Права человека - глазами ребенка "Конвенция о правах человека"
творческая работа учащихся (3 класс)

Исследовательский проект по теме "Конвенция о правах ребенка" для ежегодного конкурса "Права человека глазами ребенка" 2019 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Щёлковского муниципального района Московской области

полное название образовательной организации

Московская область, Щёлковский район, г. Щёлково, ул.Комсомольская д.5а,

https://sch3-schel.edumsko.ru/, тел. 8496-56-2-54-36

почтовый адрес, адрес сайта, телефон, факс

        

Елизавета Е.                      , 2 Б класс

ФИО конкурсанта, класс

Контактный телефон:

Электронный адрес:

 

Тема работы: «Исследовательский проект

«Конвенция о правах ребенка»

Руководитель: Черноног Наталья Сергеевна, учитель начальных классов,

 

ФИО, должность, контактный телефон, электронный адрес

2019 год


Оглавление

  1. Актуальность темы.        3
  2. Цель исследования.        4
  3. Гипотеза        4
  4. Методы и средства исследования.        4
  5. Конвенция о правах ребенка.        4
  6. Заключение и выводы по проделанной работе        9
  7. Приложение 1. Социологический опрос.        11
  8. Список использованной литературы.        13


«Государства – участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

(Ст.42 Конвенции «О правах ребенка»)

Актуальность темы.

Меня зовут Елизавета Е.

На уроках и внеурочных занятиях мы изучаем, в том числе, и права человека. Не так давно участвовали во Всероссийском Едином уроке по этой теме. «Конвенция о правах ребенка» – один из законов о правах человека – о правах детей (далее по тексту – Конвенция). Этот Закон говорит о большом количестве прав каждого ребенка и о том, как государства должны его исполнять.

Сейчас развиваются отношения между разными странами. Люди часто выезжают за границу на отдых, на лечение, на учебу, к своим родственникам. 15 республик, из которых состоял СССР, теперь отдельные независимые государства. У некоторых людей в этих странах есть родственники. А всего государств в мире около 200. И в каждом свои законы, которые иногда не похожи друг на друга.  

Взрослые люди обладают полной правоспособностью и сами отвечают за свои поступки. А мы – дети нуждаемся в дополнительной защите и помощи. Поэтому меня заинтересовал вопрос о правах детей, которые могут оказаться в других странах или приехавших из других стран к нам. Например, даже у нас в школе есть дети, родившиеся и приехавшие с родителями из других стран: Украины, Узбекистана и др. Есть дети, которые родились в России, но родители могут быть гражданами других государств или иметь несколько гражданств.

У меня возникло много вопросов. Поэтому эта тема и стала целью моего исследования.

Цель исследования.

Выяснить, влияет ли иностранное гражданство родителей на права их ребенка.

Гипотеза

Каждый ребенок должен обладать равными правами.

Вместе с моим учителем начальных классов Черноног Н.С. мы разработали план изучения данного вопроса, выбрали методы и средства исследования.

Методы и средства исследования.

Во время работы над проектом мы использовали следующие методы:

  1. Опрос одноклассников, что они знают о Конвенции «О правах ребенка».
  2. Изучение Конвенции «О правах ребенка».
  3. Изучение литературы и интернет-сайтов по интересующей меня теме (смотрите список использованной литературы).
  4. Моделирование действия некоторых норм Закона применительно к детям, у которых родители граждане других стран.

Конвенция о правах ребенка.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает большим количеством прав: право на собственность, право на свободу слова, право на гражданство и др. Даже такой маленький гражданин, как ребенок, тоже имеет свои права. Мы часто об этом и не задумываемся, принимая их как должное. Но эти права закреплены и потому гарантируются в различных Законах. Главным законом нашей страны является Конституция Российской Федерации – ее основной закон. Но кроме него существуют и значительные международные акты. Они действуют во всем мире. Один из важнейших – Конвенция о правах ребенка. Это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Конвенция принята 20 ноября 1989 года.

