянское педагогическое училище

Учитель немецкого языка

воспитатель, немецкий язык

13

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Печурина Наталья Викторовна 04.01.1970

Курское педагогическое училище

Учитель начальных классов, старшая пионервожатая

Начальные классы

26

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Придворова Светлана Васильевна

08.12.1968

Курский государственный педагогический институт

Учитель математики и физики в средней школе

Математика, физика

24

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Рыжова Людмила

Юрьевна 23.07.1980

Курский государственный педагогический университет

Олигофренопедагог, логопед

Логопедические занятия

13

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Сотникова Вера Анатольевна 10.10.1961

Курское педагогическое училище

Курский государственный педагогический институт

Учитель начальных классов

Учитель истории

Начальные классы

34

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Сотникова Галина Михайловна 29.06.1965

Курский государственный педагогический институт

Учитель математики и физики в средней школе

Математика, физика

27

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Сотников Дмитрий Николаевич 19.01.1987

Курский государственный университет

Учитель ОБЖ

ОБЖ, информатика

6

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Стародубцева Елена Васильевна 01.07.1964

Курский государственный педагогический институт

Учитель истории и обществоведения средней школы

История, обществознание

32

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Стародубцева Мария Витальевна 27.05.1992

Курский педагогический колледж

Учитель физкультуры

Физкультура

2

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Стародубцева Татьяна Николаевна 26.03.1972

Курский государственный педагогический институт

Учитель немецкого и английского языков с правом преподавания русского языка

Немецкий язык, русский язык, литература

21

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Суровцева Надежда Владимировна08.07.1983г

Обоянское педагогическое училище

Учитель английского языка

Английский язык, физическая культура

12

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Суровцева Маргарита Викторовна 15.04.1971

Курский государственный педагогический институт

Педагогика и методика начального обучения

Начальные классы

25

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Юдина Елена Алексеевна11.03.1962

Курский государственный педагогический институт

Учитель иностранных языков (английский, немецкий)

английский язык

30

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Брусенцева Вера Владимировна  16.04.1982

Курский государственный университет

Педагогика и методика начального обучения

Начальные классы

6

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Волосунова Валентина Дмитриевна 09.11.1963

Курский государственный педагогический институт

Педагогика и методика начального обучения

Изо, внеурочная деятельность

33

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Шевченко Наталья Васильевна

Курский государственный педагогический институт

Учитель истории и обществоведения средней школы

Обществознание

26

МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа»

Удовенко Юрий Николаевич

03.03.1965

Высшее военное авиационно-техническое училище

Донецкий Народный университет

Самокаты-двигатели

Политология

Технология

История

Обществозн

0

   

Материально-технические условия реализации программы:

1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

2) соблюдение:

  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательного учреждения, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию;
  • требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
  • требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и , лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обслуживания обучающихся);
  • требований пожарной и электробезопасности;
  • требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений;
  • требований к транспортному обслуживанию обучающихся;
  • требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в общеобразовательных учреждениях;
  • своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

3)  доступность (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения).

       Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

  • реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
  • включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
  • художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов и таких материалов, как бумага, ткань, нити для вязания и ткачества, пластик, различные краски, глина, дерево, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
  • создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина;
  • формирования личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, развитие экологического мышления и экологической культуры;
  • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;
  • наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
  • физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;
  • занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
  • размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
  • проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;
  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;
  • выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения;
  • организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся.

Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами

Материально-техническое

обеспечение и оснащенность  образовательного процесса

Здания школы

Помещения, используемые для УВП

ТСО

 Для учебного процесса используются 2 здания

17 кабинетов из них:

  • информатики и  ИКТ (46 м2)- 1
  • ОБЖ- 1  
  • русский язык и литература - 1;
  • география и биология - 1;
  • иностранного языка – 1;
  • математика - 1;
  • химии - 1;
  • технологии - 1;
  • физики - 1;
  • начальные классы – 4

истории -1

- учебно-производственная мастерская -1

- столовая -1

- учебно-опытный участок

(0,5 га)

-историко-краеведческий музей

 Синтезатор-1

Баян-1

Музыкальный центр-2

Цветной телевизор-6

Сканер-2

Цифровой фотоаппарат-2

Ксерокс-1

Видеомагнитофон-4

Видеодвойка-6

Копир Canon (мини - типография)-1

Мультимедийный проектор – 5

DVD-проигрыватель-4

Интерактивная доска-2

Компьютер- 28

Ноутбук-4

Территория школы частично благоустроена, ограждена забором , освещена  по периметру. Имеется учебно-опытный участок.

