Главные вкладки

    Конспект внеурочного занятия Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».
    план-конспект занятия (2 класс)

    Миколаенко Анастасия Алексеевна

    Конспект внеурочного занятия

    Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kazachya_sluzhba_i_osnovnye_kazachi_chiny.docx19.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект внеурочного занятия

    Направление внеурочной деятельности, в рамках которого проводится данное занятие: духовно-нравственное.

    Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».

    Задачи: - рассказать учащимся, из чего складывался характер казака, в какой среде воспитывались дети и какие духовные ценности отличали казаков от представителей других сословий;

    - развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения информации, творческие способности, навыки работы в группах;

    - воспитывать интерес к далекому прошлому своей малой родины, нравственные и патриотические качества, приобщать к этнокультурным традициям казачества.

    Оборудование и дидактические средства, используемые на занятии: конспект занятия, м/м презентация, видеоролик об основных казачьих чинах.

    Ход занятия

    I. Организационный момент

    - Здравствуйте, ребята! Сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.

    - Посмотрите на меня, подарите мне и своим одноклассникам улыбку. Я желаю вам хорошей и плодотворной работы на нашем сегодняшнем занятии.

    II. Сообщение темы и цели занятия

    -Сейчас ваши одноклассники прочитают стихотворения, вы все внимательно послушаете, а потом скажете, о чем они.

    Ученик 1

    Кто сказал, что прошло наше время?!

    С чьей нелегкой, недоброй руки

    Превратился в туземное племя

    Православный народ – казаки?!

    Ученик 2

    Кровью предков пропитаны степи –

    От Кубани и до Москвы.

    Тот, кто новую летопись лепит,

    Пусть в глаза не пускает нам дым.

    Ученик 3

    Нашу память не раз полоскали

    В мутной проруби Кубани-реки.

    Но из пепла державных развалин

    Возрождался народ – казаки.

    - Ребята, о чем эти стихотворения? (о казаках)

    - В строках этих стихотворений передается нелегкая жизнь и служба православного народа –казаки.

    - Определите, о чем мы будем говорить на нашем занятии? (ответы детей)

    - Сегодня на занятии мы поговорим о службе казаков и об основных казачьих чинах.

    III. Основная часть.

    1) Рассказ о казачьей службе.

    - Казачество – особое военное сословие в царской России – имеет вековую историю. Слово “казак” – “вольный человек” появилось в 15 веке. Для несения сторожевой службы в степь высылались конные, вооруженные отряды-станицы. Колоритный народ казаки, кого хочешь, за пояс заткнут!

    Жили казаки самоуправляющейся общиной.

    - Как вы понимаете высказывание «жили общиной»?

    - В общине есть группа казаков, которые выполняют административные функции – Правление Общины. Правление избирается из числа самих казаков на год. Оно исполняет обязанности в течение года, а в конце года отчитывается о том, что сделано, что не сделано, чего достигли, чего не получилось достичь. Отчет происходит на торжественном и праздничном Круге/Раде общины.

    Должности в общине – это совсем не привилегия. Это, прежде всего, обязанности. Не все умеют исполнять обязанности и, пробыв в должности непродолжительное время, уходят с неё, освобождая место тому, кому должность подходит больше. Это непрерывная жизнь общины. Каждый казак, входящий в Правление общины отчитывается на Раде или Круге перед общиной о том, какие задачи он ставил перед собой при избрании, и что удалось достичь или не удалось и почему. Бывает и такое, что одному человеку приходится совмещать две-три должности. Просто потому, что управленцев и организаторов не так много, как исполнителей и потребителей.

    Существовал у них круг – народное собрание всего войска. На этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки становились в круг. На кругу выбирали атамана, которому подчинялись беспрекословно. Казаки говорили: «Куда атаман глазом кинет – туда мы кинем головы».

    О воспитании казачат – юных воинов расскажу вот что:

     -Лет с трех-пяти казачок приучался к верховой езде. Слайд 2, 3. Целенаправленно воспитывалось в парнях и еще одно обязательное для казаков качество – умение быстро, почти молниеносно, принять единственно правильное решение в конкретной ситуации и воплотить его в жизнь. Для этой цели для мальчишек регулярно создавали ситуации, выход из которых они должны были находить самостоятельно. Стрелять учили с семи лет(Слайд 4), рубить шашкой с десяти(Слайд 5). Рукопашному бою учили тоже с трех лет. Жизнь маленького казачонка была заполнена трудом и обучением, даже в играх казачата обучались военному искусству. Сейчас вы сами в этом убедитесь.

