Курс внеурочной деятельности "Час общения"
методическая разработка (1 класс)

Апкина Аида Данисовна

Целенаправленная, систематическая  работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Целенаправленная, систематическая  работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Формирование базовой культуры личности первоклассника через

курс дополнительного образования «Час общения»

А.Д.Апкина, учитель начальных классов, МБУ СОШ ЗАТО Звёздный Пермского края

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения, приобретенные в младшем школьном возрасте,  во многом определят успешность подростка.

Цель курса – формирование базовой культуры личности младшего школьника

Задачи:

  • способствовать формированию этической культуры  
  • способствовать формированию коммуникативной  культуры учащихся (навыков общения: умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию; умение оценивать свои поступки и поступки других людей)
  • способствовать формированию навыков поведения в обществе
  • способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни
  • выработать защитные качества личности: уверенность в себе, открытость, чувство юмора
  • побудить к желанию самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично
  • развивать речь

Предполагаемые результаты, которые должен достичь ребёнок

  • Овладеть нормами этической культуры.  Овладеть навыками коммуникативной культуры (навыками общения) и культурного поведения  
  • Выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни  
  • Стремиться к самосовершенствованию и гармоничному развитию  

 Метапредметные и личностные УУД:

  • Личностные:

определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию;

развивать этические чувства, умения понимать и сопереживать чувствам других людей;

  • Метапредметные:

-регулятивные

составлять план действий по достижению результата творческого характера;

работать по предложенному плану;

-познавательные

ориентироваться в обществе, находить ответы на поставленные вопросы;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить свои примеры удачного и неудачного общения в своей жизни;

-коммуникативные

соблюдать  правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

 договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности

Учебно – тематический план (36 часов)

Направления

Теория

Практика

экскурсии

игры

праздники

Правила школьной жизни

1 час

-

-

-

Традиции школы  

-

2 часа

4 часа

1 час

Традиции класса

-

1 час

4 часа

5 часов

Азбука этики

Секреты общения

 17 часов (теоретические занятия с практической направленностью)

Защита социального проекта

 1 час

Ожидаемые результаты

 п/н

Ожидаемый результат

Как проверяем

1

Овладеть нормами этической культуры

Овладеть навыками коммуникативной культуры (навыками общения) и культурного поведения

Наблюдение

Рассматриваются навыки культурного поведения:

  1. на уроке
  2. на перемене
  3. в столовой
  4. в общественном месте
  5. в транспорте

Высокий уровень –  выполняются 5 позиций    

Средний уровень – 3-4 позиции

Низкий уровень – 1-2 позиции

2

Выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни

Тест «Сформированность мотивации учащихся на здоровый образ жизни»

Интерпретация результатов теста

3

Стремиться к самосовершенствованию и гармоничному развитию

Уровень самооценки (Методика Дембо-Рубинштейна)  

Уровень мотивации (Анкета Лускановой)

Данные психолога

4

Педагогическое просвещение

Праздник

Родительские собрания

Опрос детей

Содержание занятий (учитываются традиции школы и класса), а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение ценностных нормативов и навыков. 

  

1

Экскурсия по школе

Знакомство с правилами школьной жизни

2

Туристический слёт (традиция школы) 

3

Игра «Личная безопасность»

4

Экскурсия по улицам городка «Мы пешеходы»

5

Экскурсия в школьный музей (традиция школы)

6

Праздник «День рождения школы». Акция «Подарок школе (сбор макулатуры)» (традиция школы)  

7

Азбука этики. Что значит быть вежливым?

8

Азбука этики. Основные способы общения.  Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты.

Секрет 1. Называй друга по имени и он будет обращаться к тебе так же.

Решение этикетных задач

9

Игра «День юного спасателя» (традиция школы)

10

Игра «Права и обязанности школьника»

11

Праздник «Осенние посиделки» (традиция класса) 

12

Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» (традиция школы)

13

Школьная научно-практическая конференция (традиция школы)

14

Секреты общения. Внимание к окружающим людям.  Этикет, правила поведения.

Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении.

Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

Решение этикетных задач

15

Решение этикетных задач «Тренировка восприятия партнёра в общении»

16

Секреты общения. Умение слушать. Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении. Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового.

17

Секреты общения. Правила вежливости. 

18

Новогодние ёлки  (традиция школы и традиция класса) 

19

Секреты общения. Вежливое отношение к людям. Секрет 4. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

20

Секреты общения. Взаимоуважение. Секрет 5. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.