Соотношение   компьютер -обучающийся  составляет  3 (1 компьютер на 3  обучающихся).

Общее количество рабочих мест -  27

Количество рабочих мест для администрации - 3

Количество рабочих мест для обучающихся – 10

Количество рабочих мест для учителей – 14

В школе имеется библиотека.   Библиотека школы укомплектована в достаточной мере художественной и справочной литературой для разных возрастов обучающихся, а также для их родителей.  Имеется один компьютер, но без выхода в интернет.    Обучающиеся  уровня основного общего образования  обеспечиваются  учебниками из регионального бюджета по мере введения ФГОС. Имеются  УМК, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения.

В школе созданы условия для досуговой деятельности и дополнительного образования (музей, ,  кабинет информатики и ИКТ, кабинет технологии, , школьный автобус, музыкальных инструментов(синтезатор, баян, пианино).                                                          Таким образом, материально-техническая база учреждения соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности.  Охрана труда работников школы соответствует нормам.

      В школе имеется 10  учебных кабинетов для обучающихся 5-9 классов,   спортивная площадка, столовая. Учебные кабинеты достаточно оснащены   ТСО, компьютерными и информационно-коммуникационными средствами

Организационное обеспечение:

- формирование базы данных;

- Составление социальных паспортов семей;

- создание и функционирование родительского комитета в школе;

- проведение  Совместных трудовых десантов, ремонт и оформление кабинета, озеленение пришкольной территории..

- проведение школьной конференции «Семья и школа- единое целое…»;

Функции  взаимодействия педагогов и родителей.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

 социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

технико-гигиенический - зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;

 демографический - определяется структурой семьи.

 Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Главными функциями семьи являются:

 1) воспитательная;

2) оздоровительная;

  1. духовно-нравственная;
  2. познавательно-образовательная;
  3. бытовая;
  4. трудовая;

7) культурно-просветительная;

      8) досугово- творческая;

      9) охранно-защитная.

Главными компонентами семейного воспитания выступают:

1)        климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

2)        режим семейной жизни;

3)        содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Следовательно, главными функциями взаимодействия школы и семьи являются:

  1. информационная;
  2. воспитательно-развивающая;
  3. формирующая;
  4. охранно-оздоровительная;
  5. контролирующая

Принципы взаимодействия.

 Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей - длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей  наше общеобразовательное учреждение опирается на следующие п р и н ц и п ы :

  • Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
  • Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

•        Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.

•        Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

Достижения школы в организации работы с родителями учащихся.

 За последние годы в школе накоплен положительный опыт сотрудничества школы и семьи. В школе  созданы органы родительского самоуправления: совет профилактики, родительский комитет.

Администрация и педагогический коллектив школы уделяют большое внимание организации работы с родителями учащихся.

-      Составлена банк данных семей учащихся.

-      Организована диагностическая работа по изучению семей.

-      Организовано психолого – педагогическое просвещение родителей в форме   лекториев,   семинаров, «круглых столов», родительских собраний.

-  В работе с семьей принимают активное участие психолог, школьная медсестра, зам.директора по ВР, педагоги дополнительного образования, логопед, классные руководители.

-     Организовано психологическое консультирование родителей.

-     Используются различные формы сотрудничества с родителями учащихся, вовлечение их в совместную с детьми творческую и социально значимую, трудовую деятельность.

Традиционными формами работы стали:  субботники, классные праздники, походы, экскурсии, дни здоровья, спортивные соревнования «Папа, мама, я –олимпийская семья», дни знаний, праздник первого звонка, праздник последнего звонка в 9–х и 11 – х класса, выпускной, прощание с начальной школой.

  Классными руководителями используются разнообразные формы работы с родителями. Многие родители  охотно принимают участие в жизни школы.

Однако в организации работы с родителями учащихся существуют следующие проблем:

  1. Низкий уровень посещаемости родителями учащихся родительских собраний, лекториев, семинаров.
  2. Наблюдается тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
  3. Во многих семьях отсутствуют межличностные связи между детьми и родителями. Родители испытывают затруднения в установлении контактов с детьми.
  4. Родительские собрания в основном посещают мамы.
  5. Все чаще стали возникать конфликтные ситуации в отношениях родителей и детей, педагогов и родителей, педагогов, учащихся и родителей.

Мы остро чувствуем необходимость создания системы работы с родителями, организации реального сотрудничества педагогов и родителей. Поэтому в школе была разработана программа «Семья  и  школа: грани сотрудничества»:

Данная программа посвящена проблеме организации сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания школьников.   Программа определяет цели и задачи  сотрудничества, принципы, направления деятельности, функции и формы взаимодействия педагогов и родителей.

