Родительское собрание "Семья - мой дом"
методическая разработка (2 класс)

Абраменко Елена Валерьевна

Родительское собрание "Семья - мой дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект собрания31.2 КБ
Файл Презентация706.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Семья – мой  дом

                             

                      Вид: родительское собрание (совместное с учениками)

 Цели и задачи собрания:
• Формирование устойчивых взаимоотношений в коллективе обучающихся и их родителей;
• установление дружественных отношений сотрудничества через совместную деятельность классного руководителя, обучающихся и родителей;
• улучшение семейных отношений детей и родителей через совместную позитивную деятельность;

Форма проведения: практикум
Подготовительная работа: анкетирование родителей и детей «Что бы вы хотели изменить в жизни класса?»; подготовка ситуаций для анализа и творческих конкурсов; готовятся вопросы для «конверта откровения»

Задачи:

Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;

Показать важную роль  семьи;

Создать ситуацию успеха каждой семье.

Вступительная часть

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшнюю нашу с вами встречу

я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин» (все действия, происходящие в притче демонстрируются)

      «Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.

   Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.

    Он повернулся к группе и сказал:

   - Скажите мне, этот кувшин полон?

   Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.

(В это время учитель заполняют чашу – камнями и задаёт этот же вопрос всем собравшимся)

    Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого верха, и уже невозможно было насыпать даже малую толику.

   - Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?

   Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон, наверное.

     Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.

    Он повернулся к группе студентов и спросил:

    - Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?

    Ответом была тишина.

    Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.

    Он повернулся к группе и спросил:

    - Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?

   В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают свои ногти или оценивают чистоту своих ботинок.

   Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.

И снова профессор повернулся к группе и спросил:

   - Скажите мне, а сейчас кувшин полон?

   Один очень милый студент встал и сказал:

   - Нет, профессор, он еще не полон.

   - А-а-а! – протянул профессор. – Но он полон.

   Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации. Как мы можем ее интерпретировать? И несколько минут спустя профессор уже выслушивал их предложения.

   Идет обсуждение значения данной ситуации. Выслушиваются мнения родителей и учеников.

   Каждый из присутствующих является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. Их интерпретации просто отражали их жизненный опыт, особый уникальный взгляд, через который они понимают мир.

    И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные. И он поинтересовался, интересна ли группе его собственная интерпретация?

  Конечно, всем было очень интересно.

  - Что ж, – сказал он, – моя интерпретация проста. Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили камни».

Думаю, то, что вы будете говорить сегодня, в течение нашей с Вами встречи – это и есть ваша собственная интерпретация, которая не хуже, чем все остальные, и которая может послужить кому-то примером.

                                                     Основная часть.

- Сегодня мы с вами в ходе нашей встречи затрагиваем непростую, но очень значимую тему.

Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Давайте попробуем найти ответ на этот простой и одновременно сложный вопрос.

Семья – это дом, кров, близкие и родные люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

Как образовалась семья, откуда появилось это понятие? Притчу расскажет нам Кравчук Арина.

Когда появилось слово «семья»?
Ведь раньше о нём не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам –
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
– Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я – тихо молвила Ева, – я, я», –
Сказала она чудесных семь «я».
Вот так на Земле появилась Семья.

    Продолжить наше собрание хотелось бы с работы в группах. Но для начала их необходимо сформировать. Дети сейчас приступят к созданию небольшого номера газеты на тему «Семья – мой дом», а родители (могут присоединиться гости) разделятся на группы. Предлагаю вам выбрать листок, прочитать записанное слово и объединиться по смыслу, объяснив свой выбор. (Все слова составляющие понятие «семья»)

    Добро, любовь, переживание, спокойствие, терпение, счастье, милость, душевность – Чувства.

    Забота, улыбка, ласка, прощение, поддержка, компромисс, юмор, доверие – Действия.

- Вы получили лист бумаги, где написано слово семья. Попробуйте описать какие бывают семьи, начиная свои слова с определенной буквы.

Какая может быть семья?

С - счастливая, спортивная, современная …

Е - единая, единственная, единомыслящая …

М - милая, музыкальная, многодетная …

Ь –

Я - ясная, яркая …

Работа в группах 5 - 7 минут. Обсуждение.

   Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Давайте попробуем и мы ответить на этот вопрос.

   Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В благополучной семье есть общие цели и планы, есть семейные ценности и традиции. Все члены семьи поддерживают друг друга, совместно проводят досуг, заботятся о близких и конечно же о детях.

                              Послушайте, пожалуйста, легенду.
  В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «
ПОНИМАНИЕ»
– И действительно в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание.

  Задание №2. Так что же важнее всего в семье? Выберите из  предложенных слов только два. Попробуйте объяснить с научной точки зрения или наоборот, представьте, что этот вопрос задал вам ваш ребенок и простым языком расскажите, что же такое ДОБРО и ЗАБОТА; ЛЮБОВЬ и ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Работа в группах 5 - 7 минут. Обсуждение.

