НАПИСАНИЕ КОНСПЕКТА ПО ТЕМЕ «ВИКТОРИНА ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»
статья (2, 3 класс)

В статье показана методика написания конспекта по теме «ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

НАПИСАНИЕ КОНСПЕКТА ПО ТЕМЕ

«ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ»

Тема: Этикет  за  столом.

Цель урока:

- познакомить детей с правилами поведения за столом.

                                       

                                            Ход  занятия.

Учитель: Ребята, чтобы вы поняли, о чем сегодня идет речь, предлагаю вам послушать шуточное стихотворение Андрея Усачева «Уроки воспитания».

Дети читают стихотворение.

1-й ученик: Учит крошку – людоеда

                      Папа людоед:

2-й ученик: Если хочешь съесть соседа –

                      Вспомни этикет.

                      Не кидайся, как на кость,

                      На гостей в квартире:

                      Если в дом заходит гость –

                      Улыбайся шире!

3-й ученик: Пусть соседу будет сто

                      Или стукнет десять,

                      Помоги им снять пальто

                      И на гвоздь повесить.

                      Да не гостя, а пальто!

4-й ученик: Есть в прихожей – ни за что!

                      Людоед здоровый

                      Кушает в столовой.

                      И запомни с юных лет,

                      Что вещают предки:

                      Нет обеда, если нет

                      На столе салфетки.

5-й ученик: И красиво не забудь

                      Разложить приборы,

                      А не то про вас пойдут

                      Слухи, разговоры.

                      На обед придут бомжи

                      Или королева –

                      Ножик справа положи,

                      Ну а вилку слева.

6-й ученик: Это твердо изучи.

                      Ну, а где же ложка?

                      И на папку не рычи.

                      Повторяю, крошка:

                      Что в тарелке не лежит –

                      Яд или отрава -

1-й ученик: Вилку слева положи,

                      Нож и ложку справа.

                      Вот теперь ты можешь сесть

                      И прилично гостя съесть –

                      Чтобы быть упитанным,

                      Чтобы быть воспитанным!

Учитель: Хотя стихотворение и шуточное. Но я думаю, вы поняли, о чём пойдет речь (о вежливости и культуре поведения за столом).

Стремление вести себя прилично за столом, как доказано, уходит вглубь тысячелетий истории человечества.

Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. Памятник древнескандинавской этической литературы «Эдда» повествует во всех подробностях о тогдашних правилах поведения за столом.

Для произнесения тостов имелись дальнейшим образом разработанные правила, а за нарушение этикета назначались штрафы.

В XI – XIII веках высшим проявление изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами позами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.

Разумное начало этого обычая – внимательное, учтивое отношение к женщине – сохранилось до наших дней и, надеюсь, будет существовать и впредь.

На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисление некоторых требуемых от них правил поведения («этикетки»).

От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет», вышедшее впоследствии в языки многих стран.

      Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

С XVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книгу для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Над яствами не чавкай, как свинья; и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер времен французского «короля – солнца»! Но все же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые даже из древней истории.

Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.

Так какие же правила мы должны знать прежде, чем сесть за стол.

«Чтение» правил поведения за столом детьми.