Основные направления деятельности в организации взаимодействия семьи и школы

Установление контактов с семьей, с родителями учащихся - начало всех начал. «Вхождение» в семью является не только необходимым, но и главным условием, отвечающим всем родительским чаяниям, - видеть в наставнике своего ребенка прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. И как радостно слышать слова взрослых: «Нам повезло! У нас был замечательный классный воспитатель!».

Ссылаясь на опыт признанных педагогов В. И. Сухомлинского, А. С. Макаренко, на работы и документы «О работе классного руководителя» (авторы: Л. В. Байбородова, В. П. Сергеева, Е. Н. Степанова, М. И. Рожков), мы выделяем несколько главных определяющих направлений взаимодействия с родителями.

1. Изучение семей учащихся.

     2. Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической      культуры.

      3. Развитие воспитательного потенциала коллектива родителей.

      4. Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного и школьного коллектива.  

       5. Взаимодействие с  органами родительского самоуправления

            6.Информирование родителей о ходе и результатах  обучения и воспитания  учащихся

Инновационный подход в сотрудничестве семьи и школы предусматривает:

  • развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума;
  • постепенная индивидуализация воспитательного процесса за счет психологической службы, расширенной сети кружков, тесной связи с учреждениями культуры, искусства и спорта;
  • формирование у воспитанников коммуникативных навыков, умения понимать себя и других.

Основные формы работы с семьей.

В своей работе мы применяем дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия с семьей. Педагоги  стараются не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентируются на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса.

Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.

        Индивидуальная форма работы с семьей.

В план работы включается посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития учащихся, педагогические консультации, индивидуальные поручения.

Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка.

        Групповая форма работы с семьей.

Используя групповые формы взаимодействия,  мы опираемся на дифференциацию определенных групп родителей по следующим признакам:

•        актив родителей (класса, школы);

  • родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе или в классе;

•        родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;

  • родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);

•        родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении.

Особо важной формой в работе является взаимодействие с советом образовательного учреждения, родительским комитетом, которые выбираются на общешкольном родительском собрании  на весь учебный год.  

Родительский актив - это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей.  

Из групповых форм работы наиболее эффективными  мы выделили родительские собрания. Каждое родительское собрание    тщательно готовится; создается своего рода «сценарий» для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Диагностика взаимодействия семьи и школы

Диагностика взаимодействия школы и семьи выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную и развивающую функции.

Информационная выявляет уровни воспитательного потенциала семьи и состояние педагогического взаимодействия с ней.

 Прогнозирующая определяет потенциал развития учащегося и взаимодействия с ним и его родителями.

Оценочная дает представление о результативности педагогического взаимодействия семьи и школы, об эффективности использования воспитательных и обучающих средств.

Развивающая - это применение диагностических методик, стимулирующих взаимодействие семьи и школы и самореализацию родителей.

Работая с диагностическими методиками, необходимо придерживаться определенных правил. Правило первое: любые результаты исследования должны использоваться не во вред, а во благо семье и ребенку. Правило второе: по результатам диагностики должна проводиться систематическая коррекционная работа. Правило третье: необходимость диагностики обязательно разъясняется учащимся и их родителям. Культура взаимодействия семьи и школы измеряется следующими критериями и показателями:

Критерии

Показатели

I.Удовлетворенность обучающихся

Комфортность, защищенность личности и отношения ученика к школе.

Удовлетворенность родителей содержанием, организацией, условиями и результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе

II. Конкурентоспособность школы

Усвоение учащимися образовательной программы.

Отток учащихся в другие школы.

Поступление выпускников в вузы.

Участие школьников в конкурсах, смотрах, соревнованиях.

Репутация школы

III. Удовлетворенность родителей нормами взаимодействия со школой

Отношение родителей к школе, уровень их защищенности и активности; их представления об обучении и ожидания от школы

Определив критерии и показатели эффективного взаимодействия школы и семьи, можно приступать к выбору диагностических методик. Их известно значительное количество. Например:

- удовлетворенность учащихся и родителей школой устанавливаем по методике А. Андреева или Н. Степанова.

-Традиции, обычаи, нравственные ценности семей определяем с помощью теста «Я - родитель, я - приятель» и рисуночного теста «День рождения в моей семье».

-Стиль и методы воспитания в семье изучаем по тесту «Стили и методы воспитания ребенка в семье».

