Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юный краевед»
    рабочая программа

    Шестакова Ольга Алексеевна

    Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской 

    Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №31 г. Тамбова»

     Принята на заседании                                                                                                   Утверждена приказом по

     педагогического совета                                                                                                школе от                  №

    от                 протокол №                                                                                                 Директор________О.В.Ухватова

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

        по внеурочной деятельности

    «Юный краевед»

                                                                   Для детей младшего школьного возраста

                                                                    (Срок реализации программы 4 года)

    Учителя начальной школы  Шестаковой О.А.

    Тамбов

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской  

    Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

    Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы    «Юный краевед» , ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

    Ведущей идеей программы «Юный краевед»  является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание  активной  жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

            Общая характеристика программы:

    Цели:

    - способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к  историческим и культурным ценностям города Тамбова, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

    Содержание предполагает решение следующих задач:

    Обучающие:

    • формировать у младших школьников представления  об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

    • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

    • расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

    Развивающие:

    • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:

    воображения, памяти, мышления, речи;

    • расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

    • формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

    Воспитательные:

    • воспитывать уважение и любовь к родному краю;

    • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к    историческим, культурным и природным ценностям села, города;

    • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

    • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

    В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

    Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.

    Содержание курса  является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

    Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

    - беседа,  экскурсии;

    - творческие  работы;

    - работа с картой России, родного города Тамбова;

    - сообщения учащихся на различные темы;

    - конкурсы, игры, праздники;

    -встречи с интересными людьми;

    -проекты;

    -компьютерные презентации и др.

            В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

    • инициирование и поддержание самоуправления в группах;

    • организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

    • организация воспитывающей  предметно- эстетической среды, окружающей школьников;

    • предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта

    подражания;

    • предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

    • проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

    • организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

             

    Место программы в структуре ООП:

    Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №31. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

    На изучение данной программы   предусмотрено в 1 классе 34ч.  (1 час в неделю, 34 учебные недели); во 2-4 классах по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель), что соответствует учебному плану школы.

    Описание ценностных ориентиров содержания предмета:

    Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

    Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

    Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

    Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

    Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:

              Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

    Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

    Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о  памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

                Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

    Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой  Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

    Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

    • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

    • формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:

         В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

         При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

    • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

    • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

    • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

    • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

    • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

              При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

    • различать способ и результат действия.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

    • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

    • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

    • выражать речь в устной и письменной форме;

    • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    • формулировать собственное мнение и позицию;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

    • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

    • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

    • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    Содержание программы

    1 класс

    Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший   школьник. На   данном этапе происходит

    накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.  

    Город Тамбов имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования,  проходящие в нем каждый  год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением  (дома, улицы,  достопримечательности  города) и людьми, живущими в нашем городе.

                 Тематическое распределение часов в 1 классе.

    Тема

    Кол-во часов  

    1

    Моя семья

    8

    2

    Моя школа

    6

    3

    Мой родной город

    12

    4

    Отечество. Наша родина – Россия. Моя малая родина.

    Рос

    РРоссия.

    8

    Всего

    34

                             

      Программа включает в себя четыре раздела.

         Первый раздел «Моя семья» (8 ч в 1 классе) знакомит:

    -с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».

    В ходе изучения этого раздела первоклассники  учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.

                 Второй раздел «Моя школа» (6 ч) знакомит:

    - с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);

    - с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;

    - с объектами, расположенными вокруг школы.

    В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья, целесоообразной организации жизни.

    Третий раздел «Мой родной город» (12 ч) знакомит:

    - с историей образования нашего города;

    -с достопримечательностями родного города;

     - с населением и почетными  людьми города;

     - с историей развития и названия улиц.                                          

    Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию  с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

           Четвертый раздел – «Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая  родина» (7 ч) знакомит:

    - с государственной символикой России;

    - с обычаями и традициями русского народа;

    - с самым знаменитым городом России – Москва;

    - с национальными костюмами народов России;

    - с народными и религиозными праздниками;

    - с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.

