Доброта в нас и вокруг нас
план-конспект занятия (3 класс)
В последние годы взрослые всё меньше внимания уделяют воспитанию у ребёнка такого прекрасного качества, как доброта.А ведь именно отзывчивость, открытость, щедрость, готовность помочь ближнему - являются важнейшими человеческими качествами. К сожалению, сегодня часто можно услышать, что добрым быть невыгодно, глупо. Данное мероприятие направлено на воспитание доброты в детях, помогает им понять, что доброта - это не слабость, а наоборот, наибольшая сила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 324.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
для 3 класса
учителя начальных классов
Гартвих Ю.В.
Тема: «Доброта в нас и вокруг нас»
Цели:
1. Научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
2.Воспитывать потребность совершать добрые поступки.
Задачи:
Развивающие:
- развивать речь, мышление, умение связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.
Воспитывающие:
- воспитывать внимательное отношение к людям;
- воспитывать свободу мышления, учить свободно, без боязни выражать свои чувства, эмоции, мысли;
- воспитывать чувство сопереживания, любовь к ближнему.
Образовательные:
- учить отличать добро и зло в повседневных ситуациях;
- выполнять правила этикета;
- способствовать формированию у детей представления о добре и зле.
1.Организационный момент.
Я очень хочу подарить вам частичку своего хорошего настроения, чтобы вы почувствовали мое доброе к вам отношение.
2. Актуализация знаний. Определение темы мероприятия.
Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи! Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве человека. Послушайте внимательно стихотворение и доскажите слово.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее, чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец …. (Доброта).
Учитель: Да, сегодня мы будем говорить о доброте.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
Появляется Злая Колдунья.
Злая Колдунья: Нет, не верю я! Не может быть, чтобы добро победило зло! Миром должно править только зло и ничего, кроме зла!
Учитель: Ребята, давайте все вместе постараемся переубедить Злую Колдунью, что только доброта может дать счастье людям.
Злая Колдунья: Хорошо! Посмотрим? Я называю плохие качества, а вы хорошие. И у меня нет никаких сомнений, что выиграю я!
Учитель: Ну, если Злая Колдунья любит играть, значит не всё потеряно. Давайте, ребята, постараемся вспомнить как можно больше положительных человеческих качеств. Попробуем!
Злая Колдунья достаёт книгу “Энциклопедия зла”, называет по очереди отрицательные качества: трусливый, лживый, грубый, жадный, неряшливый, ленивый, жестокий.
Ребята по очереди со Злой Колдуньей называют положительные качества: храбрый, правдивый, ласковый, щедрый, аккуратный, трудолюбивый, добрый.
Злая Колдунья: Добрый? (Ищет слова в книге “Энциклопедия зла”) В моём учебнике таких слов нет. Объясните, что это за слово-то такое – добрый?
3. Основная часть занятия.
- Ребята, а какого же человека можно называть добрым? (Ответы детей: того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми).
– А как вы думаете, чего никогда не сделает добрый человек?
(Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи.)
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. В каждом из нас есть маленькое солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им.
Работа в группах
1группа
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать свое мнение.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
На добрый привет – добрый ответ.
Жизнь дана на добрые дела.
2 группа
-Наверное, ребята, вы со мной согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить. Давайте сейчас мы составим наш Цветок Дружбы. Вам нужно выбрать те качества, на которых держится дружба.
Лепестки: помощь, преданность, доброта, внимание, доверие, честность, злость, эгоизм, грубость, равнодушие, зависть, искренность.
3 группа -Перед вами список поступков. Выберите из него только добрые дела. Уважать старших. Беречь природу и охранять ее. Обижать других. Брать чужое без разрешения. Защищать того, кто слабее. Помогать друзьям в беде.
Всегда говорить «спасибо» за заботу.
Всегда говорить только правду. Слушаться взрослых. Обзывать и унижать людей.
Радоваться чужой беде.
4 группа
-Представьте, вас назначили правителями одной страны. Какие законы Добра вы бы составили? (Дети по выбору выбирают картинку).
- Помощь старым людям;
- Птицам;
- Бездомным животным.
5 группа
- Добрый человек не только совершает хорошие, добрые дела, он использует в своей речи вежливые слова.
Ребята, давайте докажем Злой Колдунье, что в мире много добрых и вежливых слов.
Ваша задача составить памятку «Вежливые слова».
После проверки:
-Зачем нужно быть вежливым? (Чтобы другим было приятно с тобой общаться)
Физкультминутка
- А теперь давайте поиграем. Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я произнесу вежливое слово.
- Встаньте, пожалуйста!
- Поднимите руки!
- Будьте добры, похлопайте в ладоши!
- Потопайте.