- Уровень заботы родителей о ребенке - по тесту «Определение степени проявления заботы родителей по отношению к ребенку».(СМ.приложение 1.)

В программе заложен механизм сотрудничества:

В организации работы с родителями учащихся мы используем не только  возможности школы, но считаем необходимым  привлекать к сотрудничеству специалистов района и села:

МКУК «Паникинский СДК»

Администрация Паникинского сельского совета

Отдел опеки и попечительства

Паникинская  библиотека


Содержание  программы:

направление

содержание

 сроки

ответственный

формы

 достижения результатов

1. Диагностика семейного социума

Анкетирование:

Анкета «Изучение

родительского коллектива»;

Тест «рисунок семьи»;

Анкета «Отец семейства»;

Тест «Ваше общение с ребенком».

Сентябрь,

в  течение года

Классный руководитель, администрация ОУ, психолог

Социальный паспорт класса, ОУ, анкета ОУ «Паспорт условий семейного воспитания

 

Операция «Контакт»

(посещение семей обучающихся, знакомство с семьей)

сентябрь-октябрь,

в течение года

Классный руководитель, зам директора по ВР.

Акт  семей обучающихся

Анкетирование

Анкета «Способности вашего ребенка»;

Анкета «Карта одаренности» (А.И.Савенков)

Сентябрь,

в течение года

Классный руководитель, администрация ОУ, психолог

Карта интересов обучающихся и потребностей родителей «Организация внеурочной деятельностью».

Выявление целевых групп профилактической деятельности несовершеннолетних и их семей

 Сентябрь

Классный руководитель, администрация школы

Банк данных  ОУ целевых групп несовершеннолетних и их семей – объектах профилактики и реабилитации,

план работы

Анкетирование

«Удовлетворенность родителей ОУ»

Апрель-май

Классный руководитель, психолог

Аналитическая  справка

2.Информирован

ность и повышение педагогической культуры родителей

Размещение и обновление информации на информационном стенде

«Для вас, родители»  

в течение года

Администрация ОУ

Информация,

памятки-рекомендации,

шпаргалки для родителей.

Размещение и обновление информации на сайте ОУ:

-история ОУ;

- последние события;

- награды;

- ФГОС;

- публичный отчет ОУ;

- актуальные темы.

в течение года

Ответственный за сайт ОУ

Информация,

памятки-рекомендации, шпаргалки для родителей.

Проведение  Дня открытых дверей для родителей.

в течение года

Администрация и педагоги ОУ

Отзывы родителей

Организация педагогического   просвещения  родителей  

 

в течение года

Администрация и педагоги ОУ, специалисты социума

Программа

 педагогического просвещения  родителей «Школа

успешного родителя»

Общешкольные родительские собрания:

  «Традиции и обычаи  ОУ, где учится ваш ребенок»;

-«Успешность ОУ – это успешность детей, родителей и педагогов»

 Сентябрь

Апрель

Администрация и педагоги ОУ

Директор ОУ, председатель  

Совета школы

Презентации, рекомендации

Подведение итогов года, награждение лучших

Классные родительские собрания (по плану работы классного руководителя)

в течение года

Классный руководитель.

Рекомендации для родителей

- совет школы -

(осуществляет стратегическое

руководство (принимает программу  развития),  утверждает локальные акты ОУ в рамках своей компетенции;

- классные родительские комитеты – участвуют в тактическом руководстве ОУ, содействуют реализации

запланированных мероприятий;

- совет профилактики – осуществляет единый подход к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты прав и интересов несовершеннолетних.

в течение года

Администрация ОУ, родительская общественность, представители социума

План работы

органов управления ОУ, мониторинг участия родителей в управлении ОУ, протоколы заседаний советов

3. Привлечение родителей к управлению ОУ

 

- Участие

в работе районного  

Родительского совета  

в течение года

Администрация ОУ, администрация Медвенского района

Протоколы заседаний Родительского совета

- Работа с «группой особого внимания» - с целевыми группами несовершеннолетних и их семьями:

  • целевая группа №1 – дети группы риска;
  • целевая группа №2 – семья, в которой воспитывается ребенок психолого-педагогического характера;
  • целевая группа №3 – семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями здоровья;
  • целевая группа №4 – семья, в которой воспитательная функция семьи нарушена, малообеспеченная, один из родителей ведет асоциальный образ жизни;
  • целевая группа №5 – асоциальная семья.

в течение года

Классный руководитель, заместитель директора,

школьная медсестра,

учителя предметники.

