Алгоритм действий учителя при оценивании деятельности результатов учащихся по ФГОС
статья

Лукичева Ирина Владимировна

Алгоритм действий учителя при оценивании деятельности результатов учащихся по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм действий учителя при оценивании деятельности результатов учащихся по ФГОС

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»

                                                                                          Джон Дьюи

  Тема объемная, но правильно говорил Черчилль: «Чем короче речь, тем дольше нужно готовиться к ней».

Во ФГОСах ООО прописана новая цель образования, новое содержание, технологии, новые средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания.

 Новое оценивание должно способствовать положительной мотивации и личностному росту учеников.

ФГОС основного общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:

 

  1. Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
  2. Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  4. Оценивать можно только то, чему учат.
  5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Алгоритм действий учителя

1. Определить, что будет оцениваться: должно быть не репродуктивное воспроизведение знаний и умений по образцу, а их использование в новой ситуации. Оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)

2. Определить способ оценивания результатов:

уровневая или бальная шкала, или иное

3. Определить качественные характеристики каждого уровня или балла, с помощью которых будет производиться оценка

4. Спроектировать (прогнозировать) минимальный и оптимальный результаты, которых может достичь ребенок по каждому из формируемых умений или компетенций, обязательно в зоне ближайшего развития каждого ученика.

5. Осуществить текущую (или промежуточную, конечную или итоговую) оценку овладения предметными, метапредиетными ли личностными результатами образования по ФГОС

6. Определить причины неуспеваемости или недостижения выбранных метапредметных или личностных результатов

7. Определить направление и перечень мероприятий (это должна быть взаимосвязанная система мер) по ликвидации дефектов обучения, воспитания и развития конкретного ребенка

Что ещё нового можно найти в требованиях к системе оценивания?

Каждое образовательное учреждение может воспользоваться правом на определение порядка заполнения журналов: выставлять отметки только за контрольные работы и за четверть, но не текущие, которые фиксируются только в «Рабочем журнале учителя» и в «Дневнике ученика».

И наконец, у наших учеников есть право отказа от отметки и право её пересдачи согласно новым требованиям стандарта.

После выполнения задания рекомендуется беседовать с учеником, следуя

«Алгоритму самооценки»:

 

1.Какова была цель задания (задачи)?

2.Удалось получить результаты (решить, ответить)?

3.Правильно или с ошибками?

4.Самостоятельно или с чей-то помощью?

5.Какую себе поставишь отметку?

6.Почему?

7. Каков был уровень задания?

8. Какое умение развивалось? И т.д. (в зависимости от этапа обучения).

  Цель этих новых требований к системе оценивания - снизить показатели уровня тревожности в ситуации «предъявления себя» и в отношениях с учителями, развить качества контрольно-оценочной самостоятельности, повысить сознательное отношение учеников к цели обучения: «от умения сотрудничать к умению учить себя».

 Желаю, чтобы наши ученики чаще говорили нам «Спасибо за урок». А это случается, когда, они чувствуют удовлетворение от достойной оценки своего труда.

 

Литература

1.ФГОС ООО (пункт№12) Система оценки достижений планируемых результатов.

2 «Оценки достижения и технология оценивания планируемых результатов» (начальное общее образование) Данилов.

3.Критерии оценки деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения как средство формирования и разноуровневого оценивания предметных результатов учащихся

Методологическая основа стандартов II поколения сводится к следующей модели: Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: познание мира (в сп...

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся

В условиях  введения Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...

Технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС

Чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности ...

"Алгоритм действий учителя при переходе на дистанционное обучение"

Если вы оказались в ситуации, когда надо срочно спланировать обучение учеников на дому, то это публикация именно для вас. В статье рассмотрим технические и методические вопросы, связанные с организаци...

"ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС СОО"

Комплексный подход к системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы будет способствовать достижению целей, для реализации которых разрабон ФГОС общего об...