Программа УМНОЕ ЧТЕНИЕ 1-2 класс
рабочая программа

Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача курса внеурочной деятельности «Умное чтение».

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_umnoe_chtenie.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Умное чтение» для 1 – 2 класса на 2018-2019 учебный год разработана на основе:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
  • Приказа МОН РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол от 8.04.15г. № 1/15);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях»;
  • Приказа МОН РБ «О внедрении ФГОС НОО в РБ» № 143 от 17.02.2010г.;
  • ООП лицея № 27;
  • Авторской программы Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла»;
  • Авторской программы Н. Н, Светловской и О, В, Джежелей «Внеклассное чтение»;
  • Учебного плана МАОУ лицей № 27.

Актуальность:

Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача курса внеурочной деятельности «Умное чтение».

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 2 года.

Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Умное чтение» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми будут проводиться один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.

За основу данной разработки взяты программы Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла» и Н. Н, Светловской и О, В, Джежелей «Внеклассное чтение».

Цель программы «Умное чтение» - создание условий для формирования устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы у младших школьников.

Задачи:

  • совершенствование навыка чтения учащихся;
  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: фронтальная беседа, групповые выступления, проектная деятельность, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, КВН.

Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  • ориентация на читательские интересы ребенка;
  • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
  • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях внеурочной деятельности, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
  • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека,  способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.

Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.

Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.

К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».

Воспитательной целью лицея является способствование формированию социально-ценностных отношений обучающихся. Одной из основных задач:

приобщить детей к общечеловеческим ценностям, способствовать развитию креативности («творческости») как черты личности.

Планируемые результаты

освоения программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие речевой культуры, речевых навыков, навыков чтения;
  • умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
  • обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении;
  • творческая деятельность и эмоционально-чувственное отношение к действительности, которая поможет воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Метапредметные результаты

  • владеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы.

Предметные результаты

  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • знать название темы и сюжеты 2-3 произведений фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  • знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их рассказывать;
  • знать пословицы, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.

Тематический план учебной программы «Умное чтение»

1 класс

№ урока

Дата проведения

Темы занятий

Кол-во

часов

план

факт        факт

Загадки

1

Загадки о временах года, о птицах, животных, растениях

1

Книжка любимых загадок. Создаём иллюстрации к загадкам.

1

Моя любимая книжка. Выставка книг. Обсуждение.

1

Иллюстрируем свою любимую книжку.

1

Стихи С. Я. Маршака. Презентация

1

Надо ли, чтобы все желания исполнялись?

1

Мой друг. Моя любимая игрушка

1

Какие черты характера мы ценим в людях?

1

В.Осеева «Синие листья», «Волшебная иголочка»

1

Игра «Стань лучшим в мире рассказчиком». Жесты, мимика

1

Инсценируем сказку. Жесты, мимика.

1

Начало сказки

1

Окончание сказки

1

Кто может стать героем сказки?

1

Мы сочиняем сказки о животных. Придумываем другой конец сказки «Колобок»

1

Театр. Мы актёры. Представляем сказку «Колобок на новый лад»

1

Знакомство с поэтом. Борис Заходер и его весёлые стихи.

1

Г. Остер и его «Вредные советы».

1

Коллективная творческая работа. Зимнее настроение. Снег

1

Зима в поэзии.

1

Конкурс чтецов стихов о зиме.

1

Зимняя сказка.

1

Журналы для детей.

1

Мои любимые задания в детских журналах.

1

«Моя снежинка». Сочиняем сказку.

1

Рождественские пословицы.

В. Бианки «Синичкин календарь». Приметы весны.

1

Читаем стихи о весне.

«О чём плачет сосулька?» Творческая работа.

1

Знакомство с писателем. Р. Киплинг. На какие вопросы отвечают сказки Р. Киплинга?

1

Р. Киплинг. «Рикки-тики-тави». Просмотр м/ф.

1

Конкурс стихов о лете.

1

2 класса

п/п

Дата проведения

Темы занятий

Кол-во

часов

план

план

Автор - художественный текст - читатель

1

Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки

1

Устное народное творчество. История происхождения жанров.

1

Характер героя. Прямые и косвенные оценки. «Каша из топора» русская народная сказка

1

Характер героя «Айога» нанайская сказка.

1

Ритм и рифма.

1

С. Михаков и его стихи о детях.

1

Сказки-приключения. В. Сутеев. «Мышонок и карандаш», Сказки и картинки.

1

Загадки о животных, явлениях природы, предметах.»Сам догадайся и товарищу объясни»

1

В. Осеева. Рисование на тему прочитанного.ассказы о детях

1

Сказки о животных.

1

Сказка-игра о хвастовстве. Инсценировка сказки.

1

Волшебные сказки.

1

Чарушин «Кошка Муська». Обсуждение ситуации.

1

Стихи А. Барто о детях. Выставка книг.

1

С. Михалков «Как друзья познаются».

1

Сказки народов мира. Выставка книг. Просмотр м/ф по теме занятия.

1

Е. Чарушин «Большие и маленькие».

1

Никольский «Солдатские часы» Иллюстрация прочитанного.

1

Н. Артюхова «Трудный вечер».

1

Л. Пантелеев «Две лягушки», «Буква ТЫ».

1

Обзор детских журналов.

1

Сочинение загадок.

1

О людях, взлетевших к звёздам.

1

Звуковой рисунок и сравнение в авторской поэзии.

1

Сравнение и метафора в авторской поэзии.

1

Проект «Книги-самоделки».

1

Е Пермяк. «Иголкины братья», «Сказ про газ».

1

П. Бажов Сказы.

1

Что смешит в басне? Басня, сказка, побасёнка.

1

Докучные сказки. Структура. Сочиняем докучные сказки.

1

Праздник невыразительного чтения.

1

КВН по страницам прочитанных книг.

1

Используемая литература.

1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и . - Под ред. Н. Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998

2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2006

3. ВолинаВ. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994

4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. - Москва, Дрофа, 1999

5. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2006

6. Ксензова Г. Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. - Калинин, 1988

7. Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла».

Москва, 2005

8. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. - Москва, 2001

9. Перова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. - М.: АРКТИ - 2006

10. Ожегов СИ. Словарь / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

11. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980

12. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980

13. Сухин И. Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006

14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...

Рабочая программа по чтению во 2 классе по программе "Школа России".

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями образовательной ...

рабочая программа по чтению для 2 класса по программе "Школа России"

рабчая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного разви...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая учебная программа по чтению учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая учебная программа по чтению составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальным...

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...