Решение этикетных задач

21

Секреты общения. Умение понимать состояние другого человека. Тренировка восприятия партнера в общении. Решение этикетных задач

22

Секреты общения. Умение учитывать позицию другого человека. Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии.

Секрет 6. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки.

Решение этикетных задач

23

Праздник  ко Дню Защитника Отечества (традиция класса) 

24

Секреты общения. Как разрешать конфликты

25

Праздник  ко Дню 8 Марта (традиция класса) 

26

Конкурс социальных проектов (традиция школы) 

27

Решение этикетных задач «Культура спора»

28

Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения

Решение этикетных задач «Обращение к собеседнику». Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Правила “хорошего слушания”. Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений.

Решение этикетных задач

29

Игра «Путешествие к звёздам» 

30

Секреты общения. Твоё настроение

31

«Парад русских войск» (традиция школы). Операция «Ветеран»

32

Секреты общения. Что такое дружба? Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты).

Тренировка восприятия партнера в общении

Решение этикетных задач

33

Игра «Вперёд, мальчиши!» (традиция школы)

34

Решение этикетных задач «Смеёмся вместе»

35

 Праздник  «До свидания, 1 класс» (традиция класса)   

36

Праздник «За честь школы» (традиция школы)

В качестве организации занятий могут быть использованы следующие формы работы: 

  • развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации), дидактические и игры-инсценировки;
  • игровые ситуации;
  • упражнения (подражательного и творческого характера);
  • импровизации;
  • наблюдения, прогулки, экскурсии;
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • свободное и тематическое рисование;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ учителя и рассказы детей;
  • беседы;
  • сочинение историй;
  • мини-конкурсы, игры-соревнования;
  • этюды;
  • праздники, утренники, кружки.

Список литературы

  1. «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
  2. «Хорошие манеры в рисунках и примерах» Арина Гольдникова
  3. «Вредные советы» Г. Остер
  4. «Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
  5. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
  6. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
  7. «Уроки этикета» Насонкина С.А.
  8. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
  9. Игра-раскраска «Хорошие манеры»
  10. «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
  11. «Уроки Мойдодыра» Г. Зайцев.
  12. http://www.etikets.ru 

Описание социального проекта «Творческий калейдоскоп».

Проблема, на решение которой направлен проект. 

      Специфика военных городков – постоянные переезды их жителей.

Лишь несколько лет назад наш городок  начал  становиться      постоянным  местом жительства  для  молодых  семей.  Неудивительно,  что  так  велика  разорванность среди  поколений в таких населённых пунктах.

      Молодым всегда легче адаптироваться к стремительным изменениям      

жизни. Пожилые же люди всегда нуждаются в поддержке и понимании со стороны молодого поколения. Особенно много тепла  и любви им могут подарить чистые детские души. Они – же наиболее восприимчивы к богатейшему жизненному  и творческому опыту старшего поколения.

     Наш проект: попытка научить взаимопониманию, взаимоподдержке и любви именно между этими поколениями –  7-8–летних малышей и  70-летних мудрецов.  

Мини – исследование.

  • Выход учащихся и родителей в центр социальной помощи с вопросом об  

организации встречи.

  • Мини – опрос учащихся  класса.
  • Анализ данных и выводы.

Цель проекта: организовать взаимосвязь поколений через детское творчество.

Задачи по реализации цели проекта:

  • Знакомство, общение и обмен опытом со старшим поколением (дети, родители учащихся, люди пожилого возраста).
  • Самовыражение детей через их творчество.
  • Организовать концертную программу с участием родителей.

 Механизм реализации: план действий, деление на группы по желанию, определение исполнителей и  сроков  проведения мероприятий.

Анализ ресурсов  (что у нас есть): интеллектуально-творческие ресурсы; материальные ресурсы.

Ожидаемый результат.

  • Оценить удовлетворённость встречи данного проекта через отзывы  

участников всех поколений (дети, родители детей, люди пожилого

возраста).

  • Видеоматериалы (интервью).
  • Выпуск газеты «Калейдоскоп» с отзывами, с фрагментами данной

программы.

  • Наладить новые встречи.

Препятствия успеха.

  • Материальные затруднения.
  • Отсутствие содействия центра социальной помощи.
  • Не умение совместной работы в группе у ребёнка.
  • Не умение ребёнка самовыражаться в творческих мероприятиях.

Составление бюджета (примерная смета).

Внешняя презентация.

  • Подготовка внешней презентации (все участники проекта).
  • Выступления на презентации (группа детей и родителей)  

Описание хода занятия по теме «Толерантность»

Задачи:   1.  Познакомить детей с многообразием культур мира.

