Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  Дубковская  СОШ «Дружба»

Одинцовского района Московской области

Урок по предмету «Окружающий мир»  3 класс

УМК «Школа России»

Тема: «Свойства воды»

Учебник «Окружающий мир» 3 класс А.А. Плешаков

Рабочая тетрадь «Окружающий мир»  3 класс А.А.

 

                                                                                        Подготовила и провела

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                  Опарина Ольга Альбертовна

2013 г.

Тема урока: «Свойства воды».

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой)

Цели урока:

Образовательные:

- создать условия для формирования понятия «свойства воды»

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- создать условия для формирования у детей представления о том, что чистая вода необходима для     жизни, через исследование её свойств;

-дать представления о применении воды в жизни человека

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;

- развивать  мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

- извлечение необходимой информации из увиденного;

- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;

- выдвижение предположений и их обоснование;

-  самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

- осознание уровня и качества усвоенного.

Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся:

 - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению    физических свойств воды.

                                                                           

                                                                   Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

- Девиз урока: «Знаешь – говори,

не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова?

- Чему будет посвящен наш урок?

- Какие мы делаем шаги, когда

 открываем новые знания?

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

Открытию новых знаний.

Будем стараться узнать новое.

Личностные:

осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели.

Коммуникативные.

2. Актуализация знаний и фиксирование

затруднения в пробном действии.

Разгадайте кроссворд и ответьте на вопрос:

Без чего невозможна жизнь на Земле?

1.Кто он, сказочный герой,
  Жизнь свою связал с водой?

2. Речка бежала,
   Упала с горы.
   Это явление ты назови.

3. В огне не горит
   И в воде не тонет.

4.Без крыльев летит,
   Без ног бежит,
   Без паруса плывет.

- Исходя из этого, сформулируйте тему

 сегодняшнего урока

- Вы все знаете о воде?

- Тогда какие цели поставим перед собой?

- Что бы вы хотели узнать?

- Для чего нам нужно это знать?

- А что вы о ней знаете?

- Оцените свои знания, только честно.

- Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория

- Как проверить, правы ли мы?

- Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?

Составьте слово.

Прочитать хором.

Обратить внимание на орфографию.

- Кто такой исследователь?

- Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.

Сегодня мы проведем исследование  воды и ее свойств.

Декодирование информации(кроссворд)

Водяной.

Водопад.

Лед.

Облако.

Узнать все о воде.

Научиться бережно к ней относиться.

Ответы детей.

Вода важна в жизни человека

Капельки:

 зелёные - знаю все,

 желтые - знаю, но не все, красные - ничего не знаю

Поиск информации

(работа со словарем)

Место, в котором проводятся научные опыты.

Найдем определение в толковом словаре

Исследователи.

Человек, который изучает разные предметы и вещества.

Ищут определения в словаре.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

3.Выявление места и

 причины затруднения.

Постановка проблемы.

- Итак, что такое вода?

- Как в любую научную лабораторию,

к нам на экспертизу отдают

 различные вещества.

(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это?

- Похоже на воду. Можно ли точно

 сейчас сказать, что это вещество – вода? 

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?

 (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

- Как можно отличить одно вещество от другого?

 С помощью чего?

Провести  исследования.

Жидкость

Поиск информации («Да-Нетки»)

Ответы детей

(Нет!   Да! – ПОЧЕМУ?)

Органы чувств. вкус запах.

Познавательные

Коммуникативные

ФИЗМИНУТКА

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

4.Построение проекта

 выхода из затруднения.

 Открытие новых знаний.

- Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за

 веществом и его

 свойствами.

2. Сделаем выводы.

Коммуникативные

Регулятивные

5.Реализация проекта.

Практическая часть.

Цель: определить свойства воды.

Работа в группах.

1 группа работает над первым свойством воды-прозрачность.

Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка)

Инструкция по проведению опыта.

Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она?

Что вы заметили?

 О каком свойстве воды это говорит?

2 группа работает над вторым свойством воды- цвет.

Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.

Инструкция по проведению опыта.

Сравни цвет воды с цветом полосок.

О каком свойстве воды это говорит?

3 группа работает  над третьим свойством воды – запах.

Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком.

Инструкция по проведению опыта.

Понюхай жидкости в стаканах.

Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!

Что вы заметили?

4 группа работает над свойством - вкус.

Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.

Инструкция по проведению опыта.

Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?

Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

5 группа работает над свойством- форма.

Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.

Инструкция по проведению опыта.

Рассмотрите кусочек мела.

Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол.

Что вы заметили?

6 группа работает над свойством - вода растворитель.

Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар.

Инструкция по проведению опыта.

В один стакан брось кусачек сахара, а в другой насыпь ложку соли.

Что ты заметил?

  • Следующий опыт проводит учитель.

Свойства- вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Оборудование: колба с трубкой, заполненная подкрашенной жидкостью,тарелочка с горячей водой, тарелочка со льдом.

Инструкция по проведению опыта.

Колба ставится в тарелку с горячей водой-дети наблюдают за столбиком жидкости в трубке-она поднимается.

Затем колбу переносят в тарелочку со льдом-при наблюдении столбик жидкости в трубке опускается.

Поиск информации-наблюдение, сравнение, описание.

Ребята разбиваются на 5 рабочих групп.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Когда ложка опускается в воду, то ее видно.

Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.

Вывод: вода прозрачная

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.

Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.

Вывод: вода не имеет запаха.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Сок имеет вкус, а вода нет.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму.

Вывод: вода не имеет формы, вода текучая.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились.

Вывод-вода растворитель.

растворяет многие вещества.

Дети наблюдают и делают выводы

Вывод.

При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.

Познавательные: извлечение необходимой информации из увиденного; осознание и самостоятельное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи при высказывании своих мнений.

6.Первичное закрепление

 с проговариванием

во внешней речи.

- Ну, теперь давайте подведем итог наших

 исследований .

- Какое вещество было объектом нашего

 исследования?  

- Какими свойствами она обладает?

Свойства воды.

Цвет/прозрачность

нет цвета, прозрачна

Запах

нет

Вкус

нет

Текучесть/форма

формы нет, текучая

Способность растворять вещества

растворитель

Что происходит при нагревании

расширяется

Что происходит при охлаждении

сжимается

Представитель каждой группы выходит к доске и заполняет свое поле сводной таблицы.

 Остальные заполняют таблицу в рабочей тетради.

Перекодировка информации (составление сводной таблицы)

Коммуникативные

Регулятивные

- В начале урока вы сказали, что жизнь без

воды невозможна.

- Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на

 с.49 «Вода и жизнь»

- Подумайте, что ещё нового вы

 из нее узнали?

- Мы продолжаем разговор о воде.

У нас остался еще один пункт

 плана о бережном отношении к воде.

- Многие люди не разумно относятся

 к воде и расходуют ее.

- Для них нужно поставить

 знаки, призывающие их беречь воду.

Такие знаки носят название –

экологические.

- Почему их так называют?

РАБОТА В ГРУППАХ

 - Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки.

 Вам необходимо за короткое время

выбрать  знаки охраны воды.  

Проверка задания по  образцу.

- Какой вывод сделаем?  

Чтение статьи.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети рассматривают знаки и выбирают один правильный.

Каждая группа показывает свой знак и комментирует.

Вывод.

К воде нужно относиться бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Мы выполнили план урока?

- Оцените свои знания на конец урока (капельки)

Зелёная  – узнал на уроке много;

Желтая  – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

- За что себя можете похвалить

Регулятивные

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Свойства воды"

Конспект урока по окружающему мира на тему Вода.Её свойства....

Конспект урока по теме "Свойства сложения и вычитания. Закрепление 2 класс

Урок составлен по программе 2100. 2 класс На уроке использована технология диалогового взаимодействия....

Конспект урока по теме: Свойства воздуха.

Конспект урока по теме: Свойства воздуха....

конспект урока по теме: "Свойства прямоугольника".Соответствует ФГОС

Цель: формирование у учащихся знаний о свойствах прямоугольника.Задачи:Образовательные:познакомить учащихся со свойствами прямоугольника;Развивающие:развитие вычислительных навыков;развитие логич...

Конспект урока по теме "Свойства воды"

Тип урока: урок- исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой)ЦЕЛИ:Формирование понятия свойства воды.Фо...