«Овеянные славой флаг наш и герб»
методическая разработка

Кондратьева Елена Анатольевна

Флаг России

Методическая разработка, направленная на развитие у подрастающего поколения гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской, особенно воинской символики и ,исторических святынь Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oveyannye_slavoy_flag_nash_i_gerb.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

 

Флаг России

(методическая разработка классного часа с презентацией)

Пояснительная записка

Цель: развитие у подрастающего поколения гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской, особенно воинской символики и ,исторических святынь Отечества.

Задачи:

  1. любовь к Родине — Российской Федерации и ее многонациональному народу;
  2. российский патриотизм, в котором общероссийское гражданское чувство (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой Родине (родной республике, области или национальному округу);
  3. уважительное отношение ко всем народам, населяющим Российскую Федерацию, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
  4. уважение к национальным достоинствам и чувствам людей, к их этническому взгляду и убеждению;
  5. уважительное отношение к национальной и конфессиональной принадлежности личности, к этнокультурным и религиозным требованиям людей .
  6. формирование у детей гражданско-патриотического сознания,
  7. духовно-нравственных ценностей гражданина России.

      Предлагаемый материал может быть использован для проведения классных часов патриотической  направленности Флаг России,  можно использовать фрагментарно в беседах, на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, истории и культуры Санкт-Петербурга, а также во внеурочной деятельности в начальных классах.

      Положительными результатами работы по патриотическому  воспитанию  считаю в первую очередь  эмоциональный отклик детей, проявление интереса к данной теме, желание узнать как можно больше об истории России, исторических событиях и выдающихся личностях своего Отечества.

Содержательная часть

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Государственная политика в области образования, провозгласившая гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважением к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающая защиту и развитие ребенка системой образования, закреплена Законом РФ от 24 июля 1998 № 124-ФЗ « об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также проектом «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 13 января 2015года. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Нравственно-правовая и гражданско-патриотическая деятельность является одним из основных направлений воспитательной работы школы.

Формирование гражданско-патриотического воспитания актуальная задача гражданско-патриотического образования школьников. Она обусловлена тем, что организация жизнедеятельности учащихся  направлена на выполнение социального заказа общества: формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Можно выделить несколько возрастных особенностей, свойственных младшим школьникам:

  • Патриотизм применительно к младшим школьникам определяется, как стремление их принимать участие в делах на благо окружающих людей, представителей живой природы; им характерны такие патриотические качества как: сострадания, сочувствия, чувство своего достоинства; осознавать себя частью окружающего мира.
  • У детей младшего школьного возраста наблюдается развитие высоких социальных мотивов и благородных чувств. В период младшего школьного возраста начинают развиваться чувства и черты характера ребенка, связывающие его со своим народ, своей Родиной. Корни такого влияния — в языке народа, который усваивается ребенком, в песнях народов, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях окружающих людей среди которых живет ребенок.
  • Податливость, склонность к подражанию; внушаемость и доверчивость младших школьников; большой авторитет учителя и родителей создают благоприятных предпосылок для положительного решения данной проблемы. Возраст младшего школьника — это период интенсивного развития личности. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Чувства, господствующие над другими сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. Следовательно, чувства патриотизма начинают формироваться в период младшего школьного возраста на основе осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний .

Воспитание патриотизма, в то же время, представляет собой специфический процесс, который направлен на взаимодействие его объектов и субъектов, влияния и воздействия на личность младшего школьника окружающего коллектива и общества в целом.

Из вышеизложенного можно прийти к выводу в том, что младший школьный возраст является наиболее подходящим для воспитания интереса к явлениям в обществе, к жизни своей страны. Важно не упустить этого момента и привлечь каждого младшего школьника в многообразную и интересную жизнь, в коллективную деятельность, которая направлена на проявление заботы о ближайших..