Я опрашивала своих одноклассников, что они об этом знают. В ходе опроса я задавала 4 вопроса. Их результаты и мои выводы в Приложении 1. Мы, конечно, еще маленькие и не работаем юристами. Но опрошенные мною ребята знают об этом еще очень не много. Мы уверены, что наши права защитят наши мамы и папы. Но они могут защищать их только на основании законов. И эта тема для меня стала очень интересной. После подготовки этого исследования я поделилась своими новыми знаниями во время классного часа со своими одноклассниками. Им понравилось, и они тоже заинтересовались.

Для начала ответим на вопрос: Кто такой ребенок?

Ответ мы найдем в статье 1 Конвенции: «...ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста...»

Но это в России. А вот в странах, откуда к нам могут приехать дети, совершеннолетие может начаться раньше или позже. Например, на Фарерских островах совершеннолетие уже с 14 лет. Все население там составляет всего-то около 50 тысяч жителей. Это в 2 раза меньше, чем в нашем районном центре – г. Щелково. И все же у них свои законы. А законы надо уважать. В Саудовской Аравии и Индонезии совершеннолетие с 15 лет, во Вьетнаме и Камбодже с 16 лет, а соседнем Тайланде и далеком от них Тунисе совершеннолетие с 20 лет. То есть мой сверстник гражданин Туниса на 2 года дольше будет ребенком. Даже если он приедет в Россию, потому что на него распространятся правовые нормы Туниса, а с Фарерских островов на 4 года раньше меня будет «взрослым». А в сумме разница наступления совершеннолетия может быть и 6 лет!

Статья 2 Конвенции очень важная. Она говорит о том, что каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами и не должен подвергаться дискриминации.

Дискриминация – это новое для меня слово. Это плохое отношение, насилие, несправедливость и лишение некоторых прав людей из-за того, что они не такие, как большинство. А по Конвенции каждый ребенок, независимости от того, кто родители христиане или мусульмане, какой их родной язык, кем работают они или их предки и других обстоятельствах, имеет равные со всеми права.

Я знаю, что есть дети инвалиды, болеющие разными заболеваниями, сироты и даже беспризорники. Некоторые дети живут в больших городах, а некоторые в маленьких селах.  Есть и те, кто совершал правонарушения. Но все они не могут быть лишены основных прав. Потому что Конвенция – это закон для всех государств.

Мое исследование о детях иностранных граждан на территории России и сравнение их прав в России с правами в других странах, из которых они могут быть родом или родом их родители. Поэтому мне важно было узнать, когда ребенок получает гражданство и какое?

Например «Я».

В статье 7 Конвенции говорится: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства».

И я стала гражданкой Российской Федерации, как и мои родители. Став гражданкой государства я, как и любой другой ребенок, получаю множество прав и обязанностей. Это очень важно. У меня есть имя Елизавета, которое дали мне родители. Кажется, что это просто. Но в фашистских концентрационных лагерях у людей были только номера. Их накалывали на руку, как клеймят коров или быков.

Я гражданка России и мои родители тоже. Но есть дети, у которых, например, папа Россиянин, а мама Украинка, или папа Эстонец, а мама Россиянка. И чтобы они не оказались лишены родителей из-за этого, детям гарантировали право не только на гражданство, но и право на заботу родителей. По статье 7 Конвенции ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Чтобы дети не теряли связь со своими родственниками, которые проживают в других странах, Конвенция в статье 8 требует «уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства».

Статья 9 говорит, что ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. А еще около 50 лет назад в Кампучии разлучали семьи. Иногда даже забирали детей. Хорошо, что теперь этого нет, и страна называется сейчас Камбоджа. И наши туристы часто туда ездят на отдых.

Статья 10 говорит, что «ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями». Поэтому такие дети и их родители с этой целью могут покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Это очень хорошо, что близкие, родные люди могут видеться и общаться, например, во время отпуска или каникул. Наверное, это не всегда просто. Но я думаю, очень хорошо, что в законе есть такое право и семьи не разрушаются. Очень хорошо, что в настоящее время есть много видов быстрой связи, а не только бумажные письма или телеграф. Есть телефон, SMS, Skype и другие. Поэтому, когда дети, у которых кто-то из родителей часто или постоянно проживает за границей и долго их не видят, все равно могут хорошо общаться.

