Методическая разработка факультативного занятия по гражданскому образованию "Мир семьи" 2 класс
методическая разработка (2 класс) по теме

Храмцова Лариса Сергеевна

Тема: Мир семьи

Задачи: Актуализировать знания учащихся о значении семьи в жизни человека. Раскрыть роль матери и отца в семье. Воспитывать уважение к родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_semi.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Б-Терсенская СОШ  Уренского муниципального района Нижегородской области

Методическая разработка факультативного занятия по Гражданскому образованию по теме «Мир семьи»

Разработала

учитель начальных классов

Храмцова Лариса Сергеевна

Тема: Мир семьи

Задачи: Актуализировать знания учащихся о значении семьи в жизни человека. Раскрыть роль матери и отца в семье. Воспитывать уважение к родителям.

Ход занятия

  1. Оргмомент
  2. Постановка учебной задачи

Звучит фрагмент песни «Моя семья»

Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным- давно известно,

Что мне одной играть довольно скучно

И совсем, совсем неинтересно.

А вот когда со мной мои родные

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье,

И всегда так было, есть и будет.

Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама .

А еще я буду бесконечно рада,

Если рядом будут сестренка с братом.

А еще я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка, и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если рядом будет вся семья.

Вся моя семья!

-Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

-Правильно, о семье. Тема занятия – «Мир семьи»

3.Работа над понятием «семья»

Отгадайте ребус, изображенный на доске.

- Молодцы! Слово «семья» не случайно зашифровано именно так. Раньше на Руси говорили: семья – это семь Я, то есть семь человек, живущих в одном доме. Посмотрите на выставку, которую я сделала из ваших рисунков на тему «Моя  семья».

-Расскажите по рисункам,  каждый немного о своей семье.–( рисунки и рассказы детей по ним)

-У кого-то из вас есть младшие или старшие  братья и сестры, кто-то живет не только с родителями, братьями и сестрами, но и с дедушками и бабушками. А как вы считаете, можно ли сказать, что бабушка и дедушка – члены вашей семьи, если они живут отдельно от вас?

- Можно, ведь они родители наших родителей.

- У всех ребят нашего класса большие семьи. А вот мальчик Дениска из рассказа Виктора Драгунского живет только с мамой и папой. Давайте прочитаем, о какой семье он мечтает.

Чтение рассказа в учебнике на с.68.

-Почему Дениска считал свою семью маленькой?

-В ней только три человека.

- Сколько человек будет в семье Дениски, когда он вырастет?

-Папа, мама ,сестра ,брат ,сынок, дочка и четверо внучат.

-А вы, когда вырастите, какой хотели бы видеть свою семью?

-Откройте тетради на с.46. Постройте дом для своей семьи: дорисуйте вторую половинку дома и раскрасьте его. Напишите, кто в нем будет жить, когда вы станете папами и мамами .

-Сейчас перед вами выступят ребята 3 класса.  Смирнов Сергей  прочтет стихотворение о семье.

 Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, поездки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый  лепет,

Мечты о хорошем, волнение , трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья-

Какая хорошая ваша семья!

- А Яковлева Оксана приготовила  фотоальбом о своей семье. -Спасибо, ребята.

- О семье существует множество пословиц. Может, вы знаете какие – нибудь?(ответы детей)

-Ученица 3 класса Утакова Кристина подготовила пословицы для вас.

-Когда вся семья вместе – и душа на месте.

-Семейная каша гуще кипит.

Учащиеся слушают и объясняют пословицы.

- Спасибо, Кристина.

-В тетради на с.46 соедините стрелками части пословиц о семье

4.Работа над образом матери.

-Ребята, а кто из вас знает, какое первое слово в своей жизни вы произнесли? (ответы детей)

-Для многих людей  это слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Кудрявцев Саша сделал про свою маму презентацию «Моя трудолюбивая мама»  

- Великие художники всех времен и народов стремились в своих произведениях (иконах, картинах) показать образ женщины – матери. Давайте рассмотрим репродукции в учебнике на с.43

-Что объединяет все эти произведения искусства?