            Этот раздел развивает у  школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту

    2 класс.

    Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира.

                 Тематическое распределение часов во 2 классе.

    Тема

    Кол-во часов  

    1

    История и культура

    История и культура

    9

    2

    История создания вещей

    5

    3

    Музей-машина времени

    5

    4

    О прошлом говорят

    5

    5

    Памятники Тамбова

    4

    6

    Природа нашего края

    4

    7

    Люби и знай родной край

    Рос

    РРоссия.

    2

    Всего

    34

                          Программа включает в себя семь разделов.

    Первый раздел «История и культура» (9 ч) знакомит:

    - с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;

    - с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

    -с временной последовательностью событий.

            В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика.

    Второй раздел «История создания вещей» (5 ч) знакомит:

    - с понятиями «вещь», «свойства вещи».      

    - с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;

    - с русской глиняной посудой, посудой крестьянина и купца.

           В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, к русским обычаям,  чувство патриотизма.

    Третий раздел «Музей – машина времени» (5 ч) знакомит:

    - с видами музеев;

    - с профессиями работников музеев;

    - со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.

           Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, воспитывает интерес  к изучению памятников старины.

    Четвертый раздел «О прошлом говорят» (6 ч) знакомит:

    - с историей возникновения и развития  города Тамбова;

    - с памятниками архитектуры и истории.

            Этот раздел развивает у  школьников  интерес к истории возникновения русских православных храмов,  как памятников архитектуры.

    Пятый раздел «Памятники Тамбова» (4 ч ) знакомит:

            В ходе изучения данного раздела у учащихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за  наш народ , нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.

    Шестой раздел «Природа нашего края» (4 ч) знакомит:

    -  с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.

             Этот раздел развивает у школьников умения  работать  с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.

    Седьмой раздел «Люби и знай родной край» ( 2 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год.

    Тематическое распределение часов в 3 классе.

    Тема

    Кол-во часов  

    1

    Искусство и просвещение

    6

    2

    В гостях у сказки

    8

    3

    Литературный Тамбов

    9

    4

    Щедрая палитра талантов земли Тамбовской.

    7

    5

    В мире муз

    3

    6

    Люби и знай свой край

    1

    Всего

    34

    3 год. Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего города – поэтов, писателей, художников. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного города, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.

    Программа включает в себя шесть разделов.

    Первый раздел «Искусство и просвещение» (6 ч) знакомит:

    -  с историей распространения грамотности в Тамбове и с видами обучения детей купцов и рабочих;

    - с экспонатами  Тамбовского историко – художественного музеев;

    -с произведениями искусства Тамбовских писателей

    В программу данного раздела включены экскурсии в  музей.

    Второй раздел «В гостях у сказки» (8 ч) знакомит:

    - с понятиями «фольклор», «жанр»;

    - с жанрами и видами русского народного творчества;

    - с истоками сказок;

    - с понятиями «сказители»,  «хранители и собиратели» сказок.

    В этом разделе дети получают информацию о жизни и творческой биографии знаменитых людей .

    Третий раздел «Литературный Тамбов» (10 ч) знакомит:

    - с фактами  биографии писателей и поэтов,  живших  в Тамбове и Тамбовском уезде;

    -с  жизнью и деятельностью  Ю.А.Лермонтова.

    Четвертый раздел «Щедрая палитра талантов земли Тамбовской (7 ч) знакомит:

    - с творчеством художественных коллективов Тамбова;

    - с народными традициями родного края.

    Учащиеся делятся впечатлениями, разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх,  драмматизациях, сочиняют мелодии на поэтические песни. Испытывают чувство гордости за талант своих земляков.

    Пятый раздел «В мире муз» (3 ч) знакомит:

     - с историей театра, с творчеством  людей, стоявших у истока;

    Шестой раздел «Люби и знай свой край» ( 1 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися.

