ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТА
учебно-методический материал

Багапова( Николаева) Татьяна Игоревна

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rgu.docx232.55 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТА

1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Абдуллина А.А. Иллюстрирование как один из видов работы над текстом // Начальная школа. – 2005. - №4. – С.18-20.
  2. Айдарова Л.И. Психология усвоения языка (построение экспериментального курса на начальном этапе обучения): Автореф. дисс. .д-ра психол. наук. – М.,1982. – 37 с.
  3. Алексеева М.М. Методика развития речи. – М.: Просвещение, 1997. – 336 с.
  4. Аншакова С.Ю. Работа над эпитетом как средством раскрытия жанровых особенностей сказки // Начальная школа. – 2004. - №6. – С.24-26.
  5. Архипова Е.В. Работа над значением слова в начальной школе. – Рязань,1996. – 170 с.
  6. Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку как фактор развития устной и письменной речи младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2000. – 430 с.
  7. Бибко Н.С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» // Начальная школа. – 1997. – №5. – С.13 – 20.
  8. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 47-51.
  9. Богин Г.И. Типология понимания текста: Учебное пособие. – Калинин: Изд-во КГУ, 1986. – 87 с.
  10. Богин Г.И. Схемы действий читателя при понимании текста: Учебное пособие. –Калинин: КГУ, 1989. – 70 с.
  11. Богин Г.И. Субстанциальная сторона понимания текст. – Тверь, 1993 – 138 с.
  12. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Обучение чтению как составная часть формирования функционально грамотностой личности // Психология, педагогика и социология чтения / Материалы 5 Междунарадной научно-практической конференции: 4.1. – М., 2002. – С.63-64.
  13. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста: Пособие для учащихся ст. кл. общеобраз. школы и студентов филол. ф-тов. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 240 с.
  14. Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1983. – 128с.
  15. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. / Григорьева В.Г., Зимняя И.Ф., Мерзлякова В.А. и др. –М.: Русский язык, 1985. – 116с.
  16. Виноградов В.В.О языке художественной литературы. – М.,1959. – 654 с.
  17. Волкова Е.В. Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе // Молодой ученый. – 2014. – № 15. – С. 394-397.
  18. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981. – 139с.
  19. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 160 с.
  20. Гнедовский М.Б. Текст, коммуникация и речевая деятельность учащихся //Актуальные проблемы развития речи учащихся/ Под ред. А. П. Еремеевой. – М.: Просвещение, 1980. – С. 19-20.
  21. Головенко Б.С. Обучение фразеологии в начальной школе. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 411 с.
  22. Горецкий В.Г. Повышение эффективности и качества формирования навыка чтения как важнейшее условие интенсификации процесса обучения и воспитания младших школьников // Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе. – М., 1988. – С. 87-91.
  23. Давыдов B.B. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанное на содержательном обобщении. – Томск, 1992. – 111с.
  24. Дворяк М.И. Особенности изучения фразеологических единиц русского языка в начальной школе. – М.: Аура, 2012. – 244 с.
  25. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Сб. работ. /Сост. В.В. Петрова: Пер. с англ. под ред. В.И. Герасимова. – М.: Прогресс, 1989. – 310с.
  26. Демидова Н.И. О работе учителя над грамматической правильностью речи младших школьников //Вопросы методики русского языка: Сборник научных работ. –Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1998. – Вып.З. – С. 13-16.
  27. Доблаев Л.П. Формирование приемов понимания текста // Текст и познавательная деятельность. – Вып.1. – Саратов, 1974. –С.50-122.
  28. Дридзе Т.М. Проблемы социологии и психологии чтения. – М., 1975.
  29. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации : Пробл. семиосоциопсихологии. –М.: Наука, 1984. – 268 с.
  30. Дудников А.В. Развивающее обучение на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1987. – №2. – С.43-50.
  31. Ембулаева Т.Е. Обучение учащихся приемам осмысления учебных лингвистических тестов: Дис.канд. пед. наук:13.00.02. – М.,1993. – 251с.
  32. Ефросинина Л.А. Программа по предмету «Литературное чтение» : для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 101 с.
  33. Жуков В.П. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1987. – 280 с.
  34. Жумадилова Г.А. Речевое развитие учащихся при восприятии и продуцировании текста: Дис.канд.пед.наук: 13.00.02. – СПб, 1994.
  35. Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М., 1992. – 128 с.
  36. Зарифьян И.А. Теория словесности. Библиография и комментарий. – М.: Знание, 1990. – 64 с.
  37. Зимняя И.А. Вербально-коммуникативная функция в восприятии и порождении текста//Психологические механизмы порождения и восприятия текста. М.: МГПИИЯ, 1985. – Вып.243. – С.3-9.
  38. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М.: Наука, 1992. – 125с.
  39. Ипполитова Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению // РЯШ. –1997. – №1. – С.11-19.
  40. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. Уч. пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – 151с.
  41. Капинос В.И. О соотношении репродуктивных и продуктивных методов в работе по развитию речи учащихся // Русский язык в школе. – 1979. – № 6. – С.16-20.
  42. Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории ССЦ: Дис.канд.пед.наук: 13.00.02. – М., 1995. – 221с.
  43. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Нач. школа. – 1998. – №7. – C. 56 - 58.
  44. Коренева А.В. Обучение слушанию как виду речевой деятельности // РЯШ – 2008. – №7. – с.83.
  45. Короткова Н.В. Системный подход к обучению чтению на уроках русского языка // APRIORI. – 2013. – № 1. – С. 15.
  46. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 1999. –144 с.