    2) Игра  «Панас»

    Водящего ставят в центре круга, завязывают ему глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают: Панас, Панас, на чём стоишь? – На камушке. Что продаёшь? – Квас. Ну лови три года нас! После слов разбегаются, «Панас » идёт их искать. Пока он ищет, дети не сходят со своих мест. Найденный игрок становится «Панасом», если его узнают и назовут имя.

    - Ребята, чему учат эти игры? Какие качества, которые в дальнейшем помогали в бою, вырабатывали такие игры? (ответы детей)

    3) Рассказ о службе казаков.

    - С пяти-семи лет казачат отцы забирали на службу или войну, приговаривая: “Терпи казак – атаманом будешь”. А поговорка “Жизнь собачья, да слава казачья” – говорит о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, о том, как нелегко доставалась ему казачья слава. А служили они 20 лет.

    Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. Отцы сынов учили и приговаривали: «Казаком быть – не розиня рот ходить». Не розиня- значит неосмотрительно, нерасчетливо делать что-либо.

    Важным атрибутом у казаков была шашка. (Слайд 6)

    - Кто знает, что такое шашка?(ответы детей)

    - Шашка- длинноклинковое рубяще-колющее холодное оружие. Клинок однолезвийный, слабо изогнутый, у боевого конца двулезвийный, длиной менее 1 метра.

    - Раньше казаки говорили: «И шашка остра, а дух – сильнее». Передача казачьей шашки по кругу, символизировала переход прав в казачьем роду от старого поколения молодому. Шашка – символ всей полноты прав у казака. Вручалась в 17 лет стариками. Хранилась она на видном месте, передавалась от деда к внуку. Потеря шашки большой позор. Даже голосовали шашками. Решением круга казака могли наказать лишением шашки, следующее наказание – исключение из казачества.

    Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, начиная с 18 века, даже принимали участие в походах Суворова. Враги считали казаков очень сильными, смелыми, ловкими. Наполеон сказал: “Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу”.

    4) Рассказ об основных казачьих чинах.

    - У казаков также были чины. Кто знает, что такое казачьи чины?(ответы детей)

    - Казачьи чины-это звания, персонально присваиваемые военнослужащим и военнообязанным (в том числе казакам на льготе) в соответствии с их военной и специальной подготовкой, служебным положением, заслугами, выслугой лет, принадлежностью к казачьему войску.

    - Предлагаю вам просмотреть изображение сравнения современных званий в русской армии и званий , которые ранее присваивались казакам на Кубани.(Слайд 7)

    - Кто запомнил основные казачьи чины? Назовите их.

    IV. Подведение итогов, рефлексия.

    -Что собою представляла военная служба казаков? (ответы детей)

    - Что такое казачьи чины?(ответы детей)

    - Какие чины вы запомнили?

    - Посмотрите на доску, на ней написаны незаконченные предложения. Продолжите их.

    Сегодня на занятии я узнал/узнала, что……

    Сегодня на занятии я познакомился/познакомилась с….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

    Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

    Конспект внеурочного занятия Тема: «Красный угол в казачьей хате».

    Конспект внеурочного занятияТема: «Красный угол в казачьей хате»....

    Конспект внеурочного занятия Тема: «Позаботимся о своём здоровье»

    Конспект внеурочного занятияТема: «Позаботимся о своём здоровье»...

    Конспект внеурочного занятия Тема: «Светлая Пасха»

    Конспект внеурочного занятияТема: «Светлая Пасха»...

    Конспект внеурочного занятия, тема: Свойство воды

    Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значение воды в природе.    Предметные:     научатся   ставить простейшие...

    Конспект внеурочного занятия "Особенности казачьего быта"

    Конспект внеурочного занятия в 4 классе "Особенности казачьего быта"...

    Конспект внеурочного занятия. Тема: "Что такое страхование" (1 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о страховании, о видах и значении страхованияПланируемые результаты:Предметные: Знать: что такое страхование, для чего нужно страхование.Уметь: пр...