                        Тематическое распределение часов в 4  классе.

    Тема

    Кол – во часов

    1

    Что и как изучает история

    История и культура

    6

    2

    Путешествие  в  глубь времен

    8

    3

    Тамбов– купеческий город

    6

    4

    Суровые годы ВО войны

    войны

    5

    5

    Ими гордятся тамбовчане.

    Ими

    4

    6

    Наш город сегодня

     нашего края

    4

    7

    Люби и знай родной город

    Рос

    РРоссия.

    2

    Всего

    34

    4 год. Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие города. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.

    Программа включает в себя семь разделов.

    Первый раздел «Что и как изучает история» (6 ч) знакомит: 

    - с понятиями «история», «археология», «археологи».

    - с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».

            В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту времени», работать с географической и исторической картами.

    Второй раздел «Путешествие в  глубь времен» (8 ч) знакомит:

    -с историей возникновения   города Тамбова.

            В ходе изучения этого раздела учащиеся  узнают о занятиях племен, населяющих наш край, получают  и анализируют информацию о городе Тамбове от смутного времени  до  18 века. Самостоятельно находят исторический материал об участии наших земляков основании города. Собирают информацию о тамбовчанах– революционерах,  рассказывают о том, какую помощь оказывали тамбовчане фронту.

    Третий раздел «Тамбов – купеческий город» (6 ч) знакомит:

    - с достопримечательностями древнего города, с его населением и их

    занятиями;

    - с понятием «этикет», правилами светского этикета 19 века;

    - с особенностями русской ярмарки.

    Изучая этот раздел, четвероклассники самостоятельно находят исторический материал о городе Тамбов, о его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.

    Четвертый раздел «Суровые годы Великой Отечественной войны»  (5 ч) знакомит:

    - с датами и событиями военной истории родного города;

    - подвигами земляков, защищавших родную землю.

           В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о событиях Великой Отечественной войны , готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения.

    Пятый раздел «Ими гордятся Тамбов» (4 ч) знакомит:

    -  героями Великой Отечественной войны;

    - с почетными гражданами города Тамбова.

           В этом разделе ученики делятся найденной информацией о– героях ВО войны, о почетных гражданах города Тамбова, их заслугах перед народом.

    Шестой  раздел «Наш город сегодня» (4 ч) знакомит:

    - с образовательными учреждениями Тамбова;

    - с отраслями промышленности города;

    - с отраслями сельского хозяйства.

           Изучая этот раздел,  школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашем городе, знакомятся с отраслями промышленности и сельского хозяйства  Тамбова.

    Седьмой раздел «Люби и знай родной город» (2 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов  для викторины  с целью  самопроверки знаний, полученных учащимися за год.

       Календарно-тематическое планирование 1 класс.

    п/п

    № урока в разделе

    Тема урока

    Характеристика основных видов

     деятельности  учащихся

    Дата (план)

    Дата (факт)

    Примечание

    Моя семья (8 часов)

    1

    1

    Моя семья.

    Составлять устный рассказ о своей семье, используя семейные фотографии. Изображать на рисунке членов семьи.

    2

    2

    Что изучает краеведение?

    Знакомиться с понятиями «родина», «отчизна».

    3

    3

    Мой дом.

    Составлять устный рассказ о своем доме. Изображать свой дом.

    4

    4

    Мир твоего дома.

    Узнавать об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем (из истории), об обрядах с домашними животными.

    5

    5

    Жизнь каждого член семьи.

    Устно составлять рассказ  о домашних делах, об обязанностях, которые может исполнять первоклассник в семье.

    6

    6

    Отношения в семье.

    Узнавать о нравственных обязанностях младших перед старшими.  Изображать на рисунке членов семьи.

    7

    7

    Моя родословная.

    Получать информацию о понятиях «поколение», «потомки», «предки». Составлять родословное древо.

    8

    8

    Я и моё имя.

    Узнавать, что обозначают наши имена, что такое фамилия и отчество, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом.

