Главные вкладки

    Рабочая программа по краеведению (внеурочная деятельность)
    рабочая программа (4 класс)

    Батырева Любовь Борисовна

    Адаптированная рабочая программа по краеведению в 1-4 классах , используемая во внеурочной деятельности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                          МКОУ  «Кетченеровская многопрофильная  гимназия  им.Х.Косиева»

     

                                      РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                   по внеурочной деятельности

                                 ( этнокультурное направление)

                                         «КРАЕВЕДЕНИЕ»

                                     для  начальных  классов

                                               подготовила учитель начальных классов

                                              Батырева Любовь Борисовна

                                                  2016 г

                                         п. Кетченеры

       Содержание

    Введение

    1.Пояснительная записка

    2.Место предмета в учебном плане

    3.Планируемые результаты

    4.Содержание программы курса

    - 4.1Учебно-тематический  план  курса «Я познаю окружающее»

    - 4.2Требования к учащимся к концу 1 класса

    - 4.3Учебно-тематический план курса «История родного края»

          - 4.4.Требования к учащимся к концу 2 класса

          - 4.5Учебно-тематический план курса «Природа родного края»- 3 класс

          - 4.6Требования к учащимся к концу 3 класса

          - 4.7.Учебно-тематический план курса « Культура и быт калмыцкого народа»

          - 4.8.Требования к учащимся к концу 4 класса

    Заключение

             

    Введение

            В связи со сменой   в конце  прошлого столетия научной парадигмы с системно -центрической на  антропоцентрическую  на первый план вышла проблема  всесторонне развитой  личности.  Федеральный   государственный  образовательный  стандарт  начального общего образования ориентирован  на становление  личностных  характеристик ученика младшего школьного возраста,  составляющих  «портрет выпускника начальной  школы».  Этот портрет сформирован с учетом  базовых национальных и нравственных ценностей, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература и, конечно, традиции и  обычаи  своего народа, на примере которых возможно полноценное воспитание школьников.

             Полноценное обучение и развитие младшего школьника возможно  не только в урочное время , но и во внеурочной деятельности, поскольку познавательная деятельность включает в себя и процесс формирования ценностно-эмоционального опыта  учащихся , т.е. аксиологическую деятельность. Аксиологическая деятельность школьников представляет собой  осмысленность исторического материала, связанного с традициями и обычаями народа,  направленную  на ценностную оценку изучаемых  фактов, явлений, применение опыта оценочной деятельности в межличностном  общении самого широкого круга в дальнейшем  образовании и самообразовании, а также в социальной практике. Ценностные  мотивы и ценностное  отношение к истории и культуре своего края и народа, в дальнейшем могут проявиться в ученической инновационной  работе: в проектах, исследованиях. В целях реализации требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов  начального общего образования разработан ряд рабочих программ, как учебной деятельности учащихся, так и  внеурочной.

    1.Пояснительная записка

    В связи  с  внедрением  внеурочной деятельности в учебный процесс, развития  интеллектуальных способностей  учащихся   и требований новых федеральных государственных образовательных стандартов  начального общего образования, мною разработана рабочая программа по   краеведению для 1 – 4 классов.

       Рабочая программа  курса «Краеведение»  позволяет младшим школьникам  знакомиться с климатическими и экологическими условиями родного края, способствует развитию патриотических и гражданских чувств  к  своей малой родине, прививает любовь к родному краю, народу, его традициям и обычаям и позволяет воспитать интеллектуальные наклонности учащихся.       В ходе реализации  данной программы   развиваются   коммуникативные, регулятивные,  личностные  и  познавательные  действия  повышается  уровень учебной  мотивации,  актуализируются   ранее  полученные знания и опыт,  активизируется  мыслительная  деятельность учащихся, обогащается   словарный запас и развивается  общий кругозор. У учащихся   повышается   интерес  к  историческому прошлому народа,  его прежнему  образу  жизни.   Учащимся  учатся  анализировать ту или иную нестандартную ситуацию и находят   пути выхода из нее.

    Знакомство с учащихся с самобытной культурой, устным народным творчеством,   позволяет в полной мере раскрыть  приоритеты национально-регионального  компонента, исходя из национальных особенностей  народа, а также природных, экологических, народно-хозяйственных  характеристик  республики.

    Осуществление  воспитательного процесса происходит с учетом традиций и обычаев народа,  национальных сфер развития.

     2.Место предмета  в учебном плане :

    - 1 класс  «Я познаю окружающее меня» - 33 часа;

    - 2 класс «  История  родного края» - 34 часа;

    - 3 класс « Природа родного края» - 34 часа;

    - 4 класс « Культура и быт калмыцкого народа» - 34 часа;

    Всего на изучение  курса « Краеведение»  отводится 135 часов, по 1 часу в неделю в каждом классе

    Рабочая программа  краеведческого  характера в   обновлении и развитии    обучения   и  воспитания   учащихся имеет  отличительные особенности  в  сравнении с  традиционной  программой  общего   начального  образования и обеспечивает  расширение компетенции  республики и местных органов  образования и управления. Реализация рабочей программы помогает достичь определенных результатов в обучении и воспитании младших школьников.

