РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юный краевед»
рабочая программа

Шестакова Ольга Алексеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской 

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 г. Тамбова»

 Принята на заседании                                                                                                   Утверждена приказом по

 педагогического совета                                                                                                школе от                  №

от                 протокол №                                                                                                 Директор________О.В.Ухватова

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по внеурочной деятельности

«Юный краевед»

                                                               Для детей младшего школьного возраста

                                                                (Срок реализации программы 4 года)

Учителя начальной школы  Шестаковой О.А.

Тамбов

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской  

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы    «Юный краевед» , ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Ведущей идеей программы «Юный краевед»  является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание  активной  жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

        Общая характеристика программы:

Цели:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к  историческим и культурным ценностям города Тамбова, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

• формировать у младших школьников представления  об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:

воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к    историческим, культурным и природным ценностям села, города;

• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.

Содержание курса  является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии;

- творческие  работы;

- работа с картой России, родного города Тамбова;

- сообщения учащихся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

        В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

• инициирование и поддержание самоуправления в группах;

• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

• организация воспитывающей  предметно- эстетической среды, окружающей школьников;

• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта

подражания;

• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

         

Место программы в структуре ООП:

Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №31. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

На изучение данной программы   предусмотрено в 1 классе 34ч.  (1 час в неделю, 34 учебные недели); во 2-4 классах по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель), что соответствует учебному плану школы.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета:

Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:

          Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о  памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

            Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой  Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:

     В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

     При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

          При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание программы

1 класс

Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший   школьник. На   данном этапе происходит

накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.  

Город Тамбов имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования,  проходящие в нем каждый  год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением  (дома, улицы,  достопримечательности  города) и людьми, живущими в нашем городе.

             Тематическое распределение часов в 1 классе.

Тема

Кол-во часов  

1

Моя семья

8

2

Моя школа

6

3

Мой родной город

12

4

Отечество. Наша родина – Россия. Моя малая родина.

Рос

РРоссия.

8

Всего

34

                         

  Программа включает в себя четыре раздела.

     Первый раздел «Моя семья» (8 ч в 1 классе) знакомит:

-с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».

В ходе изучения этого раздела первоклассники  учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.

             Второй раздел «Моя школа» (6 ч) знакомит:

- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);

- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;

- с объектами, расположенными вокруг школы.

В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья, целесоообразной организации жизни.

Третий раздел «Мой родной город» (12 ч) знакомит:

- с историей образования нашего города;

-с достопримечательностями родного города;

 - с населением и почетными  людьми города;

 - с историей развития и названия улиц.                                          

Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию  с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

       Четвертый раздел – «Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая  родина» (7 ч) знакомит:

- с государственной символикой России;

- с обычаями и традициями русского народа;

- с самым знаменитым городом России – Москва;

- с национальными костюмами народов России;

- с народными и религиозными праздниками;

- с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.

        Этот раздел развивает у  школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту

2 класс.

Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира.

             Тематическое распределение часов во 2 классе.

Тема

Кол-во часов  

1

История и культура

История и культура

9

2

История создания вещей

5

3

Музей-машина времени

5

4

О прошлом говорят

5

5

Памятники Тамбова

4

6

Природа нашего края

4

7

Люби и знай родной край

Рос

РРоссия.

2

Всего

34

                      Программа включает в себя семь разделов.

Первый раздел «История и культура» (9 ч) знакомит:

- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;

- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

-с временной последовательностью событий.

        В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика.

Второй раздел «История создания вещей» (5 ч) знакомит:

- с понятиями «вещь», «свойства вещи».      

- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;

- с русской глиняной посудой, посудой крестьянина и купца.

       В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, к русским обычаям,  чувство патриотизма.

Третий раздел «Музей – машина времени» (5 ч) знакомит:

- с видами музеев;

- с профессиями работников музеев;

- со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.

       Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, воспитывает интерес  к изучению памятников старины.