  47. Ладыженская Т.А. Методы обучения связной речи// Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по русскому языку: Сб. науч. тр. /Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. – М.: МГПИ , 1979. – С. 20-37.
  48. Ладыженская Т.А. Система упражнений по развитию связной речи// Совершенствование методов обучения русскому языку (Сб. статей) Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – С.43-47.
  49. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности// Основы теории речевой деятельности. / Отв. ред. д-р филол. наук A.A. Леонтьев. – М., 1974. – С.5-20.
  50. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. – Новосибирск, 1987. – 89с.
  51. Лихошерст Ю.В. Формирование эстетических качеств устной речи в процессе обучения младших школьников повествовательным высказываниям: дис. …канд. пед. наук: 13.00.02. – Челябинск, 2015. – 209 с.
  52. Лобчук Е.И. Усвоение фразеологизмов на уроках русского языка // Начальная школа. – 1990. – № 12. – С. 27-31.
  53. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
  54. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 338 с.
  55. Люблинская А.А. Развитие связной речи // Начальная школа. – 2003. – № 7. – С. 27-32.
  56. Мали Л.Д. Формирование представлений об основных видах творческих работ на уроках чтения. Проблемы развития речи учащихся начальных классов. – Москва: Знание, 1985. – 76 с.
  57. Маркина Е.Е. Филологический анализ пейзажного поэтического текста на интегрированном уроке русского языка и литературы в третьих-пятых классах школы как средство развития речи: диссертация … кандидата пед. наук: 13.00.02. – Ульяновск, 1999. – 166 с.
  58. Меркурьева Т.В. Методика работы с авторской сказкой в соотнесении с фольклорными источниками на уроках литературного чтения в начальных классах: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Москва, 2012. – 209 с.
  59. Методика объяснительного и литературного чтения: Пособие для учителей нац. Школ союз. Республик / [Л.А. Шейман, К.В. Мальцева, З.С. Смелкова и др.] ; Под ред. К.В. Мальцевой и З.С. Смелковой. –Ленинград: Просвещение. Ленингр. Отд-ние, 1978. – 262 с.
  60. Методика изучения художественного образа на уроке литературного чтения в начальной школе : метод. рекомендации для учителей нач. шк. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Ом. Гос. ун-т. – Омск : Изд. ОмГУ : Курсы повышения квалификации учителей и преподавателей общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения Казахстана и Узбекистана, 2004 (ИПО Омского гос. ун-та). –23 с.
  61. Методика обучения литературному чтению: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» / [М. П. Воюшина и др.] ; под ред. М. П. Воюшиной. – 2-е изд., испр. – Москва : Академия, 2013. –283 с.
  62. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов фак. нач. обучения и учителей нач. кл. / Под общ. ред. Т. Г. Рамзаевой. – СПб.: СпецЛит, 1999. – 166 с. 
  63. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. Основы методики начального обучения русскому языку. – Москва: Просвещение, 1965. – 197 с.
  64. Обласова Т. В. Специфика учебных текстов для развития текстовой деятельности школьников в процессе изучения предметов гуманитарного цикла // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2013. – № 4. – С.31-36.
  65. Политова И.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1984.–191с.
  66. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. – Москва: Просвещение, 1970. – 421 с.
  67. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. – Москва: Изд-во АН СССР, 1982. –129 с.
  68. Рыжкова-Гришина Л.В. Система работы по развитию речи учащихся начальных классов: на материале авторских учебно-методических пособий: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Рязань, 2009. – 290 с.
  69. Саломатина Л.С. Анализ функционального взаимодействия литературно-художественных и языковых средств текста в системе работы по развитию речи младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2002. – 291 с.
  70. Свиридова Е.В. Волшебные сказки и приемы их анализа на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2004. -№6. – С.10-20.
  71. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование. – Москва: Педагогика, 1980. – 160 с.
  72. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка // Нач. школа. – 1986. – №7. – C. 17-21.
  73. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учебное пособие/ Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова. – 4-е изд., стереотипное. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. – 272 с.
  74. Тимченко О.Г. Система работы над лексическим значением слова на уроках чтения как средство развития речи учащихся начальных классов: диссертация … кан. пед. наук: 13.00.02. – Рязань, 1999. – 221 с.
  75. Федина С.В. Самоучитель по специальной методике объяснительного и литературного чтения : учеб.-метод. пособие для специальностей 031700 и 031800 к курсу спец. методик объяснительного и лит. чтения / Федер. Агентство по образованию, Новгор. Гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород : [НовГУ им. Ярослава Мудрого], 2005 (Великий Новгород : ИПЦ НовГУ). – 88 с.
  76. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984. – 159 с.
  77. Хованская Е.А. Речевое развитие учащихся в различных моделях начального образования // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – №13 (184). – С. 313-320.
  78. Шувалова А.В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом (На материале 2 класса): дис. канд. … пед. наук: 13.00.02. – Рязань, 2002. – 220 с.
  79. Щеголева Г.С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников. – Ленинград, 1984.
  80. Щеголева Г.С. (сост.).Уроки развития связной речи в начальной школе : Пособие для студентов фак. нач. обучения и учителей нач. обучения и учителей нач. кл. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 157 с.
  81. Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования. – 3-е изд., испр. – Санкт-Петербург: Специальная лит., 2009. –255 с.
  82. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. Художественное восприятие. – Москва: Искусство, 1964. – 87 с.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ ДВУХ РАБОТ

