классный час "хлеб- всему голова"
классный час (3 класс)

Бабаева Замира Сейфеловна

Задачи:

  1. Закрепить и расширять знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий, хлебе и народных традициях.
  2. Обогащать словарь названиями хлебобулочных изделий, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Расширять и активизировать словарный запас.
  3.  Формировать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
  4. Создать условия для совместного творчества, умения работать в команде. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться и взаимодействовать с взрослыми людьми.
  5. Стимулировать развитие инициативности ребёнка в речевом общении,  использовании объяснительной речи. Способствовать развитию эмоциональной речи.
  6. Способствовать развитию артистических способностей.
  7. Повысить интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу, стремление к сотрудничеству.
  8. Развивать эмоциональную отзывчивость детей, способствовать установлению добрых отношений между детьми и взрослыми.

9.Патриотическое воспитание чувство гордости за свой народ, его истории и традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_vsemu_golova.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час « Хлеб- всему голова».

Цель : Закрепить знания детей о хлебе, понимать его значение в жизни человека.  Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к народным традициям и труду взрослых.

Задачи:

  1. Закрепить и расширять знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий, хлебе и народных традициях.
  2. Обогащать словарь названиями хлебобулочных изделий, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Расширять и активизировать словарный запас.
  3.  Формировать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
  4. Создать условия для совместного творчества, умения работать в команде. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться и взаимодействовать с взрослыми людьми.
  5. Стимулировать развитие инициативности ребёнка в речевом общении,  использовании объяснительной речи. Способствовать развитию эмоциональной речи.
  6. Способствовать развитию артистических способностей.
  7. Повысить интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу, стремление к сотрудничеству.
  8. Развивать эмоциональную отзывчивость детей, способствовать установлению добрых отношений между детьми и взрослыми.

9.Патриотическое воспитание чувство гордости за свой народ, его истории и традиции.

Предварительная работа: заучивание стихов, песен, игр, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о хлебе и хлебобулочных изделия, составление инфограмм, беседы по теме: «Хлеб», разъяснение пословиц и поговорок по данной теме. Дома с родителями поиск информации про хлеб, про сельскохозяйственную технику, про труд пахарей, мельников, пекарей, рецепты хлеба

Оформление класса :

 Рисунки, поделки детей, выставка сочинений, книжек  Каравай на подносе, колосья ржи, иллюстрации зерновых культур, карточки с пословицами, с профессиями, плакаты о бережном отношении к хлебу, инфографика ,презентации детей и учителя.

Сценарий праздника

Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте дорогие гости!

Всю четверть мы готовились к празднику.   мы посвящаем этот праздник 75 летию  со дня снятия блокады Ленинграда . наш праздник мы назвали хлеб= это жизнь
Как вы думаете, почему наш праздник так называется?
  Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. Граммы хлеба стали предметом жизни людей. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Не будь хлеба – не было бы и Победы! Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь.

Ученик 1: ПОМНИТЕ О ХЛЕБЕ Серж Антонов

Знаете, однажды я увидел

Как старик прощение просил.

Он буханку хлебушко обидел

Тем, что вдруг на землю уронил

Перед нею встал он на колено,

В пополам согнувшись, кое-как.

Сор стряхнул с горбушки… Неумело

На себя навесил крестный знак.

«Ты прости меня краюха хлеба,

Я неловким стал на склоне лет.

Станет пусть свидетелем синь неба,

Ничего важней тебя здесь нет.

Ты была наградой хлеборобу,

Утешеньем путнику была.

За тебя молитвы слали Богу,

И вершили ратные дела.

А ещё я вспоминаю детство,

Трудные военные года.

Горе, что досталось нам в наследство

И плохая, скудная еда

И мальцам как пряники, как сладость

Выдавался маленький кусок

Хлеба чёрного – простая радость…

Разве кто на землю бросить мог?»

Постоял ещё старик немного,

И куда-то вдаль побрёл один.

Помните о хлебе, ради Бога,

С ним народ вовек непобедим.

Учитель. вот таким замечательным стихотворением мы открыли наш праздник. Сегодня мы с вами совершим  путешествие  по стране  хлебосольная.а помогут нам  в этом  наши ведущие

Выходят ведущие.