-Что можно сказать о матерях, изображенных на этих полотнах?

-Как, по – вашему, относится каждая из них к своему ребенку?

-Итак, образ матери у всех народов един – это женщина с добрым сердцем, с ласковыми, заботливыми руками и глазами, переполненными нежностью. Давайте прочитаем пословицы о маме на с.69 и попробуем их объяснить.

-Нет лучше дружка, чем родная матушка.

-При солнышке тепло, при матери добро.

-Вот какая мама – золотая прямо!

-Автор назвал маму золотой. Придумайте и  напишите в тетради ласковые слова для своей мамы, а дома не забудьте ей сказать их.

5.Беседа о роли отца в семье.

- А знаете ли вы, что у грузин слово « мама» означает вовсе не мать, а как раз наоборот – отец? У русских издавна отец называется двумя непохожими словами:  «папа» и «тятя».

- Учащиеся 3 класса исполнят песню «Лучше папы друга нет, поверьте»

 1 к.

Был когда – то папа маленьким, как я.

И гонял кораблик плавать вдоль ручья,

Но кораблик этот унесла вода.

Так он и остался в детстве навсегда.

Припев:

Лучше папы друга нет, поверьте,

Рядом и в кино, и на концерте,

Даже в зоопарк  неинтересно

Без него идти.

И недаром мы решили с мамой,

Что мой папа добрый самый, самый,

Что нигде другого, вот такого

Просто не найти!

2к.

Очень мы похожи я и папа мой,

Жду я, чтоб скорее он пришел домой.

Книжки почитаем мы наверняка

Дедушки Корнея или Маршака.

Припев.

3к.

Мне во всем охота папе подражать,

Даже ложку также за столом держать.

С папой мы рисуем, шутим и поем,

Веселее вдвое, если мы вдвоем.

Припев.

- Понравилась песня? А вам что нравится делать вместе с папой?

- Что умеют делать ваши папы?

-Давайте все вместе споем песню «Папа может»

6. Рефлексия

- Как назвать  маму и папу  одним словом ? (Родители)

-Каким папой или какой мамой вы хотели бы стать, когда станете взрослыми?

-В заключение проведем викторину «Что ты знаешь о своих родителях?»

Вопросы про маму

1.Какой у твоей мамы цвет глаз?

2.Назови цветы, которые любит мама.

3.Какое время года ей нравится?

4.Чем любит заниматься в свободное от работы время?

5. Что создает маме хорошее настроение?

Вопросы про папу

1.Какая профессия у твоего папы?

2.Нравится ли папе его работа?

3.Любимое занятие папы.

4.В каких случаях папа рад за тебя?

5.Что ценит в тебе папа больше всего?

Список литературы

1.Учебник по гражданскому образованию для 2 класса «Кораблик»

2.Тетрадь для учащихся «Кораблик»

3.Методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик»

4.Русские пословицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

Методическая разработка развивающего занятия для учащихся 1-2 классов "Приглашение в страну Внимания"

         Известно, что внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучен...

Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру, 4 класс

Тема данного занятия " Охрана пресноводных водоемов на примере озера Байкал". Занятие проходит в необычной формк:в форме Ток-шоу, где участники и зрители ищут пути сохранения пресной воды...

Методическая разработка факультативного занятия по курсу «Введение в народоведение» Тепло родного дома

В данной работе представлен сценарий занятия по факультативному курсу «Введение в народоведение» в форме зимних посиделок «Тепло родного дома». Материал занятия предполагает углубление знаний младших ...

Методическая разработка внеклассного занятия "Умники и умницы", 3 класс.

Методическая разработка внеклассного занятия "Умники и умницы" для 3 класса в формате SMART-notebook....

Методическая разработка логопедического занятия по логоритмике во 2 классе на основе чувашской народной сказки «Дети Ветра».

Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание условий для эффективного коррекционного во...

Методическая разработка внеурочного занятия «Русская народная кукла». 4 класс.

Тема: «Русская народная кукла»Тип: творческая мастерская.Цель: формирование базовых национальных ценностей, развитие интереса учащихся к истории и культуре русского народа через знакомство...