Музейная педагогика
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

 Опыт неклассной работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ  К ВЕДУЩИМ ЦЕННОСТЯМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

       Сегодня государство, общество, семья предъявляют  новые требования к результатам образования, которые основаны на представлении об образовании, как институте социализации личности, обеспечивающем формирование нового поколения, приобщенного к традиционным морально-нравственным ценностям, ведущим ценностям отечественной и мировой культуры.

заинтересованный исследователь       Музейная педагогика располагает специальными средствами, формами приобщения человека к культурному наследию с помощью музейных предметов и предметов окружающего мира.

       Основными достижениями при использовании музейной педагогики в образовательной деятельности являются: формирование у учащихся чувства сопричастности к истории и культуре своего народа, осознание своей значимости как носителя традиции и культуры прошлых лет, призванного  обогатить  и передать эти достижения последующим  поколениям, создание условий для развития метапредметных  компетенций учащихся.

       Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучение теоретических и практических аспектов по данной теме

      2) проектирование полученной информации на образовательный процесс учащихся

      3) создание новых проектов форм работы, способствующих решению культурных, образовательных задач социума, использование их в учебных дисциплинах, воспитательной деятельности учащихся

      4) развитие у учащихся умения работать с информацией, умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии

     5) развитие речи и расширение словарного запаса учащихся, формирование навыка сотрудничества

     6) развитие умения регулятивно управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать свою деятельность, проявлять инициативность и самостоятельность

    7) воспитание культуры поведения учащихся

    8) воспитание любви к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению

    9) создание учащимися   портфолио  для рефлексии своей деятельности

   10) распространение собственного опыта и создание методических рекомендаций по данной теме  

      Следующей моей задачей было грамотно  организовать взаимодействие детей с культурно-образовательной средой музея, а также квалифицированно использовать средства музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе школьной среды. Достижения в этой области невозможны без знаний идей и  наработок наших предшественников. Поэтому я начала изучать содержание культурно-образовательной деятельности музеев и опыт работы педагогов в этой области.

     Содержание культурно-образовательной деятельности музеев выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействие с системой образования. В арсенале музея можно выделить до 100 различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это лекция, экскурсия, консультация, научные чтения, кружки, студии, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными людьми, праздники,  исторические игры, конкурсы и викторины, фестиваль.

      Направления деятельности музеев различны:

     - поисково-собирательское

     -экспозиционно-оформительское

     -экскурсионное

      В своей практике я чаще всего использую экскурсионную деятельность музеев. Чтобы работа по музейной педагогике была систематичной, а не эпизодической,

 по каждому классу я разработала тематику уроков и тематику экскурсий.

                                                                         1класс

Тема урока

Музей

Проектная деятельность

Что у нас над головой?

Планетарий

Исследовательская деятельность «Космический зоопарк»

Что у нас под ногами?

Научно - исследовательский геологоразведочный музей

Коллекция камней, поделки из камней

Кто такие рыбы?

Зоологический музей

Викторина

Кто такие насекомые?

Зоологический музей

Викторина

Кто такие птицы?

Зоологический музей

Викторина

Кто такие звери?

 Зоологический музей

Викторина

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Музей воды

Викторина

Когда жили динозавры?

Выставка динозавров

Исследовательская деятельность «Хищные и травоядные динозавры»

Когда появилась одежда?

Этнографический музей

Изготовление кукол в национальных одеждах

                                                                       

                                                                       

                                                                                  2класс

Звездное небо

Планетарий

Презентация «Космическое небо»

Что из чего сделано?

Краеведческий музей

Сообщение  «Из чего сделано стекло?» и т.д.

Как построить новый дом?

Этнографический музей

Модели различных домов из разного материала.

Какой бывает транспорт?

Музей железнодорожной  техники

Модели железнодорожного транспорта из различного материала

Культура и образование

Музей цирка

Сообщение о любой профессии циркового артиста

Все профессии важны. Кто сделал хлеб?

Музей хлеба

Рецепты хлебобулочных изделий

                                                                         

                                                                         

                                                                        3 класс

Общество

Этнографический музей

Исследовательская деятельность «Какие народности проживали и проживают на территории Ленинградской области»

Вода и жизнь. Берегите воду.

