Этикет светского человека
классный час

Николаева Юлия Юрьевна
 1. Слово учителя.
 
Тема классного часа «Этикет светского человека»
 
Мы живем в атомном веке. Природа открывает нам последние секреты и уже давно общество, основанное на традициях, уступило место новым структурам. Стоит ли в таких условиях заниматься проблема хорошего тона?
 
Люди иногда задумываются, отвечать ли сегодняшнему дню старые правила, тирания этикета? Не обломки ли установленного нашими предками порядка качаются на смывших его волнах времени?
 
Если это так, то они не способны править миром, лицо которого постоянно меняется. Но может быть, они все-таки еще живы и принадлежат к тем ценностям человеческой этики, без которых мы не можем взбираться по ступенькам нашей судьбы.
 
Мы верим: вежливость далеко не бесполезна и эту драгоценность необходимо хранить. Конечно, формы могут меняться, проверяться разумом. Но мы не можем и не должны забывать до какой степени эта самая вежливость стала частью нашей жизни, как она помогает сделать приемлемым общество, в котором мы живем.
 
Хороший тон – это произвольная надстройка к нашим социальным структурам, его корни лежат в глубоком чувстве, в лишенной всяких противоречий гармонии между поведением и этикой, между манерами и моралью.
 
Нет, хороший тон – это не бесполезный набор бессмысленных правил. Хороший тон – достояние человека, точно знающего свое место: он также далек от пошлой угодливости, как от убийственной бесцеремонности эгоиста.
 
Происхождение самого слова «этикет», обозначающего установленный порядок поведения, в этом смысле весьма типично. Как ни странно покажется, слово «этикет» возникло … из запрещения ходить пол газонам! Главный садовник Людовика XIY поместил на свежезасеяных лужайках молодого Версальского парка призывы не топтать их.
 
Поскольку этими призывами часто пренебрегали дворяне-фрондеры и просто невнимательные люди, - садовник обратился к его высочеству с просьбой издать специальный указ, напоминающий о том, что «Не следует пренебрегать надписями» (ettiquette)
 
И вот таким образом слово вошло в жизнь, обозначив поведение, соответствующее установленному порядку.
 
На нашем классом часе мы должны вспомнить, а кто не знает – узнать правила поведения в учебном заведении, театре, кинотеатре, дискотеке и в гостях.
 
Для решения этой задачи вам предлагается тест, где каждый из учащихся должен выбрать правильный вариант ответа и набрать определенное количество баллов. Для наглядности мы обыграем некоторые ситуации.
 
2. Тестирование. (тест прилагается)
 
Во время тестирования идет ролевое обыгрывание ситуаций:
 
В музее: можно ли трогать руками музейные экспонаты?
 
В кинотеатре, театре: Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
 
На дискотеке: Как пригласить девушку на танец?
 
Если у вас день рождение: Как следует принимать подарки?
 
Идет активное обсуждение, после чего каждый выбирает свой вариант ответа.
 
3. Подведение итогов.
 
На доске вывешиваются правильные варианты ответов.
 
 
В музее:
 
1. в
 
2. б
 
3. а
 
В кино:
 
1. в
 
2. в
 
3. б
 
4. б
 
5. а
 
6. б
 
7. в
 
8. в
 
На дискотеке:
 
    а
 
    б
 
    а
 
    б
 
    б
 
    а
 
    в
 
 
 
 
На дне рождения:
 
    б
 
    б
 
    б
 
    в
 
    б
 
    а
 
    а
 
    а
 
    б
 
    а
 
    в
 
    б
 
 
 
Ребята сверяют со своими ответами и подсчитывают баллы.
 
Всего баллов 30.
 
4. Заключительное слово классного руководителя.
 
По итогам тестирования те, кто набрал 25 и более баллов могут считать себя воспитанным человеком.
 
У кого от 20 до 35 баллов – тем необходимо поработать над своими манерами.
 