    Моя школа (6 часов)

    9

    1

    Я – ученик, я – школьник.

    Получать информацию о значении соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни.

    10

    2

    Родная школа.

    Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возведении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории.

    11

    3

    Трудовая жизнь школы.

    Получать информацию об общих правилах поведения. Знать и выполнять правила поведения в школе. Вести наблюдения под руководством экскурсовода.

    12

    4

    Школьные, семейные традиции и праздники.

    Узнавать, что такое реликвия. Рассказывать о традициях и праздниках в семье. Составлять макет «Школа – мой дом».

    13

    5

    Новый год.

    Участвовать в виртуальном путешествии. Разучивать песни, стихи, посвященные Новому году.

    14

    6

    Рождественские колядки.

    Участвовать в празднике Рождество Христово. Исполнять рождественские колядки.

    Мой родной город (12 часов)

    15

    1

    Мой родной город.

    Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, об окружающих людях.

    16

    2

    Труд людей в городе и на селе.

    Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Рассказывать о труде людей в городе и на селе.

    17

    3

    Профессии в моей семье.

    Узнавать и приводить примеры профессий. Рассказывать о профессии своих родителей.

    18

    4

    Экскурсия на предприятие (на почту)

    Получать информацию о работе почты.

    19

    5

    Экскурсия на предприятие (ТАКФ)

    Узнавать о работеТАКФ. Нарисовать продукцию, которую выпускают на предприятии.

    20

    6

    Мой город.

    Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. Рисовать древний город.

    21

    7

    Моя улица.

    Узнавать и называть улицы города по месту жительства. Узнавать об истории названий улиц, их роли в жизни современного человека.

    22

    8

    Наш современный город.

    Узнавать здания по вывеске. Составлять рассказ о своем городе.

    23

    9

    Правила безопасного поведения на улице.

    Формулировать правила безопасного поведения. Знать безопасный путь в школу.

    24

    10

    Экскурсия к памятнику воинской славы

    Вести наблюдения под руководством экскурсовода. Знакомиться с памятником воинской славы.

    25

    11

    Экскурсия по городу.

    Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

    26

    12

    Викторина «Где эта улица, где этот дом?».

    Выполнять задания, проверять свои знания.

    Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина  (7 часов)

    27

    1

    Моя малая родина.

    Получать информацию об обычаях и традициях русского народа. Читать стихи о Родине, дружбе, школе.

    28

    2

    О гербе, флаге и гимне.

    Знать символику нашего государства.  Рисовать флаг России. Учить гимн России.

    29

    3

    Москва – столица нашей Родины.

    Получать информацию о Москве, Кремле, Красной площади. Участвовать в виртуальном путешествии по Москве.

    30

    4

    Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.

    Узнавать о традиционном народном костюме: праздничном и будничном. Работать с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.

    31

    5

    Я – надежда Отечества.

    Узнавать о предназначении человека. Уметь ценить в других людях положительные качества и поступки. Составлять памятку «Законы дружбы».

    32

    6

    Земля – общий дом для всех людей.

    Участвовать в ролевой игре «Мы из разных стран».

    33

    7

    Конкурс рисунков на тему: «Моя Россия, мой город»

    Участвовать в выставке рисунков на тему: «Моя Россия – мой город». Презентовать работы.

    Календарно-тематическое планирование 2 класс

    п/п

    № урока в разделе

    Тема урока

    Характеристика основных видов

     деятельности      учащихся

    Дата (план)

    Дата (факт)

    Примечание

    История и культура (9 часов)

    1

    1

    Что такое культура?

    Узнавать, что такое культурное наследие, культура.

    2

    2

    Что такое культура?

    Узнавать, что такое культурное наследие, культура.

    3

    3

    Источники изучения жизни народа.

    Классифицировать источники по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

    4

    4

    Что такое время?

    Различать понятия «время», «дата», «год», «век».

    5

    5

    Что такое время?