Девочка. я знаю что нам поможет совершить это путешествие

Мальчик . и  знаю. Знания и наука. А еще   информатизация.

Девочка. А еще вот этот волшебный колосок.

 мальчик: Тоже мне выдумала. Никаких волшебников и волшебных колосков  не бывает!

девочка: А вот и бывает!

 мальчик: А вот и нет!

девочка: А вот и да!

 мальчик: Я  признаю только науку 

девочка ну  смотри. Сейчас здесь оживут колоски танец колосков

Мальчик. Ну  что нового мы узнали. Подумаешь колоски танцевали. А я вот  принес на праздник инфографику. Вот смотри   как информатизация поможет будет помогать в путешествии и  узнать например как хлеб пришел к нам на стол.

Поробуй  составить сама 1 инфограмму

  Это рассказывает мальчик по  схеме Когда и где родился хлеб? Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле более 15 000 лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой было достать еду. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии.

   У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.   Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

   Вот так хлеб стал главенствовать на нашем столе. дается хлеб человеку ценой больших усилий. 

Девочка. ну и что здесь научного. Это сухие факты. А я вот приглашаю ребят к моим сказочным  друзьям. Они расскажут поинтереснее тебя. Ребята хотите в сказке побывать.  Да.  Колосок,  колосок помоги все ребятам покажи. Показ видео о хлебном дереве и хлебе.

Мальчик. Ой насмешила это детский сад какой то  . да наши ребята   все это давно знают..

Учитель. а давайте спросим у ребята проверим их знания.

Мальчик.  Хорошо А я потом добавлю новые факты.

Дети читают стихи

 (презентация  хлеб)

1.Только хлеб сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Вместе.Мы говорим – хлеб.

2.Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Вместе Мы говорим – хлеб.

3.Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Вместе Мы говорим – хлеб.

4.Тесто тужится в квашне,

Запекается в огне

Вместе Мы говорим – хлеб.

5.Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Все вместе .Свежий хлеб.

Учитель Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал много пословиц о хлебе:
и я уверена что  наши ребята их знают ребята вас на столе лежат пословицы соберите их и прочитайте
«Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет», «Хлеб – кормилец», «Калач приестся, а хлеб никогда», «Покуда есть хлеб да вода, все не беда», «Не впору и обед, как хлеба в дому нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска», «Без печки холодно, без хлеба голодно», «Без соли, без хлеба – худая беседа».. 

Девочка. а вот на моем волшебном колоске есть зернышки каждое зернышко загадка. Пусть ребята отгадают

Отгадайте загадки:

Золотист он и усат в 100 карманах 100 ребят.

Кривоногий растрепал, а зубастый причесал (плуг, борона).

Ходит силач, за ним копач – добывают калач (трактор).

За лесом усатое море лежит.

Волна за волною по морю бежит.

Пройдет по волнам великан, пароход

И каждую каплю с собой заберет (комбайн)

Какая машина самая трудолюбивая? (трактор)

Мальчик а Вот потруднее задание Своё место»

1 команде игры: На карточках записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача – разложить по порядку карточки, выстройте по очереди все действия.

ПОСЕВ ЗЕРНА               УХОД ЗА ЗЕРНАМИ               ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ

СБОР УРОЖАЯ               СОРТИРОВКА ЗЕРНА               ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ

ЗАМЕС ТЕСТА               ВЫПЕЧКА

2  команде: рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня.  расставить в правильном порядке.

Мальчик . вот видишь как  ребята хорошо справились с заданиями. А я их еще  с новыми фактами их познакомлю

. Инфографика. Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб. А чтобы испечь одну булку нужно…нужно (10.000 зёрен)

Между прочим Учёные медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500г хлеба, а при тяжёлой работе800г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимо для жизнедеятельности, человек получает от хлеба. ---Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба. Русские люди всегда ели больше хлеба, чем мяса. Это отмечали иностранные путешественники.

Как вы думаете, 15 тонн – это много или мало?

Посмотрите: в этом вагоне помещается столько хлеба, сколько съедает один человек за 60 лет.

