Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие Экологический суд
    классный час (2 класс)

    Шестакова Ольга Алексеевна

    Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologicheskiy_sud.docx40.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие

    Экологический суд

    Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

    ПЕСНЯ «РОССИЯ»

    Ведущий: Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая для нас, самая прекрасная. Это Земля. Когда в одной её части наступает день, то на другой сгущается мрак ночи. Природа планеты Земля богата всевозможными красками и орнаментами, она дарует жизнь и восхитительные минуты счастья. Глоток родниковой воды и чарующего жизнь воздуха, живительный солнечный луч и завораживающий аромат растений, пленяющее пение птиц и волнующие картины ландшафтов, окружающих нас со дня рождения. Порыв весеннего ветра и капля летнего дождя, чудесный цветок и полновесная гроздь ароматных плодов – вот нити, связывающие человека с природой, питающие и врачующие его.

    ПЕСНЯ «РОССИЯ»

    1-ый ученик:

    Есть просто храм,

    Есть храм науки,

    А есть еще природы храм-

    С лесами, тянущими руки

    Навстречу солнцу и ветрам.

    Он свет в любое время суток,

    Открыт для нас в жару и стынь,

    Входи сюда,

    Будь сердцем чуток

    Не оскверняй её святынь.

    2 ученик

    Держа в руке глобус, ученик рассказывает

    Самая прекрасная, родная,

    Разноцветная, веселая, живая,

    Ты для нас, как мать, одна на свете,

    Мы твои заботливые дети.

    Но порой, под нашими руками

    Красота твоя бесследно исчезает.

    Задыхаются от грязи океаны,

    Звери, птицы, травы погибают.

    Где бы мы ни жили на планете,

    За твою судьбу мы все в ответе.

    Мы твои помощники, друзья,

    Мы, Земля, с тобой одна семья.

    Звучит голос Земли:

     Мне радостно слышать вас и обидно .

    Учитель:

    - Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?

    Голос Земли:

    Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

    Как же я была прекрасна в то время!

    Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

    Учитель

     Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

    (С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

    Ведущий: Земля, вода, лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье. Замечательный писатель и большой любитель природы М.М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину. Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многим виды животных. Человек многим обязан природе, особенно лесу.

                                                                 

                                                 

    Звучит тревожная музыка

    1 ребенок

       - На земле исчезают цветы,

    С каждым годом заметнее это,

    Меньше радости и красоты

    Оставляет нам каждое лето

    2 ребенок

                          - Откровенье цветов луговых

    Нами понято было едва ли

    Беззаботно топтали мы их

    И бездумно, безграмотно рвали.

    3 ребенок

                          - В нас молчало безумное «стой!»

    Нам казалось всё мало, всё мало

    А потом в толчее городской

    Мы охапки тащили устало.

    4 ребенок    - И не видели, как из-под ног

    Молчаливо, дыша еле-еле

    Обречённо глядел василёк,

    Безнадёжно гвоздики глядели.

    1 ребенок    - Мы безмерно богаты

    В наших чащах и рощах

    Столько всяких пернатых

    Просто диву даёшься.

    2 ребенок     - И, конечно, тревожно

    Что порой мы безбожно

    Не храним, что имеем,

    Не щадим, не жалеем.

    3 ребенок    - Ни за что не в ответе

    Словно самую малость

    Нам на этой планете

    Жить и править осталось.

    4 ребенок    - Не хозяева вроде

    Так добро своё губим

    И гордимся природой

    И отечество любим.

    5 ребенок    - Дерево, трава, цветок и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они

    На планете мы останемся одни.

    Песня «Огоньки фонарики дружбы»

    Ход урока. Слайд 1

    • Вот экология - модное слово,
      Раньше природа не знала такого,
      Банки, бутылки в кусты не бросали,
      В реку отходы и нефть не сливали.
    • Крысы и мыши теперь процветают,
      Ценные виды, увы, исчезают,
      Те, кто на свалках сжигают отходы,
      Все отравляют, и воздух, и воду!
    • Наша планета пока-что жива,
      Но без защиты погибнет она!
      Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,
      Не вырубайте березы и клены!

    Ведущий: Иногда слышишь «Человек – царь природы!». Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить это невозможно. Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Всё это щедро даёт природа. Всё это даёт природа. А взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А, если бы могли, тогда стали бы нашими судьями и обвинителями.

    • Давайте пофантазируем.

               А теперь давайте представим, как мог бы проходить такой суд над человеком.  

    Итак, суд. Суд над человеком.

    Действующие лица:

    Судья – Зубр. (Было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров не задумываясь истребляли)

    Главный обвинитель – Тур (последний Тур был убит в 17 веке).

    Адвокат – защитник человека – Собака.

    Присяжные заседатели – все те, кто находится здесь за столом.

             -  Секретарь: Встать, суд идет!

               - Судья: Сегодня рассматривается дело №2013 по обвинению человечека  в осквернение природы, истреблении и уничтожении братьев наших меньших, Начнем заседание. Слово для обвинения. Пожалуйста, господин обвинитель.