Реализация данной программы имеет большое значение в раскрытии сущности целей, задач, определении принципов воспитания граждан в патриотическом духе и дружбы народов. Ключевыми понятиями патриотического воспитания являются:

  • любовь к Родине — Российской Федерации и ее многонациональному народу;
  • российский патриотизм, в котором общероссийское гражданское чувство (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой Родине (родной республике, области или национальному округу);
  • уважительное отношение ко всем народам, населяющим Российскую Федерацию, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
  • уважение к национальным достоинствам и чувствам людей, к их этническому взгляду и убеждению;
  • уважительное отношение к национальной и конфессиональной принадлежности личности, к этнокультурным и религиозным требованиям людей .
  • формирование у детей гражданско-патриотического сознания,
  • духовно-нравственных ценностей гражданина России.

Одной из задач классного руководителя является сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры. В рамках воспитательной работы в классе проводятся следующие мероприятия:

  • Конкурс патриотической песни
  • Классный час «Я - гражданин России»
  • Уроки мужества
  • Беседы «Мы за мирное детство», «Наша родина – Россия»
  • Поздравление ветеранов, изготовление открыток
  • Возложение цветов к памятникам
  • Классные часы по разнообразным темам патриотического воспитания

Формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры.

Сценарий классного часа «Флаг России»

Звучит песня «С чего начинается Родина….» (Музыка Вениамина Баснера
Слова Михаила Матусовского.)

Ведущий1

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Ведущий 2

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперёд..

Учащийся 1

Родина у каждого своя

Дом родной деревья и поля

Небо, золотистые луга

Нашей милой речки берега

Где родина, там солнце ярче светит

Нам родина милей всего на свете

Не знаю, где потом я буду жить

Но родину всегда буду любить

Родину мы любим всей душой

Это край из детства, край родной

Школа здесь, березки ,тополя

Славная российская земля.

Ведущий 1

Ребята, любовь к России у каждого и нас начинается с любви к местам, где ты родился и живёшь.

Если скажут слово «Родина» – сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот,

У реки – берёзка-скромница и ромашковый бугор.

Или степь от маков красная, золотая целина..

Родина бывает разная, но у всех она одна!

(3. Александрова)

Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.) А как называется столица? Как называется наш город?.

Ведущий 2

Удивительное чувство Родины... Невозможно человеку жить уверенно без этого чувства, без близости к деяниям своих предков, без внутреннего постижения своей ответственности за судьбу Отчизны.

Сегодня мы с вами поговорим об отличительных знаках государства.

Как вы думаете, что это за знаки?

Учащийся 1

Все страны мира, все государства имеют свои флаги и гербы, которые являются отличительными знаками государства. Государственный флаг означает единство страны и ее независимость от других государств. Его история уходит корнями в глубокую старину...

Учащийся 2

А как вообще появились флаги?

Существует несколько легенд об этом.

В древности корабли бороздили океаны вообще без флагов. С появлением пиратов, чтобы отличать мирные суда от пиратских, придумали флаги. В последствии флаги стали

государственными символами, т.е. флаги стали не только морскими, но и сухопутными.

( слайд пиратских флагов)

Учащийся 3

Сама идея флага возникла в очень древние времена. Древние охотники и воины хотели издалека узнавать и друзей , и врагов. Опознавательными знаками в таких случаях могла служить прикрепленные к древку копья перья или звериные шкуры - это были первые флаги. (слайд первые флаги)

Учащийся 4

Во времена Ивана Грозного флаг русских воинов был красным В 1667 году, когда в Подмосковье начал возводиться остов первого русского корабля, и этот корабль готовился к первому международному плаванию, встал вопрос о флаге. 9 апреля 1667 года ,отец Петра 1, царь Алексей Михайлович впервые утвердил бело- сине- красный флаг, а в 1705 году Петр1 передал этот триколор торговому флоту России.

Учащийся 5

Белый. Синий. Красный. Этим цветам на Руси издавна придавали символический смысл.

Как вы думаете, что обозначали эти цвета?

Красный соответствовал великороссам, т.е. русским

Синий - малороссам т.е. украинцам

Белый - белорусам.

Символизировали эти цвета и качества :

Красный цвет это мужество и любовь к отчизне.

Синий - верность и целеустремленность.

Белый - благородство.

(слайд флаг триколор)

Учащийся 6

А как же менялся Российский флаг со времен Петра1 до

наших дней?