Четвертый раздел «О прошлом говорят» (6 ч) знакомит:

- с историей возникновения и развития  города Тамбова;

- с памятниками архитектуры и истории.

        Этот раздел развивает у  школьников  интерес к истории возникновения русских православных храмов,  как памятников архитектуры.

Пятый раздел «Памятники Тамбова» (4 ч ) знакомит:

        В ходе изучения данного раздела у учащихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за  наш народ , нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.

Шестой раздел «Природа нашего края» (4 ч) знакомит:

-  с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.

         Этот раздел развивает у школьников умения  работать  с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.

Седьмой раздел «Люби и знай родной край» ( 2 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год.

Тематическое распределение часов в 3 классе.

Тема

Кол-во часов  

1

Искусство и просвещение

6

2

В гостях у сказки

8

3

Литературный Тамбов

9

4

Щедрая палитра талантов земли Тамбовской.

7

5

В мире муз

3

6

Люби и знай свой край

1

Всего

34

3 год. Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего города – поэтов, писателей, художников. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного города, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.

Программа включает в себя шесть разделов.

Первый раздел «Искусство и просвещение» (6 ч) знакомит:

-  с историей распространения грамотности в Тамбове и с видами обучения детей купцов и рабочих;

- с экспонатами  Тамбовского историко – художественного музеев;

-с произведениями искусства Тамбовских писателей

В программу данного раздела включены экскурсии в  музей.

Второй раздел «В гостях у сказки» (8 ч) знакомит:

- с понятиями «фольклор», «жанр»;

- с жанрами и видами русского народного творчества;

- с истоками сказок;

- с понятиями «сказители»,  «хранители и собиратели» сказок.

В этом разделе дети получают информацию о жизни и творческой биографии знаменитых людей .

Третий раздел «Литературный Тамбов» (10 ч) знакомит:

- с фактами  биографии писателей и поэтов,  живших  в Тамбове и Тамбовском уезде;

-с  жизнью и деятельностью  Ю.А.Лермонтова.

Четвертый раздел «Щедрая палитра талантов земли Тамбовской (7 ч) знакомит:

- с творчеством художественных коллективов Тамбова;

- с народными традициями родного края.

Учащиеся делятся впечатлениями, разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх,  драмматизациях, сочиняют мелодии на поэтические песни. Испытывают чувство гордости за талант своих земляков.

Пятый раздел «В мире муз» (3 ч) знакомит:

 - с историей театра, с творчеством  людей, стоявших у истока;

Шестой раздел «Люби и знай свой край» ( 1 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися.

                    Тематическое распределение часов в 4  классе.

Тема

Кол – во часов

1

Что и как изучает история

История и культура

6

2

Путешествие  в  глубь времен

8

3

Тамбов– купеческий город

6

4

Суровые годы ВО войны

войны

5

5

Ими гордятся тамбовчане.

Ими

4

6

Наш город сегодня

 нашего края

4

7

Люби и знай родной город

Рос

РРоссия.

2

Всего

34

4 год. Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие города. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.

Программа включает в себя семь разделов.

Первый раздел «Что и как изучает история» (6 ч) знакомит: 

- с понятиями «история», «археология», «археологи».

- с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».

        В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту времени», работать с географической и исторической картами.

Второй раздел «Путешествие в  глубь времен» (8 ч) знакомит:

-с историей возникновения   города Тамбова.

        В ходе изучения этого раздела учащиеся  узнают о занятиях племен, населяющих наш край, получают  и анализируют информацию о городе Тамбове от смутного времени  до  18 века. Самостоятельно находят исторический материал об участии наших земляков основании города. Собирают информацию о тамбовчанах– революционерах,  рассказывают о том, какую помощь оказывали тамбовчане фронту.

Третий раздел «Тамбов – купеческий город» (6 ч) знакомит:

- с достопримечательностями древнего города, с его населением и их

занятиями;

- с понятием «этикет», правилами светского этикета 19 века;

- с особенностями русской ярмарки.

Изучая этот раздел, четвероклассники самостоятельно находят исторический материал о городе Тамбов, о его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.