    3.Планируемые  результаты:

    • Личностные

    -  обеспечение ценностно-смысловой ориентации  учащихся;

    -  самоопределение  ( что учить и каким образом);

    -  смыслообразование  (  для чего нужно знать, как использовать в жизни полученные знания);

    -  нравственно-этическая ориентация  ( оценка усваиваемого, его значение в жизни человека, основы этической морали, воспитание на традициях и обычаях народа, основанных на уважении к старшим, соблюдения норм поведения);

    • Метапредметные
    • Регулятивные

    -  соотношение изученного и приобретенного опыта учащихся с тем, что еще предстоит изучить;

    -  определение последовательности изучаемого, составление плана исследований,  достижение  промежуточных целей  с учетом конечного результата;

    -  анализ и сравнение ранее полученного опыта с приобретаемым;

    -  оценка своих действий при изучении нового материала;

    -  умение работать в группах, оценивать ситуацию, уважать мнение остальных;

    • Познавательные

    -  поиск и выделение необходимой информации ;

    -  применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств;

    -  осознанное и  произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    -  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

    • Коммуникативные

    -  планирование учебного сотрудничества с участниками учебного процесса – определение цели, функций учащихся,  постановка вопросов и их решение,;

    -  сотрудничество в исследовательской работе;

    -  разрешение споров, критическая оценка поведения участников исследования, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    • Предметные
    • Умение составлять рассказ о семье, школе, о селе, улице;
    • Знать народные пословицы и поговорки;
    • Различать йорялы,  магталы, шарады;
    • Знать историю развития своей республики;
    • Знать символику Страны и республики; уметь составлять проекты и исследования на лучшее знание государственной символики;
    • Уметь различать и характеризовать растительный и животный мир Калмыкии; иметь представление о пользе домашних животных, о лекарственных растениях, различать дикорастущие и культурные растения;
    • Знакомство с традициями и обычаями калмыцкого народа;
    • Знакомство с эпосом «Джангар»:  значение чисел в эпосе, характеристика героев эпоса, заучить отдельные отрывки;
    • Различать национальные праздники «Зул», «Цаган Сар»; участвовать в их праздновании, знать значение праздников;
    • Изучить декоративно-прикладное искусство калмыцкого народа, знать выдающихся деятелей культуры;

     

                   4.  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ  «КРАЕВЕДЕНИЕ»

     4.1      « Я познаю мир» -  1 класс

    №пп

          содержание

    К-во часов

    Практическая часть

    1.

    Моя семья. ( Мини орк-бул)

    Составление генеологического древа

    2.

    Моя улица ( Мини уульнц)

    Составление рассказа о своей улице

    3.

    Моя школа  ( Мини школ)

    Экскурсия по школе, знакомство со школьным музеем

    4.

    Наша библиотека

    Знакомство с библиотекой

    5.

    Наша столовая

    Знакомство со столовой

    6.

    Моя Родина – Россия:

    -столица России;

    - президент России;

    презентация

    7.

    Моя Калмыкия :

    - столица РК;

    - президент РК ( глава РК)

    Презентация

    8.

    Экскурсия  в степь

    Личные наблюдения учащихся

    9.

    Моя малая  родина - Кетченеры

    Презентация

    10.

    Профессии людей в нашем селе

    11.

    Хлеб – главный продукт питания

    Экскурсия на хлебозавод

    12.

    Специальный автотранспорт села и его назначение

    Экскурсии в ПЧ-10, ЦРБ, ОВД

    13.

    Районная библиотека

    Экскурсия в ЦДБ, участие в викторинах

    14.

    Калмыцкие народные сказки на русском языке

    Чтение сказок, инсценирование

    15.

    Калмыцкие пословицы и поговорки

    Знакомство с пословицами и поговорками, конкурс

    16.

    Калмыцкие народные игры

    Итого:

    34 часа

                         4.2     Требования к учащимся к концу 1 класса

    Учащиеся к концу 1 класса в ходе изучения данной программы должны знать:

    - как называется улица, село, где они проживают;

    - как называется республика , в которой они живут;

    - название специального автотранспорта и как его вызывать на случай пожара, болезни и чрезвычайных ситуаций ( 030, 020,010…)

    Уметь:

    - различать профессии людей, живущих по соседству, на одной улице;

    - выбирать определенную литературу для чтения, пользоваться услугами библиотекой;

    - передавать содержание прочитанных произведений;

    - объяснять пословицы и поговорки на родном языке;

    - анализировать нестандартные ситуации, давать им оценку;

    - определять сезонные изменения в природе путем наблюдения;

     4.3 История родного  края –   2 класс

    №пп

    Содержание

    Кол-во часов

    Практическая часть

    1.