    Закреплять представления  о временной последовательности событий.

    6

    6

    Что такое вещь?

    Различать понятия «копия» и «подлинник».

    7

    7

    Что такое вещь?

    Выполнять практическое задание «Рисовать людей, которым могли принадлежать вещи (шляпа, кольчуга, кокошник)»

    8

    8

    Семейная реликвия.

    Выполнять практическую работу.

    9

    9

    Путешествие в страну книг.

    Посещать школьную библиотеку. Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

    История создания вещей (5 часов)

    10

    1

    Посуда на Руси.

    Узнавать, какая посуда была в старину, из какого материала ее изготавливали. Сравнивать посуду крестьянина и купца. Практиковаться в росписи посуды.

    11

    2

    В старинном доме.

    Получать информацию о старинных предметах и знать их значение в современной жизни. Практиковаться в украшении старинной вещи.

    12

    3

    Обычаи русской старины.

    Узнавать о русских обычаях, обычаях других стран, о значении обычаев для современного человека. Устанавливать соответствие пословиц о русских обычаях.

     13

    4

    Для войны и мирной жизни.

    Познакомиться с орудиями труда крестьянина и доспехами воина. Провести сравнительный анализ предметов для войны и мирной жизни. Выполнять практическую работу по теме: «Вооружи» воина».

    14

    5

    От колеса до ракеты.

    Прослеживать историческое развитие производства  посуды, мебели и бытовых приборов, оружия и разных видов транспорта. Придумать и нарисовать модель автомобиля будущего.

    Музей – машина времени (5 часов)

    15

    1

    Что такое музей?

    Узнавать, какие бывают музеи, музейные профессии. Участвовать в ролевой игре «В музее».

    16

    2

    Что такое музей?

     Участвовать в виртуальной экскурсии по музейным залам. Оценивать достижения культуры.

    17

    3

    Экскурсия в школьный музей.

    Знакомиться с экспонатами школьного музея, с историей промышленности нашего города, с жизнью  известных людей города.

    18

    4

    Экскурсия в историко-художественный музей.

    Вести наблюдения под руководством экскурсовода. Вести записи своих впечатлений.

    19

    5

     Экскурсия в городской выставочный зал.

    Вести наблюдения под руководством экскурсовода. Участвовать в конкурсах. Практиковаться в изготовлении символа нашего города .

             О прошлом говорят (6 часов)

    20

    1

    История возникновения и развития города Тамбова.

    Узнавать историю возникновения и развития города Тамбова.

    21

    2

    Прикоснуться к вечности. Монастыри Тамбова

    Знакомиться с древнейшей архитектурой Тамбова.                                                                                            

    22

    3

    Монастыри Тамбова

    Получать информацию о храмах, расположенных в Тамбове.

    23

    4

    Казанский (мужской) монастырь.

    Узнавать о жизни монастыря из объяснения учителя, делать выводы.

    24

    5

    Вознесенский (женский) монастырь.

    Узнавать о жизни монастыря из объяснения учителя, делать выводы.

    25

    6

    Спасо-  Преображенский кафедральный собор 

    Знакомиться  с историей возрождения главного собора города.

    Памятники Тамбова(4 часа)

    26

    1

    Памятник Г.Р.Державина

     Получить  информацию о Г.Р.Державина

    27

    2

    Лермонтов в нашем городе. Памятник Лермонтову.

    Получить информацию о пребывании Лермонтова в нашем городе. Узнавать в честь каких людей и событий может быть воздвигнут   памятник.

    28

    3

    Экскурсия к памятнику  Тамбовский колхозник.

    Познакомиться с историей создания памятника. Вести наблюдения под руководством учителя.

    29

    4

    Экскурсия к памятнику Триптих «Стена памяти»

    Познакомиться с историей Тамбова в годы Великой Отечественной войны.

                                                                                                   Природа нашего края(4 часа)

    30

    1

    Сосновый бор – жемчужина города.