Знаете ли вы, что если каждый человек за I день не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит 10 кг, которыми можно накормить 20 человек за день, 600 - за месяц; 7200 - за год.

В каждой семье ежедневно в отходы идёт 100 граммов хлеба. По городу и селу – это шесть тонн. Или ежедневно из хлебной нивы вычёркивается три гектара зерновых. За год – это 1095 гектаров.

Девочка. вот тебе и коротенькое, но какое  ёмкое слово – «хлеб».

Учитель. А еще наши ребята ответили на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Вот послушайте. Зачитывают отрывки из сочинений на  фоне презентация


мальчик. Хлеб…
Наскучит ли он? 
Девочка. Никогда! 
Без него обойтись и не пробуй, 
Без него человеку беда. Песня корочка хлеба

ТЕКСТ ПЕСНИ СМОТРЕТЬ Ю.ЧИЧКОВА/П.СИНЯВСКИЙ - КОРОЧКА ХЛЕБА

  1. Даже не верится, что когда-то
    На поле сожжённом огнём батарей,
    Перед атакой герои-солдаты
    Делили остатки ржаных сухарей.

    Припев Корочка хлеба,
    Хлебная крошка,
    Что это - 
    Много или немножко?
    Корочка хлеба,
    Хлебная крошка...

    2. Даже не верится, что на свете
    В какой-нибудь очень далёкой стране
    С чёрствой лепёшкой голодные дети
    Порою встречаются только во сне.

    Припев Корочка хлеба,
    Хлебная крошка,
    Что это - 
    Много или немножко?
    Корочка хлеба,
    Хлебная крошка...

    3. Даже не верится нам с тобою,
    Что кто-то сорит этим чудом земли.
    Сердце за хлеб обливается болью,
    Когда он лежит в придорожной пыли.

    Припев Корочка хлеба,
    Хлебная крошка,
    Что это - 
    Много или немножко?
    Корочка хлеба,
    Хлебная крошка...

    учитель : В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, семян лебеды и др.

мальчик. инфограмму Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его. 

Учитель Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку
Девочка:   Осенью 1941 года Ленинград был взят немцами в кольцо блокады. Блокада длилась 900 дней и ночей. Запасы муки в городе истекали, а потому нормы выдачи хлеба снижали .

сценка с хлебом

мальчик.В дыму Ленинградское  небо,
Но  горше смертельных  ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!

Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм.
С огнём и кровью пополам.

В  годы  тягот  и  лишений
Новый  мир  мужал  и  креп,
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны  слова:
«Хлеб - всей жизни голова!»

 клип хлеб всей жизни голова

учитель. Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!” У хлеба есть еще одно название—« Жито» , что означает « жити» « жить»--так трактует это понятие этимологический словарь. Никогда не забывайте,  сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба.

Мальчик. Инфограмма а вот еще факты. Хлеб сейчас выпекают из ржи и пшеницы. Ржаной хлеб называют черным, а пшеничный – белым. А темнеет он потому, что при выпечке легче образуются темноокрашенные вещества – меланоидины. Черствеет такой хлеб меньше по той причине, что содержит больше слизистых веществ. А белки ржи ценятся вдвое выше, чем пшеничные. Кроме белков хлеб содержит углеводы, обогащает наш организм магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга

Чтобы посеянное зерно стало хлебом и дошло к нашему столу, трудятся представители почти 120 специальностей.

Мальчик А кто у нас знает  Кто же трудится на земле, чтобы мы с вами ели вкусный свежий хлеб?

Дети

1. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

2.Выросла пшеница.

Ни жары, ни холода не боится.

Это ученый много лет работал,

Среди тысячи зерен самое лучшее выбирал,

Новый сорт выводил.

3. Агроном сказал ,когда пахать, как землю напоить, семена подкормить.

4.Тракторист землю пахал, поле засевал.

5. Летчик над полем летал, молодые ростки от вредителей защищал.

6. Как созрели колосья – комбайнер урожай собрал.

7.Шофер зерно на элеватор отвез.

8. Хорошо потрудились хлеборобы.

9. Мукомол произвел муку.

10.Пекарь испек хлеб . а продавец продал нам этот хлеб.

