"Формирование информационной культуры и медиакомпетентности младших школьников"
статья

Закирова Лариса Фёдоровна

В данной статье рассматривается формирование информационной культуры и медиакомпетентности младших школьников.  Просмотр телепередач, видеофильмов, компьютерные игры и Интернет являются важнейшим компонентом повседневной жизни ребенка младшего школьного возраста.  Школьники читают газеты и журналы гораздо меньше, чем дети более старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Альмухаметова Р.Р.,

г.Агрыз, МБОУ гимназия №1 г. Агрыз РТ, заместитель  директора по УР

Закирова Л.Ф.,

г.Агрыз, МБОУ гимназия №1 г. Агрыз РТ, преподаватель начальных классов

Формирование информационной культуры и медиакомпетентности младших школьников  

    Младший школьный возраст характеризуется перестройкой всех познавательных процессов ребенка (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи), а также приобретением качеств, свойственных взрослым людям. Учащийся младших классов отличается подвижностью, непоседливостью, импульсивностью поведения, неустойчивостью внимания. Но роль ученика накладывает на него новые обязательства: вместо игровой деятельности, на первое место выходит учеба, вовлекающая ребенка в сложную умственную деятельность, цель которой – получить новые знания.

    Просмотр телепередач, видеофильмов, компьютерные игры и Интернет являются важнейшим компонентом повседневной жизни ребенка младшего школьного возраста.  Школьники читают газеты и журналы гораздо меньше, чем дети более старшего возраста.

    К началу обучения в школе современные первоклассники уже имеют значительный медийный опыт. Младшему школьнику наиболее понятны, доступны и интересны зрелищные виды искусства (например, кинематограф, телевидение), поэтому интерес к экранным искусствам у детей проявляется раньше, чем к музыке или литературе. Младшему школьнику легче воспринимать экранное зрелище, где он видит игру актеров, декорации, слышит музыкальное оформление, чем сосредоточиться, к примеру, на чтении. Наверное, именно потому младшие школьники так любят смотреть телевизор, а если речь заходит о чтении, то предпочитают, чтобы взрослые им читали или что-то рассказывали. В это время дети при помощи своего воображения и фантазии представляют себе образы героев, происходящие действия и т.д. Часто плоды фантазии и воображения воплощаются в рисунках или играх ребенка.

    К сожалению, время, отведенное на программы и фильмы для младшего школьного возраста на общедоступных телевизионных каналах, сокращается год от года. В настоящее время для детских передач отводится в среднем менее 10 % от общего эфирного времени. Исключение составляют разве что специальные «детские» каналы, которые транслирует спутниковое телевидение, такие как «Карусель», «Теленяня» и др.

    Подавляющее большинство младших школьников проявляют живой интерес к фильмам. Фильм для них интересная история. В ней что-то происходит, что-то пугает, что-то радует.

    Младшие школьники искренне верят в чудеса и волшебство, поэтому неудивительно, что подавляющее большинство из них с удовольствием смотрит сказочные и фантастические фильмы. Недаром говорят, что сказки – кладезь народной мудрости. «Огонь, вода и медные трубы», «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса» и другие фильмы, снятые по мотивам народных сказок, уже долгие годы привлекают внимание и пользуются огромным успехом у многих поколений российских детей. Конечно, как и сами народные сказки, так и их экранизации, обладают большим воспитательным потенциалом: учат доброте, честности, смелости и справедливости.

    Мультипликация – один из излюбленных видов аудиовизуальных медиатекстов для детей. Экспансия западных экранных медиатекстов привела к тому, что современные российские школьники больше знакомы с мультипликационными фильмами У. Диснея о Микки Маусе, Дональде Даке, чем с образами, созданными в работах отечественных мультипликаторов.           Младшие школьники так же, как и взрослая аудитория, выступают в качестве целевой аудитории телевизионной рекламы. Они после просмотра рекламного ролика достаточно активно воздействуют на родителей с требованием приобрести рекламируемое новшество. В «детской» рекламе ставка делается на особенности детского восприятия: яркость, необычность формы, волшебство и т.д.

     Все больше детей младшего школьного возраста обращаются к виртуальному миру – миру компьютерных игр, общения в сети Интернет. Компьютерные игры, обладающие большой притягательной силой во многом созвучны с жанрами, сюжетами и мотивами телевизионной продукции. В ходе компьютерной игры юный игрок может сам изменять ее темп, степень трудности, место действия, выбирать понравившегося героя и т.д.