    Собирать информацию о флоре и фауне городского бора. Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления одноклассников.

    31

    2

    Экскурсия в бор «Знакомая поляна».

    Вести наблюдения под руководством учителя, делать выводы.

    32

    3

    Воронинский  заповедник.

    Извлекать интересную для себя информацию из просмотра научно – популярного фильма о Воронинском заповеднике.

    33

    4

    Викторина «Знай и люби природу родного края»

    Выполнять задания, проверять свои знания.

    Люби и знай родной край (2 часа)

     34

    1

    Конкурс рисунков «Я люблю свой город».

    Участвовать в конкурсе рисунков. Презентовать свои работы.

    35

    2

    Проверь себя.

     Проверять и оценивать свои знания, полученные за год.

    Календарно-тематическое планирование 3 класс

    п/п

    № урока в разделе

    Тема урока

    Характеристика основных видов

     деятельности  учащихся

    Дата (план)

    Дата (факт)

    Примечание

    Искусство и просвещение (6 часов)

    1

    1

    Зарождение и развитие письменности и грамотности в Тамбове.

    Знакомиться  с историей распространения грамотности в Тамбове и с видами обучения детей купцов и рабочих. Практиковаться в сборе материала о самом старом учебном заведении Тамбова.

    2

    2

    Экскурсия в школьный музей.

     Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возве-дении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории.

    3

    3

    Дом – музей Чичерина. Путешествие по залам музея.

    Узнавать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

    4

    4

    Музейный комплекс «Усадьба Асеевых»

    Получать информацию о фабриканте М.В.Асееве.

    5

    5

    Художники – наши земляки.

    Знакомиться с произведениями искусства Тамбовских художников

    6

    6

    Художники – наши земляки.

    Работать с репродукциями художников.

    В гостях у сказки. (8 часов)

    7

    1

    Фольклор - духовное богатство народа.

    Узнавать, что такое фольклор. Познакомиться с жанрами и видами русского народного творчества. Найти какое – либо произведение фольклора родного края.

    8

    2

    Как сказки попали в книгу.

    Знакомиться с истоками сказок. Узнавать, кто такие сказители, хранители и собиратели сказок. Участвовать в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка».

    9

    3

    Сказочный мир нашего земляка С.С.Милосердова.

    Получать информацию о жизни и творческой биографии

    10

    4

    Сказочный мир нашего земляка С.С.Милосердова.

    Читать и анализировать рассказы писателя.

    11

    5

    Сказочный мир нашего земляка Г.А.Попова

    Читать и анализировать сказки Г.А.Попова. Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки.

    12

    6

    Сказочный мир нашего земляка Г.А.Попова

    Читать и анализировать сказки Г.А.Попова Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки.

    13

    7

    Сказочный мир Т.Л.Курбатовой.

    Читать и анализировать сказку Т.Л.Курбатовой Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки.

    14

    8

    Литературная гостиная. Проба пера.

    Сочинять сказку на новогоднюю тему.

    Литературный Тамбов (10 часов)

    15

    1

    Великие писатели земли Тамбовской.

    Изучать факты биографии писателей и поэтов,  живших  в Тамбове и Тамбовском уезде.

    16

    2

    Великие писатели земли Тамбовской.

    Изучать факты биографии писателей и поэтов,  живших  в Тамбове и Тамбовском уезде.

    17

    3

    Великие писатели земли Тамбовской.

    Изучать факты биографии писателей и поэтов,  живших  в Тамбове и Тамбовском уезде.

    18

    4

    Лирические произведения М.Ю. Лермонтова.

    Знакомиться с жизнью и творчеством поэта М.Ю. Лермонтова и его произведениями. Подбирать рифмы по заданию учителя.

    19

    5

    Лирические произведения М.Ю. Лермонтова.

    Знакомиться с жизнью и творчеством поэта М.Ю. Лермонтова и его произведениями. Подбирать рифмы по заданию учителя.

    20

    6

    Писатели и поэты современности.

