Внеурочная деятельность
рабочая программа (2 класс)

Елена Валентиновна Клюшина

Исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Ярцевская средняя  школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рассмотрено

ЭМС

от  29.08.2017г

Протокол №1

Принято

Педагогическим советом

от 30.08.2017г

Протокол №1

Утверждено

Приказом по

МБОУЯСШ  №4

от  «31» 08.2017г

№143

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Исследовательская деятельность»

(название)

2 «А»  класс

Клюшина Елена Валентиновна, высшая категория

(Ф.И.О. учителя)

                                     

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

 

 Программа «Мои первые исследования» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

 Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или  исследованием.

 а) Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), выявление проблемы, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, формулировка предположения (гипотезы), выбор способа деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия. 

б) Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности.

в) Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы(пары). 

г) Поисковые и информационные: находить информацию в доступных источниках, сбор информации, выделение главного и существенного, хранение информации.

д) Проведение эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования и материалов, проведение собственно эксперимента (наблюдение, измерение, обработка и осмысление). 

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Форма организации:  занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на различных объектах города (парки, улицы, архитектурные достопримечательности и др.).  Проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, встречи с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Актуальность проектной деятельности заключается в том, что  ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности.

Примерные критерии оценок проектной деятельности

1. Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии;

Ожидаемые результаты:

    По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

•     действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

•    зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•    обозначится граница исследования;

•    разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

•    деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

•    поведется последовательно исследование;

•    зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

•   проанализируются и обобщатся полученные материалы;

•   подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

•   организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

•    простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;

•    обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

•    организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

•    продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;

•      включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 1-4 классов не менее 10%;

Обучающиеся научатся:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Последовательность работы над проектом

Основные этапы внеурочной проектной деятельности.

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентации.

Выбор темы.

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Совершенно иная картина с выбором подтем – здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов – энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект,

культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д

Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы

(книги,  классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки,

 предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску информации. В информационном проекте должны быть предусмотрены средства систематизации информации (оглавление и др.). Задача информационных проектов – формирование навыков организации приобретенной информации. В структуре информационного проекта.

Выбор проектов.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям

принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.

В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида «прочитай и расскажи» могут выполнять те дети, которые умеют читать, а «подготовь страницу в книгу» – те, которые умеют писать. Правда, и здесь возможны разные подходы.

Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.

Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

Основные принципы работы над проектами.

Каждый ребенок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» – это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, надо организовывать специальным образом.

Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д.

Коллективная деятельность

Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.

Работа в малых группах

Поделки, коллажи, макеты и т.д.

Индивидуальная деятельность

Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт

Тематическое планирование.

«Исследовательская деятельность»

Название тем, проектов

Содержание занятий

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Теоретический блок

Занятие 1,2,3,4

Что такое исследование?

Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

4

Занятие 5,6,7,8.9,10

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования

6

Занятие 11,12,13,14,15

Коллективная игра-исследование

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения

5

Занятие 16,17,18,19,20,21

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований

6

Занятие 22,23,24,25,26,27

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления

Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления

6

Практический блок 28,29

2

Занятия 30,31,32,33,34,35,36

Проект «Путешествие в Загадкино».

 Выбор темы.

Сбор сведений.

Выбор проекта.

 Реализация проекта.

Презентация.

Работа над проектом в соответствии с основными этапами.

Творческий проект.

Тематические загадки. Народные загадки. Загадки известных писателей и поэтов. Придумывание собственных загадок. Создание книжки загадок.

(Групповая работа)

7

Занятия 37,38,39,40,41,42

Проект «Что такое Новый год?»

Выбор темы.

Сбор сведений.

Выбор проекта.

Реализация проекта.

Презентация.

Работа над проектом в соответствии с основными этапами.

Исследование.+Творческий проект.

История празднования Нового года. Изготовление ёлочных игрушек, карнавальных костюмов, подарков.

(Индивидуальная работа)

Украшение класса и школы к Новому году.

(Коллективная работа)

6

Занятия 43,44,45,46,47,48,

Проект «У меня растут года…»

 Выбор темы.

 Сбор сведений.

 Выбор проекта.

 Реализация проекта.

 Презентация.

Работа над проектом в соответствии с основными этапами.

Творческий проект.

Знакомство с профессиями. Подготовка к мероприятию.

(Коллективная работа)

6

Занятия 49,50,51,52,53,54

Проект «Меры длины».

Выбор темы.

 Сбор сведений.

 Выбор проекта.

Реализация проекта.

Презентация.

Работа над проектом в соответствии с основными этапами.

Исследовательский проект.  

Старинные меры длины. Современные меры длины. Меры длины, используемые в некоторых странах. Специфические (профессиональные) меры длины. Единая метрическая система мер длины.

(Индивидуальная работа)

6

Занятия 55,56,57,58,59,60

Проект «Знакомые незнакомцы» (озеленение)

Выбор темы.

Выбор проектоа.

Реализация проекта.

Презентация.

Работа над проектом в соответствии с основными этапами.

Практическая деятельность: посадка деревьев, кустарников, посев цветочно-декоративных культур на пришкольном участке.

(Коллективная работа)

6

Занятия 61,62,63,64,65,66

Проект «Праздники в России».

Выбор темы.

Сбор сведений.

Выбор проекта.

Реализация проекта.

Презентация.

Работа над проектом в соответствии с основными этапами.

Исследовательский проект.

Откуда «пришел» праздник, чему посвящен. Как встречают праздник в моем доме. Любимый праздник.

(Индивидуальная работа)

6

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. 67-68

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....