Статья 18 Конвенции говорит об одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка, то есть и меня тоже. Есть страны, в которых права женщин намного меньше, чем у мужчин. Там мама имеет меньше прав на воспитание детей, чем папа. Некоторые страны сделали различные «заявления и оговорки». Например, Саудовская Аравия или ОАЭ исламское право ставят выше Конвенции. Но все равно очень хорошо, что разные страны, имеющие разные, законы, культуру, обычаи, признают основные права детей. Наша страна приняла Конвенцию полностью, без всяких оговорок. Наша Конституция и другие законы предоставляют даже больше прав детям.

Например, во 2-ой части этой же статьи говорится об обеспечении развития детских учреждений. Статья 28 говорит о необходимости хотя бы бесплатного начального образования. И очень здорово, что в России не только начальное, но и среднее школьное образование не только обязательное, но и бесплатное. Если я буду хорошо учиться, то смогу бесплатно поступить в ВУЗ и там бесплатно учиться. Такое достижение имеется далеко не во всех странах.

«Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка», – говорит статья 13 Конвенции. Если бы не было этого права, как бы мы могли учиться, развиваться, как бы я готовила этот проект?

Дополнительно статья 17 говорит: «Государства – участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка». Конечно, очень много информации можно почерпнуть из Интернета. Но при этом выборе нужно быть очень внимательным. Нам регулярно в школе рассказывают о безопасности в сети Интернет, проводят специальные уроки.

Право ребенка на свободу мысли, совести и религии определяет статья 14.  Некоторые государства являются светскими как Россия. То есть, нет какой-то обязательной религии. Вот у нас в Щелково кроме христианских храмов есть большая мусульманская мечеть и везде всегда, особенно на большие религиозные праздники много верующих. Но я знаю, что в России все очень по-доброму относятся к людям других религий.

В некоторых государствах существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства. Согласно статьи 30 Конвенции, ребенку «не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком». Я очень рада, что в России таких проблем нет. Во многих регионах России вместе с русским языком изучают и свой родной (татарский, башкирский и др.)

В Конвенции еще много различных статей, о правах детей в случае военных конфликтов, недопустимости насилия, наркотиков и многие другие. Но для своего исследования я выбрала те, которые меня больше заинтересовали, ведь я не юрист, я только учусь.

Конечно, некоторые статьи имеют исключения и определенные требования. Прав без обязанностей не бывает. Но эта тема для другого исследования.

Заключение и выводы по проделанной работе

Мы все дети одной земли. У нас в классе есть дети разных национальностей. Многие семьи имеют разную веру. Но это не мешает нам дружить и помогать друг другу.

И если мы, иногда ссоримся, то не из-за того, что кто-то русский, татарин, тунисец или другой.  Не потому что, у кого-то родители христиане или мусульмане. Мы просто дети, просто еще маленькие люди. И иногда не понимаем, что-то, или просто озорничаем. Мы сейчас только учимся. Изучаем книги, исторические сведения и многое другое.

Я думаю, что все мы имеем право на то, чтобы, живя в одной стране, думать, относиться к разным вещам и событиям по разному. В наших семьях может быть разная религия. Но нас всех объединяет что-то общее. Любовь к своим близким, своему городу, в котором мы живем. И что-то еще, что я сейчас не могу высказать.

А еще мне рассказали об одном интересном правиле, которое действует во всех государствах. Оно называется «Золотое правило морали» и означает: «Поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это и помогает нам, таким разным, жить в мире и дружбе.

Я нашла подтверждение своей гипотезы. Каждый человек должен обладать «правами и свободами без какого-бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства». Конвенция «О правах ребенка» подписана большинством стран мира. Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Закончить свое исследование я хотела бы как его и начала. Статья 42 Конвенции ООН «О правах ребенка»: «Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

В завершении хочу сказать, что мне очень понравилось работать над этой темой, потому что я и сама многое узнала о своих правах, и смогла рассказать об этом своим одноклассникам на классном часе. Все слушали очень внимательно и это для меня лучшая награда.


Приложение 1. Социологический опрос.

Я задала своим одноклассникам 4 вопроса. Я опросила 33 человека.

Вопрос 1. Знаете ли вы, какой закон является главным в мире по защите прав ребенка? (подчеркните ваш вариант)

а) Конституция РФ

б) Конвенция о правах ребенка

в) Семейный кодекс РФ

Мне хотелось проверить, знают ли они или слышали о Конвенции о правах ребенка.