  Отдел опеки и попечительства Администрации Мендвенского района,  

Банк данных  ОУ целевых групп несовершеннолетних и их семей – объектах профилактики и реабилитации.

Индивидуальный план работы с обучающимися и их семьями.

Отчеты по работе - с целевыми группами несовершеннолетних и их семьями

 

4. Псиохолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение  родителей и семей обучающихся

- Организация социально-педагогической помощи семье:

  • организация питания обучающихся из малоимущих семей;

акция «Протяни руку помощи» (сбор вещей и игрушек для детей из малоимущих семей).

в течение года

Администрация и педагоги ОУ,

Администрация Медвенского района

Список  учащихся из малоимущих семей МОБУ «Паникинская СОШ» на получение частичной компенсации стоимости питания.

Участие обучающихся и родителей в социально-значимой деятельности.

Мониторинг

оздоровления обучающихся.

- Индивидуальные консультации для родителей и семей обучающихся по вопросам обучения и воспитания ,проблемам и затруднениям

в течение года

Администрация и педагоги ОУ,

Отдел опеки и попечительства  Администрации Медвенского района

Журнал индивидуальных консультаций для родителей и семей обучающихся.

Туристические походы:

- «Как мы проводим выходные с семьей».

КТД:

- «Наши увлечения»;

- «Древо моей семьи»;

-  «Традиции и праздники в моей семье».

 «Семейные посиделки»

Спортивные  соревнования:

-«Папа, мама, я – олимпийская семья»;

- «Мячик папе, маме, мне – спорт и здоровье в каждой семье»;

- «Всей семьей на старт».

- «Я и папа - друзья».

Акции:

- «Протяни руку помощи»;

-«Счастливое детство»;

«Бессмертный полк»

Фотоконкурсы:

- «Из семейного архива»,

-«Мой дедушка,

моя бабушка- герой!».

- Социально-значимые проекты:

-«Живая память поколений»

-« Биография моей семьи в биографии страны»

-«Помощь ветеранам».

Праздники:

-День семьи;

-День защитников Отечества;

-День матери;

-День пожилых людей;

-День защиты детей и т.д.

День открытых  дверей:

- «Будущий первоклассник»;

- «Дошкольники»;

-«Выпускники»;

-«Первый раз в 5 класс».

в течение года

Администрация и педагоги ОУ,

родители,

социум

 План работы ОУ.

Удовлетворенность родителей, обучающихся, педагогов ОУ.

Отзывы. Публикации.

5. Организация совместной деятельности детей, родителей  и  педагогов ОУ

 

- Круглый стол

«Мой дом – моя крепость»;

- Презентация семей

«Мама, папа, брат и я-вместе мы одна семья»; 

в течении года

Классные руководители,

Администрация ОУ

Создание банка нормативно-правовых документов и методических материалов  по работе с родителями.

Обобщение опыта в СМИ.

Публикации.


Список  нормативно-правовых документов

 и инструктивно-методических писем:

1. Конституция Р.Ф.

2. Декларация прав ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН

20.11.1959  г.

3. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН

20.11.1989 г.

4. Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции).

5. Семейный кодекс Р.Ф.

6. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124.  

7. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120.

8. ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. №48.

9. Концепция демографической политики РФ на период  до 2025 года.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373)

11.Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности    гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) //  Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно- информационное издание Министерства образования и науки Российской  Федерации -  www.vestnik.edu.ru/proect.html

12. Приложение к письму Минобразования России от 15.10.2003 г. №24-51-212/13-28-51-793/16 «Методические рекомендации по аттестационной и  аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности».

13. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 22.07.2002 г. №30-51-547/16  «Об организации родительского всеобуча в  общеобразовательных учреждениях».

14. Письмо Минобразования России от 02.07.2002 г. №13-51-28/13 «О повышении  воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении».

15. Приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002 г. №30-51-914/16 «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных  учреждениях общего образования».

16. Региональная образовательная  программа «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства», утвержденная приказом комитета образования и науки Курской области от 21.09.2015 года № 1-979.

Заключение

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…» 

       (Лев Абрамович Кассиль)

Приложение 1

Методика: «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива»

 Н. И. Дереклеева.

В анкете имеются следующие пункты:

1. Фамилия, имя, отчество;

2. Профессии;

3. Образование;

4. Возраст;

5. Сколько лет существует семья;

6. Полная или неполная семья;

7. Количественный состав семьи;

8. Жилищные условия семьи;

9. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочие телефоны;

10. Материальные возможности семьи. (Нуждается ли ребенок в

материальной помощи?)

