Выступление по теме: "Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и становление подрастающего поколения"
статья

Выступление по теме: "Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и становление подрастающего поколения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и становление подрастающего поколения»

     XXI век - век новых технологий. Они входят практически во все сферы человеческой деятельности. Потребность человека занять свое место в социальной среде приводит к необходимости применения современных компьютерных технологий.

     Интернет, электронная почта, цифровое телевидение твердо заняли место в нашей жизни. Общение перестает быть односторонним, в нем проявляется элемент интерактивности. Вопрос о влиянии современных технологий на подрастающее поколение предстает в новом свете.

     Потоки различной  информации оказывают заметное влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. В связи с этим актуальной становится проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника. Ведь это возраст, когда закладываются основы духовной личности.

     Поэтому одной из главных целей современного образования является адаптация учащихся к жизни в информационном обществе,  атрибутом которого является стремительное развитие и проникновение во все сферы жизни человека информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

     Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Это технологии, призванные работать с информацией и коммуникациями. (Слайд 1)

     Информационные технологии  – это комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.

(Слайд 2)

     Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

Соответственно:

(Слайд 3)

  Информационно – коммуникационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации, средством осуществления которых являются компьютер, радио, телевидение, мобильная телефония, Интернет.

 Давайте разберёмся, как эти технологии влияют на детей?

1. Мобильный телефон.

     Многие из нас не представляют своей жизни без телефона. Родители покупают мобильный телефон ребёнку, чтобы иметь возможность его контролировать.

     Однако современный мобильный аппарат — это маленький компьютер, который, помимо установления качественной связи, может подключаться к сети Интернет, снимать цифровые фотографии и даже видеоролики. А если б в мобильных телефонах не было игр, то у скольких людей не было бы мобильных телефонов!

     Также мобильный телефон может являться своеобразным показателем социального статуса. Который  зависит не от достижений ребенка в учебе или спорте, а связан с тем, насколько богаты его родители. В такой ситуации может возникнуть нездоровое соревнование между детьми.

     Мною был проведен мини – опрос среди учащихся класса.

(Слайд 4)

1. Есть ли у Вас сотовый телефон?

а) Да – 92% (22 уч.)

б) Нет – 8% (2 уч.)

2. Для чего Вы используете телефон?

а) Для разговоров с друзьями и родными – 50% (12 уч.)

б) Для игр – 21% (5 уч.)

в) Для прослушивания музыки – 12% (3 уч.)

г) Для всего вышеперечисленного – 17% (4 уч.)

3. Могли бы Вы обойтись месяц без телефона?

а) Да – 79% (19 уч.)

б) Нет – 21% (5 уч.)

     После чего мною был сделан вывод: 

  • Практически все ученики имеют телефон и считают, что он удобен в использовании.
  • Используют все функции телефона, но предпочтение отдают разговорам по телефону.

2. Компьютер.

а) Социальные сети.

    В социальных сетях сегодня общаются практически все. Они имеют как свои плюсы, так и минусы. Среди плюсов можно  выделить возможность общаться со старыми друзьями, найти новых, обмениваться фото и видеоматериалами, участвовать в группах по интересам. Среди минусов — виртуальное общение вытесняет реальное, становится преобладающим в жизни человека. В особенности данная проблема касается детей и подростков.  У них  отпадает потребность выходить на улицу, зачастую  не появляется опыта дружбы, общения с другими детьми.

б) Компьютерные игры.

     Как же влияют компьютерные игры на психическое развитие и личность ребенка? Могут ли они способствовать его эмоциональному развитию, вызывать отклонения в его поведении, агрессивность и жестокость?

     Существует немало  компьютерных игр познавательной и развивающей направленности. Они расширяют кругозор и общую  осведомленность, развивают логическое мышление ребенка, глазомер, быстроту реакции.

     Но наряду с ними, существует также немало «игрушек», которые классифицируются на «леталки», «стрелялки», «боевики», «гонки», «стратегии».

     Почти все эти игры имеют ограничения по возрасту, которое указывается на обложке. Но родители  не задумываются над этими вопросами. Психологические исследования отечественных ученых, свидетельствуют, что такие игры воспитывают в ребёнке агрессивно-индивидуалистическую мораль. Вживаясь в роль главного персонажа, ребенок имеет возможность беспрепятственно и безнаказанно расправляться с виртуальными жертвами. Всё это очень быстро сказывается на его сознании, затем у него формируются ложные установки: «Я против всех!», «Чем больше я «убью», тем лучше!». Многие игры пропагандируют насилие, грубую речь.

     Компьютерные игры: ухудшают зрение,  вызывают болезни суставов и позвоночника, снижают успеваемость в школе, развивают азартную зависимость.

     По данному вопросу  тоже  был проведен опрос среди учащихся класса. (Слайд 5)

     1. Есть ли у тебя компьютер?

а) Да – 88% (21 уч.)

б) Нет – 12% (3 уч.)

2.Сколько времени в день ты проводишь у компьютера?

а) 1 час – 80% (19 уч.)

б) 2 часа – 12% (3 уч.)

в) 3часа и более – 8% (2 уч.)

3.Какая информация в компьютере интересует тебя больше всего?

 а) Игры – 50% (12 уч.)

 б) Социальные сети – 33% (8 уч.)

 в) Учебные материалы – 67% (16 уч.)

4. Чем бы ты занялся в свободное время, если бы у тебя не было компьютера?

а) Чтением книг – 25% (6 уч.)

б) Прогулкой на свежем воздухе – 33% (8 уч.)

в) Спортом – 17% (4 уч.)

г) Просмотром телевизора – 21% (5 уч.)

д) Чем – то другим – 4% (1 уч.)

     По итогам опроса был сделан вывод:

  • Основная часть опрошенных имеют компьютер.
  • Только 8% учеников проводят за компьютером более 3-х часов.
  • При работе с компьютером, дети в большей степени интересуются учебными материалами, затем играми и социальными сетями.
  • Ребята достаточно времени проводят на свежем воздухе, занимаются спортом, читают книги.

3. Телевидение.

     Современное телевидение является каналом интенсивной социализации,  занимая 4-е место воспитательного воздействия  (после семьи, школы, интернета).

     Спутниковое телевидение с многоканальной системой зачастую транслирует передачи с разрушающим содержанием для психики ребёнка. На возрастные ограничения передач  мало кто обращает внимание. Просмотр сцен агрессии приводит не только к агрессивному поведению, но и к эмоциональному окоченению. Ребенок становится менее отзывчивым, холодным, его меньше начинает волновать чужая боль и страдание, что является основой духовности ребенка.

     Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Таким образом, телеэкран препятствует формированию речи и артикуляции, также страдают творческие способности, фантазия и интеллект.

     На основе всего вышесказанного можно сделать такой вывод.

     Информационно – коммуникационные технологии являются важной стороной жизни наших учащихся, которая занимает у них достаточно большое количество времени. В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Ведь компьютерные технологии способствуют повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивают ребенка, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности.

     Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка коммуникационными технологиями. Просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе.

(Слайд 6)

     А закончить своё выступление хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского, который говорил: “Быть человековедом – значит не только видеть, чувствовать, как ребёнок познаёт добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла.”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...

Статья "От формирования активной и деятельностной позиции ученика к воспитанию культуры личности подрастающего поколения"

Одна из главных задач учителя, классного руководителя - формирование активной жизненной позиции ученика. Необходимо вовлекать учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важ...

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников

В статье рассказывается о внедрении ИКТ в  учебную деятельность для повышения интереса по предметам и активизации  учебной работы в новых условиях....