    Несмотря на то, что у современных первоклассников уже накоплен определенный медийный опыт, многие школьники, переступающие порог начальной школы, имеют довольно ограниченный опыт общения со сверстниками – растут единственными в семье, не ходят в детский сад и т.д. Попадая в новый, школьный коллектив, многие испытывают трудности в налаживании межличностных отношений с одноклассниками: одни испытывают страх выступать перед классом, стесняются открыто высказать свое мнение, а другие – наоборот, не научились слушать других, уступать друг другу. И хотя большинство младших школьников довольно быстро адаптируются к новому для себя коллективу, в сфере общения трудностей у них хватает. Также школьники испытывают значительные трудности, когда необходимо сосредоточиться, логически мыслить, излагать связный текст. Одной из причин этих трудностей является обилие различной информации, предлагаемой медиа.

    Известно, что для развития мотивации учеников к процессу обучения необходимо активизировать познавательную активность, расширять круг их интересов, чем и занимаются учителя начальных классов. Познавательная активность в младшем возрасте довольно высока, она проявляется в любознательности ребенка, который задает множество вопросов, стремится узнать новое о знакомых предметах и явлениях окружающего мира, но, вместе с тем, большое количество новой информации может способствовать и утомлению, потере интереса и стремлению переключиться на другой вид деятельности.

    При общении с медиа, как, впрочем, и при чтении, дети младшего школьного возраста часто идентифицируют себя с телевизионными, компьютерными или кинематографическими героями: идентификация помогает ребенку лучше понять характер и поступки персонажей.

    Мы, учителя помогаем учащимся развивать медиаграмотность. При просмотрах на уроке литературного чтения произведений медиакультуры,  при его обсуждении учим правильной постановке  вопросов, например: «какой эпизод фильма (телепередачи) понравился больше и почему?», «каким был герой в начале фильма, и каким стал в финале?», «какие чувства вызвала у вас эта сцена?»

    Очень нравятся учащимся творческие задания на медиаматериале, викторины, конкурсы медиаобразовательной направленности и т.п.

    В нашей гимназии есть мобильные классы. На уроках мы используем познавательные развивающие игровые элементы для полноценного развития школьников, которые вызывают  у детей большой интерес. Также мы учим печатать тексты на компьютере, что  помогает детям, у которых есть проблемы с тонкой моторной координацией движения, а также помогаем развивать зрительную координацию. Используем  обучающие игры на правописание, которые   направлены на улучшение грамотности учащихся. Также на уроках используем песни, музыку, записи стихов и др. Они создают положительный настрой для детей.

    Игровая деятельность младших школьников, как правило, тесно связана с проведением различных викторин, соревнований, конкурсов. Конкурсы способствуют развитию лидерского потенциала детей, поддерживают здоровый азарт в коллективе, преследуют цели самореализации и самовыражения школьников в совместном медиатворчестве. Участвуя в конкурсной деятельности позволяем раскрыться индивидуальным особенностям каждого ребенка, помогаем младшему школьнику завоевать авторитет у одноклассников.

    Также для развития интереса у младших школьников используем на уроках и во внеурочное время творческие задания: создание фото- и видеофильма, рисунков-кадров для мультипликационного фильма, подбор музыки к сцене, сочинение реплик для героев в неозвученном фрагменте фильма и др. Таким образом,  формируя информационную культуру и медиакомпетентность учащихся мы для себя видим только положительные моменты.

Список использованных источников

1.Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

2.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.

3.Сенько В. Татарин В. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся // Педагогика и психология, № 12. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование информационной культуры у младших школьников"

Многочисленные документы правительства РФ свидетельствуют о том что образование и развитие человека XXI века неполноценны без информационной культуры, которая помогает ему адаптироваться к жизни ...

Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.

Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...

Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".

Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....

Тема по самообразованию «Повышение компетентности младших школьников через формирование информационной культуры и информационной грамотности» 2014г

В докладе говорится о формировании информационной культуры и информационной грамотности младших школьников....

Формирование экологической культуры подрастающего поколения (младших школьников)

Обощение опыта для участия в городском фестивале воспитательных практик...