Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений.
статья

 В статье рассматривается проблема общения учащихся с учебниками риторики, анализируются особенности учебных пособий по риторике и определяются их возможности в организации общения школьников, в формировании у них необходимых коммуникативно-речевых умений.

Ключевые слова: риторика, учебники, общение, коммуникативно-речевые умения, язык учебника, обратная связь и мотивация, эмоции, коллективно-расспределённая деятельность.

 Автор утверждает,что учебник по риторике является учебником нового типа. При изучении этого предмета учебник должен быть одним из главных средств   достижения  основной цели данной дисциплины.  Несомненно  авторам учебных пособий по риторике (Ладыженская Т.А. и др. «Риторика в рисунках и рассказах» 1-4 классы)[2-6]удалось создать учебник, который обеспечивает реализацию главной цели - обучение эффективному общению

   Автор анализирует особенности учебных пособий по риторике  и определяет их возможности в организации общения школьников, в формировании у них необходимых коммуникативно-речевых умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_13_1424500788_91888.rar43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений.

      В статье рассматривается проблема общения учащихся с учебниками риторики, анализируются особенности учебных пособий по риторике и определяются их возможности в организации общения школьников, в формировании у них необходимых коммуникативно-речевых умений.

Ключевые слова: риторика, учебники, общение, коммуникативно-речевые умения, язык учебника, обратная связь и мотивация, эмоции, коллективно-расспределённая деятельность.

           «…современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики – обучение эффективному общению, человек, который общается.… Эффективное общение – это общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана»[7,с.212]. Основной целью изучения риторики в школе является обучение эффективному общению, что предполагает формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений. Поэтому при изучении этого предмета учебник должен быть одним из главных средств   достижения  основной цели данной дисциплины. И, на наш  взгляд, авторам учебных пособий по риторике (Ладыженская Т.А. и др. «Риторика в рисунках и рассказах» 1-4 классы)[2-6]удалось создать учебник, который обеспечивает реализацию этой цели.

           Проблема общения школьников с учебниками ставится и решается  в исследованиях различных авторов. Так,  Граник Г.Г. и Борисенко Н.А.   рассматривают проблему общения школьника с современными  учебниками по русскому языку[1,с.3]. Они называют учебником нового типа учебник, который отвечает всем требованиям  создания  условий,  реализующих  одну из главных потребностей человека – потребности в общении и  рассматривают целый ряд аспектов, связанных с решением названной проблемы: язык учебника, обратная связь и мотивация, эмоции и их роль в обучении русскому языку, коллективно-распределённая деятельность. Опираясь на предложенные авторами подходы, проанализируем особенности учебных пособий по риторике  и определим их возможности в организации общения школьников, в формировании у них необходимых коммуникативно-речевых умений.

                    Любой учебник, несомненно, выполняет свою коммуникативную функцию, то есть является источником информации. Но необходимо отличать общение от коммуникации, хотя между ними, конечно, есть общее: и то, и другое – взаимодействие, передача какой-то информации. Но есть и принципиальное различие в содержании этих понятий. Коммуникация – это  передача сообщения  другому объекту, но как объекту, потому  что он интересен как адресат, получатель, реципиент. При этом не предполагается равенство общающихся, передавать информацию можно вообще, не ориентируясь на какое-то конкретное лицо, безадресно, вообще всем. Коммуникация чаще всего ассиметрична, в ней практически невозможен диалог. Главной целью коммуникативного акта является процесс передачи информации. Коммуникация не обязательно предполагает духовную связь.

     «Общение – это сложный и многогранный процесс, который  может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как  отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания»[8,с.122]. Одним из основных свойств общения является диалог. В диалоге  общающиеся стороны всегда являются равноправными, равноценными субъектами. Целью диалогового  общения становится установление общности, контакта, общего смысла разговора. Общение всегда связано с приобщением к ценностям, которые переживаются вместе. Это ещё и духовный контакт, который  осуществляется в учебнике по риторике через содержание курса риторики, в основе которого лежит нравственная составляющая, отражённая в программах как риторическая идея, например: «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой).

    Рассмотрим более подробно те компоненты учебника, которые обеспечивают развитие у школьника способности общаться.

  • Язык учебника .