    Географическое положение Калмыкии

    3

    Работа с географической картой, экскурсия, рефераты

    2.

    Природные условия края

    3

    Проект «Зеленая грядка»

    3

    Страницы истории:

    а) край кочевников

    б) история основания города Элисты

    в )центр волости и ставка улуса

    г) уездный центр

    д) центр автономной области

    е) город Элиста – современный облик

    8

    Исследовательская групповая работа

    4

    Историческая хроника

    2

    Презентация, экскурсия в библиотеку

    5

    Глава Республики Калмыкия

    1

    презентация

    6.

    Как рождался герб Калмыкии

    2

    Исследоват. Работа ( участие в конкурсе на лучшее знание символики)

    7.

    Лотос- олицетворение святости. История возникновения флага Калмыкии

    2

    Исследовательская работа

    8.

    Гимн – символ Республики Калмыкия

    2

    Исследовательская работа

    9.

    Природные зоны Калмыкии

    2

    презентация

    10.

    Курганы 3 брата

    2

    Рисунки, фото

    11.

    Калмыцкие орнаменты из растений

    3.

    4.4 Требования к учащимся 2 класса к концу учебного года:

    В процессе реализации рабочей программы по внеурочной деятельности для 2 класса учащиеся должны знать:

              - природные условия края;

              - географическое положение республики;

              - историю своих предков в годы кочевого образа жизни;

              - что такое «волость», «уезд», « ставка улуса» ;

              - историю рождения республики и города Элиста;

              - местонахождения курганов «Три брата»;

    И уметь:

              - исследовать историческую хронику заданной темы;

              - исследовать историю рождения символов республики Калмыкия;

              - определять  природные  условия родного края;

              - составлять орнамент из растений своего края;

              - описывать сезонные изменения в природе;

              - находить отличительные черты образа жизни калмыков-кочевников и их современного образа жизни;

    Запомнить:

    1. 1865г – Элиста стала населенным пунктом;
    2. 1888г – Элиста- волостной центр Черноярского улуса;
    3. 1907г – Элиста – центр Маныческого улуса;
    4. 1918г – Советская власть в Элисте;
    5. 10.05.1930г – Элиста получила статус города;
    6. 22.10.1935 – Элиста – столица Калмыкии;
    7. 1940г – 500-летие  эпоса «Джангар»;
    8. 12.08.1942г – захват Элисты фашистами;
    9. 31.12.1943г – освобождение Элисты;
    10. 28.12.1943г – депортация калмыков;
    11. 1957г – восстановление автономной республики ;
    12. 1990г – 550-летие эпоса «Джангар»;
    13. 12.04.1993г – избран первый Президент РК Илюмжинов К.Н.;
    14. 1998г – 33-я шахматная олимпиада в Сити – Чесс;
    15. 2000г – 80-е летие автономии ;

     

                    4.5.  ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ-  3 класс

    №пп

    Содержание

    К-во час

    Практическая часть

    1.

    Природа и мы

    2

    Выводы по итогам личного приобретенного опыта

    2

    Явления природы

    1

    Исследование « Почему идет дождь, снег, град?»

    3.

    Полезные ископаемые Калмыкии и как они используются

    4

    Экскурсия, презентация, наблюдения, выводы

    4.

    Родники нашего села

    2

    Названия родников, отчего произошло их название; исследовательская работа

    5.

    Флора и фауна Калмыкии

    3

    Исследования окружающего мира растений и животных

    6.

    Почва

    3

    Наблюдения и сравнение почвы в разных районах РК,

    Исследования учащихся;

    7.

    Растительный мир Калмыкии

    4

    Исследовательская работа

                     Род занятий  населения- 11 часов

    1.

    История развития сельского хозяйства Калмыкии:

    4

    Растениеводство

    Животноводство

    Птицеводство

    рыболовство

    Экскурсия на животноводческую стоянку, птицефабрику, пруд, беседы с животноводами,

    Составление тематических рефератов, зарисовок, фотосюжетов

     

    2.

    Государственные заказники Калмыкии

    5

    Общее знакомство с заказниками(презентации,)

    Экскурсия в Ханатинский заказник ( по возможности)

    Исследовательская работа учащихся;

    Проект « Сохраним тюльпанный рай!»