Четвертый раздел «Суровые годы Великой Отечественной войны»  (5 ч) знакомит:

- с датами и событиями военной истории родного города;

- подвигами земляков, защищавших родную землю.

       В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о событиях Великой Отечественной войны , готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения.

Пятый раздел «Ими гордятся Тамбов» (4 ч) знакомит:

-  героями Великой Отечественной войны;

- с почетными гражданами города Тамбова.

       В этом разделе ученики делятся найденной информацией о– героях ВО войны, о почетных гражданах города Тамбова, их заслугах перед народом.

Шестой  раздел «Наш город сегодня» (4 ч) знакомит:

- с образовательными учреждениями Тамбова;

- с отраслями промышленности города;

- с отраслями сельского хозяйства.

       Изучая этот раздел,  школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашем городе, знакомятся с отраслями промышленности и сельского хозяйства  Тамбова.

Седьмой раздел «Люби и знай родной город» (2 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов  для викторины  с целью  самопроверки знаний, полученных учащимися за год.

   Календарно-тематическое планирование 1 класс.

п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Характеристика основных видов

 деятельности  учащихся

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

Моя семья (8 часов)

1

1

Моя семья.

Составлять устный рассказ о своей семье, используя семейные фотографии. Изображать на рисунке членов семьи.

2

2

Что изучает краеведение?

Знакомиться с понятиями «родина», «отчизна».

3

3

Мой дом.

Составлять устный рассказ о своем доме. Изображать свой дом.

4

4

Мир твоего дома.

Узнавать об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем (из истории), об обрядах с домашними животными.

5

5

Жизнь каждого член семьи.

Устно составлять рассказ  о домашних делах, об обязанностях, которые может исполнять первоклассник в семье.

6

6

Отношения в семье.

Узнавать о нравственных обязанностях младших перед старшими.  Изображать на рисунке членов семьи.

7

7

Моя родословная.

Получать информацию о понятиях «поколение», «потомки», «предки». Составлять родословное древо.

8

8

Я и моё имя.

Узнавать, что обозначают наши имена, что такое фамилия и отчество, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом.

Моя школа (6 часов)

9

1

Я – ученик, я – школьник.

Получать информацию о значении соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни.

10

2

Родная школа.

Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возведении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории.

11

3

Трудовая жизнь школы.

Получать информацию об общих правилах поведения. Знать и выполнять правила поведения в школе. Вести наблюдения под руководством экскурсовода.

12

4

Школьные, семейные традиции и праздники.

Узнавать, что такое реликвия. Рассказывать о традициях и праздниках в семье. Составлять макет «Школа – мой дом».

13

5

Новый год.

Участвовать в виртуальном путешествии. Разучивать песни, стихи, посвященные Новому году.

14

6

Рождественские колядки.

Участвовать в празднике Рождество Христово. Исполнять рождественские колядки.

Мой родной город (12 часов)

15

1

Мой родной город.

Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, об окружающих людях.

16

2

Труд людей в городе и на селе.

Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Рассказывать о труде людей в городе и на селе.

17

3

Профессии в моей семье.

Узнавать и приводить примеры профессий. Рассказывать о профессии своих родителей.

18

4

Экскурсия на предприятие (на почту)

Получать информацию о работе почты.

19

5

Экскурсия на предприятие (ТАКФ)

Узнавать о работеТАКФ. Нарисовать продукцию, которую выпускают на предприятии.

20

6

Мой город.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. Рисовать древний город.

21

7

Моя улица.

Узнавать и называть улицы города по месту жительства. Узнавать об истории названий улиц, их роли в жизни современного человека.

22

8

Наш современный город.

Узнавать здания по вывеске. Составлять рассказ о своем городе.

23

9

Правила безопасного поведения на улице.

Формулировать правила безопасного поведения. Знать безопасный путь в школу.

24

10

Экскурсия к памятнику воинской славы

Вести наблюдения под руководством экскурсовода. Знакомиться с памятником воинской славы.