- Попрыгайте, пожалуйста.
- Будьте любезны, руки вперед.
- Опустите руки, пожалуйста.
- Будьте добры, наклоните голову вперед.
-Сядьте, пожалуйста.
- В нашей стране есть много людей, которые нуждаются в особой заботе. 3 декабря - Международный день инвалидов, который проводится с целью привлечения внимания к проблемам людей с ограниченными возможностями. Они такие же, как и мы: любят спорт, создают художественные произведения, любят играть, хотят учиться в школе вместе со всеми. Во всех магазинах, аптеках, школах устанавливают пандусы - специальные приспособления, чтобы обеспечить таким людям вход в здание наравне со здоровыми людьми. Они любят путешествовать... автобусы с подъемниками. Им особо необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта. И мы, люди, способны скрасить их одиночество добрым делом и добрым словом.
-Вы, наверное, помните поговорку «Доброе слово и кошке приятно». Хотя мы часто применяем эти слова к людям, но они также справедливы и в отношении человека с животными.
-Послушайте стихотворение «Котёнок».
Он шел по улице и тихо плакал.
Облезлый, одноухий, с больною лапой.
Повисший хвост, несчастные глаза,
А в них жемчужинкой дрожит слеза.
Его никто вокруг не замечал,
А если и заметил, то ворчал,
А мог еще и палкой замахнуться.
Он убегал, когда мог увернуться.
Он с грустью думал: «Я такой урод.
Ну кто такого жить к себе возьмет».
Так шел он, шел по краешку дороги.
И вдруг перед собой увидел ноги.
Огромные такие две ноги,
Обутые в большие сапоги.
В смертельном страхе он закрыл глаза,
А человек нагнулся и сказал:
«Красавец-то, какой! А ухо! Взгляд!
Пойдешь со мной? Я буду очень рад.
Принцессу и дворец не обещаю,
А молочком с сосиской угощаю».
Нагнулся, протянул к нему ладошку.
Он первый раз держал в ладошках кошку.
Взглянул на небо, думал, дождь закапал.
А это кот в руках от счастья плакал.
- Ребята, предположите, пожалуйста, изменится ли судьба котёнка?
-Как животные оказываются на улице?
-Достойны осуждения те люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают их на улицу, обрекая на голод и холод. Мы всегда в ответе за тех,
кого приручили. Нельзя причинять даже самого незначительного страдания, не одному животному существу на нашей земле, не людям, ни животным.
-Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих людей добрыми делами.
-Ведь добрым важно быть не на словах, а на деле. Сейчас мы посмотрим сценку о мальчике, который мечтал совершить доброе дело. Прослушайте внимательно и подумайте, получилось ли у него это - решать вам.
Автор: Готов для человечества он многое свершить …
Мальчик: Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел.
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор: Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик: Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор: Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик: Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено, Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел ….
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор: В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра ….
Сестренка: Я тоже человечество и мне гулять пора!
Учитель: Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
(Ответы детей)
Спасибо за ответы, вы всё правильно поняли. И об этом ещё скажут наши ребята.
Игра "Стоп - красный свет" (сигнальные круги)
- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду называть вам примеры поведения. Как только вы заметите плохое поведение - поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку. Карточки у вас на столе.
Быть равнодушным
Помогать ближним
Быть ленивым
Не слушать родителей
Ухаживать за животными
Завидовать
Делать уборку в своей комнате
Радоваться неудаче друга
Выпрашивать у родителей дорогие вещи.
Кормить птиц зимой
Бросать друзей в беде
Стараться быстрее забывать обиды
По дорогам сказок…
А теперь давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
–Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
- Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах)
–Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
- Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
- Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
- Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
- Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки « Цветик – семицветик» В. Катаева)
- Чем же отличаются эти добрые сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея Бессмертного? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
Злая Колдунья: теперь я буду самой доброй, самой чуткой, самой отзывчивой колдуньей на свете.
4. Рефлексия.
-Что, значит, быть добрым? (Доброта - особое состояние души, когда человек способен прийти на помощь.)
-Где живет доброта?
-Какой праздник отмечается в начале марта? (Международный Женский день)
-Чей это праздник? Кому вы в этот день будете дарить свои улыбки, цветы и мечты (Наших мам, бабушек, сестёр – всей женской половины человечества)
-Как вы думаете, какой подарок для мамы самый лучший?
Самый лучший подарок для ваших мам - это ваше поведение. Вы можете помочь своей маме по дому, ведь у неё всегда много работы. Добрые дела нужно делать не только на праздник, а каждый день!
-Знаете ли вы, как нужно помогать маме? (Мыть посуду, убирать в доме, выбросить мусор и т.д.)