У кого менее 20 баллов – тем необходимо задуматься, как изменить свое поведение в обществе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тест
 
В музее:
 
 
    Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
 
    Можно, если вы уверены в прочности материала, из которого они изготовлены.
 
    Нежелательно.
 
    Ни в коем случае.
 
 
 
    Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
 
    Допустимо.
 
    Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
 
    Шумное поведение допустимо везде
 
 
 
    Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам не интересен?
 
    Нужно.
 
    Не нужно.
 
    Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ не достаточно увлекателен.
 
 
В кино:
 
 
    В какой одежде ходят в кино?
 
    В нарядной.
 
    В спортивной.
 
    В будничной.
 
 
    Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
 
    И юноше, и девушке обязательно.
 
    На усмотрение юноши и девушки.
 
    Юноше – обязательно, девушке, если у нее высокая или большая шляпа (шапка).
 
 
    У кого должны находиться входные билеты?
 
    У девушки
 
    У юноши.
 
    У того, кто их приобрел.
 
 
    Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
 
    Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
 
    Лицом к сидящим.
 
    Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
 
 
    Следует ли извиняться перед сидящими в театре, кино, проходя к середине ряда?
 
    Следует.
 
    Не следует.
 
    Желательно.
 
 
    Как сидят в театре юноша и девушка?
 
    Юноша справа от девушки.
 
    Юноша слева от девушки.
 
    Юноша садится туда, куда укажет ему девушка.
 
 
    Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?
 
    Можно.
 
    Нежелательно.
 
    Нельзя.
 
 
    Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?
 
    Можно.
 
    Нельзя.
 
    Допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд, или на последний автобус.
 
 
На дискотеке:
 
 
    Приглашая на танец, должен ли юноша застегнуть все пуговицы пиджака?
 
    Да, именно все.
 
    Верхняя пуговица может быть расстёгнута.
 
    Нижняя пуговица может быть расстёгнута.
 
 
    Должна ли девушка выразить свою радость по поводу приглашения на танец?
 
    Должна – это будет приятно партнёру.
 
    Следует держаться спокойно, с достоинством.
 
    Следует изобразить безразличие – это беспроигрышно.
 
 
    Можно ли, отказав одному партнеру, принять приглашение на танец у другого?
 
    Можно.
 
    Нельзя.
 
    На усмотрение девушки.
 
 
    Может ли юноша в случае отказа пригласить на танец девушку, сидящую рядом с той, которая ему отказала?
 
а) Можно.
 
б) Нельзя.
 
в) На свое усмотрение.
 
 
    Может ли юноша класть руку на голую спину партнёрши, если на её платье сзади глубокий вырез?
 
    Может – ведь платье к этому «располагает».
 
    Не может – в этом случае он должен держать руку на боку своей партнерши.
 
    Девушек в таком платье лучше вообще не приглашать.
 
 
    Следует ли проводить на место девушку после «белого танца»?
 
    Обязательно
 
    Не обязательно
 
    Желательно
 
 
    Можно ли в условиях домашней вечеринки танцевать в домашних тапочках?
 
    Можно
 
    Не желательно
 
    Ни в коем случае
 
 
На дне рождения:
 
 
    Как следует принимать подарки?
 
    Поблагодарить, не раскрывая подарка.
 
    Развернуть, порадоваться и поблагодарить.
 
    Развернуть и сдержано поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнёсших менее удачные и значительные подарки.
 
 
    Какие цветы лучше подарить молодой девушке?
 
    Розы, каллы, орхидеи.
 
    Ландыши, фиалки, сирень.
 
    Хризантемы, гвоздики, гладиолусы.
 
 
    Как должна поступить девушка, после того, как придя к ней на день рождения, юноша подарил ей цветы?
 
    Поблагодарить, понюхать их и отложить в сторону.
 
    Поблагодарить и тут же поставить цветы в воду.
 
    Поблагодарить и положить цветы в холодное место, чтобы не завяли.
 
 
    Нужно ли дарить дарственную надпись на книге?
 
    Нужно.
 
    Не нужно.
 