25

11

Экскурсия по городу.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

26

12

Викторина «Где эта улица, где этот дом?».

Выполнять задания, проверять свои знания.

Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина  (7 часов)

27

1

Моя малая родина.

Получать информацию об обычаях и традициях русского народа. Читать стихи о Родине, дружбе, школе.

28

2

О гербе, флаге и гимне.

Знать символику нашего государства.  Рисовать флаг России. Учить гимн России.

29

3

Москва – столица нашей Родины.

Получать информацию о Москве, Кремле, Красной площади. Участвовать в виртуальном путешествии по Москве.

30

4

Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.

Узнавать о традиционном народном костюме: праздничном и будничном. Работать с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.

31

5

Я – надежда Отечества.

Узнавать о предназначении человека. Уметь ценить в других людях положительные качества и поступки. Составлять памятку «Законы дружбы».

32

6

Земля – общий дом для всех людей.

Участвовать в ролевой игре «Мы из разных стран».

33

7

Конкурс рисунков на тему: «Моя Россия, мой город»

Участвовать в выставке рисунков на тему: «Моя Россия – мой город». Презентовать работы.

Календарно-тематическое планирование 2 класс

п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Характеристика основных видов

 деятельности      учащихся

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

История и культура (9 часов)

1

1

Что такое культура?

Узнавать, что такое культурное наследие, культура.

2

2

Что такое культура?

Узнавать, что такое культурное наследие, культура.

3

3

Источники изучения жизни народа.

Классифицировать источники по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

4

4

Что такое время?

Различать понятия «время», «дата», «год», «век».

5

5

Что такое время?

Закреплять представления  о временной последовательности событий.

6

6

Что такое вещь?

Различать понятия «копия» и «подлинник».

7

7

Что такое вещь?

Выполнять практическое задание «Рисовать людей, которым могли принадлежать вещи (шляпа, кольчуга, кокошник)»

8

8

Семейная реликвия.

Выполнять практическую работу.

9

9

Путешествие в страну книг.

Посещать школьную библиотеку. Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

История создания вещей (5 часов)

10

1

Посуда на Руси.

Узнавать, какая посуда была в старину, из какого материала ее изготавливали. Сравнивать посуду крестьянина и купца. Практиковаться в росписи посуды.

11

2

В старинном доме.

Получать информацию о старинных предметах и знать их значение в современной жизни. Практиковаться в украшении старинной вещи.

12

3

Обычаи русской старины.

Узнавать о русских обычаях, обычаях других стран, о значении обычаев для современного человека. Устанавливать соответствие пословиц о русских обычаях.

 13

4

Для войны и мирной жизни.

Познакомиться с орудиями труда крестьянина и доспехами воина. Провести сравнительный анализ предметов для войны и мирной жизни. Выполнять практическую работу по теме: «Вооружи» воина».

14

5

От колеса до ракеты.

Прослеживать историческое развитие производства  посуды, мебели и бытовых приборов, оружия и разных видов транспорта. Придумать и нарисовать модель автомобиля будущего.

Музей – машина времени (5 часов)

15

1

Что такое музей?

Узнавать, какие бывают музеи, музейные профессии. Участвовать в ролевой игре «В музее».

16

2

Что такое музей?

 Участвовать в виртуальной экскурсии по музейным залам. Оценивать достижения культуры.

17

3

Экскурсия в школьный музей.

Знакомиться с экспонатами школьного музея, с историей промышленности нашего города, с жизнью  известных людей города.

18

4

Экскурсия в историко-художественный музей.

Вести наблюдения под руководством экскурсовода. Вести записи своих впечатлений.

19

5

 Экскурсия в городской выставочный зал.

Вести наблюдения под руководством экскурсовода. Участвовать в конкурсах. Практиковаться в изготовлении символа нашего города .

         О прошлом говорят (6 часов)

20

1

История возникновения и развития города Тамбова.

Узнавать историю возникновения и развития города Тамбова.