Мы уже знаем, что во времена Ивана Грозного русский флаг был красного цвета. В 17 веке появился триколор на русских торговых судах . Только накануне коронации Николая 2 в1896 году бело- сине- красный флаг был утвержден как государственный. До этого государственным флагом Российской империи считался черно- желто- белый флаг.

Триколор был государственным флагом России вплоть до 1917 года.

Учащийся 1

После 1917 года Советская власть заменила его пролетарским красным знаменем.

(слайд с изображением флага Советской России)

Свободная Россия вступила в 21 век и третье тысячелетие с бело- сине- красным государственным флагом по решению Государственной Думы и Президента Российской Федерации.

Учащийся 2

Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира. В верху - божественный мир, воплощенный в белом небесном свете; ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей - красный цвет.

Учащийся 3

Правильно ли называть триколором только Российский флаг?

Триколор по- французски означает  «три цвета» , и поэтому флаг любого государства состоящий из трех разных цветов, не обязательно полос, тоже можно называть триколором.

(слайд с изображением флагов различных государств)

Ведущий 2

Что такое флаг?

Флаг— полотнище правильной геометрической

(как правило, прямоугольной формы ),

имеющее какую - либо специальную расцветку.

Ребята, из заготовок бумаги или ткани разного цвета

выберите нужные и выложите флаг России.

Вспомните, что означают цвета российского флага?

(на листах бумаги написаны слова…)

Ведущий 2

Государственный флаг– важный символ страны. Он

постоянно поднят над правительственными зданиями.

В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы.

Флаг– это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

(слайд флаг, олимпиада, принятие присяги, на домах)

Ведущий 1

День Государственного флага Российской Федерации — Национальный праздник. Он был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.
Это один из самых «молодых» праздников современной России, он посвящён возрождённому флагу России — «государственному триколору». День Государственного флага отмечается 22 августа и не является выходным днём. Только в этот день каждый может беспрепятственно повесить флаг на своём балконе.

Песня «Российский флаг» (музыка Владимира Волченко - слова Алексея Гончарова)

Дети исполняют песню.

На всех кораблях поднимают его каждым утром,
Несут самолеты российские собственный флаг,
И путники знают, что Родина помнит как будто,
О них, посылая в дорогу им памятный знак.

Припев:
Загадывать впредь мы не будем,
С фортуной у нас договор.
Приносит удачу всем людям
Российский родной триколор!

И над стадионом он поднят не гордости ради,
А как дополнение к золоту наших наград.
Но, главное, он, как всегда, выше всех на параде,
Взметнулся над строем шагающих русских солдат.

Ведущий 2

 А только ли у государства есть флаг????

Наши учащиеся вместе с родителями подготовили рассказы о разных флагах городов.

В качестве примеров.

Санкт- Петербург

Флаг Санкт-Петербурга, обозначающий единство жителей, культурное достояние города, конституционно-правовой статус, являющийся официальным символом города, был принят 8 июня 1992 года. Флаг представляет из себя красное прямоугольное полотнище, на котором расположены два перевернутых якоря и золотой скипетр с герба города. Детали скипетра изображаются желтым цветом, якоря - белым. Незначительные изменения законодательство о флаге города претерпевало в 2003 и 2004 годах.

Символика

Цвет полотнища городского флага символизирует кровопролитную Северную войну России со Швецией, что соответствует трактовке этого цвета традиционной геральдикой – красный символизирует силу, мужество и храбрость. Речной и морской якоря в центре флага олицетворяют речной и морской порты Санкт-Петербурга, указывая на удобном географическом расположении города в месте пересечения важных российских и международных водных путей. Золотой скипетр – символ царской власти и столицы России, которая в течение долгих лет размещалась в Санкт-Петербурге.

Москва

Флаг столицы России представляет собой прямоугольное полотнище темно-красного цвета, с соотношением ширины и длины 2:3. В центре развернутого флага изображен основной элемент – Святой Георгий Победоносец верхом на коне, с копьем в руке, которым он поражает Змия. Изображение Георгия Победоносца

Флаг города Ростова-на-Дону - святыня городского сообщества, символ его единства и взаимодействия горожан, подлежащий защите как внутри города, так и за его пределами. Флаг города символизирует городское сообщество независимо от вероисповедания и национальности его членов, их принадлежности к партии и общественным движениям.

 Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище "золотого сечения" (соотношение высоты к длине - 2/3), состоящее из цветов герба города, вертикально делящих полотно на две равные части, располагающихся на лицевой стороне от древка в следующем порядке: синий (голубой, символизирующий честь и славу, искренность и преданность традициям многих поколений ростовчан) и красный (червленый, означающий справедливость и храбрость, силу и мужество, проявленные ростовчанами в трудовых буднях и на полях сражений за независимость и свободу Отчизны).

 На флаге в центре воспроизведен малый герб города в контурном изображении: щит рассечен, на синем (голубом) поле белая двухъярусная башня с затворенными вратами и на ней развивающийся вправо белый, обремененный Андреевским синим (голубым) крестом, флаг на древке белого цвета; под пятизубцовым верхним ярусом две бойницы, расположенные над семизубцовым нижним ярусом; на красном (червленом) поле белого цвета, одетые на шест, древний шлем, повернутый прямо, и кольчуга и позади них - лук тетивою вниз накрест со стрелой и копьем.

 Цвета флага и гербовые фигуры на оборотной стороне располагаются в следующей последовательности от древка флага: на синем фоне - сторожевая башня, на красном - военные трофеи.

Ведущий 1

Если сложить лист бумаги, на нем останется линия сгиба. Значит, бумага имеет память? А есть ли память у камня, дерева, цветка? А человек? Всегда ли он помнит свою историю? Всегда ли гордится своей Родиной?

Ведущий 2

Сегодня мы с вами сделали еще один маленький шажок по дороге развития чувства патриотизма и любви к своей Родине, ее истории.

Учащийся 4

Берегите Россию - Нет России другой

Берегите ее тишину и покой.

Учащийся 5

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе...

Учащийся 6

Берегите Россию -

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть!

Ведущий 1

Классный час посвящённый  флагу Российской Федерации, подходит к концу.

Ведущий 2

Русский флаг – пусть будет в каждом доме,

Это символ Родины большой,

Он величием своим совсем не скромен,

А цветами, даже роковой!

 
Ведущий 1

Пусть славиться мощью своею Россия,

Большая и добрая наша страна!

И по ветру флаг развивается стильно,

Во веки веков и на все времена!

 Звучит финальная песня  « Флаг моего государства»
Автор Денис Майданов
Исполнители: Денис Майданов и Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России . (
https://www.youtube.com/watch?v=FtFx_JNKRaQ )

Ведущий 1

 До новых встреч, дорогие друзья!!!

Используемые ресурсы:

Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2007. № 9.

Горшкова Е.А. Учет особенностей поведения младших школьников в процессе обучения и воспитания // Начальная школа. 2009. № 1.

Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. 2007. № 7..

Лукинова А.В. Патриотическое воспитание в современной России // Педагогическое образование и наука. 2007. № 5.

http://zanimatika.narod.ru/

https://www.youtube.com/watch?v=FtFx_JNKRaQ 

http://nauchforum.ru/node/7243 

http://www.opoccuu.com/220811.htm

http://www.gerb.bel.ru/pages/russia/russia_flag_ist.htm

http://flag.kremlin.ru/flag/

http://www.polit-portret.ru/symbols/flag/history/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овеянные славою флаг наш и герб

Сценарий классного часа "Флаг России"....

Конкурс "Овеянные славой флаг наш и герб"

В этой папке история флага и герба Росси...

ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЙ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-го класса...

Презентация "Овеянные славою флаг наш и герб"

Здест рассказывается о символике России и Республики Адыгея...

Конспект урока «Окружающего мира» по теме: «Овеянные славою флаг наш и герб»

Материал конспекта может быть использован не только на уроке, но и на воспитательном мероприятии....

Презентация к уроку «Окружающего мира» по теме: «Овеянные славою флаг наш и герб»

Презентация позволяет не только проследить историю развития герба и флага России, но и проверить знания детей по теме занятия....