    Лучше надписать дарственную открытку и вложить её в книгу.
 
 
    Какие подарки не следует дарить в связи с народными приметами?
 
    Красные розы и утюги.
 
    Носовые платки и острые предметы.
 
    Набор восковых свечей и сломанную подкову.
 
    Постельное белье и сантехнику.
 
 
    Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой?
 
    Обязательно.
 
    Необязательно.
 
    Если ярлык свидетельствует о высокой цене или престижной фирме-изготовителе, то его лучше оставить.
 
 
    Может ли девушка отказаться от интимного подарка, сделанного юношей?
 
    Не только может, но и должна.
 
    Если интимный подарок по душе, то лучше его принять.
 
    Всё определяется близостью отношений между юношей и девушкой.
 
 
    Может ли девушка дарить интимные подарки юноше?
 
    Не может, если юноша – не муж и не близкий человек.
 
    Может, поскольку девушка находится в привилегированном положении по отношению к юноше.
 
 
    Можно ли дарить подарки «общего пользования» - кастрюли, сковородки, гладильные доски и т.д.?
 
    Да, это очень нужные вещи в доме.
 
    Предметы общего пользования не могут быть подарком кому-то одному.
 
    Эти подарки можно делать только старшим по возрасту.
 
 
    Какие подарки разрешается дарить семье?
 
    Абсолютно любые, включая интимные подарки.
 
    Все, кроме интимных подарков.
 
    Желательно интимные подарки – кто же, кроме близких их преподнесёт.
 
 
    Можно ли ребёнку дарить деньги?
 
    Конечно, особенно, если это доллары США или немецкие марки.
 
    Небольшую сумму, чтобы купил себе то, что хочется.
 
    Деньги не могут заменить конкретный подарок и потому нежелательны.
 
 
    Можно ли дарить подарки учителям?
 
    Пока учишься в школе – конечно.
 
    Любые, но только после окончания школы.
 
    Учитель – самая бескорыстная профессия. К чему тут подарки.
 
    Зарплата учителя не так уж велика – подарок никогда не будет лишним.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

1. Слово учителя.

Тема классного часа «Этикет светского человека»

Мы живем в атомном веке. Природа открывает нам последние секреты и уже давно общество, основанное на традициях, уступило место новым структурам. Стоит ли в таких условиях заниматься проблема хорошего тона?

Люди иногда задумываются, отвечать ли сегодняшнему дню старые правила, тирания этикета? Не обломки ли установленного нашими предками порядка качаются на смывших его волнах времени?

Если это так, то они не способны править миром, лицо которого постоянно меняется. Но может быть, они все-таки еще живы и принадлежат к тем ценностям человеческой этики, без которых мы не можем взбираться по ступенькам нашей судьбы.

Мы верим: вежливость далеко не бесполезна и эту драгоценность необходимо хранить. Конечно, формы могут меняться, проверяться разумом. Но мы не можем и не должны забывать до какой степени эта самая вежливость стала частью нашей жизни, как она помогает сделать приемлемым общество, в котором мы живем.

Хороший тон – это произвольная надстройка к нашим социальным структурам, его корни лежат в глубоком чувстве, в лишенной всяких противоречий гармонии между поведением и этикой, между манерами и моралью.

Нет, хороший тон – это не бесполезный набор бессмысленных правил. Хороший тон – достояние человека, точно знающего свое место: он также далек от пошлой угодливости, как от убийственной бесцеремонности эгоиста.

Происхождение самого слова «этикет», обозначающего установленный порядок поведения, в этом смысле весьма типично. Как ни странно покажется, слово «этикет» возникло … из запрещения ходить пол газонам! Главный садовник Людовика XIY поместил на свежезасеяных лужайках молодого Версальского парка призывы не топтать их.

Поскольку этими призывами часто пренебрегали дворяне-фрондеры и просто невнимательные люди, - садовник обратился к его высочеству с просьбой издать специальный указ, напоминающий о том, что «Не следует пренебрегать надписями» (ettiquette)

И вот таким образом слово вошло в жизнь, обозначив поведение, соответствующее установленному порядку.

