Главные вкладки

    Конспект внеурочного занятия Тема: «Красный угол в казачьей хате».
    план-конспект занятия (1 класс)

    Миколаенко Анастасия Алексеевна

    Конспект внеурочного занятия

    Тема: «Красный угол в казачьей хате».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл krasnyy_ugol_v_kazachey_hate.docx19.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект внеурочного занятия

    Направление внеурочной деятельности, в рамках которого проводится данное занятие: духовно-нравственное.

    Тема: «Красный угол в казачьей хате».

    Задачи: - познакомить учащихся с красным углом в казачьей хате;

    - формирование умения логического и последовательного излагать свою мысль.

    - воспитание духовно-нравственно отношение к казачьим традициям.

    Оборудование и дидактические средства, используемые на занятии: м/м презентация, конспект внеурочного занятия.

    Ход занятия.

    1.Организационный момент.

    -Здравствуйте, ребята. Сегодня внеурочное занятие проведу у вас я, зовут меня Сусанна Мамиконовна (Ирина Сергеевна)

    -Посмотрите на нас, подарите нам и своим одноклассникам улыбку. Мв желаем вам хорошей и плодотворной работы.

    II. Сообщение темы и цели.

    Слайд 1

    -У каждого есть свой жилище, у кого-то квартира, а у кого-то частный дом.

    -Как называется жилище казака? (Хата) Слайд 2

    -Что такое хата? (Ответы детей)

    -Хата-это название жилища казака.

    -Из каких частей состояла хата? (Ответы детей) Слайд 3

    - Посмотрите на слайд и покажите переднюю часть дома.

    -Как ты определил(а), что это передняя часть хаты? Слайд 4

    -Покажите заднюю часть дома. Слайд 5

    -Как ты определил(а), что это задняя часть хаты? Слайд 6

    III.Основная часть.

    -В какой части хаты находится красный угол? (В передней)

    -Какие другие названия у красного угла? (Святой.) Слайд 7

    -Как вы думайте какая тема нашего занятия? (Ответы детей)

    -Сегодня мы подробно изучим красный угол в казачьей хате.

    -Откройте учебник на странице 48-ой

    -Что такое красный угол? (Ответ детей)

    1) Работа с учебником.

    Красный угол всегда был самым почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали рушниками. Слайд 8

    -А что такое рушники, мы прочитаем в учебнике на странице 48-ой

    -Слайд 9. В хате каждой казачки был ткацкий станок и именно с помощью этого станка они сами ткали рушники. На это уходило очень много времени, упорства и старания. Но этим не заканчивался труд девушки, потом они брали иголку с нитками и вышивала узоры.

    -Слайд 10. Рушники клали так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики, в Церкви так называют лицо. Кроме икон, в красном углу хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.

    -Сейчас на странице 48-ой прочитает Юшко Маша

    -Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.

    -Слайд 11

    -Слайд 12

    -Кто такая Богородица?

    -Слайд 13-14

    -Поднимите руку те, у кого есть своя именная икона? Слайд 15

    2)Работа с текстом

    -На странице 49-ой прочитает Чувила Саша 

    -Кто хочет рассказать об иконах, которые есть в вашем доме?

    4.Физминутка

    -А теперь я вам предлагаю немого отдохнуть.

    Сначала буду маленьким,

    (присесть)

    К коленочкам прижмусь.

    (обнять колени руками)

    Потом я вырасту большим,

    (встать)

    До неба дотянусь.

    (поднять руки вверх, встать на носочки)

    -А теперь Ирина Сергеевна расскажет вам об убранствах казацкой хаты

    5. Сообщение темы и цели занятия

    -Сегодня мы с вами поговорим о быте казачьей семьи.

    6. Основное содержание внеурочного занятия.

    -Ребята мы узнали о красном угле. Теперь, давайте ещё раз рассмотрим внутреннее убранство хаты, т.е. какие предметы там находятся.

    На сегодняшний день тоже встречаются хаты, их оставляют как память о старине, а старые люди привыкли к хатам и поэтому также остаются в них жить.

