Воспитательная работа в начальных классах
статья

Юдина Евгения Игоревна

       Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Немаловажная роль в начальной школе отводится воспитательной работе. Воспитание происходит постоянно: во время учебного процесса, прогулок, игр, прочей деятельностью, которая сопровождается общение преподаватель-ученик.

Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.

Во все времена ссновной целью учебно-воспитательной работы в школе во являлось и является создание условий, при которых происходит становление личности. Для педагога очень важно воспитать правильно ребенка: развивать его моральные и нравственные ценности, творческий потенциал, способствовать умственному, эмоциональному и физическому здоровью. Важно, чтобы ребенок получил навыки, необходимые в жизни, чтобы в сложной жизненной ситуации он смог принять правильное решение, смог овладеть различными профессиями в зависимости от того, как сложится его путь.

В современной педагогике одним из важных направлений является формирование творческой, самодостаточной и активной личности, которая будет способна жить в согласии с собой и обществом. Школа закладывает тот фундамент в сознании ребенка, благодаря которому впоследствии он сможет проявить свои индивидуальные качества. Каждый ребенок – в первую очередь уникальная личность с неповторимым набором качеств и возможностей.

Воспитание - это ценаправленное управление процессом развития личности ребёнка и вхождения его в культуру общества. Воспитание самостоятельности младших школьников как средство формирования самодисциплины, самоуважения, уверенности каждого ребенка в своем успехе требует такой организации деятельности детей, которая позволит обеспечить ее успех и результативность. Я стараюсь приучать детей к самостоятельной деятельности, учу их играть и работать в коллективе, систематически даю им задания для самостоятельного выполнения, ставлю перед ними задачи: подумать, найти ответ на вопрос, решить какую-нибудь проблему.

Важно организовать не только учебную деятельность, но и внеурочную, досуговую. Общение со школьниками играет для их всестороннего развития существенную роль. Оно помогает сблизиться с детьми, узнать разнообразные стороны их характера. Для учителя важно расположить к себе ребенка, попытаться завоевать его доверие, помочь поделиться мыслями и сомнениями.

Содержание и методы воспитательного процесса в младших классах современной средней общеобразовательной школы вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их интересы, обеспечить формирование и гармоничное развитие личности ребенка, личности творчески активной и общественно востребованной, имеющей внутреннюю потребность в самосовершенствовании (самовоспитании).

Соглашусь с высказыванием В.П.Кащенко: "Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка."

Детей нужно воспитывать. Им нужно простое человеческое общение. Сейчас основная забота молодых родителей - чтобы их ребенок был сыт и одет, а воспитывать и обучать должны в детском саду и в школе. Школа старается многое сделать для детей, но нужна и помощь родителей. Педагоги просто не успевают сеять «разумное, доброе, вечное». Они практически все свое время тратят на то, чтобы уменьшить то влияние, которое оказывает на детей улица. И всё же, только образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс.

С давних времён школа была центром или даже, можно сказать, очагом образованности, культуры. Школа призвана помочь обществу восстановить интеллектуальный потенциал народа. Важное направление работы – работа над развитием интеллекта младшего школьника.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. На уроках, насыщенных учебным материалом часто не хватает времени для целенаправленной работы по интеллектуальному развитию школьника. Для этого в школах организуются регулярные факультативные занятия, на которых дети решают нестандартные задачи. Данная работа позволяет содействовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей.

Дети изучают в школе такие навыки как: правила поведения в школе, в школьном гардеробе, столовой, на прогулке, каким должен быть внешний облик ученика школы, основные правила культурного поведения, а также правила вежливой и культурной речи.

Подведя итоги вышесказанному, хотелось бы сформулировать: воспитательная работа осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную работу. Целью воспитания является развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность "пространств", каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребёнка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает: корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин, изменение форм и методов учебной работы, подразумевающее преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребёнка в учебном процессе, ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях как "человек", "красота", "здоровье", "добро", "знание", "культура", "труд", "мир", "Отечество", которые охватывают жизнедеятельность и развитие личности, образуя основу воспитания и создание условий для свободного самовыражения, самореализации и самоутверждения каждого ребёнка в образовательной среде и в информационном пространстве школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ воспитательной работы в начальных классах

В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

 Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

Воспитательная работа в начальных классах

Создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития...

План воспитательной работы учителя начальных классов.

Данная презентация содержит материалы для папки классного руководителя....

Программа воспитательной работы в начальных классах

Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...

Воспитательная работа учителя начальных классов

Воспитательный процесс в школе очень трудоемкое дело, поэтому хочу предложить материалы воспитательных дел и программу воспитания и социализации для первоклассников (в соответствии с требованиями ФГОС...