На нашем классом часе мы должны вспомнить, а кто не знает – узнать правила поведения в учебном заведении, театре, кинотеатре, дискотеке и в гостях.

Для решения этой задачи вам предлагается тест, где каждый из учащихся должен выбрать правильный вариант ответа и набрать определенное количество баллов. Для наглядности мы обыграем некоторые ситуации.

2. Тестирование. (тест прилагается)

Во время тестирования идет ролевое обыгрывание ситуаций:

В музее: можно ли трогать руками музейные экспонаты?

В кинотеатре, театре: Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

На дискотеке: Как пригласить девушку на танец?

Если у вас день рождение: Как следует принимать подарки?

Идет активное обсуждение, после чего каждый выбирает свой вариант ответа.

3. Подведение итогов.

На доске вывешиваются правильные варианты ответов.

В музее:

1. в

2. б

3. а

В кино:

1. в

2. в

3. б

4. б

5. а

6. б

7. в

8. в

На дискотеке:

  1. а
  2. б
  3. а
  4. б
  5. б
  6. а
  7. в

На дне рождения:

  1. б
  2. б
  3. б
  4. в
  5. б
  6. а
  7. а
  8. а
  9. б
  10. а
  11. в
  12. б

Ребята сверяют со своими ответами и подсчитывают баллы.

Всего баллов 30.

4. Заключительное слово классного руководителя.

По итогам тестирования те, кто набрал 25 и более баллов могут считать себя воспитанным человеком.

У кого от 20 до 35 баллов – тем необходимо поработать над своими манерами.

У кого менее 20 баллов – тем необходимо задуматься, как изменить свое поведение в обществе.

Тест

В музее:

  1. Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
  1. Можно, если вы уверены в прочности материала, из которого они изготовлены.
  2. Нежелательно.
  3. Ни в коем случае.

  1. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
  1. Допустимо.
  2. Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
  3. Шумное поведение допустимо везде

  1. Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам не интересен?
  1. Нужно.
  2. Не нужно.
  3. Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ не достаточно увлекателен.

В кино:

  1. В какой одежде ходят в кино?
  1. В нарядной.
  2. В спортивной.
  3. В будничной.

  1. Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
  1. И юноше, и девушке обязательно.
  2. На усмотрение юноши и девушки.
  3. Юноше – обязательно, девушке, если у нее высокая или большая шляпа (шапка).

  1. У кого должны находиться входные билеты?
  1. У девушки
  2. У юноши.
  3. У того, кто их приобрел.

  1. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
  1. Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
  2. Лицом к сидящим.
  3. Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.

  1. Следует ли извиняться перед сидящими в театре, кино, проходя к середине ряда?
  1. Следует.
  2. Не следует.
  3. Желательно.

  1. Как сидят в театре юноша и девушка?
  1. Юноша справа от девушки.
  2. Юноша слева от девушки.
  3. Юноша садится туда, куда укажет ему девушка.

  1. Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?
  1. Можно.
  2. Нежелательно.
  3. Нельзя.

  1. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?
  1. Можно.
  2. Нельзя.
  3. Допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд, или на последний автобус.

На дискотеке:

  1. Приглашая на танец, должен ли юноша застегнуть все пуговицы пиджака?
  1. Да, именно все.
  2. Верхняя пуговица может быть расстёгнута.
  3. Нижняя пуговица может быть расстёгнута.

  1. Должна ли девушка выразить свою радость по поводу приглашения на танец?
  1. Должна – это будет приятно партнёру.
  2. Следует держаться спокойно, с достоинством.
  3. Следует изобразить безразличие – это беспроигрышно.

  1. Можно ли, отказав одному партнеру, принять приглашение на танец у другого?
  1. Можно.
  2. Нельзя.
  3. На усмотрение девушки.

  1. Может ли юноша в случае отказа пригласить на танец девушку, сидящую рядом с той, которая ему отказала?

а) Можно.