1.Бывает белым хлеб, бывает черным,

Рождает его жаркая страда…

Каким бы ни был – белым или черным,

Все вместе.Хлеб легким не бывает никогда!

песня Расти колосок.

Девочка. Выносит поднос накрытый полотенцем  дотрагивается колоском

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем

 Мальчик. Между прочим существует 750 видов хлебобулочных изделий и я не сомневаюсь  их ребята тоже знают. каждой команде 

        Игра «Назови одним словом).

  1. Засушенный кусок хлеба…(Сухарь)
  2. Пшеничный хлеб из заварного теста в виде кольца. (Баранка)
  3. Толстая баранка. (Бублик)
  4. Маленькая тонкая и очень сухая баранка. (Сушка)
  5. Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмерку...(Крендель)
  6. Сдобное сладкое печенье в виде хлеба, хлебца, обычно с изюмом…(Кекс)
  7. Белый хлеб продолговатой формы… (Батон)
  8. Лепешка с загнутыми краями и творожной начинкой…(Ватрушка)

Девочка.  А вы знаете  что у каждого народа есть свой хлеб.   Мой волшебный колосок помог мне  опять .  и у нас на празднике  мы можем не только увидеть, но и попробовать хлеб разных народов.

Учитель. В  нашем классе ребята многих национальностей .вот мы сейчас и проведем  Игру «Угадай по вкусу».

Мальчик. А я им помогу. Сначала посмотрите на мою  инфограмму .

Девочка. А теперь я буду вас угощать хлебом  а вы должны угадать  (Дети с закрытыми глазами пробуют маленькие кусочки на вкус,  определяют какой хлеб они съели..(Белый или черный).

Дети за каждую отгадку получают бублик. Оставшиеся бублики раздаёт в качестве поощрения.

Девочка.А этим хлебушком  по русскому обычаю мы угощаем наших гостей вносят каравай

Девочка.Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.

Учитель. «Хлеб – дар Божий,»-говорили наши предки. Они относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Дети  читают стихи
1.Хлеб – драгоценность. Им не сори

Хлеба к обеду в меру бери.
2.Мне больно, когда я случайно вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

3.Мальчик,

Ногами пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб-

Это жизнь, а не просто еда.

4.Хлебом клялись,

За хлеб умирали,

Не для того,

Чтоб в футболим играли.

5.В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

6.Говорят в народе метко:
От зари и до зари хлеб
Растет не для объедков,
Съесть не можешь – не бери.

Учитель. Ребята, давайте запомним правила, которым мы должны следовать неукоснительно:
1. Береги хлеб, он дорого достается
2. Не оставляй недоеденных кусков
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в  грязь человеческий труд

Мальчик.Зерна наших дней , светитесь

Позолотою резной!

Говорим мы « Берегите. Берегите хлеб родной.

Девочка   у вас на столах лежат колоски добра

Давайте все ваши колоски сложим в волшебный  сноп  добра. И, чтобы сноп всегда был большим, наполненным человеческим добром, любовью, теплом давайте, и мы с вами внесём свою лепту. Увеличим сноп ровно на такое количество тепла, любви, добра, сколько есть у нас с вами.  Под песню  водят хоровод  и заканчивают праздник

Мальчик. Держит хлеб 

Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
девочка .
держит сноп.

В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие по стране хлебосольная.!

Спасибо  Нашим ведущим, которые  помогли много узнать нового о хлебе и вспомнить трагические страницы нашего государства. Спасибо вашим родителям которые активно принимали участие в подготовке этого праздника. Спасибо всем вам ребята за вашего бережное отношение к хлебу  Помните .Хлеб и человек… Хлеб и жизнь… Эти понятия неразделимы. Нет на свете продукта более нужного. Есть хлеб – будет и песня. Есть хлеб – будет и мир. Хлеб – это история нашей Родины;  мы просто обязаны знать цену хлеба, уметь его экономить, быть бережливыми и рачительными хозяевами.

Хлеб не терпит равнодушия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Хлеб-всему голова. А, каша? Классный час.

В мероприятиии говорится о бережном отношении к хлебу. Рассказывается о разновидностях каш и полезности этих продуктов....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Сценарий  классного часа для учащихся 2 класса....