             - Обвинитель: слайд 2

    От имени зверей и трав, птиц и рыб, деревьев и мхов, от имени всех живых существ на Земле я обвиняю тебя, Человек  разумный, в твоих злодеяниях на планете Земля на протяжении тысячелетий

              -Адвокат: Позвольте, позвольте, но зачем же ворошить прошлое, кто старое помянет, тому глаз вон!

             - Судья: Господа, прошу уважения к высокому суду и друг к другу. Не перебивайте, пожалуйста. Давайте выслушаем сторону обвинения. Прошу вас, господин обвинитель.

              - Обвинитель: Спасибо, ваша честь. Так я осмелюсь продолжить. Первобытный человек поклонялся природе, обожествлял ее, чего нельзя сказать о, так называемом, цивилизованном человеке. Слайд 3

                 Стали люди сильными, как  Боги и судьба Земли у них в руках,

                 Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках.

                  Мы давно освоили планету, широко шагает новый век.

               На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли человек?

    Изучив материалы дела, установили, что из-за необдуманных поступков человека: 

    слайд 4

    • каждый день фауна земного шара становится беднее,
    • каждую неделю мы навсегда теряем 1 вид растения,
    • каждую минуту  вырубается 20 га тропических лесов
    • каждому пятому виду зверей, птиц, каждому четвертому виду рыб грозит опасность,
    • каждый третий гектар пашни подвержен эрозии,
    • безжалостно вырубаются леса, обеднели ягодники, исчезают грибы, сокращается поголовье животных в лесу, в реке.

            Мне кажется, уже ничего нельзя сказать в оправдание обвиняемого. Не так ли?

            - Адвокат: Я считаю, что обвиняемый заслуживает снисхождения и прошу обратить  внимание на ту ситуацию, в которой оказался  мой подзащитный. Ведь он действовал не столько по велению сердца, сколько под напором цивилизации. И это было вне его воли.

            - Судья: Есть ли у Вас доказательства или свидетели, подтверждающие правоту Ваших слов.

            - Адвокат: Доказательства? Пожалуйста. Развитие промышленности, гигантский выпуск автомобилей, холодильников, стиральных порошков, одежды, обуви и т. д., в которых так нуждается  человечество .стимулировало наступление на природу.

    Ведь мой подзащитный делал все для улучшения  жизни человека.

    Разве это не убедительное доказательство? Слайд 5

             -Судья: Высокий суд не считает это убедительным доказательством. Пожалуйста, сядьте. Есть ли доказательства и свидетели у стороны обвинения.

             -Обвинитель: О, да! Ваша честь! Я представлю суду свидетелей и доказательства моей правоты в обвинении Человека.

             -Судья: Извольте приступать, господин обвинитель, Высокий суд слушает Вас.

            - Обвинитель: Я благодарю Высокий суд. Прошу  вас, господа – свидетели.

    Судья             Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается!

    Слово – главному обвинителю.

    Тур                   Мне трудно говорить. Не только потому, что меня давно не существует на свете.

    Я боюсь, что ещё много видов животных и растений исчезнут так же как исчез

    мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Где бы

    не появился человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал.

    250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили

    последнюю. Крупная нелетающая птица Дронт уже никогда не будит жить на  

    земле: люди уничтожили их всех.

    (обращаясь к человеку). А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь

    жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, вода.

    Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте! Вы наказываете себя!

    Судья             Теперь слово защите.

    Собака           Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек

    наказывает сам себя. Но поверьте, человек заслуживает и уважения.

    Тур                 Уважения?

    Собака           Да, да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?

    Тур                   Смешно! Вы же от него зависите во всём. Вам не выгодно обвинять его. А иначе,

    кто даст вам пищу и жильё.

    Собака           А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году,

    а первый национальный парк был создан  1872 году.

    Судья             Давайте выслушаем свидетелей со стороны обвинения и со стороны защиты.

    Первый свидетель обвинения – Воздух.

    Воздух            За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн.

    В результате истощается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры

    попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания.

    Уничтожаются тысячи гектаров леса.

    Судья             Свидетель – Вода.

    Вода               Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в  водоёмы попадает столько

    вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

    В реках Волга, Дунай купаться вообще нельзя. Байкал в результате «деятельности»

    закрытого ныне целлюлозно-бумажного комбината теряет способность

    самоочищаться: омуль еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы.

    Судья             Свидетель – Почва.

    Почва             Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет. А разрушить её

    можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено 1/4 часть всех

    плодородных земель. Человек стал вносить горы минеральных удобрений.

    Судья             Слово защите.

    Собака           Человек старается сократить выбросы в атмосферу. Англия и Япония запретили

    изготовление аэрозолей. Начали выпускать машины с двигателями на газе и

    электричестве.

    Судья             Продолжается слушание свидетелей. Приглашаются цветы Мать – и –Мачеха и

    Ландыш.