Кузьмина И. А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – №4. – C. 43-45.

Автор описывает приемы и этапы работы с литературным произведением в начальной школе, обеспечивающие понимание художественного текста. Одним из приемов, помогающим глубже проникнуть в произведение, является стилистический эксперимент.

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста - это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи, относить прочитанные произведения к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, сказка, басня, стихотворение, пьеса.

Cуществует технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), поддержанная заданиями к тексту, обучающими ведению диалога с автором, пониманию текста, что развивает умение видеть в нем не только фактическую, но и подтекстовую информацию, самостоятельно формулировать главную мысль, преобразовывать полученную информацию. Данная технология универсальна. Она эффективна как на уроках русского языка, литературы, так и на других уроках.

Основные этапы работы с литературным произведением:

1        этап – Подготовка к чтению. Введение в тему. На этом этапе учитель предлагает рассмотреть иллюстрации к произведению, прочитать заглавие, имя и фамилию автора, высказать предположение о теме, героях, содержании текста. Важным этапом работы с текстом является знакомство с ключевыми словами.

2        этап – Первичное целостное восприятие произведения. Первичное восприятие текста, как правило, обеспечиваются таким приемом, как чтение учителем вслух. Однако могут быть использованы и другие приемы: чтение текста специально подготовленными детьми; чтение текста детьми по цепочке; комбинированное чтение - когда учитель и вызванные ученики читают текст попеременно.

3        этап – Проверка первичного восприятия. Проверка первичного восприятия - это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный прием для этого - беседа. Число вопросов должно быть небольшое.

4        этап – Анализ-понимание содержания текста, главных мыслей, чувств героев, оценка поступков. Самый распространенный прием анализа - постановка вопросов к прочитанной части.

Технология осмысленного развивающего чтения поможет сформировать у детей умение выражать свою позицию и аргументировано ее защищать, устно и письменно оформлять свои мысли по поводу прочитанного, понимать художественный текст и видеть позицию автора.

Хованская Е.А. Речевое развитие учащихся в различных моделях начального образования // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – №13 (184). – С. 313-320.

В работе проводится исследование моделей начального образования с точки зрения развития речи учащихся. Все учебники традиционной и развивающей моделей обучения имеют сходство в содержании, структуре, однако, учитель нередко испытывает трудности в выборе и применении наиболее конструктивных методов и подходов, позволяющих не только соблюсти концепцию того или иного учебника и программы, но и сделать процесс обучения интересным, понятным, эффективным, способствующим формированию языковой личности школьника, развитию его языковой и речевой способностей.

