Конспект внеурочного занятия, тема: Свойство воды
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Шаталова Светлана Викторовна

Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значение воды в природе.

    Предметные:     научатся   ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Метапредметные:

Регулятивные:   планировать   деятельность, следить инструкциям.

Познавательные:  проводить простейшую классификацию изученного объекта природы, составлять таблицу.

Коммуникативные:   участвовать в диалоге на занятии; отвечать на вопросы учителя; товарищей по классу;  участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_svoystvo_vody.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Шевченко А.И. Яковлевского района Белгородской области»

Занятие    

(внеурочная проектная деятельность)

во 2 классе

тема: Свойство воды

Учитель начальных классов

Шаталова Светлана Викторовна

Томаровка 2013-2014 уч.г

 Тема Свойство воды

Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значение воды в природе.

    Предметные:     научатся   ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Метапредметные:

Регулятивные:   планировать   деятельность, следить инструкциям.

Познавательные:  проводить простейшую классификацию изученного объекта природы, составлять таблицу.

Коммуникативные:   участвовать в диалоге на занятии; отвечать на вопросы учителя; товарищей по классу;  участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Ход занятия

Этап

учитель

Ученик

время

организационный

Звучит музыка шум осени

Слайд 1 (вода)

Дружно за руки беритесь в круг скорее становитесь.

покажите мне друзья, ваши ясные глаза.

улыбнитесь поскорей, и ответьте побыстрей:   любите ли вы играть, прыгать, бегать и скакать,  стихи  прекрасные читать,

ну тогда вы без труда в предложение слово вставите, это слово, не простое, тайну нам с тобой откроет, эта тайна тема нашего занятия. И так слушайте внимательно.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда

Струя водопада и брызги фонтана

И все это – только  вода.

вода

1

Постановка темы и цели занятия

Верно. Это вода. В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.  

Что вы знаете о воде?  

Послушайте, какое определение дает толковый словарь.

Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.

Вот Миша и Маша тоже изучали воду, посмотрите на доску, перед вами отчеты, которые приготовили дети. Прочитайте, что здесь написано?

Как вы думаете, что изучали Миша и Маша знакомясь с водой?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? (Свойства воды)

         Мы с вами уже знакомились со свойствами воды, и опять возвращаемся к этой теме, как вы думаете для чего?

         Для  чего мы будем рассматривать свойство воды?

Вода человеку и животным, для жизни. Вода нужна растениям, для роста и развития. т.д

Ее свойства.

О воде и ее свойствах.

Различать свойства.

Чтобы использовать свойства воды в хозяйстве.  

Чтобы знать, кому и для чего нужны определенные свойства  воды.

2

Основной этап

Опыты

Проект

         Мы с вами определили основные направления, над которыми мы будем работать. Посмотрите  на доску  перед вами Миша и Маша записали результаты своих опытов и наблюдений, по этой теме. Они проводили эксперименты с водой, изучали свойства воды, и вот что у них вышло.   Давайте разберемся, кто из героев сделал верные выводы?     

Миша а) окружает тебя со всех сторон                Маша      ж) является растворителем

           б) является растворителем                                         з)  не имеет вкуса

           в) не прозрачна                                                 и) текучесть

           г) не имеет вкуса                                             к) принимает форму сосуда  

           д)  имеет белый  цвет                                                    л)  не имеет запаха

           е) текучесть                         м)  прозрачна, бесцветна, испаряется.

       

А для этого   мы организуем в классе научную лабораторию,   я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

В нашей лаборатории будут работать четыре  научные группы. В каждой группе есть:

  • Старший научный сотрудник
  • Эксперты
  • Помощник 

Сейчас я зачитаю вам  правила, по которым работают учёные в группах.

  • Старший научный сотрудник   проводит опыт.
  • Помощник читает задание
  • Эксперты  заполняют бланки  и  записывают выводы.

Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.

  • Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
  • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
  • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
  • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Ваши роли мы распределили.

         Для тог, чтобы успешно выполнить задание помощник читает задание не громко, так как одновременно работают еще 3 группы. Старший научный сотрудник его выполняет, а эксперт записывает данные наблюдений в бланк. Бланк наблюдений находится на столе.

На столах у вас также есть сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Красный цвет обозначает «Просим помощи», вы поднимаете эту карточку, и я приду к вам на помощь.  Зеленый «Задание выполнено».

  Занимайте свои места. На выполнение задания дается 5 минут.

Все заняли свои места. Всем ясно как необходимо работать. Выполняйте работу.

Опыт№1

Вопрос: имеет ли вода цвет?  Прозрачна ли она?  (стаканы с чистой водой, стаканы с молоком, ложки, миски игрушки)

Зачитаем план опыта.

Раздайте бланки

План работы

  • Положите бланки возле себя
  • Возьмём стакан с   водой, опустим в него ложку.
  • Посмотрим на свет.
  • Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.
  • Посмотрим на свет.
  •  Запишите результаты наблюдения в бланк наблюдений
  • Возьмите миску с водой и с молоком, что находится на дне мисок?
  • Сделайте вывод.
  •  Запишите результаты наблюдения в бланк наблюдений

О каких свойствах воды идет речь? (Прозрачна, бесцветна.)

Бланк наблюдения

да

нет

В стакане с водой видно ложку?

В стакане с молоком видно ложку?

В миске с водой находится предмет,    видно этот предмет?

В миске с молоком   находится предмет,    видно этот предмет?  

Молоко белое?

 Вода белая?

 Какое свойство воды  раскрывает ваш опыт  

  • Вода  является растворителем
  • Вода не имеет вкус
  • Вода принимает форму сосуда
  • Вода прозрачна
  • Вода бесцветна

Какого цвета вода?

Вывод:

Опыт №2.  

Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? (пипетки, стекла,     стаканы,  банки, чашки, кубики)

Зачитаем план опыта.

Раздайте бланки

План работы

  • Положите бланки возле себя
  •  Перелейте воду вместе с кубиком из стакана в чашку, затем в банку.
  • Что происходит с формой воды.
  • Запишите результаты наблюдения в бланк наблюдений
  • Возьмите  пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло, наклоните стекло.
  • Что вы наблюдаете?
  • Запишите результаты наблюдения в бланк наблюдений
  • Сделайте вывод.

О каких свойствах воды идет речь? (Текуча, не имеет формы)

Бланк наблюдения

да

нет

Приняла  вода форму чашки?

Изменил ил кубик форму?

Вода растеклась по поверхности стекла?

О каких свойствах воды идет    

  • Вода  является растворителем
  • Вода не имеет вкус
  • Вода принимает форму сосуда
  • Вода обладает свойством текучести.
  • Вода прозрачна
  • Вода бесцветна

Вывод:

Опыт №3.  

Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? (вода, сок, рассол)

Зачитаем план опыта.

Раздайте бланки

План работы

  • Положите бланки возле себя
  • Определение, в каком стакане вода.
  • Определите, имеет ли вода запах.
  • Предположите, имеет ли вода вкус.
  •  Запишите результаты наблюдения в бланк наблюдений
  • Сделаем вывод.

О каких свойствах воды идет речь? (Без вкуса и без запаха)

Бланк наблюдения

да

нет

В  стакане  № 1  вода?

 Чем пахнет жидкость?

В  стакане  № 2  вода?

 Чем пахнет жидкость?

В  стакане  № 3  вода?

 Чем пахнет жидкость?

Предположите, имеет ли жидкость в стакане № 1 вкус

Предположите, имеет ли жидкость в стакане №  2 вкус

Предположите, имеет ли жидкость в стакане № 3вкус

 Какое свойство воды  раскрывает ваш опыт  

  • Вода  является растворителем
  • Вода не имеет вкус
  • Вода не имеет запах
  • Вода принимает форму сосуда
  • Вода прозрачна
  • Вода бесцветна

Вывод:

Опыт №4.  

Вопрос: является ил вода растворителем?  (вода, сахар, поваренная соль, ткань с пятном)

Раздайте бланки

План работы

  • Положите бланки возле себя
  • Возьмите стакан воды и ложку, наберите ложкой сахар, размешайте.
  • Запишите   результаты в бланк наблюдений.  
  • Возьмите стакан воды и ложку, наберите ложкой поваренную соль, размешайте.
  • Запишите    результаты в бланк наблюдений.
  • Возьмите миску с водой, опустите в нее ткать с чернилами.
  •  Запишите   результаты в бланк наблюдений

О каких свойствах воды идет речь? (вода является растворителем)

Бланк наблюдения

да

нет

Сахар в воде растворился?

Поваренная соль в воде растворилась?

На ткани осталось пятно?

 Какое свойство воды  раскрывает ваш опыт  

  • Вода  является растворителем
  • Вода не имеет вкус
  • Вода не имеет запах
  • Вода принимает форму сосуда
  • Вода прозрачна
  • Вода бесцветна

Вывод:

   Я вижу группы готовы предоставить отчет,  о проделанной работе.

Внимание всем. Старший научный сотрудник  зачитает отчет.

Какое свойство воды раскрыл ваш опыт?

Найдите табличку с этим словом, поместите в центр доски.

Что мы разместили в центре доски?

Давайте с вами уточним, кто из героев Миша или Маша правильно записали свойства воды, а кто ошибся?

читают

Высказывания детей

Задают вопросы

Ищут ответы на эти вопросы

Наблюдают, проводят опыты

Проверяют свои догадки

Опыты

является растворителем    

не имеет вкуса

текучесть

 не имеет вкуса        

принимает форму сосуда  

 не имеет запаха

 прозрачна, бесцветна.

Свойства воды.

3

 

 

6

Физ мин

Музыка

Звуки осени

Давайте с вами поиграем. Выходите все к доске.  Кто быстрей превратит лед в воду. Я раздам вам кусочки льда, а вы, используя   тепло своих рук, растопите его. (включаю музыку)  Какое свойство воды мы увидели играя в эту игру? (состояние твердое, жидкое) кто же оказался обладателем самых теплых рук? Молодец. Молодцы я надеюсь, что у вас не только руки, но и сердца тоже теплые, а люди с теплым сердцем совершают добрые поступки и хорошие дала.

Твердое и жидкое состояние воды

2

Закрепление изученного

презентация

Сейчас для вас еще одно важное задание, вам необходимо прослушать и просмотреть информацию, которую подготовил Витя и сказать какое свойство воды здесь используется.

Презентация

Какие свойства воды исследовал Витя.  Кто может сформулировать вывод?

Текучесть,  испаряемость

5

заключительный

Сегодня на занятии мы с вами раскрыли вопрос свойство воды.  А вот остальные вопросы остались без ответа. На следующем занятии мы поговорим о том, какие свойства воды используют люди разных профессий, и как эти свойства помогают нам в быту. На этом наша лаборатория завершает свою работу,  я приготовила для вас   капельки.  

Если вам понравилась работа, и вы были рады выполнять ее, возьмите голубую капельку. Если работа вызывала у вас трудность, но вы с этими трудностями  справились, возьмите синею капельки. Я если вам было трудно, и вы не справились с заданием возьмите фиолетовую капельку.

Перед вами сосуд вложите свои капельки в этот сосуд. Эта наша общая работа доставила нам удовольствие. Спасибо за работу.

Выбирают капельки.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Свойства воды"

Конспект урока по окружающему мира на тему Вода.Её свойства....

Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс

УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...

Конспект урока по теме "Свойства воды"

Тип урока: урок- исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой)ЦЕЛИ:Формирование понятия свойства воды.Фо...

Конспект внеурочного занятия Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».

Конспект внеурочного занятияТема: «Казачья служба и основные казачьи чины»....

Конспект внеурочного занятия Тема: «Красный угол в казачьей хате».

Конспект внеурочного занятияТема: «Красный угол в казачьей хате»....

Конспект внеурочного занятия Тема: «Позаботимся о своём здоровье»

Конспект внеурочного занятияТема: «Позаботимся о своём здоровье»...