Музей воды

Исследовательская деятельность

Что такое почва?

Музей почвоведения

Исследовательская деятельность

Разнообразие животных. Охрана животных.

Зоологический музей

Оформление Красной книги Ленинградской области

Полезные ископаемые

Научно-исследовательский геологоразведочный музей

Изготовление коллекции камней, поделки из камней

Что такое деньги?

Музей денежного обращения

Викторина «Что такое деньги?»

                 

                                                                           4 класс

Планеты Солнечной системы. Звездное небо- Великая книга природы.

Планетарий

Исследовательская деятельность «Герои мифов Древней Греции на звездном небе»

Зона арктических пустынь

Музей Арктики и Антарктиды.

Сообщение «Обитатели Арктики и Антарктиды»(презентации)

Земля-кормилица. Растениеводство в нашем крае.

Краеведческий музей.

Фотовыставка «Растениеводство в Ленинградской области»

Животноводство в нашем крае.

Краеведческий музей

Фотовыставка «Животноводство в Ленинградской области».

Великая война и великая победа

Музей обороны и блокады Ленинграда

Оформить страницы истории блокады Ленинграда

Такие разные праздники

Краеведческий музей

Написать свой сценарий праздника и провести его.

Путешествие по России

Краеведческий музей

Фестиваль народностей Ленинградской области

  При каждом посещении музея, учащиеся получают не только знания по определенной теме, но у них формируется потребность заниматься творческой созидательной деятельностью.

     Поэтому следующий этап  нашей  работы - поисково-собирательская и оформительская деятельность.

1. Мы собрали материал о редких и исчезающих видах животных Ленинградской области. Оформили и иллюстрировали усилиями коллектива учащихся и родителей Красную книгу. Выбрали из учащихся экскурсоводов, которые рассказали учащимся начальной школы о  редких животных .

2. Собрали материал и коллекцию полезных ископаемых, которые добываются в Ленинградской области. Оформили передвижную выставку и будем с этой выставкой знакомить учащихся начальной школы.

3. Разработали викторины по теме  «Вода» и по теме «Деньги».

4. Разработали дидактическую  игру по теме «Группы животных».

5. Провели исследовательскую деятельность по теме «Звездное небо» и оформили проект «Звездный зоопарк».

        В 4 классе  мы планируем исследовать  культуру и традиции народностей, проживающих на территории Ленинградской области, организовать и провести внеклассное мероприятие «Фестиваль народностей Ленинградской области». Сейчас у нас идет сбор материала. Класс я поделила на творческие  группы и каждая группа собирает материал по определенной теме.

      Подводя итог важно сказать о позиции учителя и ученика в музейно-образовательной деятельности.

      Позиция ученика:

-  заинтересованный исследователь

-  созидатель

- участник будущего

- хранитель и носитель культурного наследия

     Позиция учителя:

- организатор условий для познавательной деятельности ребенка

- организатор общения ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе)

- наставник в развитии творческих способностей и формировании культурных потребностей

     Музейная педагогика органично входит в практику школы, учит детей учиться, развиваться, творить,  помогает реализовать стандарты 2-го поколения.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".

Конспект урока разработан в системе  интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...

Конспект интегрированного урока в 1 классе (предметные области: обучение грамоте, риторика, музейная педагогика, ИЗО) (возраст:6,6 - 7 лет) «Мир железной дороги»

Данный материал знакомит детей с железнодорожными профессиями и транспортом, развивает социокультурные компетенции и художественно творческие способности детей средствами ИКТ...

Интегрированный урок в 1 классе(математика, музейная педагогика) Северо Кавказская железная дорога объединяет народы Северного Кавказа. Сложение и вычитание в пределах 20"

Задачи:– создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 20;– способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти,...

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики в 3 классе на тему:"Архитектура Древней Греции. Пафенон"

Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики на тему: "Архитектура Древней Греции. Пафенон"(3 класс)...

Музейная педагогика

Статья посвящена организации работы школьного музея. Воспитание гражданской позиции, гордости за победителей в Великой Отечественной войне, стремления быть достойными памяти павших - вот цели, которые...