В традиционную систему образования начальной школы входят три образовательные модели по дисциплине «Русский язык»: «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Школа 2000 - 2100».

Образовательная модель «Гармония»построена на основе синтеза традиционной и развивающейся систем обучения и соответствующих методических положений.

Концепция учебников «Гармония» сводится к следующим положениям:

1.        Личностная направленность в обучении определяется осознанием школьником значимости родного русского языка и своей личности, безупречно владеющей языковыми и речевыми навыками.

2.        Ориентация на коммуникативный подход в изучении русского языка, то есть становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, письма и слушания.

3.        Развитие лингвистического мышления с опорой на языковую интуицию (языковое чутьё), а также природное чувство слова и интерес к изучению языка.

4.        Обеспечение грамотности школьников за счёт системного развития орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

В модели непрерывного лингвистического обучения «Начальная школа XXI века»прослеживается линейный подход в изложении учебного материала.Работа по развитию речи строится на реализации языка к конкретной речевой ситуации.

Учебник направлен на то, чтобы научить правильному и уместному выбору языковых средств в зависимости от условий речевой ситуации. Блоковая подача материала объединяется целью обучения - сформировать «исследователя» языка и речи.

Логика подачи материала соответствует логике языка: каждая новая тема опирается на предыдущую. Объектами изучения выступают языковые единицы разных уровней.

Образовательная модель «Школа 2000 - 2100»состоит из двух блоков: обучение грамоте в 1 классе и русский язык в 1-4 классах, что составляет непрерывный курс обучения русскому языку в начальной школе.

Цель обучения русскому языку предполагает развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности; формирование элементарной лингвистической компетенции.

При изучении частей речи принципиальное значение уделяется их роли в предложении, тексте, употреблении в речи; подборе синонимов и антонимов; составлении тематических групп слов.

Работа по развитию речи ведется в нескольких направлениях:

1)        обогащение словарного запаса учащихся;

2)        развитие грамматического строя речи (анализ и посторенние словосочетаний и предложений);

3)        развитие связной устной и письменной речи;

4)        обучение правильному произношению слов, постановке ударения, интонированию.

Данная модель обучения, на наш взгляд, наиболее эффективна в плане развития речи, так как при изучении русского языка происходит соединение лексико-грамматического изучения языковых единиц и развития речи.

Основу развивающей системы начального образования представляют: система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В содержании учебников («Русский язык» для 1-4 классов, автор А.В. Полякова) развивающего характера образовательной модели системы Л.В. Занкова реализованы следующие положения:

-        поисковый характер заданий способствует раскрытию изучаемого понятия, правила, действия как индуктивным, так и дедуктивным путями познания в зависимости от характера раскрываемых знаний;

-        результаты самостоятельной деятельности сличаются с содержащимися в учебнике, в соответствии с темой изучения, определениями, правилами, способами действий;

-        применение усваиваемых знаний во взаимосвязи с ранее изученным (осуществление принципа преемственности);

-        обучение грамоте является первоначальной ступенью изучения русского языка в системе дисциплин начальной школы.

Развитию речи уделяется большое внимание как на научном уровне, так и на бытовом, повседневном.

Образовательная модель системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова разработана с учётом логико-психологических положений, разработанных В.В. Давыдовым.

Развитие речи опирается на высокий мыслительный потенциал учащихся. Учебник направлен на то, чтобы каждый отдельный школьник смог самостоятельно в ходе умственных, а затем и практических действий овладеть системой речевых понятий, реализованных как в устой, так и письменной речи.

Вариативные учебники и программы традиционной системы начального образования: Коммуникативно-ориентированный курс русского языка Л.Я. Желтовской предполагает непрерывное изучение русского языка с первого по одиннадцатый класс.

Основной задачей является формирование и совершенствование умений свободно и коммуникативно оправданно пользоваться родным языком в различных формах, видах, жанрах речи.

Целью обучения становится коммуникация, то есть умение пользоваться всеми видами речевой деятельности. Коммуникативная цель является первоосновой обучения, так как сочетает в себе различные функции языка, а именно: познавательную, регулятивную, этико-эстетическую, системообразующую и другие.

Содержание программы коммуникативно-ориентированного курса обучения состоит из двух разделов - «Речевой общение», «Язык как средство общения».

Речевое общение понимается как процесс взаимодействия людей с помощью языка для достижения определенного результата. Через общение происходит восприятие и передача смысла.