11. Интересы, увлечения, хобби в семье

Данная информация заносится в личное дело учащегося, переходит вместе с ним из класса в класс и сохраняется до окончания им школы. Так можно создать картотеку родительского состава школы, в которой хранятся все диагностические данные о семье.

Методика «Сотрудничество семьи и школы»

Выявляет положительные ожидания родителей от сотрудничества со школой. Ежегодно родителям предлагается сказать свое «да» или «нет» по каждому из следующих пунктов анкеты. При подсчете учитывается только количество положительных ответов. Положительные ответы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 позволяют оценить, насколько подтвердились ожидания родителей от работы классного руководителя. О заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии со школой свидетельствуют положительные ответы по пунктам 3,4,7,9. Пункты 5,8,10,11 могут быть показателем активности родителей. Как сигнал тревоги можно рассматривать положительные ответы по пунктам 6,12,13. Они означают, что с данными родителями классный руководитель вел недостаточную психолого-педагогическую работу, не сумел своевременно вовлечь их в совместную деятельность.

Анкета

(уважаемые родители по каждому из пунктов выскажите свое мнение «да» или «нет»)

Фамилия, имя, отчество_____________________________________

1. Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка.

2. Мероприятия, проводимые в классе и школе, я одобряю.

3. Профессиональная компетентность учителей соответствует норме.

4. Я регулярно посещаю родительские собрания.

5. Родительские собрания - это вынужденная необходимость.

6. Родительские собрания - это встреча единомышленников.

7. Родительские собрания пропускаю только по уважительной причине.

8. Помощь классного руководителя (школы) в воспитании моего ребенка мне нужна.

9. На просьбы классного руководителя откликаюсь сразу.

10. Ремонт класса - это дело школы.

11. В ремонте готов помочь только материально.

Методика «Культура взаимодействия школы и родителей»

Выявляет уровень информированности родителей в вопросах школьной жизни и степень удовлетворенности взаимодействием со школой. За основу взята работа Калининой Н. В., Лукьяновой Л. А. «Удовлетворенность организацией образовательного процесса». Подсчитываем количество положительных и отрицательных ответов по каждому пункту, и выстраивается достаточно четкая картина положительных и отрицательных ожиданий родителей по отношению к школе. Особое внимание обращаем на утверждения, выявляющие: представления родителей о школьной жизни; удовлетворенность родителей положением их ребенка в школе; удовлетворенность родителей их взаимодействием со школой.

Родителям вручается анкетный листок:

Уважаемые родители!

Просим поделиться вашим мнением об организации образовательного процесса в школе. Пожалуйста, прочитайте внимательно утверждения. Если вы с ними согласны - ставьте «+», если не согласны - ставьте «-». Просим вас быть откровенными.

 Я согласен с содержанием воспитания в школе.

 Считаю, что наша школа имеет хорошую материально-техническую базу.

 В школе проходит много интересных мероприятий.

 В школе уютно, красиво, чисто.

 У детей в школе есть возможность интересно проводить свое свободное время.

 Учителя относятся к моему ребенку адекватно.

 При решении школьных и классных вопросов есть возможность взаимодействовать с другими родителями.

 У моего ребенка в основном хорошие взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

 Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.

 В школе добрая психологическая атмосфера.

 Мой ребенок доволен обучением в школе.

 У администрации школы я всегда могу получить ответы на вопросы, касающиеся учебы и личности моего ребенка.

 Нас, родителей, достаточно хорошо информируют о деятельности школы, об основных событиях в ней.

 В нашей школе ведётся удачная работа с родителями.

 Я доволен условиями труда, созданными для детей в нашей школе.

 Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной.

 Я доволен тем, что мой ребёнок учится в этой школе.

Методика для изучения традиций и обычаев семей учащихся,
нравственных ценностей семьи

Предлагается для учащихся и родителей (цель: найти совпадения и расхождения во мнениях родителей и детей)

Для учащихся:

- Я радуюсь, когда …
- Я огорчаюсь, когда …
- Я плачу, когда …
- Я злюсь, когда …
- Мне нравится, когда …
- Мне не нравится, когда …
- Я верю, когда …
- Если у меня хорошие новости, то я …
- Если у меня плохие новости, то я …
- Если у меня что-то не получается, то я …

Для родителей:

- Я радуюсь, когда мой ребенок …
- Я огорчаюсь, когда мой ребенок …
- Я плачу, когда мой ребенок …
- Я злюсь, когда мой ребенок …
- Мне нравится, когда мой ребенок …
- Мне не нравится, когда мой ребенок …
- Я верю, когда мой ребенок …
- Я не верю, когда мой ребенок …
- Я верю, когда говорят, что мой ребенок …
- Если у моего ребенка хорошие новости, то я …
- Если у моего ребенка плохие новости, то я …
- Если у моего ребенка что-то не получается, то я …

Анкета «Отец семейства»!