Теперь не сомневаемся, что вы знаете, как вести себя за столом. И все-таки…

  • Сев за стол, выпрямитесь. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь спиною на спинку стула. Для стула найдите среднее оптимальное положение – чтобы он не стоял впритык к столу, но и не был отодвинут слишком далеко. Естественно, не позволительно раскачиваться на стуле.
  • Не кладите локти на стол – это не прилично: на столе и без того не очень много места, да и вам неудобно пользоваться вилкой и ножом, когда локти на столе.
  • Привыкнете к тому, что за столом руки должны забыть  о существовании вашего лица: не следует поглаживать лоб, поправлять волосы, подпирать подбородок, уже не говоря о том, что нос и уши за столом должны быть запретной зоной для рук.
  • За столом нужно вести себя так, чтобы не мать окружающим: ни в коем случае не класть локти на стол, накладывать в тарелку столько салата, сколько вы можете съесть, и стараться, чтобы из тарелки еда не вываливалась на скатерть и на колени соседей по столу.
  • Не наполняйте рот большим количеством пищи – так недолго и подавиться. Не чавкайте, не втягивайте шумно жидкость.
  • Как бы вы не были голодны и каким бы вкусным не было блюдо, никогда не следует набивать им полный рот и торопливо жевать.
  • Если вы запиваете еду каким-либо напитком – соком или газированной едой, то прежде нужно проглотить  то, что находится во рту и вытереть рот салфеткой, и только после этого запить.
  • Колбасу и сыр обычно берут из общего блюда не рукой, а вилкой.
  • Если вам хочется попробовать салат, который стоит на другом столе стола. Не нужно ложиться на стол и тянуть к себе блюдо, проще попросить соседа передать салатницу.
  • Не прилично есть с ножа, даже если он широкий и еда с него не сваливается. Ножи рядом с тарелкой лежат для того, чтобы разрезать мясо или горячие бутерброды, при этом нож берут в правую руку, а вилку в левую.
  • Подавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой, а не острием.
  • Ножи и вилки нужно держать за середину ручки, а не у самого лезвия ножа и развилки.
  • Ни в коем случае нельзя облизывать нож, это очень опасно и неприлично.
  • Ложку всегда держим в правой руке – она лежит на среднем пальце, указательным придерживаем  ее сбоку, а большим пальцем сверху.
  • Нож всегда держим в правой руке, вилку - в левой, только когда мы едим пищу, которую не режут, держим вилку в правой руке. Не полагается сначала нарезать ножом с вилкой, а потом есть нарезанные куски одной вилкой.
  • Варенье и мед берите из вазочки специальной ложкой, положите в розетку и лишь потом начинайте пробовать.
  • После того, как вы размешаете сахар в чае, не забудьте вынуть ложку и положить ее на блюдце.
  • Положив себе сахар или соль, поставьте сахарницу или солонку на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.
  • Не следует играть столовыми приборами, сворачивать край скатерти и заплетать на скатерти косички, некрасиво вытягивать ноги под столом, кидать друг в друга хлебом или мандариновой кожурой.
  • За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.
  • Не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно для окружающих.
  • Оставшиеся на скатерти крошки или кусочки пищи можно собрать в бумажную салфетку другой салфеткой, но не в коем случае не следует смахивать на пол или собирать крошки руками.
  • Выходя из-за стола, постарайтесь, чтобы не было много шума.

      Вручение листочков с десятью правилами, которые ребенок не должен нарушать за столом.

Учитель: А теперь в завершении нашего разговора об этикете, мне хотелось бы предложить вам «10 правил для школьников», и расскажут их вместе со мной наши ребята.

Чтение с детьми стихотворения Мухаммади Куддуса.

Учитель: Для тебя я, друг, составил

                  Десять очень нужных правил.

                  Эти правила просты,

                  Быстро их запомнишь ты.

1-й ученик: Как проснулся – так вставай:

                      Лени воли не давай!

2-й ученик: Лепесток роса умыла,

                     А тебя умоет мыло.

3-й ученик: Понукания не жди,

                     В школу вовремя иди!

4-й ученик: Прежде чем захлопнуть дверь,

                     Все ли взял с собой, проверь!

5-й ученик: В школе, в классе не сори,

                     Сор увидишь – подбери!

6-й ученик: Не таскай в кармане мела, -

                     Это, милый мой, не дело!

7-й ученик: Будь в одежде аккуратен,

                     Избегай и дыр, и пятен!

8-й ученик: Дома близким не груби,

                     Малышей жалей, люби!

9-й ученик: Знай: хорошие отметки –

                     Как плоды в саду на ветке!

10-й ученик: Чтоб тобой могли гордиться,

                       Должен много ты трудиться!

                                                                                                             Кулишкина Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающий мир "Здоровое питание " 1 кл.

конспект содежит основные сведения о витаминах, правильном питании в доступной для перврклассника форме, а также анкету по здоровому питанию, способ рефлексии...

Внеурочное занятие программа "Здоровячок" по теме "Светофор здорового питания" 2 класс

Технологическая карта занятия "Светофор здорового питания" с маршрутными листами....

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»

Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...

Конспект классного часа «Пирамида здорового питания», 3 класс

Сценарий классного часа "Пирамида здорового питания" представлен в системно - деятельностном подходе. В ходе классного часа учащиеся являются активными участниками благодаря различным формам работы по...

Викторина здоровое питание по литературным сказкам

Формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью необходимое условие успешности в обучении и дальнейшей жизни. На протяжении  года работаю с детьми по программе «Разговор ...

Конспект классного часа «Азбука здорового питания !»

Цели:- пропаганда здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся о предметах личной гигиены;- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.Оборудование: презентация; листы А4....

Конспект классного часа по теме: Секреты здорового питания (3 класс)

Цели: формирование у учащихся представления о здоровом питании; развитие умения правильно питаться; воспитание в детях здоровый образ жизни. Формирование знаний о  полезной пища и почему пища дол...