В разделе «Язык как средство общения» уделяется внимание строю русского языка, рассматриваются вопросы взаимодействия разных языковых средств (звуков, букв, слов, словосочетаний, предложений, текстов).

Деятельностный подход способствует объединению в единое целое языкового и речевого содержания курса.

Курс русского языка Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, построенный на познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Усвоение языка основывается на знании системы грамматических понятий, принципов письма и системы правил письма и правописания, особенностей устной и письменной речи.

Организация учебного процесса построена на сотрудничестве учителя и обучающихся, а также последних друг с другом.

Единицы языка изучаются на синтаксической основе. Предложение является основной единицей изучения. Каждая тема содержит специально выделяемый авторами программы и учебников перечень грамматических знаний и умений, которые служат основой правописания.

Обучение грамоте по программе В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько.

Структура и содержание программы состоит из следующих курсов [17]:

1.        Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.

2.        Литературное чтение (внеклассное и классное) и развитие речи.

3.        Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Каждый курс предполагает развитие речи, что непременно связано с чтением и письмом, слушанием и говорением, которые обеспечивают полноценное речевой развитие, осознанное владение языком.

Реализация концепции развивающего языкового образования в учебниках «Русский язык» для 1-4 классов автора Т. Г. Рамзаевой.

Цельность курса русского языка в учебниках Т.Г. Рамзаевой заключается во взаимосвязи и взаимообусловленности языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в рамках развивающей познавательной деятельности

Коммуникативная направленность является актуальной на современном этапе обучения языку и способствует усвоению теории языка и обеспечению речевого общения.

Курс русского языка выстроен таким образом, чтобы учащиеся начальной школы осознали роль изучаемых единиц (слово, предложение, текст) языка в общении, смогли точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.

3. ТЕЗИСЫ ОДНОЙ СТАТЬИ

Вербенко Т.Н., Антонова Л.Г. Современные технологии формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – №4. – С. 106-111.

В статье говорится о необходимости формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников, обращено внимание на необходимость применения проектной деятельности как одной из эффективных технологий.

Технология развития речи способствует развитию не только речи, но параллельно идет развитие психических процессов: мышления, осознанной памяти, поведения (ответственность за слово), эмоционально-чувственных качеств (эстетическое восприятие слова).

Разработана систему обучения, направленную на формирование коммуникативной компетенции учащихся с помощью пословиц и поговорок. Основу этой системы составляет метод проектной деятельности.

Задачи проекта с каждым годом усложняются, то есть повышается уровень работы учащихся над проектом. Метод проектной деятельности занимает сегодня ведущее место среди других методов.

В 1 классе проводится открытый урок, на котором учитель ведет опрос-беседу с учащимися, с целью получения представления первоначальных знаний по теме.

Учащиеся знакомятся с источниками пословиц: словарями, справочниками и художественными произведениями (Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского).

Затем в каждой четверти выполняется краткосрочный индивидуальный проект.

Знакомство с пословицей проходит в 3 этапа:

1        этап - практическое действие (дети учатся раскладывать готовые картинки с пословицами, а затем полоски с пословицами по группам);

2        этап - речевое действие (после предварительного ознакомления ребенок учится рассказывать - о чем эта пословица);

3        этап - умственное действие (творческая работа, в ходе которой идет процесс запоминания этих пословиц). Творческая работа представляет собой процесс создания учащимися рисунка к пословице.

Во 2 классе на вводном уроке дети узнают об отличительных особенностях пословиц и поговорок: о том, что поговорка - это меткий намек на суждение, а пословица законченное суждение, имеющее вывод. Затем перед детьми ставятся направляющие вопросы

Чтобы увлечь детей темой, вызвать у них желание заниматься самостоятельным ее изучением, на уроке используются фрагменты мультфильмов. Организуется командная проектная работа.

Командам предлагаются темы на выбор. Созданные детьми продукты проекта - иллюстрированные тематические блокноты с пословицами - могут использоваться в дальнейшем в рамках преподавания русского языка, чтения, риторики в качестве наглядного пособия.

В 3 классе команды готовят выпуски собственной телепередачи «Узнавай-ка», которая также является продуктом проекта.

В 4 классе учащиеся, используя накопленный в 1-3 классах опыт работы с пословицами, создают собственные книги. Команды в классе становятся издательствами.

В каждом классе в конце учебного года проходит презентация проекта с последующим награждением.