«Говоря об общении с учебником, необходимо остановиться на его языке. Учебник нового типа потребовал создания особого языка. С этой целью была изобретена речь, которую мы назвали «устная речь в её письменной форме. Такая речь предполагает, что на бумаге звучат голоса авторов учебника, доброжелательных, понимающих и уважающих ученика. Иными словами, должна звучать живая устная речь с её интонационным богатством, экспрессивностью, связностью, нормативностью письменной речи» [1,с.5].

Приведём пример из учебника второго класса части I «Детская риторика в рассказах и рисунках» [3, с.3].

Обращение авторов

Дорогие ребята!

Риторик приветствует вас и приглашает в храм науки РИТОРИКИ….

Счастливого пути!

Текст, написанный языком, напрямую обращённым не только к рассудку, но и к эмоциям учащихся, гораздо лучше усваивается и запоминается младшими школьниками.  Инструкции, конкретные рекомендации в форме добрых советов помогают приобретать школьникам инструментальные знания. (Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего», «Чтобы твою просьбу выполнили» и т.д.)

Проиллюстрируем сказанное примером из того же учебника [3, с.77].

№104. Расскажи, чем просьба отличается от требования.

После беседы на эту тему учащиеся знакомятся с инструкцией, которая обобщает всё сказанное и становится речевой памяткой для младших школьников.

Или  рекомендация-вывод.

Эти добрые советы помогают учащимся выработать алгоритм своей речевой деятельности, стать ориентиром их речевых поступков.

В учебниках вопросы и задания опираются на материал, знакомый учащимся, связанный с их личными отношениями в семье или школьной жизни. Ребёнку легко проанализировать свой опыт, полученный в близкой ему среде.

Приведём пример таких вопросов и заданий.

Кому – кто адресат - адресант

Когда тебя мама утром будит, кто отправитель, а кто получатель информации? Когда ты отвечаешь в классе урок, кто тебя слушает, кто твой адресат?

             Слушаем на уроке

Как ты думаешь, нужно ли на уроке слушать ответы других ребят? Почему?

    Как видно из приведённых примеров, вопросы становятся не только способом активизации учебной деятельности школьников, но и средством взаимодействия с ними. Они  формулируются по-доброму, с учётом опыта и возможностей учащихся.

     Каждый урок начинается с проблемного вопроса. Учебник не сообщает учащимся готовой информации, а предлагает подумать, поработать с текстом, выполнить задание, обращённое к личному жизненному опыту младшего школьника, ориентирует их не на зубрёжку, а на понимание риторических ситуаций, понятий, терминов.

Проиллюстрируем сказанное примером.

Вежливая просьба

Наверное, тебе уже приходилось о чём-то просить – о серьёзном, большом или, может быть, о пустяке?

Всегда ли выполняли твою просьбу? Не приходилось ли тебе слышать такие слова: «И попросить-то толком не умеешь!»?

Эти примеры, как представляется,  хорошо иллюстрируют реализацию интересного равноправного диалога автора учебника и ученика, что стимулирует у школьников возникновение  познавательного интереса к изучению темы.

  • Мотивация изучения риторики  при работе с учебником

             Первоклассник с первого школьного дня немедленно включается в ситуацию делового общения, которое предполагает умение ориентироваться  и использовать адекватные средства взаимодействия. Не зная и не владея нормами школьной жизни, первоклассник попадает в трудные проблемные ситуации: он в процессе обучения должен спросить, попросить о помощи, уточнить понимание и др. Проблемность положения первоклассника заключается в том, что он не может самостоятельно справиться с поставленной задачей, он не знает о существовании необходимых ему жанров, о риторической ситуации, о новой роли (автора или адресата), которую ему нужно освоить для налаживания делового общения. И в этом положении для разрешения проблем существует необходимость анализа ситуаций, рассматриваемых в учебнике, глубочайшим образом связанных со всеми сторонами личности младшего школьника. Это обеспечивает высокий уровень внимания, понимания и запоминания. Констатируемое нами желание школьников работать на уроках риторики является показателем правильной психологической и дидактической организации обучения, осуществляемого через общение с учебником.

            Содержание общения автора учебника  и ученика схематично можно представить следующим образом:

   

   Так  в упражнении №61 [3, с.49] предлагалось учащимся рассмотреть рисунки и прочитать диалог.