б) Нельзя.

в) На свое усмотрение.

  1. Может ли юноша класть руку на голую спину партнёрши, если на её платье сзади глубокий вырез?
  1. Может – ведь платье к этому «располагает».
  2. Не может – в этом случае он должен держать руку на боку своей партнерши.
  3. Девушек в таком платье лучше вообще не приглашать.

  1. Следует ли проводить на место девушку после «белого танца»?
  1. Обязательно
  2. Не обязательно
  3. Желательно

  1. Можно ли в условиях домашней вечеринки танцевать в домашних тапочках?
  1. Можно
  2. Не желательно
  3. Ни в коем случае

На дне рождения:

  1. Как следует принимать подарки?
  1. Поблагодарить, не раскрывая подарка.
  2. Развернуть, порадоваться и поблагодарить.
  3. Развернуть и сдержано поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнёсших менее удачные и значительные подарки.

  1. Какие цветы лучше подарить молодой девушке?
  1. Розы, каллы, орхидеи.
  2. Ландыши, фиалки, сирень.
  3. Хризантемы, гвоздики, гладиолусы.

  1. Как должна поступить девушка, после того, как придя к ней на день рождения, юноша подарил ей цветы?
  1. Поблагодарить, понюхать их и отложить в сторону.
  2. Поблагодарить и тут же поставить цветы в воду.
  3. Поблагодарить и положить цветы в холодное место, чтобы не завяли.

  1. Нужно ли дарить дарственную надпись на книге?
  1. Нужно.
  2. Не нужно.
  3. Лучше надписать дарственную открытку и вложить её в книгу.

  1. Какие подарки не следует дарить в связи с народными приметами?
  1. Красные розы и утюги.
  2. Носовые платки и острые предметы.
  3. Набор восковых свечей и сломанную подкову.
  4. Постельное белье и сантехнику.

  1. Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой?
  1. Обязательно.
  2. Необязательно.
  3. Если ярлык свидетельствует о высокой цене или престижной фирме-изготовителе, то его лучше оставить.

  1. Может ли девушка отказаться от интимного подарка, сделанного юношей?
  1. Не только может, но и должна.
  2. Если интимный подарок по душе, то лучше его принять.
  3. Всё определяется близостью отношений между юношей и девушкой.

  1. Может ли девушка дарить интимные подарки юноше?
  1. Не может, если юноша – не муж и не близкий человек.
  2. Может, поскольку девушка находится в привилегированном положении по отношению к юноше.

  1. Можно ли дарить подарки «общего пользования» - кастрюли, сковородки, гладильные доски и т.д.?
  1. Да, это очень нужные вещи в доме.
  2. Предметы общего пользования не могут быть подарком кому-то одному.
  3. Эти подарки можно делать только старшим по возрасту.

  1. Какие подарки разрешается дарить семье?
  1. Абсолютно любые, включая интимные подарки.
  2. Все, кроме интимных подарков.
  3. Желательно интимные подарки – кто же, кроме близких их преподнесёт.

  1. Можно ли ребёнку дарить деньги?
  1. Конечно, особенно, если это доллары США или немецкие марки.
  2. Небольшую сумму, чтобы купил себе то, что хочется.
  3. Деньги не могут заменить конкретный подарок и потому нежелательны.

  1. Можно ли дарить подарки учителям?
  1. Пока учишься в школе – конечно.
  2. Любые, но только после окончания школы.
  3. Учитель – самая бескорыстная профессия. К чему тут подарки.
  4. Зарплата учителя не так уж велика – подарок никогда не будет лишним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет"

Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет".Цель урока: раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся....

Конспект открытого урока по теме" Этикет и мы". Курс "Светская этика".4класс

Урок посвящён истории возникновения правил этикета и отношению к этим правилам, необходимости их выполнения....

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1.   познакомит...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Простые школьные и домашние правила этикета» (4 класс, УМК : «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «школьный» и «домашний» этикет и о его роли в обществе.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать основные прави...