21

2

Прикоснуться к вечности. Монастыри Тамбова

Знакомиться с древнейшей архитектурой Тамбова.                                                                                            

22

3

Монастыри Тамбова

Получать информацию о храмах, расположенных в Тамбове.

23

4

Казанский (мужской) монастырь.

Узнавать о жизни монастыря из объяснения учителя, делать выводы.

24

5

Вознесенский (женский) монастырь.

Узнавать о жизни монастыря из объяснения учителя, делать выводы.

25

6

Спасо-  Преображенский кафедральный собор 

Знакомиться  с историей возрождения главного собора города.

Памятники Тамбова(4 часа)

26

1

Памятник Г.Р.Державина

 Получить  информацию о Г.Р.Державина

27

2

Лермонтов в нашем городе. Памятник Лермонтову.

Получить информацию о пребывании Лермонтова в нашем городе. Узнавать в честь каких людей и событий может быть воздвигнут   памятник.

28

3

Экскурсия к памятнику  Тамбовский колхозник.

Познакомиться с историей создания памятника. Вести наблюдения под руководством учителя.

29

4

Экскурсия к памятнику Триптих «Стена памяти»

Познакомиться с историей Тамбова в годы Великой Отечественной войны.

                                                                                               Природа нашего края(4 часа)

30

1

Сосновый бор – жемчужина города.

Собирать информацию о флоре и фауне городского бора. Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления одноклассников.

31

2

Экскурсия в бор «Знакомая поляна».

Вести наблюдения под руководством учителя, делать выводы.

32

3

Воронинский  заповедник.

Извлекать интересную для себя информацию из просмотра научно – популярного фильма о Воронинском заповеднике.

33

4

Викторина «Знай и люби природу родного края»

Выполнять задания, проверять свои знания.

Люби и знай родной край (2 часа)

 34

1

Конкурс рисунков «Я люблю свой город».

Участвовать в конкурсе рисунков. Презентовать свои работы.

35

2

Проверь себя.

 Проверять и оценивать свои знания, полученные за год.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Характеристика основных видов

 деятельности  учащихся

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

Искусство и просвещение (6 часов)

1

1

Зарождение и развитие письменности и грамотности в Тамбове.

Знакомиться  с историей распространения грамотности в Тамбове и с видами обучения детей купцов и рабочих. Практиковаться в сборе материала о самом старом учебном заведении Тамбова.

2

2

Экскурсия в школьный музей.

 Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возве-дении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории.

3

3

Дом – музей Чичерина. Путешествие по залам музея.

Узнавать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

4

4

Музейный комплекс «Усадьба Асеевых»

Получать информацию о фабриканте М.В.Асееве.

5

5

Художники – наши земляки.

Знакомиться с произведениями искусства Тамбовских художников

6

6

Художники – наши земляки.

Работать с репродукциями художников.

В гостях у сказки. (8 часов)

7

1

Фольклор - духовное богатство народа.

Узнавать, что такое фольклор. Познакомиться с жанрами и видами русского народного творчества. Найти какое – либо произведение фольклора родного края.

8

2

Как сказки попали в книгу.

Знакомиться с истоками сказок. Узнавать, кто такие сказители, хранители и собиратели сказок. Участвовать в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка».

9

3

Сказочный мир нашего земляка С.С.Милосердова.

Получать информацию о жизни и творческой биографии

10

4

Сказочный мир нашего земляка С.С.Милосердова.

Читать и анализировать рассказы писателя.

11

5

Сказочный мир нашего земляка Г.А.Попова

Читать и анализировать сказки Г.А.Попова. Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки.

12

6

Сказочный мир нашего земляка Г.А.Попова

Читать и анализировать сказки Г.А.Попова Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки.

13

7

Сказочный мир Т.Л.Курбатовой.

Читать и анализировать сказку Т.Л.Курбатовой Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки.

14

8

Литературная гостиная. Проба пера.

Сочинять сказку на новогоднюю тему.

Литературный Тамбов (10 часов)

15

1

Великие писатели земли Тамбовской.

Изучать факты биографии писателей и поэтов,  живших  в Тамбове и Тамбовском уезде.