    Мать – и – Мачеха

    И нас тоже всё меньше и меньше. Природой нас велено зацветать рано. И человек,

    соскучившись долгой зимой по цветам, порой просто для того, что бы подержать

    какой-нибудь цветок в руках         срывает нас. Сорвёт, помнёт, а потом выбросит. А

    ведь мы могли бы ему  помочь, если бы нас сорвали по всем правилам, в

    определённое время, в определённых местах.

    Ведущий: (обращаясь ко всем). О какой помощи человеку говорит Мать-и-Мачеха?

            Ответ: Мать-и-Мачеха целебная трава, из её листьев готовят лекарство от кашля.

    Мать – и – Мачеха

    А ещё мы выручаем пчёл весной, они с трудом разыскивают пропитание ведь

    цветов ещё очень мало.

    Ландыш         А людям всё равно. Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, что бы я зацвёл,

    с того дня как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет. Дети, поступившие в

    первый класс, успевают закончить школу.

    Судья             Но ведь вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей?

    Ландыш        Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень

    осторожно. Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я

    нуждаюсь в защите.

    Судья             Следующий свидетель – Сова.

    Сова                Наибольший интерес у людей вызываем мы – птицы.  Кому-то хочется посадить нас

    в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, мясо. А меня, Сову, человек считает

    предвестником несчастья и убивает. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим

    огромную, уничтожая грызунов.

    Судья             Мы выслушали всех свидетелей. Что же нам делать с человеком?

    Собака           На всяком суде даётся слово обвиняемому. Послушаем Человека.

    Человек         Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам

    не легче.

    Собака           А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное

    преступление. Но ведь только человек может хоть что-то исправить. Именно

    человек создал Красную книгу. Именно человек создаёт заповедники и охраняет

    их. К нашему счастью, люди на Земле разные.

    Судья             Какое решение нам принять? (решают, совещаются)

    Прошу внимание.

    Внимательно изучив материалы дела, мы вынесли решение –

    Пусть человек исправить то, что пока ещё можно исправить,

    Ведь без всех нас он не сможет выжить.

    Звучит мелодия «Беловежская пуща»

    Ведущий: Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. По решению ООН ежегодно, 5 июня, отмечается Международный день охраны окружающей среды.

    С 1 января 1981 года в нашей стране действует закон об охране природы. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто. Сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красная книга… Почему она Красная? Красный цвет книги – запрещающий цвет. Стоп, остановись. Еще один неосторожный шаг и может быть поздно.

    Красная книга состоит из цветных страниц.

    • На черных страницах – списки тех, кого уже никогда не увидим, кого уже нет.
    • На красных страницах – записаны особо редкие и исчезающие животные.
    • На жёлтых страницах – те животные, количество которых быстро сокращается.
    • На белых страницах – те животные, количество которых всегда было невелико.
    • На серых страницах – те, которые до сих пор мало изучены.
    • На зеленых страницах – те, которые удалось сохранить, спасти от вымирания.

    Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред. Давайте же будем беречь природу. Постараемся оставить после себя посаженное дерево, спасённую птицу, чистую воду и воздух. Постарайтесь услышать тех, кто зовёт на помощь.

    Природа читает монолог

    Природа        Я – Природа, Я -  великий мастер

    Вечный мастер жизни. Я могу,

    Человек, тебя за соучастие надарить –

    В моей всё это власти!

    Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час

    Восхода и захода, иву над рекой…

    И, наконец, солнцем, прокалённый, рыжеватый

    Хлебный колос! Как всему венец.

    Только ты мой дар, моё участие

    Не прими за дань: я не раба.

    Не забудь – ты сам -  моё творенье

    И у нас с тобой одна судьба.

    Мы с тобой дорогою одной

    Катимся – ни часу врозь, ни дня …

    И не можешь быть ты надо мною,

    Как не можешь быть и вне меня.

    Песня «Не дразните собак»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Экологическое ассорти", 2 класс

    С помощью увлекательных конкурсов учащиеся обобщают знания по изученным разделам "Растения", "Звери", "Птицы", "Насекомые", "Рыбы" из курса "Окружающий мир" 2 класс...

    Внеклассное мероприятие. Экологическая агитбригада «Спасем нашу планету»

    На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи...

    Внеклассное мероприятие "Экологическое ассорти"

    Мероприятие расширяет и углубляет природоведческие знания учащихся, воспитывает бережное отношение к природе. Проходит в виде конкурса двух команд, учит взаимопомощи и развивает познавательные способн...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая сказка"

    Внеклассное занятие для учащихся 3 - 5 классов. В занимательной форме дети, благодаря своим знаниям, восстанавливают лес после пожара....

    Внеклассное мероприятие "Экологический суд"

    Данное мероприятие для учащихся 3-4 классов.Цель: воспитание бережного отношения к природе...

    Внеклассное мероприятие "Экологическая тропинка"

    Экологическая игра-путешествие для учащихся 3-4-х классов. В игре принимают участие две команды из 5 – 6 человек. В роли Лесовичка - ученик среднего звена. Игра проводится в виде путешествия по эколог...