  1.   В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?

_____________________________________________________________

  1. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?_________________________________________
  2.  Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?

_____________________________________________________________

  1.  Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях? _________________
  2.  Курите ли Вы в комнате, где находится ребенок?___________________
  3. Какие у Вас трудности в общении с детьми? _______________________
  4. Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?
  5. Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?

_____________________________________________________________

  1.  Кто будит сына (дочь) по утрам, контролирует сборы в детский сад?

_____________________________________________________________

  1. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?_________________

Анкета «Удовлетворенность родителей

работой образовательного учреждения»

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. Родителям предлагается внимательно прочитать ниже перечисленные утверждения и оценить степень согласия с ним. Для этого родителю необходимо обвести в каждом пункте анкеты одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать;

1 - не согласен; 0 - совершенно не согласен.

Класс, в котором учится  наш ребенок, можно назвать дружным.

4

3

2

1

0

В среде своих одноклассников  наш ребенок чувствует себя комфортно

4

3

2

1

0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку

4

3

2

1

0

Я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка

4

3

2

1

0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4

3

2

1

0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка

4

3

2

1

0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями

4

3

2

1

0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка

4

3

2

1

0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания

4

3

2

1

0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка

4

3

2

1

0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка

4

3

2

1

0

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка

4

3

2

1

0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни

4

3

2

1

0

Организация и качество работы столовой полностью обеспечивают потребности ребенка

4

3

2

1

0

Все учащиеся школы должны придерживаться единого стиля одежды

4

3

2

1

0

Ваш ребенок достаточно вовлечен в общешкольные мероприятия

4

3

2

1

0

Ваш ребенок достаточно вовлечен в классные мероприятия

4

3

2

1

0

Ваш ребенок, при необходимости, всегда может воспользоваться помощью социального педагога

4

3

2

1

0

Ваш ребенок, при необходимости, всегда может воспользоваться помощью психолога

4

3

2

1

0

Организация и качество работы библиотеки (медиатеки) полностью обеспечивают потребности ребенка

4

3

2

1

0

Приложение 2

Памятка для  родителей

«Мы вместе»

 

                                                                                                                                                                                 

Уважаемые родители!

Здесь приведены практические советы по взаимодействию семьи и школы в интересах Вашего ребенка! Прочитайте их и старайтесь им следовать, когда это возможно.

Участие родителей в жизни школы

• Общайтесь с каждым из школьных учителей вашего ребенка хотя бы раз в год.
• Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он изучает в школе. Предложите помощь в выполнении домашних заданий. Например, помогите написать план сочинения, помогите советом, предложите что-то свое, вместе сходите в библиотеку. Но писать за ребенка сочинение не следует.
•Обязательно ходите на все школьные родительские собрания.
•Принимайте участие в работе родительского комитета. Помогайте школе.
• Если вам что-то в школе не нравится, поговорите с учителями, администрацией. Если вы не можете предложить ничего конструктивного для улучшения ситуации, обратитесь за советом и за идеями к другим родителям.

Хороший школьный климат

• Спрашивайте ребенка о проблемах и  опасениях, связанных со школой. Он дерется? Его обижают? В  коридорах, столовой, туалетах он себя чувствует в  безопасности?

• Если в школе по каким-то причинам небезопасно для ребенка, немедленно звоните или пишите непосредственно директору. Потребуйте письменного ответа на ваши вопросы.
• Чем больше вы проводите времени в школе, тем больше
Вы знаете, что там происходит. Ознакомьтесь с правилами внутреннего распорядка школы и отслеживайте, не нарушаются ли права школьников.