16

2

Великие писатели земли Тамбовской.

Изучать факты биографии писателей и поэтов,  живших  в Тамбове и Тамбовском уезде.

17

3

Великие писатели земли Тамбовской.

Изучать факты биографии писателей и поэтов,  живших  в Тамбове и Тамбовском уезде.

18

4

Лирические произведения М.Ю. Лермонтова.

Знакомиться с жизнью и творчеством поэта М.Ю. Лермонтова и его произведениями. Подбирать рифмы по заданию учителя.

19

5

Лирические произведения М.Ю. Лермонтова.

Знакомиться с жизнью и творчеством поэта М.Ю. Лермонтова и его произведениями. Подбирать рифмы по заданию учителя.

20

6

Писатели и поэты современности.

Получать информацию о современных писателях и поэтах Тамбова.

21

7

Писатели и поэты современности.

Получать информацию о современных писателях и поэтах Тамбова

22

8

Писатели и поэты современности.

Знакомиться с известными именами творческих людей – поэтов и прозаиков .

23

9

Писатели и поэты современности.

Знакомиться с известными именами творческих людей – поэтов и прозаиков

24

10

Творческий конкурс «Проба пера».

Пробовать сочинять стихи.

Щедрая палитра талантов земли Тамбовской(7 часов)

25

1

Таланты земли Тамбовской.

Получить информацию о творческих коллективах городаТамбова.

26

2

Государственный Академический ансамбль песни и танца «Ивушка».

Знакомиться с творчеством данного коллектива, делиться впечатлениями, испытывать чувство гордости за талант своих земляков.

Знать и понимать народные и музыкальные традиции родного края, разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх, драматизациях. Сочинять мелодии на поэтические песни.

27

3

Государственный Академический ансамбль песни и танца «Ивушка».

28

4

Государственный Академический ансамбль песни и танца «Ивушка».

29

5

Тамбовский молодежный театр.

30

6

Тамбовский молодежный театр.

31

7

Оркестр русских народных инструментов.

В мире муз (3 часа)

32

1

Театральные встречи. Тамбовский драматический театр.

Знакомиться с историей театра, получать информацию о людях, стоявших у истока.

33

2

Театральные встречи. Тамбовский драматический театр.

Знакомиться с историей театра, получать информацию о людях, стоявших у истока.

34

3

На кукольном представлении.

Посетить кукольное представление .

Люби и знай свой край (1 час)

35

1

Викторина «Проверь себя».

Проверять и оценивать свои знания, полученные за год.


Календарно-тематическое планирование 4 класс

п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Характеристика основных видов

 деятельности      учащихся

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

Что и как изучает история (6 часов)

1

1

Как люди узнают о прошлом.

Познакомиться с понятиями «история», «археология», «археологи».

.

2

2

Как люди узнают о прошлом.

Работать с иллюстрациями « О чем могут рассказать предметы раскопок».

3

3

Лента времени.

Познакомиться с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие». Работать с римскими и арабскими цифрами. Работать с «Лентой времени».

4

4

Лента времени.

Работать с «Лентой времени». Воспроизводить «Ленту времени».

5

5

История на карте.

Отличать особенности и условные знаки географической и исторической карты.

6

6

История на карте.

Учиться читать историческую карту. Работать с исторической картой города Тамбова.

Путешествие в глубь времен (8 часов)

7

1

Первые поселения в Тамбовском  крае.

Из исторических источников узнавать о занятиях племен, населяющих наш край.

8

2

Первые поселения в Тамбовском  крае.

Из исторических источников узнавать о занятиях племен, населяющих наш край.

9

3

«Город древний, город чудный».

Находить информацию о первых упоминаниях о городе Тамбове. Участвовать в конкурсе рисунков и аппликаций на тему: «Древний Тамбов».

  10

4

«Город древний, город чудный».

Находить информацию о первых упоминаниях о городе Тамбове. Участвовать в конкурсе рисунков и аппликаций на тему: «Древний Тамбов».