    Получать информацию о современных писателях и поэтах Тамбова.

    21

    7

    Писатели и поэты современности.

    Получать информацию о современных писателях и поэтах Тамбова

    22

    8

    Писатели и поэты современности.

    Знакомиться с известными именами творческих людей – поэтов и прозаиков .

    23

    9

    Писатели и поэты современности.

    Знакомиться с известными именами творческих людей – поэтов и прозаиков

    24

    10

    Творческий конкурс «Проба пера».

    Пробовать сочинять стихи.

    Щедрая палитра талантов земли Тамбовской(7 часов)

    25

    1

    Таланты земли Тамбовской.

    Получить информацию о творческих коллективах городаТамбова.

    26

    2

    Государственный Академический ансамбль песни и танца «Ивушка».

    Знакомиться с творчеством данного коллектива, делиться впечатлениями, испытывать чувство гордости за талант своих земляков.

    Знать и понимать народные и музыкальные традиции родного края, разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх, драматизациях. Сочинять мелодии на поэтические песни.

    27

    3

    Государственный Академический ансамбль песни и танца «Ивушка».

    28

    4

    Государственный Академический ансамбль песни и танца «Ивушка».

    29

    5

    Тамбовский молодежный театр.

    30

    6

    Тамбовский молодежный театр.

    31

    7

    Оркестр русских народных инструментов.

    В мире муз (3 часа)

    32

    1

    Театральные встречи. Тамбовский драматический театр.

    Знакомиться с историей театра, получать информацию о людях, стоявших у истока.

    33

    2

    Театральные встречи. Тамбовский драматический театр.

    Знакомиться с историей театра, получать информацию о людях, стоявших у истока.

    34

    3

    На кукольном представлении.

    Посетить кукольное представление .

    Люби и знай свой край (1 час)

    35

    1

    Викторина «Проверь себя».

    Проверять и оценивать свои знания, полученные за год.


    Календарно-тематическое планирование 4 класс

    п/п

    № урока в разделе

    Тема урока

    Характеристика основных видов

     деятельности      учащихся

    Дата (план)

    Дата (факт)

    Примечание

    Что и как изучает история (6 часов)

    1

    1

    Как люди узнают о прошлом.

    Познакомиться с понятиями «история», «археология», «археологи».

    .

    2

    2

    Как люди узнают о прошлом.

    Работать с иллюстрациями « О чем могут рассказать предметы раскопок».

    3

    3

    Лента времени.

    Познакомиться с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие». Работать с римскими и арабскими цифрами. Работать с «Лентой времени».

    4

    4

    Лента времени.

    Работать с «Лентой времени». Воспроизводить «Ленту времени».

    5

    5

    История на карте.

    Отличать особенности и условные знаки географической и исторической карты.

    6

    6

    История на карте.

    Учиться читать историческую карту. Работать с исторической картой города Тамбова.

    Путешествие в глубь времен (8 часов)

    7

    1

    Первые поселения в Тамбовском  крае.

    Из исторических источников узнавать о занятиях племен, населяющих наш край.

    8

    2

    Первые поселения в Тамбовском  крае.

    Из исторических источников узнавать о занятиях племен, населяющих наш край.

    9

    3

    «Город древний, город чудный».

    Находить информацию о первых упоминаниях о городе Тамбове. Участвовать в конкурсе рисунков и аппликаций на тему: «Древний Тамбов».

      10

    4

    «Город древний, город чудный».

    Находить информацию о первых упоминаниях о городе Тамбове. Участвовать в конкурсе рисунков и аппликаций на тему: «Древний Тамбов».

    11

    5

    Тамбов  революционный.

    Искать информацию о тамбовчанах– революционерах.

    12

    6

    Тамбов  революционный.

    Искать информацию о тамбовчанах– революционерах.

    13

    7

    Гражданская война. Тамбовчане на защите революции.

    Собирать информацию и рассказывать о том, какую помощь оказывали тамбовчане фронту.