Варианты ответов

Ответы

а) Конституция РФ.

9

б) Конвенция о правах ребенка.

21

в) Семейный кодекс РФ.

3

Больше половины правильно выбрали Конвенцию о правах ребенка, а значит они уже слышали про нее.

Вопрос 2. До скольких лет человек в нашей стране считается ребенком? (впишите цифру в ответ)

Ответ: До _______ лет.

Варианты ответов

Ответы

14 лет

3

15 лет

1

16 лет

4

18 лет

24

21 год

1

И здесь больше всего ответили правильно – до 18 лет. Значит в России дети знают, когда они начнут считаться взрослыми.


Вопрос 3. Как вы думаете, права ребенка гражданина России, у кого один родитель, гражданин иностранного государства, имеет такие же права, как и ребенок, чьи оба родителя граждане России? (подчеркните ваш вариант)

Варианты ответов

Ответы

Да, такие же права.

30

Нет у него прав меньше.

2

Нет, у него прав больше.

1

Ответы на этот вопрос меня порадовали. Почти все считают, что права ребенка в России должны быть равными вне зависимости от гражданства родителей.

Вопрос 4. Запрещено ли ребенку в России общаться на языке своего родителя иностранного гражданина (т.е. на иностранном языке)?

Варианты ответов

Ответы

Разрешено.

33

Запрещено.

0

А на этот вопрос все 33 ответа были за то, что в России ребенок может общаться с семьей на своем родном языке. У выхода из школы тоже можно услышать, как на других языках родители, дедушки и бабушки радостно встречают своих детей или внучат.


Список использованной литературы.

1. Конвенция «О правах ребенка» // Сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.

2. Всеобщая декларация прав человека. // Сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

3. Конституция Российской Федерации. // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/14366:1

4. Возраст совершеннолетия в разных странах мира. // Сайт коллегии адвокатов города Симферополь. URL: https://adv-simfi.ru/vozrast-sovershennoletiya-v-razlichnyh-stranah-mira.html



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу

Ученицы 2 «Б» класса МАОУ СОШ №3

Щелковского муниципального района Московской области

Елизаветы Е.

Данная работа представлена на конкурс «Права человека – глазами ребёнка», тема работы «Конвенция о правах ребенка. Право на гражданство», номинация «Исследовательская работа», группа первая (учащиеся 1-4 классов). 

Работа посвящена рассмотрению некоторых аспектов норм права (с учетом возрастных особенностей Е. Елизаветы). Лексика исследования понятна и проста. Все подчинено попытке с разных сторон раскрыть выбранную тему. В работе чувствуется желание расширить ее, используя интересные примеры.

Изучая данную тему, что немало важно, Елизавета восприняла важнейший аспект всей системы права – взаимосвязь прав и обязанностей. Ребенок, чьи родители являются гражданами разных стран, что нередкий случай в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, абсолютно правомерно считается полностью равноправным с другими детьми, и не чувствует никакого дискомфорта – вот основной вывод данного исследования.

Куратор взял на себя работу по контролю за цитированием, нормативных актов и проверке сведений, излагаемых автором, в части их достоверности и соответствию законодательству.

Представляется, что Е. Елизавета раскрыла избранную ею тему исследования в соответствии с заявленной возрастной категорией.

27.03.2018

Преподаватель, оказавший консультативную помощь в работе

учитель начальных классов МАОУ СОШ №3 ЩМР МО

_________________________________________  Черноног Наталья Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка».

«Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»...

Права человека. Конвенция о правах ребёнка.

Урок познания мира по познанию мира....

Занятие "Права человека, ребенок и его права"

Обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к проти­воправным поступкам, п...

« Я имею право» ( Утренник по правам человека для учащихся 2 класса.)

На утреннике дети в легкой,  непринужденной, занимательной  форме познакомятся  с  некоторыми истатьями  " Всеобщей декларациии прав человека", научатся применять их в жизни....

Классный час на тему:«Права человека – мои права».

Цель: познакомить обучающихся с основными документами: "Всеобщая декларация прав человека", Конвенция "О правах ребёнка", отражающими права ребёнка в обществе....

Права человека-права ребёнка

классный час на тему "Права человека и ребёнка"...