 2.Уточнить значение понятия «толерантность».

3. Показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми и группами.

 I. Организационный момент.

- Старательные девочки. Здесь?

- Умные мальчики?

- Доброжелательные гости?

- Сегодня на уроке мы будем общаться...

- Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сегодня сопутствует удача!

II. Актуализация знаний.

 - Что такое общение?

- Для чего нам нужно общение?

 III. Новый материал.

 - Живёт на Земле человек. Он маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может прожить без шелеста луговых трав, без звонкой песни ручья, без звёздного ночного неба. У нас над головой общая крыша – голубое небо, под ногами общий пол – земная поверхность, у нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко. Но мы, земляне, живём в разных частях этой голубой планеты. Мы все разные...

- Чем мы отличаемся?

- Но, несмотря на то, что мы все разные – мы радуемся и плачем, удивляемся и грустим, любим и ненавидим.

На Земле должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и чёрные, взрослые и дети, Африка и Евразия...

- Какие качества человека помогают в этом общении? (Работа в группах).

- Как называется слово, которым можем объединить эти слова? (Толерантность)

- Но ведь у толерантности должно быть лицо! Выберите лицо, которое подойдёт к данным качествам.

- Социологи дают такие определения толерантности.

- Какие качества подойдут к другой схеме? Как назовём такого человека? (Интолерантный). Слово иностранного происхождения, имеет приставку ин-.

- Каким человеком вам хотелось бы общаться?

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путём?

- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающим миром. Но иногда в школе, классе у нас часто возникают ссоры. Как вы считаете, что является причиной ссор?

(Групповая работа) Составим правила толерантного общения.

IV. Игровые упражнения.

  1. Игра «Туземцы». (Невербальное общение: жесты, мимика)

- Объяснить туземцам жестами, мимикой следующие просьбы:

  • Где можно построить хижину?
  • Можно пожить у вас 3 дня?
  • Мы не ели 4 дня!
  • Где можно набрать дрова для костра?
  • Помогите построить лодку.
  1. Упражнение «Комплименты» (Ладошки)

V.Подведение итогов.  Рефлексия.

               

Описание хода занятия по теме «Права и обязанности ребёнка»

Задачи:   1.  Познакомить детей с правами, соотнести права  и обязанности детей.

 2.Уточнить значение понятий «конвенция», «декларация», «право», «обязанность».

 3. Воспитать ответственное отношение к своим правам и  обязанностям.

 

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

 - Кто заботится о вас, пока вы маленькие? (родители)

 Взрослые люди имеют много различных прав. Слайд 1.

 Основные из них изложены во Всеобщей декларации прав человека.

Какое слово для вас новое?(декларация)

 Слайд 2.

 Декларация – это документ, который провозглашает что-либо. Декларация – это цель, к которому стремится общество.    

III. Формулирование темы урока.

Чтобы попасть в мир взрослых людей надо пройти детство.

- Как вы думаете, какая будет тема урока? (Права ребёнка)

IV. Новый материал.

1) – Что мы желаем человеку, который нам дорог? (счастья, добра, здоровья, благ …)

     Люди задумались, как защитить себя и своих близких от людей непорядочных, жадных и жестоких.

-  Кто стоит на страже всех этих благ? (государство).

2)  Сообщение. Слайд  3.

В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребёнка. Этот важный документ – Конвенция о правах ребёнка. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию по правам ребёнка, которая сегодня является международным законом. Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет, и состоит из 54 статей.

Слайд   4.

Конвенция – это  международный договор  по  специальному вопросу с взаимными обязательствами. Это свод правил, обязательных для выполнения тех сторон, кто его подписал. Те государства, которые подписали Конвенцию, обязаны выполнять всё, что написано в этом документе.

Слайд   5.

Вы видите высокое, светлое здание Организации Объединённых Наций (ООН). Находится эта организация в Соединённых штатах Америки в городе Нью-Йорке. В солнечную погоду оно кажется лёгким, воздушным. Вечером в его окнах зажигаются огни. Тогда здание напоминает маяк.

- Ребята, вы знаете, что такое маяк и зачем он нужен?

Это здание – тоже маяк, но не для кораблей, а для всех государств нашей планеты. И она (организация) указывает народам Земли путь к миру, согласию и справедливости.

 3)  Определение цели занятия.

- Какая цель урока? (Узнать: какие права имеют дети.)

Слайд  6.

  Главная мысль важного международного документа – Конвенции о правах ребёнка это то, что «Дети имеют право на особую заботу и помощь»

4)  Словарная работа. Слайд  7.

- Что такое право? (Высказывания детей).

В кратком политическом словаре право – это совокупность обязательных  к исполнению правил поведения (норм), установленных государством.

- Как вы понимаете эти строчки?  (Высказывания детей).

Каждый ребёнок должен знать, о чём говорится в Конвенции, для того, чтобы…

Ребята, продолжите мою мысль! (Правильно поступить в той или иной ситуации; помочь друзьям, себе в беде)

Чтоб смеяться, улыбаться,

Никогда не огорчаться,

Чтобы не было беды,

Чтобы не было войны.

Чтобы жить нам – не тужить,

Радость людям приносить!

5)  Знакомство с некоторыми правами детей, изложенными в Конвенции о правах ребёнка.

 Слайд   8. Право на жизнь.

- Согласитесь ли вы с утверждением, что все дети рождаются одинаковыми, поэтому давать им имена не надо. (Высказывания детей).

Слайд   9. Право на имя.

-  На одном из занятий  вы готовили сообщения о своём имени.

(Выступления детей)

Слайд   10. Право на защиту и помощь.

Слайд   11. Право на  неприкосновенность жилища.

Слайд   12. Право на владение собственным имуществом.

Слайд   13.  Право на охрану здоровья.

- Только ли государство должно заботиться о здоровье ребёнка?

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Высказывания детей). 

 Слайд   14.  Право на бесплатное начальное образование.

- Что значит иметь данное  право?

- Кто в этом помогает?

- Кто из вас пользуется услугами школьной библиотеки?

- Какие условия создаёт государство? (Высказывания детей).

 Слайд  15.  Право  выбора.

 Вы посещаете  …

- Какое это право?

Слайд  13.  Право на отдых, на участие в играх, в культурной жизни, на занятия искусством.  

- Какие различные мероприятия проводятся в нашей школе, в ЦДТ, в школе Искусств? Можете ли вы принять участие в этих мероприятиях? О каком праве идёт речь?

Физкультминутка .(Показ соответствующих движений).

 + 1) законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребёнка;

2) каждый ребёнок нуждается в любви и внимании;

3) желательно, чтобы многодетным семьям государство оказывало материальную помощь.

-  1) государство должно заботиться только о здоровых людях. Все остальные должны лечить себя сами;

2) каждого ребёнка нужно любить и выполнять все его желания;

3) каждый ребёнок до 10 лет должен быть ограждён от жестокости и эксплуатации в любой форме.

  7) Групповая работа.

(Учебное пособие для начальных классов  Е.С.Шабельник «Права ребёнка», страница 37.)

- Представим, что сказочные герои тоже пользовались правами.

 Рассмотрим сюжет. Какие права выделила Василиса Премудрая, а какие   Баба-Яга? С какой точки зрения рассматривал этот сюжет каждый герой? (Высказывания детей). Слайд  14. 

- Ответьте на вопросы к размышлению:

а) Удивительно, но оба варианта текста полностью совпадают. Как вы думаете, что понимает Баба Яга под «культурным развитием» ребёнка?

б) Какие игры и развлечения, на ваш взгляд, способствуют культурному развитию ребёнка?

Отсюда дорога всего лишь одна.

В сказку ведёт она – и не зря,

По мудрым тропинкам – ходить и ходить –

Сказка научит, как надобно жить!

 9) Словарная работа. Слайд  15.

Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-либо и обязательных для выполнения.

- Какие обязанности есть у вас, как школьников? (Высказывания детей).

10) Работа в парах. Работа с пословицами.

 - Даже в русских пословицах перекликается мысль, что у каждого человека, несмотря на права, есть ещё и обязанности.

 Например: любишь кататься, люби и саночки возить. Право участников – кататься на саночках; обязанность – возить саночки.

Вам представлены карточки-картинки, в которых зашифрованы русские пословицы. Угадайте пословицу, найдите в смысле пословицы права или обязанности участников.  

11) Домашние сочинения детей «Мои права».

(Зачитывание отрывков из лучших работ.)

V. Итог урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс

Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Час общения»

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них  адекватного коммуникативного поведения.    Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и тради...

Программа курса внеурочной деятельности «Школа общения» 3 класс .

Общение – основное условие развития ребѐнка, важнейший фактор формированияличности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познаниеи оценку самого себя через посредство других лю...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения"

Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультурную направленность развития личности.Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Речь и культура общения" 3 класс...