  • -Мальчик, уступи место бабушке, - сказала девочка.

- Пожалуйста, - буркнул мальчик, вставая.

     И подумать над вопросом: «Почему бабушке было неприятно слышать слово «пожалуйста», произнесённое мальчиком?»

     Учащиеся, прочитав этот диалог, оценивают  неправильное поведение мальчика и делают вывод, что сказать слово «пожалуйста, надо другим тоном, чтобы не вызвать у бабушки неприязни.

       №47 [3,с.37] Произнеси высказывание героев сказки таким тоном, чтобы были понятны чувства, которые они выражают.

Выделенные слова помогут верно определить тон.

-Что ты строишь? – в один голос закричали удивлённые Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. – Что это, дом для поросёнка или крепость?

-Дом поросёнка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать.(Английская сказка. Обработка С.Михалкова)

Школьникам хорошо знакомы герои этой сказки, и они с удовольствием произносят их высказывания, демонстрируя настроение и чувства говорящих.

     Учащиеся общаются с автором опосредованно через сказочных персонажей, ровесников, знаменитых людей, героев мультфильмов и т.д., побывав в роли того или иного участника общения. Тем самым они приобретают ценный опыт   речевой деятельности. Таким образом, введение в учебник сказочных героев, персонажей мультфильмов, специально придуманных  действующих лиц позволяет решить следующие задачи:

- привлечь школьников к содержанию учебного предмета с помощью знакомых и интересных персонажей, общение с которыми облегчает восприятие материала, так как действующие лица и персонажи в узнаваемых ситуациях, говорят просто о сложном;

- мотивировать учебную деятельность школьников на основе анализа и изучения речевого опыта героев, близких им по возрасту, интересам, возможностям в решении познавательных задач.

  • Развитие эмоциональной сферы школьников с помощью учебника            

      Сегодняшний школьник не привык удивляться, искренне переживать, огорчаться или радоваться: чуть ли не с рождения его окружают такие мощные и яркие источники информации, как телевидение, интернет, компьютерные игры и другие технические новшества, с которыми школе, учителям, авторам учебников приходится конкурировать. Вот почему так важно сделать учебник источником получения и развития эмоций, таких как удивление. Для этого авторы учебников по риторике используют визуальные и изобразительные   средства предмета. В учебных пособиях по риторике для учащихся начальной школы применяются следующие элементы оформления:

1) рисунки, которые изображают постоянных персонажей (Риторика, Олю, Колю, ритора из Древней Греции и т.д.); отражают и уточняют коммуникативную ситуацию; создают эмоциональный настрой для выполнения различных заданий;

2) фотографии, репродукции, кадры из фильмов, видеофильмов, телепередач для успешного выполнения различных риторических заданий;

3) таблицы, схемы, поясняющие некоторые сложные понятия, их соотнесённость друг с другом;

4) шрифтовые выделения (плашки, цвет, размер букв);

5) условные обозначения.

      Содержанием школьного курса риторики является эмоционально-образный компонент. Он важен не сам по себе, а потому, что связан со многими психическими процессами – образным мышлением, памятью, творческими способностями и т.п. Развитое  образное мышление делает любую деятельность более успешной и полноценной. Образная память обладает большими преимуществами  в усвоении  и сохранении  знаний. Образное мышление играет ведущую роль в интуиции и творческой деятельности.

Тексты учебников по риторике не только насыщены разными образами, но и создают условия для развития воссоздающего воображения учащихся. Они представляют собой отрывки из известных детям литературных произведений, занимательные, познавательные и конечно, отражающие нравственные идеи, заложенные во всём курсе школьной риторики.

Но самое главное – это создание условий для постоянной активности и самостоятельности ученика в работе с учебником.

Например, в учебнике второго класса части II «Детская риторика в рассказах и рисунках» [4,с.86] страница, посвящённая речевой разминке выглядит так:

  1. Не запутайся в звуках!

Произнеси по слогам. 

     предпри´я          тие – предпринимáтель.

Предстáвить – предостáвить.

  1. Произноси правильно!

Санти              

Деци                                          Квар

Кило

Эти шрифтовые выделения помогают учащимся обратить внимание на сложности, связанные с правильностью произношения, формированием относительной нормы.