11

5

Тамбов  революционный.

Искать информацию о тамбовчанах– революционерах.

12

6

Тамбов  революционный.

Искать информацию о тамбовчанах– революционерах.

13

7

Гражданская война. Тамбовчане на защите революции.

Собирать информацию и рассказывать о том, какую помощь оказывали тамбовчане фронту.

14

8

Гражданская война. Тамбовчане на защите революции.

Собирать информацию и рассказывать о том, какую помощь оказывали тамбовчане фронту.

Тамбов  – купеческий город ( 6 часов)

15

1

Прогулка по старинному городу.

Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, о жителях города и их занятиях.

16

2

Прогулка по старинному городу.

Составлять рассказ на тему: «Я и моя семья живут в купеческом городе Тамбове»

17

3

Традиции русского купечества.

Узнавать, что такое этикет, правила светского этикета 19 века.

18

4

Традиции русского купечества.

Выступать с подготовленными сообщениями.

19

5

На русской ярмарке.

Выяснять особенности русской ярмарки. Узнавать, какие товары были на ярмарках в Тамбове.

20

6

На русской ярмарке.

Выступать с подготовленными сообщениями.

Суровые годы Великой отечественной войны (5 часов)

21

1

«Край родной, войною опаленный».

Узнавать о датах и событиях военной истории родного города.

22

2

«Край родной, войною опаленный».

Выполнять практическую работу. Составлять текст письма участнику Великой Отечественной войны.

23

3

«Их подвиг бессмертен»

Собирать информацию и составлять рассказ о защитниках города.

24

4

«Их подвиг бессмертен». Встреча с ветераном Вов.

Получать информацию о событиях Вов, ее участниках. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные мнения.

25

5

«Никто не забыт, ничто не забыто!».

Составлять сочинение на тему: «Война в истории моей семьи».

Ими гордятся Тамбов  (4 часа)

26

1

Тамбовчане – герои Великой Отечественной войны.

Рассказывать  о тамбовчанах – героях Великой Отечественной войны.

27

2

Тамбовчане– герои Великой Отечественной войны.

28

3

Почетные граждане города Тамбова.

Находить информацию о почетных гражданах родного города.

29

4

Почетные граждане города Тамбова.

Наш город сегодня (4 часа)

30

1

Образовательные учреждения города Тамбова.

Узнавать, какие образовательные учреждения есть в нашем городе.

31

2

Промышленность города Тамбова.

Познакомиться с отраслями промышленности города.

32

3

Кто нас кормит?

Узнавать, какие отрасли сельского хозяйства находятся в нашем районе.

33

4

«Цвети, город!».

Испытывать чувство гордости за наш город, вносить свой вклад в процветание малой родины.

Люби  и знай родной город (2 часа)

34

1

Викторина «История нашего города»

Проверять и оценивать свои знания, полученные за год.

35

2

Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый город».

Участвовать в конкурсе рисунков на асфальте. Презентовать работы.

Материально – техническое обеспечение:

Технические средства обучения.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Мультимедийная доска.

Персональный компьютер с принтером, сканером.

Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Список литературы

  1. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М., 1991.
  2. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). –М.: Баласс, 2016.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Григорьев Д.В., Степанов П.В.-М.:Просвещение, 2014.
  4. Григорьев Д.В., Степаноов П.В. Программы внеурочной деятельности.

Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. – М., 2016.

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать

УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015.

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2014.
  2. Савинов Е.С. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся.- 2 – е изд., перераб.- М., 2011.
  3. Сизова Ю.А. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников. Методическое пособие.-г.о. Спасск –Дальний, 2009.
  4. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2010.
  5.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.

Щурова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., Просвещение, 201


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Юный краевед"

Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс

Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»

В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный краевед"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Курс внеурочной деятельности краеведческой направленности расчитан для обучающихся начального общего образования....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"- 2 класс.

Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса. На кружке "Юный краевед" учащиеся узнают об истории Воронежского края, о достопримечательностях, об известных людях, о защитниках Отече...