Правила для родителей

  • Договоритесь между собой, какого поведения вы ожидаете от ребенка. Воспитывая ребенка, родителям следует придерживаться единых взглядов и не противоречить друг другу.
  • Время от времени пересматривайте ваши требования к ребенку. Они разумные? Честные? Достаточно ли вы уважаете права ребенка? Если у вас возникли какие-то сомнения, прочитайте литературу о воспитании.
  • Поговорите с ребенком о ваших требованиях к его поведению. Объясните, почему они важны. Используйте понятный ребенку язык.
  • Спросите мнение ребенка о ваших требованиях к его поведению, Часто оказывается, что ваши требования и взгляды ребенка совпадают.
  •  Регулярно пересматривайте семейные правила для подростков, они должны соответствовать их возрасту и уровню зрелости.
  • Когда вы не уверены в том, что следует делать, поговорите с другими родителями, с представителями церкви, со школьным психологом или опытными учителями. Они могут дать вам дельный совет.
  •  Заранее договоритесь о наказании, если ребенок нарушит семейные  правила. Будьте  готовы к тому, чтобы сдержать слово.
  • Выслушайте мнение ребенка о наказаниях. Когда к детям относятся уважительно и серьезно, они могут предложить интересные идеи.
  • Будьте  постоянны. Повторяйте правила и поощряйте их выполнение. С другой стороны  необходимо менять некоторые правила по мере роста и взросления ребенка.
  • Рассматривайте дисциплину как способ обучения ребенка, а не как форму наказания.
  • Нельзя предъявлять дисциплинарные требования к ребенку, проявляя при этом злость или жестокость. Если вы почувствовали свое бессилие, злость, обратитесь за профессиональной помощью.

Если ребенок продолжает нарушать установленные вами правила, прекратите его наказывать и выясните, в чем причины такого поведения.

Приложение 3

План работы с неблагополучными семьями

 

 

Мероприятия

Дата

Форма проведения

Ответственный

1.

Диагностика семей обучающихся МОБУ «Паникинская СОШ»

сентябрь

Анкетирование, опрос

Зам.директора по ВР

2.

Составить списки «проблемных»       семей

сентябрь

Беседа с классными руковод.

Зам.директора по ВР

3.

Ежедневный контроль  за посещаемостью   школы детей из проблемных         семей

 

наблюдение

Кл. руководитель

4.

Привлечь  обучающихся из проблемных семей  в кружковые секции.

октябрь

Кл.руководитель

5.

Обследование семейно-бытовых условий с целью организации дальнейшей воспитательной работы

В течение

года

Посещение на дому, беседы, наблюдения

Зам.директора по ВР, кл. руководитель, администрация села

6.

Поддерживать связь с инспектором по делам несовершеннолетних

В течение

года

Встречи Беседы

Зам.директора по ВР

7.

Правовое просвещение родителей   и детей

ноябрь

Беседы

Инспектор ПДН Соц.педагог района

8.

Поддерживать связь с отделом опеки и попечительства

В течение года

Зам.директора по ВР

9.

Информационный стенд   «Для Вас, родители!»

В течение года

Администрация

10.

Организация содействия родителей школе

В течение

года

Встречи Беседы

Кл.руководитель

11.

Общешкольное родительское собрание по теме «Взаимодействие школы с родителями как частью

социума»

Январь

Собрание

Директор

12

Медико-социальная помощь проблемным семьям

В течение

года

Мед.работник Соц.педагог

13

Помощь детям в преодолении затруднений в учебе

В течение года

Наблюдение Беседы

Кл. руководитель

14

Организация свободного времени у обучающихся из проблемных семей

октябрь

Беседа. Анкета по интересам

Кл.руководитель

15

Благотворительная помощь проблемным семьям

ноябрь

помощь

Администрация

16

День открытых дверей в школе

Ежемесячно

Встречи Беседы

Зам.директора по ВР , классный рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.

Данный материал подскажет, как воспитать творческую личность и на что при этом следует обратить внимание....

Семья и школа в век образования

Семья и школа в век образоания. Твори добро....

Сотрудничество школы, учреждений дополнительного образования с семьей в воспитании детей и подростков

Введение1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы и семьи2. Сотрудничество учреждений дополнительного образования с семьей и школой3. Взаимодействие общественности с семьей и школо...

Методическая разработка раздела учебной программы по гражданскому образованию "Я и моя семья"

     Курс "Гражданское образование" разработан авторским коллективом преподавателей кафедры начального образования НИРО С.К.Тивиковой, Н.Н. Деменевой, Т.Я.Жклезновой, Н.Ю.Яшиной....

Методическая разработка факультативного занятия по гражданскому образованию "Мир семьи" 2 класс

Тема: Мир семьиЗадачи: Актуализировать знания учащихся о значении семьи в жизни человека. Раскрыть роль матери и отца в семье. Воспитывать уважение к родителям....

Конспект урока "Моя семья" в рамках Международного пректа Афлатун (социально-финансовое образование детей)

   Цель урока - формировать у детей убеждения о важности семьи в жизни человека. Определить роли детского участия в заботах по дому и в создании тёплых семейных отношений. Формировать...

преемственность семьи, дошкольного и школьного образования

проект по преемственности семьи , дошкольного и школьного образования...