    -Сейчас мы с вами рассмотрим, что находилось в казачьей хате:

    1. Печь. Её топили кезяком или кочерыжками от кукурузы, саму кукурузу пускали на корм скоту а кочерыжками растапливали печь ( Кезяк-это высушенный коровий навоз с соломой). Летняя печь стояла во дворе,на которой они и готовили.

    2.Ухват-надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунов, которые ставятся в русскую печь.

    3.Глэчик-глиняный горшок, в котором готовилась еда.

    4.Крынка-расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

    5.Керосиновая лампа-бытовой источник освещения на основе сгорания керосина в воздухе. Казаки старались выполнить все свои дела в светлое время, чтоб экономить в лампе керосин так, как он был дорогой и его нелегко было достать.

    6.Прялка-предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

    7.Перина-подстилка на кровать в виде длинного мешка, набитого пухом или перьями. Кровати были железные, и их основой была металлическая сетка.

    8.Часы- они присутствовали не у всех в хатах, но их присутствие говорило о богатстве.

    9.Сырно-круглый стол-стол, за которым кушали хозяева хаты, а также гости, которые к ним приходили.

    10. Настольник-скатерть,  застилаемая ежедневно на стол, она делалась из дешёвой материи .

    11.Рушник-это полотенце, которое широко использовалось  в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе и крестинах.

    12.Каравай- главный свадебный хлеб , большой, чаще всего круглый, который делят на  для угощения всех её участников.  Также с караваем встречали гостей, как говорится с «Хлебом, да солью»

    Также каждая хата изнутри была украшена занавесками, они висели на окнах и на боковой стороне кровати и в междверных пространствах, отделяя одну комнату от другой.

    Откройте учебники на стр.22 и вместе соединим старинные и современные предметы.

    Посмотрите на стр.23. Пользоваться рубелём надо так: на большую скалку нужно намотать слегка влажное бельё, затем прокручивали скалку и  рубелём продавливали бельё.

    -Мы вам покажем то, как связаны самовар и сапог.

    Посмотрите на стр.18 своего учебника. (Сравнение иллюстрации подворье казака)

    IV. Подведение итогов, рефлексия.

    1) Игра «Вопрос-ответ»

    -Что такое красный уго?

    -Что такое рушник?

    -Что такое печь?

    -Что такое ухват?

    -Что такое глэчик?

    -Ребята что вам запомнилось на нашем занятии?

    -Какие предметы вам понравились больше? Почему?

    Умный, сильный наш народ

    Далеко глядит вперёд.

    Но преданье старины

    Забывать мы не должны,

    Слава русской старине!

    Слава нашей стороне!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект внеурочного занятия Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».

    Конспект внеурочного занятияТема: «Казачья служба и основные казачьи чины»....

    Конспект внеурочного занятия Тема: «Позаботимся о своём здоровье»

    Конспект внеурочного занятияТема: «Позаботимся о своём здоровье»...

    Конспект внеурочного занятия Тема: «Светлая Пасха»

    Конспект внеурочного занятияТема: «Светлая Пасха»...

    Конспект внеурочного занятия, тема: Свойство воды

    Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значение воды в природе.    Предметные:     научатся   ставить простейшие...

    Конспект внеурочного занятия. Тема: "Что такое страхование" (1 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о страховании, о видах и значении страхованияПланируемые результаты:Предметные: Знать: что такое страхование, для чего нужно страхование.Уметь: пр...

    Конспект внеурочного занятия. Тема: "Товар, товарообмен" (1 класс).

    Цели деятельности учителя: формирование понимания сути товарообмена. Планируемые результаты Предметные: -знать – что такое товар, товарообмен; как обменивались товарами без денег.-уметь &nd...

    Конспект внеурочного занятия. Тема: "Решение интересных задач" (3 класс)

    Название кружка: «Умники и Умницы»Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное развитие личностиФорма работы: познавательные игры, интеллектуальный клуб, путешествие.Тема заня...