    34часа

     

                   4.6.    Требования  к  учащимся к концу  3-го класса

    В процессе изучения программы «Краеведение» к концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:

            -  какие полезные ископаемые встречаются у нас в Калмыкии;

            -  названия родников села и республики;

            -  знать особенности флоры и фауны родного края;

            -  знать характерные особенности растительного и животного мира Калмыкии;

            -  знать отрасли : животноводство, растениеводство, птицеводство, рыболовство;

            - знать особенности малого бизнеса в данных отраслях;

            -  знать названия государственных заказников,

            -  знать какие растения и животные занесены в Красную Книгу Калмыкии;

    Уметь:

            -  различать полезные ископаемые края;

            -  ухаживать за родниками, охранять их от загрязнений;

            -  определять и характеризовать род занятий населения своего края;

            -  исследовать растительный и животный мир села, края, составлять проекты по охране окружающей среды;

     

               4.7.  «Культура и быт калмыцкого народа» -  4 класс

    №пп

    содержание

    Кол-во часов

    практическая часть

    1.

    Старинные традиции и обычаи (общее понятие)

    1

    презентация

    2.

    Уважение к старшим

    2

    беседа

    3.

    Свадьба. Традиции и обычаи

    2

    Беседа по итогам приобретенного детьми опыта; наблюдения

    4.

    Благопожелания :

    -йорял предстоящей дороге;

    - йорял гостям;

    - йорял в честь Зул, Цаган Сар;

    - йорял новорожденному;

    - йорял весне;

    - йорял на свадьбе

    5

    Заучивание йорялов

    5.

    Знакомство с эпосом «Джангар»

    4

    Чтение отрывков, характеристика отдельных героев эпоса,

    6.

    Калмыцкие народные танцы и песни:

    -из истории танца

    - место танца в художественной культуре народа

    - танец и музыка ( песни)

    - танец и национальный костюм

    - типы калмыцких танцев

    6часов

    Беседа с художественным руководителем калмыцких танцев;

    Презентация танцевальных костюмов; разновидность калмыцких танцев; разучивание танца «Чичердык»

    7.

    Национальные праздники:

    - Зул

    - празднование Зул

    - Цаган Сар

    - празднование Цаган Сар

    2

    Традиции и обычаи праздников, празднование

    8.

    Ко Дню защитника Отечества

    - Калмыки в годы Отечественной войны

    2

    Героизм калмыцкого народа в битве с фашистами,

    Трагедия народа 1943 года – депортация и репрессии

    9.

    Калмыцкий женский национальный костюм

    2

    Презентация, экскурсии, раскрой женского платья ( кружок домоводства)

    10.

    Мужской национальный костюм

    2

    То же

    11.

    Калмыцкие народные сказки:

    - Сказка о родном крае

    - Смена Времени ( Цагин селгян)

    - Почему у совы нет ноздрей

    -  Юноша, понимавший язык птиц

    6

    Инсценирование сказок

    4.8. Требования к учащимся  к концу 4-го года обучения:

    К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать :

           -  старинные традиции и  обычаи калмыцкого народа;

           -  знать краткое содержание эпоса «Джангар»;

           -  разновидность калмыцких народных песен и танцев;

           -  знать значение национальных праздников Зул и Цаган Сар;

           -  знать историю депортации и репрессий калмыцкого народа;

           -  знать содержание калмыцких народных сказок;

    Уметь:

            -  произносить благопожелания в честь того или иного события;

            -    производить движения калмыцких танцев;

            -   встречать гостей, угощать их;

            -   объяснять значение числовой символики эпоса «Джангар»;

    Заключение

         Программа курса «Краеведение»  была разработана в 2010г, апробирована в период с 2010-11   по 2014-15 гг. и утверждена  в2015-16 гг.

    Данный курс был представлен на районном  семинаре в 2010-11 гг.,   в коллективе  рассмотрен на заседании МО учителей начальных классов, утвержден директором гимназии после апробации в 2015-16 гг.  

    Учитывая актуальность представленной программы, курс «Краеведение» одобрен и реализуется во внеурочной деятельности  в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.  

    Литература:

    -  Родное слово. – К Эрендженов, 1995г.,

    -  Калмыцкие танцы и их терминология.  - Т.Бадмаева. Элиста -1992г;

    -  Калмыцкие танцы – Г.С.Чудак. Элиста – 1966г;

    -  Танцует Калмыкия. – П.Новак. Элиста – 1976, 1984 гг;

    -  Родное слово.- А.Абушаева. Элиста- 1992г;

    -  Интернет – ресурсы;

    -  журнал «Байр»,  гл.редактор Б.А.Мукебенова

                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.

    Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы  включая календарно-тематическое планиров...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по внеурочной деятельности «Грамотейка» Для детей 8 лет На один год обучения Направление внеурочной деятельности «Интеллектуальное»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса по внеурочной деятельности«Грамотейка»Для детей 8 летНа один год обученияНаправление внеурочной деятельности«Интеллектуальное»...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...