- Добрые поступки – не так ведь и трудно! Стоит только захотеть
-Я думаю, что вы никогда не будете равнодушными к чужой беде. Я хочу, чтобы вы помнили, что не может злой, грубый, неблагодарный человек нравиться людям.
-Я хочу поблагодарить вас за добрые минуты общения и пожелать вам, вашим родным – самого доброго.
(Злая фея раздает подарки под песню «Дорогою добра»).
5. Домашнее задание.
Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!
Будьте такими, чтобы вами гордились ваши родители, учителя, школа.
Спасибо за внимание.
Приложение 1
Если осталось время:
Ситуации из жизни.
-В жизни встречаются разные ситуации, давайте на примере, разберём их.
Подумайте и обоснуйте, как бы поступили вы в данном случае?
- Старшеклассник, прогуливаясь по улице, увидел старенькую бабушку с большими сумками. Она шла, по дороге, еле передвигаясь. Подросток предложил ей свою помощь. Бабушка была удивлена и благодарна мальчику. А совершаете вы такие поступки?
- Инвалид по зрению, на пешеходном переходе не может перейти дорогу и тут подходит неожиданно маленькая девочка, берёт его за руку и предлагает перейти дорогу. Не стесняетесь ли вы оказывать помощь инвалидам?
- Внук играет в компьютерные игры, громко слушая музыку. В соседней комнате находятся его родственники, отдыхая после работы. Они делают ему замечания, которые мальчик игнорирует и делает звук еще громче.
Давайте, обсудим, это довольно частая ситуация.
- Мама просит помочь сына пропылесосить ковёр. Сын категорически отказывается. Он играет в компьютерные игры. Мама повторяет несколько раз, мальчика не оторвать от игры. Мать подходит и выключает компьютер. Обидевшийся сын произносит, ну и помогать не буду.
Как бы поступили вы?
- Когда старушка-соседка попросила мальчика купить в магазине молока, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить. А как поступили бы вы?
Обсуждение проблемных ситуаций.
- Послушайте данные ситуации и выскажите своё мнение.
Ситуация 1). Игорь, возвращаясь из школы, увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2). Когда старушка-соседка попросила Вову сходить в магазин и купить ей хлеба, мальчик согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то угостить.
Воспитатель. - Кто из героев добрый по-настоящему? Каким качеством обладают такие люди?
(Бескорыстие.)
- Значит ещё один способ стать добрее - делать добро другим без вознаграждения.
- Послушайте сказку
Жила-была на земле девочка. Захотелось ей иметь подружку. Вот и обратилась она к старому, седому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить всю свою жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла девочка в условленное место… Пришла и видит: стоят 2 девушки.
- Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Богатство, другую – Доброта.
- Они обе прекрасны, – сказала девочка. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, – ответил волшебник, – и ты в жизни еще встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла девочка к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась девушка.
А кого выбрали бы вы? (Ответы детей). Почему девочка подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему девочка выбрала Доброту? (Ответы детей).
Да, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, что со мной согласитесь, что в школе нужно учиться доброте. Доброму человеку живется легче и у него много друзей. Именно к доброте нам нужно стремиться.
- Скажите, а какие приятнее слышать слова?
- А теперь послушайте рассказ и, где нужно, вставляйте подходящие слова:
«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь (пожалуйста). Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя не удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините). Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство
милосердия? В сердце человека.
Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить– чего там больше, зла или добра?
Учитель: мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям, ко всему что нас окружает и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других. Я думаю, что вы никогда не станете равнодушными к чужой беде.
Стихи о доброте.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
(Зоя Буцаева)
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных
Слова «До свиданья!»
«Спасибо!», «Простите»!
«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Доброта в нас и вокруг нас"
Марушева Надежда Энгельсовна Материал содержит конспект классного часа и пезентацию. В ходе классного часа обучающиеся определяли, что такое доброта, к...
Классный час на тему:«Доброта в нас и вокруг нас» 4класс
Цель: «порассуждать с детьми о доброте, какого человека называют добрым; рассказать о своих добрых делах».Задачи:- Формировать ...
Классный час "Доброта вокруг нас"
Цели: формирование толерантных отношений между детьми; воспитание стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать; желания становиться лучше, самосовершенствоваться...
Классный час на тему: "Доброта в нас и вокруг нас" для учащихся 3 класса
Этот классный час помогает способствовать формированию представлений у учащихся о добре и зле, о значении добра для гармонии и счастья;пробудить личную активность учащихся, развивать их самооценк...
Внеклассное мероприятие "Доброта в нас и вокруг нас"
Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся. Задачи:Раскрыть понятия: добро, зло, милос...
Классный час на тему: «Доброта в нас и вокруг нас»
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что добро...