    14

    8

    Гражданская война. Тамбовчане на защите революции.

    Собирать информацию и рассказывать о том, какую помощь оказывали тамбовчане фронту.

    Тамбов  – купеческий город ( 6 часов)

    15

    1

    Прогулка по старинному городу.

    Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, о жителях города и их занятиях.

    16

    2

    Прогулка по старинному городу.

    Составлять рассказ на тему: «Я и моя семья живут в купеческом городе Тамбове»

    17

    3

    Традиции русского купечества.

    Узнавать, что такое этикет, правила светского этикета 19 века.

    18

    4

    Традиции русского купечества.

    Выступать с подготовленными сообщениями.

    19

    5

    На русской ярмарке.

    Выяснять особенности русской ярмарки. Узнавать, какие товары были на ярмарках в Тамбове.

    20

    6

    На русской ярмарке.

    Выступать с подготовленными сообщениями.

    Суровые годы Великой отечественной войны (5 часов)

    21

    1

    «Край родной, войною опаленный».

    Узнавать о датах и событиях военной истории родного города.

    22

    2

    «Край родной, войною опаленный».

    Выполнять практическую работу. Составлять текст письма участнику Великой Отечественной войны.

    23

    3

    «Их подвиг бессмертен»

    Собирать информацию и составлять рассказ о защитниках города.

    24

    4

    «Их подвиг бессмертен». Встреча с ветераном Вов.

    Получать информацию о событиях Вов, ее участниках. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные мнения.

    25

    5

    «Никто не забыт, ничто не забыто!».

    Составлять сочинение на тему: «Война в истории моей семьи».

    Ими гордятся Тамбов  (4 часа)

    26

    1

    Тамбовчане – герои Великой Отечественной войны.

    Рассказывать  о тамбовчанах – героях Великой Отечественной войны.

    27

    2

    Тамбовчане– герои Великой Отечественной войны.

    28

    3

    Почетные граждане города Тамбова.

    Находить информацию о почетных гражданах родного города.

    29

    4

    Почетные граждане города Тамбова.

    Наш город сегодня (4 часа)

    30

    1

    Образовательные учреждения города Тамбова.

    Узнавать, какие образовательные учреждения есть в нашем городе.

    31

    2

    Промышленность города Тамбова.

    Познакомиться с отраслями промышленности города.

    32

    3

    Кто нас кормит?

    Узнавать, какие отрасли сельского хозяйства находятся в нашем районе.

    33

    4

    «Цвети, город!».

    Испытывать чувство гордости за наш город, вносить свой вклад в процветание малой родины.

    Люби  и знай родной город (2 часа)

    34

    1

    Викторина «История нашего города»

    Проверять и оценивать свои знания, полученные за год.

    35

    2

    Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый город».

    Участвовать в конкурсе рисунков на асфальте. Презентовать работы.

    Материально – техническое обеспечение:

    Технические средства обучения.

    Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

    Мультимедийная доска.

    Персональный компьютер с принтером, сканером.

    Мультимедийный проектор.

    Экранно-звуковые пособия.

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

    Список литературы

    1. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М., 1991.
    2. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). –М.: Баласс, 2016.
    3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Григорьев Д.В., Степанов П.В.-М.:Просвещение, 2014.
    4. Григорьев Д.В., Степаноов П.В. Программы внеурочной деятельности.

    Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. – М., 2016.

    1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать

    УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015.

    1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2014.
    2. Савинов Е.С. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся.- 2 – е изд., перераб.- М., 2011.
    3. Сизова Ю.А. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников. Методическое пособие.-г.о. Спасск –Дальний, 2009.
    4. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2010.
    5.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.

    Щурова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., Просвещение, 201


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Юный краевед"

    Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у ...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс

    Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»

    В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

    Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный краевед"...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы"

    Курс внеурочной деятельности краеведческой направленности расчитан для обучающихся начального общего образования....