Предлагаемая в риторическом обучении система изучения пословиц и поговорок в начальной школе способствует развитию речи младших школьников, позволяет учащимся в целом более осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка для передачи определенных мыслей, риторическое обучение способствует формированию и развитию коммуникативно-речевых умений в процессе работы над пословицами-текстами.

4. АННОТАЦИЯ ОДНОЙ ИЗ РАБОТ

Вырыпаева Л.С. Сочинение сказки - один из приёмов формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на уроках развития речи // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №11. – С. 145-153.

Одним из направлений в работе по обучению младших школьников продуцировать свой собственный текст представляется включение в систему работы по развитию речи такой модели урока, на котором создание собственного текста будет опираться на активную работу воображения учащихся, осуществляться в ситуации фантазирования посредством такого близкого учащимся начальной школы жанра как фольклор. В статье представлена структура работы по созданию собственных сказочных текстов. Реализация этой работы способствует формированию у младших школьников навыка продуцирования текста на уроках развития речи.

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (5).

Упражнения, формирующие аналитико-речевые умения создавать элементы текста по готовому тексту

1.Задание. Прочитайте тексты, добавляя пропущенные слова. 
Какую роль играют эти слова в тексте?

  1. Шубка — иголки,

Свернется он — колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? … (ёж).

  1. Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла … (зима).

2. Задание. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова. Обоснуйте свой ответ. Чем в тексте являются эти слова?

Удивительно красивы …! Вершины многих … возносятся выше облаков. Снег на … не тает даже летом. Вечные льды в … дают начало бурным горным рекам, со скал струятся водопады. Нередко … соединяются в длинные цепи — хребты, которые образуют целую горную страну. На географической карте … обозначают коричневым цветом.

Ответ. Пропущены слова: горы, гор, них, горах, горы, горы.

6.3. Упражнения, формирующие аналитические умения создавать части текста по готовому тексту

1. Задание. Прочитайте предложения.

Бабушка повела Надю на ферму. …  Из них вышло много-много белых кур. … Будто выпал снег и пришла зима.

Бабушка насыпала крупы. … Как будто стучит дождик и пришла осень.

Потом куры разошлись по своим домикам и все вдруг опять стало зеленое, как будто вернулось лето.

(Я. Тайц).

∙ Вставьте в указанные места предложения, пользуясь предложенными вариантами, чтобы получился текст.

Варианты: 1. У крыльца мальчик увидел ежика. 2. Это было весной.
3. Кругом все стало белым-бело. 4. Под яркими лучами осели глубокие сугробы, потемнели белые снега. 5. Куры стали клевать, стали стучать носами: «Тук-тук … Тук-тук». 6. На ферме было много низеньких домиков.

2.Задание.  Дана тема текста и примерный план. Расширьте заданный план, вставив в него тот или иной пункт.

3. Задание. Прочитайте текст и план к нему. Соответствует ли предложенный план содержанию текста? Запишите измененный план у себя в тетради.

Упражнения, формирующие продуктивные коммуникативно-речевые умения создавать текст

6.4. Упражнения, формирующие коммуникативно-речевые умения  создавать новый текст на основе данного

1. Задание.   Из предложенной группы предложений составьте тексты.

1. Снежные кристаллы имеют различную форму. 2. Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. 3. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. 4. Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! 5. Снег — вид зимних атмосферных осадков. 6. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров. 7. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звездочка.

2. Задание. Составьте текст по предложенному плану.

Дидактическую игру «Читатели — писатели».

6.5. Упражнения, формирующие продуктивные умения создавать текст

1. Задание. Составьте текст-описание на тему «Мой любимый цветок».

2. Задание. Напишите сочинение-сказку, героями которой были бы ваши любимые игрушки.

3. Задание. Напишите сочинение-сказку на свободную тему. Составьте план.

6. КОНСПЕКТ УРОКА

Осенний лес

Деформированный текст с творческим заданием.

Перестановка предложений текста

с целью восстановления

последовательности изложения

Цель. Учить восстанавливать деформированный текст и делать его предложения распространёнными, используя другие слова;развивать связную речь, умение подбирать слова для преобразования предложений в распространённые; воспитывать любовь к природе родной земли.

Материалы и оборудование. Иллюстрации на тему «Лес в разные времена года»; тетрадь по развитию речи.

Ход урока

І. Организационный момент

ІI. Актуализация чувственного опыта учащихся

1. Беседа

● Как называется страна, в которой мы живём?

● Есть ли у нас леса? Какие?

● Кто из вас был в лиственном лесу?

● В какое время года вы бывали в лесу?

● Что вам запомнилось в осеннем (зимнем, весеннем, летнем)

лесу?

● Послушайте стихотворение.

Вечер в лесу

Тихий лес, тихий бор!

Замолкает птичий хор,

ландыш белый сладко дремлет,

прилегла трава на землю.

Старый дуб стоит на страже,

ручеёк в лесной овражек

приплывает с гор.

Мария Конопницкая

● В какое время года описан лес?

2. Работа в тетради

Задание 1. Прочитайте стихотворение. В какое время года описан лес? Докажите.

Хорошо в лесу, ребята,

пахнет кашкой,

пахнет мятой,

пахнет липой, и сосной,

и малиною лесной.

Иван Никитин

ІІІ. Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Лес.)

Сегодня мы будем анализировать тексты с описанием леса в

разное время года: восстанавливать деформированный текст —

переставлять предложения с целью восстановления последовательности изложения и делать их распространёнными, используя

слова — признаки предметов. Как, по-вашему, для чего нужно

владеть этими навыками? Разумеется, это необходимо для развития письменной речи.

IV. Работа по теме

1. Сравнение описаний зимнего и весеннего леса

Работа с дополнительным материалом в тетради.

● Прочитайте тексты.

***

Весной лес светлый и радостный. Тёплый ветерок пробегает по деревьям и кустам. Почки уже набухли, и совсем скоро свежаязелёная листва снова зашелестит на ветвях. По стволам деревьевбегут свежие соки, обновляется даже кора. Яркое весеннее солнце освещает стволы сосен и елей, и они как будто светятся янтарным светом. Проснувшаяся земля дышит и оживает, покрываетсябелыми подснежниками, травкой, мягким мхом. С каждым днёмв лесу расцветает всё больше цветов. Оживают лесные букашки,всякие жучки, божьи коровки, шмели. Выползают из нор лисы,где-то в берлоге просыпается медведь. Из дальних стран возвращаются перелётные птицы.

Вся лесная природа радуется солнцу и теплу.

***

Зимний лес утопает в снежных заносах. Вокруг видны лишь тёмные голые стволы деревьев и кое-где зеленые «лапы» ёлок исосен. Всё остальное занесено белым снегом. Кажется, будто деревья в зимнем лесу надели сказочные наряды. Взошло, заигралосолнышко и словно зажгло снега. Слепящий снег, серебряныйиней в лесу сверкают, будто бриллиантовые россыпи. Лес полонхрупких зимних драгоценностей. Заденешь ветку — и пухом рассыпается снег. По стволам деревьев постукивает мороз. А ветвизамёрзших деревьев иногда скрипят и трещат от мороза.

Когда идёшь зимним лесом, кажется, что в лесу нет ни единой живой души. Но если присмотреться, то на белоснежном лесномковре можно увидеть множество меленьких троп. Это следы животных, которые охотятся на добычу, и тех, которые скрываютсяот охоты.

Даже холодной зимой жизнь в лесу не замирает.

● Ответьте на вопросы.

В какое время года автор наблюдал лес? В какое время суток он любовался им?

● Объясните выражения: заиграло солнышко; зажгло снега; постукивает мороз; серебряный иней; янтарным светом; пухомрассыпается снег; ветер пробегает; почки набухли; дышит,оживает земля; проснувшаяся земля.

● Сравните описание зимнего и весеннего леса по плану.

План

1. Утро в лесу.

2. Взошло солнце.

3. Деревья.

4. Земля.

● Найдите в тексте-описании весеннего леса слова — признаки предметов.

● К первым трём словам-признакам подберите слова, противоположные по значению. Для описания леса в какое время года можно использовать эти слова? (Осенью.)

2. Работа в тетради

Задание 2. Прочитайте. Подберите заголовок к каждому тексту. Подчеркните слова — признаки предметов. В первом тексте поставьте их в нужной форме (устно).


(Лес летом)

Вот и лес. Тень и тишина. Статная осины тихо лепечут надвами зелёными листьями. Длинный висячий ветви берёз едва шевелятся. Могучим дуб стоит, как боец, возле красивая липы. Золотистый летний воздух наполнен ароматом лесных трав.

(Осенний лес)

Лес хорош и поздней осенью. Нет ветра и шума. Днём ярко светит солнце. В мягком воздухе разлит осенний запах. Утромтонкий туман стоит над жёлтыми полянами. Сквозь сучья белеетнебо. На деревьях висят последние золотые листья.