    Семья – для ребенка, это место его рождения и становления, это определенный морально-психологический климат. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к семейным, духовным, материальным ценностям. Семья – это надёжная крепость для каждого из нас, где всегда можно найти понимание, заботу, любовь.

    За несколько дней до нашей встречи, нами было проведено мини-анкетирование среди учащихся и родителей. Нужно было ответить на один вопрос – что такое семья? Предлагаем варианты ответов детей:

Семья – это, где тебя любят  

Семья – это близкие люди  

Семья – это вера, надежда и любовь

Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту

Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, ничего не требуя взамен

Семья – это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут

Семья – это счастье, крепость, забота, терпение Семья – это самое ценное, что есть у нас

Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть

Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой

Семья – это гармония защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках

Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.

Теперь, когда мы уже много знаем о семье, давайте немного поиграем.

Работа  в группах.

   Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады.  (выбирают  карточку, на которой написан

№ бригады)

Учитель:  Есть такая традиция перед началом строительства скрепить бригады общим символическим рукопожатием.

(Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это…  .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья».    «Семья – это…   .

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете  предложить  для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

Учитель: Все бригады готовы, осталось только построить дом.  

Учитель: Строительство дома начинается с фундамента.

1 бригада готова. «Прораб» зачитывает ответы:  Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

Учитель: Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

 2 бригада: «Прораб» зачитывает ответы:  Семья – это…  (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

Учитель: Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

- Что нужно для крепости  семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» 3 бригады.

  Ученики зачитывают ответы:  понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

Учитель: 4 бригада расскажет нам «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе,  любить свою семью.

Нельзя: огорчать; ругаться;  предавать; грубить; повышать голос;  быть агрессивным;  выплёскивать на других свой гнев, обиду;  бездельничать, когда взрослые трудятся.

Учитель: Наш дом построен. Молодцы! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

Молитву, призыв зачитывает учитель:

        Моя семья – моя обитель. 
        Мой дом, мой замок, мой покой. 
        Убереги, Господь Спаситель 
        Ее от нечисти лихой. 
        Убереги нас от соблазнов, 
        И сохрани от бурь и бед. 
        Спаси от зависти и сглаза. 
        А, если нужно, дай совет!

  - Все мы люди, с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на жизнь, с разными судьбами, но есть одно, что объединяет всех вас, – это ваши дети, мальчики и девочки. Дети – это наши зеркала.

                                     Памятка для родителей

                                                 Напутствие
   
Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос: «В чём смысл жизни?» Многие считают, что смысла в ней нет вообще, поскольку человек рождается и умирает. Грустные мыслим…
   А мы сегодня вместе пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребёнку, к мужу, к матери, брату. Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно, – одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, – лишь прилагается к главному – к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоём доме любят друг друга, то поневоле обращаются вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать также любящими и счастливыми. Да, всё начитается с семьи, дома – и Добро и Зло. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, а значит, Добра!

                                          Пожелание гостям.

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья!
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем вам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в ваших семьях всегда!

Подведение итога

    - Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы. Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку. Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть от них. А.С. Макаренко пишет в своей «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

     Давайте вспомним тему нашего родительского собрания «Семья – наш дом». В начале нашего собрания мы говорили о том,  Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили камни».

   - Как вы думаете, в ходе собрания  ваши взгляды на семью остались прежними или немного изменились? Ваша собственная интерпретация,  не хуже, чем все остальные, и  может послужить кому-то примером. Но в завершение я прочту вам притчу, а вы попробуйте объяснить, к чему я ее вам прочла.

     Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку.

    «Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?». Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.

     Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал: «Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как султан, а его бедный старый отец бежит следом». Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него.

     «Люди добрые, видали вы что-либо подобное? — заголосила женщина под чадрой. — Так мучить животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!» Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла.

Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?».

    Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына. «Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, что нам делать».

Вывод:

    Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л. Н. Толстой Семья-это кристалл общества. В. Гюго Нет места милее родного дома. Цицерон Семья: группа живущих вместе близких родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами. С. И. Ожегов Все счастливые семьи похожи друг на друга , каждая несчастливая семья несчастлива по-своему . Л. Н. Толстой

Слайд 2

Семья – это, где тебя любят. Семья – это близкие люди. Семья – э то вера, надежда и любовь. Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту.

Слайд 3

Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, ничего не требуя взамен. Семья – это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут. Семья – это счастье, крепость, забота, терпение. Семья – это самое ценное, что есть у нас.

Слайд 4

Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть. Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой. Семья – это гармония защищённости от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего у нас, в наших детях и внуках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"

беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Разработка  собрания родителей совместно с учащимися...

Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"

Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие  интереса  к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Родительское собрание, посвященное семье....

Родительское собрание Тема: «Родительская любовь и воспитание»

- Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей  в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую...

"Мудрость родительской любви" Родительское собрание

Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ....