Занятие «День памяти воинов-интернационалистов» в начальных классах.
план-конспект занятия (3 класс)

Олифер Людмила Павловна

Классный час поможет учителю расширить знания учащихся о войне в Афганистане, формировать представления о долге, чести, ответственности, нравственности,  развивать чувства уважения к участникам военных событий, воспитывать патриотизм и интернационализм в подрастающем поколении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afganistan.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

Занятие «День памяти воинов-интернационалистов»

в начальных классах.

Аннотация

Классный час поможет учителю расширить знания учащихся о войне в Афганистане, формировать представления о долге, чести, ответственности, нравственности,  развивать чувства уважения к участникам военных событий, воспитывать патриотизм и интернационализм в подрастающем поколении.

Ключевые слова: воины-интернационалисты, патриотизм, герой,  героизм, Родина, война,  Афганистан, Кабул.

Тема: День памяти воинов-интернационалистов

 Цель:

Расширить знания учащихся о войне в Афганистане, о героях- афганцах нашего края.

Задачи:

     1. Формирование представления о долге, чести, ответственности, нравственности.

     2. Развитие чувства уважения к участникам военных событий.

     3. Воспитание патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении.
                                                           
Ход мероприятия:

Звучит песня «Афганистан. Пришёл приказ» (пока собираются дети)

Учитель: 

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов.

Ученик 1: 

Сегодня день такой настал:

Сказать хотелось очень

О тех, кто был в Афганистан

Заброшен давней ночью.

Ученик 2: 

О тех, кто долг свой исполнял

В совсем чужой стране,

Кто власть чужую защищал

И канул на войне.

Ученик 3: 

О тех, кто выжил и живет

С изломанной судьбой.

Пусть Бог им счастье принесет

И душам даст покой.

Ученик 4: 

Пусть будет мир у них в глазах

И кров над головой.

А если ждут кого в слезах,

Вернется пусть домой.

Ученик 5: 

Пусть наш народ своих сынов

Не бросит никогда.

Мы вам желаем мирных снов

И счастья навсегда.

Учитель: 

-В истории каждого государства есть свои войны, а у каждого народа есть герои этих войн.  Но есть войны, которые не поняты до сих пор. Одна из таких войн - Афганская. Не нам  судить о праведности или неправедности давно оставшихся в истории войн.  Раны одинаково болят. Мы ушли из Афганистана. Но не все пули извлечены. И эта рана заживёт нескоро. А мы обязаны помнить и чтить тех, кто честно выполнил приказ, чтобы война для них, наконец, закончилась. Война продолжалась с 25 декабря 1979 г. до 15 февраля 1989 г. (2238 дней).

- Афган - это 500 тысяч наших солдат, прошедших через пекло боев, 49985 человек из которых получили ранения, 6669 остались инвалидами, 13836 воинов погибли в боях, 312 бойцов пропали без вести. За 9 лет через Афганистан прошло не менее полутора миллионов русских солдат.

Таков итог оказания "братской интернациональной помощи" соседней стране.

 Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Ограниченный контингент советских войск в Афганистане составлял 100 тыс. военнослужащих. Всего участие в боевых действиях приняли 546 255 советских солдат и офицеров. 71 воин стал Героем Советского Союза.

В конфликте также принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды или душманы) с другой.  Моджахедам оказывали поддержку военные специалисты США, ряда европейских стран-членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы. В течение 1980–1988 гг. помощь стран Запада моджахедам составила 8,5 млрд долларов, половину из которых предоставили США.

Тогда, в далёком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь вглубь Азии, в Афганистан.

Ученик 6: 

Афганистан: государство на Среднем Востоке, является древним центром торговли.  Значительная   часть страны горы и долины. Климат холодный зимой и сухой, жаркий летом.

Столица—Кабул.

    Учитель:  Война в Афганистане продемонстрировала лучшие качества российского воина – товарищество, взаимопомощь, храбрость, героизм, глубокое чувство патриотизма. Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает какие-то блага, а за то, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты. Мужество требовалось от солдата ежедневно, ежечасно.

    Солдатские письма из Афганистана сегодня воспринимаются как достоверный исторический документ ушедшей эпохи 80-х. Это мысли, настроения, переживания обычных советских ребят в возрасте 18-19 лет. Послушайте отрывки из писем солдат.

Чтение писем солдат-афганцев  (Дети читают)

Письмо Андрея Колаева, погибшего в Афганистане

Ученик 7: 

Из письма маме от 08.03.1985г.
       Здравствуй мама, привет тебе из далекой страны, то есть из города Газни. Ты, мама, не удивляйся, в России такого города все равно нет. Так что, мама, я попал на постоянное свое место назначения в разведроту санинструктором. Короче, мама, я нахожусь за границей и выполняю свой интернациональный долг в Афганистане. Из всех нас троих братьев я один попал служить туда, где, мама, стреляют и убивают, где идет война, настоящая война. Здесь война идет с современным оружием, сейчас вот у меня с левой стороны лежит автомат, а с правой сумка санинструктора. Сижу на БМП-это машина такая, а недалеко стоит аул, где полно душманов. Сейчас пока затишье, никто не стреляет, но скоро опять начнется….Я здесь душманов стреляю, которые землю поганят. Я служу, чтобы на земле Советского Союза и на земле Афганистана был мир. Хочется, чтобы все люди на Земле жили в мире и свободе, чтобы везде росли цветы и рождались дети. Вот для этого я и служу... Одно только скажу точно, лучше нашего советского солдата никогда не было и вряд ли будет. Это проверено, и не раз-кровью…

     Ученик 8: 

Тебе, мама, самое главное не беспокоиться, приду домой жив и здоров.
Да жалко, что в отпуск я не попаду, отсюда в отпуск не отпускают, а служат 2 года подряд. Сегодня у тебя праздник 8 марта, правда, когда придет письмо, будет уже не 8 марта, а число 28-30………….
      Ну все целую тебя крепко, твой сын Андрей.
Да, мама, теперь я стал мл. сержант и есть корочки об окончании учебки, сдал все на 4, только физо на 3.
Ну все, передавай всем привет и еще раз целую Андрей.

Письма эти не выкидывай.
8 марта 1985года

Письмо Сергея Терентьева

Ученик 9: 

Огромный привет с Афганской земли!

        Здорово Витек! Пишу тебе уже третье письмо, а от тебя еще ничего не было. В этот раз высылаю тебе свое фото, правда,  не очень четкое. Наша часть стоит около Кабула, на склоне горы. Кабул весь под нами, как на ладони. Видимость здесь отличная. Километров на сорок видно. Воздух разреженный. Немного пробежишься -задыхаешься. Даже носишь что-нибудь увесистое и то уже пыхтишь, как паровоз. Город сам по себе некрасивый, но интересный. В нем 800 тысяч жителей и почти нет крупных магазинов и зданий. У каждой семьи есть своя лавочка. Торгуют всем, чем угодно. Все товары импортные. Очень много американских и японских, пакистанских.

        В Кабуле очень много мечетей, сколько точно я забыл. Около пятисот что ли. Утром стоишь в карауле или в секрете, слышно как муллы затягивают молитву. Тут вообще акустика четкая. Почти все афганцы верующие.

Ученик 10: 

           И вообще у них страна очень отсталая. Есть такие провинции, которые правительству вообще никогда не подчинялись, и оно их не трогало. Да и сейчас в настоящий момент здесь кончается 1359 год. Новый год будет в марте, двадцать первого числа. Воскресение в Афганистане по пятницам. Праздники свои. Международные праздники не празднуют. Пашут еще деревянной сохой. Одежда у них: мне всегда казалось, что они в рванье ходят. Слишком много материи. Дети маленькие грязные, на улице возятся, смотрят за ними мало. Встречается и современная молодежь. Они тоже разбираются в современной моде и одеваются очень хорошо. Здесь есть что одеть. Хлеба мало. Дорогой. Дрова продают на вес. Весы—палка  на перекладине, на ней две корзины. В одной камни вместо гирь, в другой дрова.

Ученик 11: 
       Зима здесь все - таки есть. Ночью градусов двадцать мороза, днём все течёт, грязь. Солнце жарит ощутимо. И всё это меняется резко очень. Сумерек тоже здесь почти нет. Только солнце зашло и через минут двадцать уже темно. Только горы, вернее вершины гор, долго еще под солнцем стоят. Красиво. Если мои химию пришлют для фотографии, я сделаю обязательно пейзажи и тебе тоже пошлю. Чтобы ты хоть представляла где я есть.
Я уже немного понимаю по-афгански. Если дальше так пойдет, то я по-афгански скоро говорить буду свободно. Он вообще-то не так сложен, как кажется.
Ученик 12: 
       Живем мы в палатках. В палатках по тридцать человек. Наш взвод /палатка/ самый хороший. Дружный. Ребята отличные. Я очень доволен, что подружился с ними. Сейчас в палатке стоит две печки. Как натопим-аж жарко. А на улице -20С. Спим раздетые поверх одеял, открываем пару окон и всё равно жарковато.
Скоро будем строить казарму. Офицеры живут так же, в палатках. Офицеры хорошие. Мой командир взвода родом с Красногорска. У нас с ним даже знакомые есть общие. Во как!
         На новый год мне пришлось быть в наряде. Первого числа стоял дневальным с двух до шести утра. Вся рота на новый год собралась по три рубля, то бишь чека. Накупили конфет, долек лимонных, сока гранатового, апельсинового, апельсины, печенье, вафли, и у нас был новогодний вечер. Танцевали под магнитофон. Концерт сами сделали. На гитарах играли ребята, на баянах. Стихи читали /пародии/ неплохие и т.д. Ну вот, о себе, кажется, все, пиши ты. Жму твою руку, передавай привет Тесову.

12.05.86.

Учитель: 

15 февраля — из Афганистана полностью выведены советские войска.

 На территории Донецкой области похоронено 302 человека, убитых на афганской войне, более 300 человек вернулись инвалидами.

Скульптурная  композиция в честь погибших воинов-афганцев Донецкой области.

Памятник был открыт 7 мая 1996 года в парке имени Ленинского комсомола.

Авторы памятника — скульптор Порожнюк А.Н. и архитектор Темкин Е.М.

Памятник находится рядом с монументом «Освободителям Донбасса», что символизирует связь поколений воинов Великой Отечественной войны

и афганской войны (1979—1989).

Памятник представляет собой скульптуру бойца на глыбе камня, которая символизирует скалы Афганистана.

Вокруг глыбы расположено 36 мемориальных досок с 254 фамилиями погибших и выделена зона тишины, которая образована парком.

Ученик 13: 

С фотографии смотрит парнишка,
Взгляд усталый, серьезный такой.
В смерть не верится - молод он слишком,
Но уж выпили "за упокой"...

Меж двух дат небольшой промежуток-
Не успел накопить он годков.
Его нет. И становится жутко-
Пустота...Брешь сквозь сотни веков...

Ученик 14: 
А с живыми останутся снимки-
Сотни копий с улыбок и глаз.
И в земле - опаленные "цинки"
Да суровость правдивых фраз.

Ученик 15: 

Прохожий, поклонись солдату!

Судьба солдата не легка,

Он, как и ты, любил когда-то

Цветы, деревья, облака.

Он так же наслаждался жизнью,

Он, как и ты, ходить бы мог,

Но честно он служил Отчизне

И ей отдал священный долг.

Учитель:  

В память о тех, кто погиб в Афганистане, выполняя   воинский, человеческий и интернациональный долг,  объявляется Минута молчания.   

( Ученики зажигают свечи в память о погибших в Афганистане. Звучит метроном)

Ученик 16: 

Ветер горячий, горы, песок,

Матери пишет с Афгана сынок.

Весточку ей принесёт почтальон —

Завтра с войны возвращается он.

День этот памятен нам навсегда,

Катятся слёзы порой иногда,

Слава погибшим и слава живым

Вы — наша гордость, пример молодым!

Нет — войнам, боли и страданьям,

Спасибо тем, кто защищал,

День вывода войск из Афганистана,

Сегодня праздником нам стал.

Ученик 17: 

Гордимся теми, кто вернулся,

На чьих глазах мелькали драмы,

И теми, кто на век, остался,

Скорбят их жёны, дети, мамы.

Не может светлой полосою быть война! 

Какой бы не была она святою!

Какой бы долгосрочной не была она,

Иль выиграна с жуткой быстротою.

Ученик 18: 

Не может светлой полосою быть война, 

Хотя бы потому, что в ней полно убитых! 

Когда людская жизнь уценена, 

И сколько судеб и сердец разбитых! 

И не хотим мы больше никакой- 

Ни «миротворческой», ни местного значенья.

А мы хотим увидеть на Земле покой,

Без всякого на то ограниченья! 

 Учитель:   

Все войны, будь они большие или локальные, всегда сопряжены с солдатской кровью, горем и страданиями людей. Правду о войне знают лишь те, кто под пулями поднимался в атаки, кто изнывал от жажды и замерзал в снегу на горных перевалах, кто раненый ждал спасительную вертушку, кто провожал в последний путь на Родину в «черном тюльпане» боевых друзей, кто и сегодня помнит погибших товарищей. Не будем сегодня судить и искать, кто прав и кто виноват. Оставим эти проблемы историкам. Время – лучший судья, оно и рассудит. Но забывать об этом мы не имеем права. Война, какой бы она ни была, осталась открытой раной в душах тех, кто прошёл её дорогами, в семьях погибших и пропавших без вести солдат.

Мы гордимся теми, кто прошёл Афганистан, и сколько бы времени не прошло - будем помнить! Ведь это наша история. Без прошлого не бывает будущего.

Никто не забыт - ничто не забыто.
Но чтобы не забыть - надо помнить.
А чтобы помнить, - надо знать.

Люди, перестаньте барабаны слушать!

Люди, будем живы в море и на суше!

Самоистребление - участь не из лучших!

Зачехлите пушки! Расчехлите души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»

     План1.       Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...

Классный час "День памяти воинов-интернационалистов"

Материал содержит краткие сведения о войне в Афганистане и военном конфликте между Российской Федерацией и Чеченской Республикой....

Занятие «День памяти воинов-интернационалистов» в начальных классах.

Аннотация Классный час поможет учителю расширить знания учащихся о войне в Афганистане, формировать представления о долге, чести, ответственности, нравственности,  развивать чувства уважения к уч...

Развитие памяти у ребенка в начальных классах.

Память — психический процесс, обеспечивающий запечатление, хранение и воспроизведение опыта, это необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр...

Внеурочное занятие «День Солнца (3 мая 2022)» (1 класс)

Цель занятия: познакомить детей с Всемирным днем Солнца, который отмечается 3 мая.Задачи:- формировать знания о празднике «День солнца»;- научить детей изготавливать поделку, используя при...

Конспект внеурочного занятия День учителя" (Разговоры о важном) 2 класс

Цель деятельности учителя: воспитание чувства уважения к профессии учителя.Планируемые результаты:Предметные:- расширят знания о празднике «День учителя»;- узнают о ценности профессии учит...