По Ивану Тургеневу

(Зимний лес)

Чудесно в лесу зимой. Деревья укрыты серебристым пушистым инеем, лес освещён ярким солнцем. Серебром сияет лес под ясным голубым небом. Зелёные ёлочки стоят в роскошном зимнемнаряде. Грозные стоят в снежных сугробах сучковатые дубы. В чистом морозном воздухе слышен каждый звук.

3. Работа с иллюстрацией «Лес»

● Рассмотрите иллюстрацию. Подберите слова — признаки предметов к словам, которые записаны на доске.

Деревья — раскидистые, статные.

Наряд — яркий, жёлтый, зелёный, белоснежные шубки.

Листья — золотистые, пёстрые, рыжие, пурпурные.

Небо — холодное, бледное, стальное.

Трава — жёлтая, бледно-зелёная.

4. Самостоятельная работа учащихся

Мы с вами прочитали тексты — описания леса в разное время года, выделили слова — признаки предметов; рассмотрели иллюстрацию осеннего леса.

Теперь требуется восстановить текст, подобрать к нему заголовок, сделать распространёнными отдельные предложения, используя слова — признаки предметов. Напишите своё отношение к этому времени года.

Задание 3. Прочитайте предложения. Восстановите последовательность изложения. Пронумеруйте строки. Вставьте пропущенные буквы. Подберите заголовок.

1. Грустно в осеннем лесу.

7. Мороз серебром лежит на траве.

2. Деревья сбросили свой наряд.

4. Кисти рябин вспыхивают от этих лучей, радуют глаз.

3. Сквозь сучья тусклым светом пробиваются лучи солнца.

6. Ели зеленеют своими тонкими иголками.

5. Дорожки усыпаны листьями.

Задание 4. Подберите к выделенным словам в задании 3 по одному-два имени прилагательных в соответствии с темой. Запишите их.

Задание 5. Сделайте предложения восстановленного текста распространёнными, подобрав слова — признаки предметов. Запишите усовершенствованный текст.

Примерный текст

Осенний лес

Грустно в осеннем лесу. Деревья сбросили свой яркий разноцветный наряд. Сквозь голые сучья тусклым светом пробиваются лучи солнца. Красные кисти рябин вспыхивают от лучей и радуют глаз. Дорожки усыпаны пёстрыми осенними листьями.

Стройные ели зеленеют тонкими иголками. Первый утренний морозец серебром покрыл бледно-зелёную поникшую траву.

5. Самопроверка, исправление ошибок

6. Чтение и анализ усовершенствованного текста (3–4 учащихся).

V. Итог урока

1. Беседа

● В какое время года лес вам нравится больше всего?

● Что запомнилось вам на уроке?

● Какие трудности вы испытывали при выполнении самостоятельной работы?

2. Самооценивание

Оцените себя:

● последовательно ли расположены предложения в логически

завершённом тексте;

● точно ли подобраны прилагательные;

● выражено ли ваше отношение к этому времени года;

● знаете ли вы орфограммы в тексте.

VI. Домашнее задание

Составьте 3–4 предложения о лесе поздней осенью.


7. ОБРАЗЦЫ НАГЛЯДНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКСТА-ОПИСАНИЯ

Картинки по запросу Памятка  по теме Текст

РЕДАКТИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА

Картинки по запросу Памятка  по теме Текст


ПАМЯТКА «КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ»

Картинки по запросу Памятка  по теме Текст

СМЫСЛОВЫЕ ЧАСТИ ТЕКСТА

Картинки по запросу Памятка  по теме Текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников

Цель кусра: создание условий для становления личности младшего школьника, коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соот...

Деятельностный подход в воспитании нравственности младших школьников.

Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе, то положительное, что уже испытано. Сейчас, когда столь бурно прот...

Системно-деятельностный подход в урочной деятельности младших школьников.

Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.   Структура уроков в...

Деятельностный подход при обучении орфографии младших школьников

Моя научная работа, в которой дана классификация орфографических ошибок учащихся 2 классов, критерии сформированности орфографических умений учащихся 2 классов, рекомендации по повышениюуровня сформир...

Системно-деятельностный подход в урочной деятельности младших школьников

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предме...

Представление собственного инновационного педагогического опыта Деятельностный подход в урочной деятельности младшего школьника

Актуальность и перспективность опытаКонцептуальностьНаличие теоретической базы опытаВедущая педагогическая идеяОптимальность и эффективность средствРезультативность опыта...

Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений.

В статье рассматривается проблема общения учащихся с учебниками риторики, анализируются особенности учебных пособий по риторике и определяются их возможности в организации общения школьников, в ...