Таким образом, оформление учебника, введение в его содержание ярких иллюстраций, различных способов дифференциации изучения материала с помощью цветовых и шрифтовых выделений, рисунков, таблиц и схем, обеспечивающих усвоение инструментальных знаний, текстов с ярко выраженной эмоциональной окраской позволяет развитию эмоциональной сферы школьников, сделать стойким проявление интереса к предмету.

  • Роль учебника в организации коллективно-распределённой деятельности.

Понятие коллективно-распределённой деятельности ввёл в психодидактику В.В. Рубцов [9]. Его концепция позволяет принципиально по-другому организовать процесс взаимодействия учителя и учащихся. Обнаружить проблему, столкнуть ученика с трудностью, включить их в активную деятельность в познавательном процессе – всё это организуется педагогом. Однако организуется так, что у учащихся возникает иллюзия полной их  самостоятельности во всех звеньях учебного процесса. Успешность коллективно – распределённой деятельности зависит прежде всего  от мастерства учителя.

Если же в учебный процесс вовлекаются не два его участника: учитель – ученики, а три: учитель – учебник – ученики, меняется роль каждого из них. Работая с учебником, анализируя, обобщая, конкретизируя, рассуждая, учащиеся находят важную информацию, помогающую им в учебном и  повседневном общении.

Например, №1  в учебнике риторики [3,c.5].

Закончи начатые предложения по образцу.

Образец:  Слово веселит, радует.

Учащиеся, выполнив несколько подобных упражнений, постепенно самостоятельно приходят  к выводу, чему учит риторика и почему необходимо изучать риторику.

Работу по учебнику риторики нельзя рассматривать как одну из составных частей урока. Этот учебник – активный участник коллективно – распределённой деятельности, именно вокруг него разворачивается всё, что происходит на уроке. В первую очередь учебник отвечает за понимание и усвоение учебного материала учениками, за выработку у них речевых умений. И  результаты этого усвоения учащиеся могут продемонстрировать прямо в учебнике  в письменной форме,  а также в устной форме, выступая перед своими одноклассниками. Учитель руководит взаимодействием между участниками педагогического процесса. Высвобождая творческие силы учителя, учебник позволяет ему организовывать разнообразные выступления, рассуждения учеников, в ходе которых формируются коммуникативные умения школьников, развивается их устная речь, снижается страх перед ответом.

Изменяется позиция и ученика в классе: «из пассивного объекта педагогического воздействия ученик становится активным соучастником совместной деятельности с учителем и товарищами по классу» [10,с.251].

Таковы  особенности современных учебников по риторике для учащихся начальной школы, которые обеспечивают целенаправленную работу над формированием коммуникативно-речевых умений.

Литература

  1. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Особенности построения учебников нового типа, позволяющих реализовать функцию общения./ / Русский язык в школе. – 2011. - №4. –С.3-8. -2011. - №5. – С.3-7
  2. Ладыженская Т.А. , Ладыженская Н.В. ,Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина Г. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс ч.1,ч.2 - М.:Баласс,2006.- по 64 с.: ил.
  3. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учеб. тетр. для 2 кл. Ч.1 – М.: Баласс,1999. – 96 с.
  4. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учеб. тетр. для 2 кл. Ч.2 – М.: Баласс,1999. – 96 с.
  5. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учеб.  для 3 кл. – М.: С-инфо, Баласс, 1995. – 208 с.: ил.
  6. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учеб. тетр. для 4 кл. – М.: Ювента, Баласс,2004. – 192 с.: ил.
  7. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /  Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. – 528 с.
  8. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд.2-е, испр. и доп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – Флинта, Наука, 1998. – 312 с.
  9.  Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М.,1987.
  10.  Скаткин М.Н. Проблема учебника в современной дидактике // Справочные материалы для создания учебных книг / Сост. В.Г. Бейлинсон. – М.,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я   осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планир...

Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.

Роль классного руководителя  в развитии личности младшего школьника посредством   постоянного изменения содержания и форм работы с детьми, планирования содержания работы детского коллек...

Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

Цель воспитательной системы:·       Поэтапно создавать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения....

Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников

Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них  мало жизненного опыта.  Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...

Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников

Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТА

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТА...