Программа УМНОЕ ЧТЕНИЕ 1-2 класс
рабочая программа
Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача курса внеурочной деятельности «Умное чтение».
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umnoe_chtenie.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умное чтение» для 1 – 2 класса на 2018-2019 учебный год разработана на основе:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
- Приказа МОН РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.15г. № 1/15);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказа МОН РБ «О внедрении ФГОС НОО в РБ» № 143 от 17.02.2010г.;
- ООП лицея № 27;
- Авторской программы Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла»;
- Авторской программы Н. Н, Светловской и О, В, Джежелей «Внеклассное чтение»;
- Учебного плана МАОУ лицей № 27.
Актуальность:
Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача курса внеурочной деятельности «Умное чтение».
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 2 года.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Умное чтение» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми будут проводиться один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.
За основу данной разработки взяты программы Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла» и Н. Н, Светловской и О, В, Джежелей «Внеклассное чтение».
Цель программы «Умное чтение» - создание условий для формирования устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы у младших школьников.
Задачи:
- совершенствование навыка чтения учащихся;
- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: фронтальная беседа, групповые выступления, проектная деятельность, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, КВН.
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
- ориентация на читательские интересы ребенка;
- разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
- разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях внеурочной деятельности, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
- важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека, способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.
Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.
Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.
К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».
Воспитательной целью лицея является способствование формированию социально-ценностных отношений обучающихся. Одной из основных задач:
приобщить детей к общечеловеческим ценностям, способствовать развитию креативности («творческости») как черты личности.
Планируемые результаты
освоения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие речевой культуры, речевых навыков, навыков чтения;
- умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
- обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении;
- творческая деятельность и эмоционально-чувственное отношение к действительности, которая поможет воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Метапредметные результаты
- владеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы.
Предметные результаты
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать название темы и сюжеты 2-3 произведений фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их рассказывать;
- знать пословицы, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.
Тематический план учебной программы «Умное чтение»
1 класс
№ урока | Дата проведения | Темы занятий | Кол-во часов | |
план | факт факт | |||
Загадки | 1 | |||
Загадки о временах года, о птицах, животных, растениях | 1 | |||
Книжка любимых загадок. Создаём иллюстрации к загадкам. | 1 | |||
Моя любимая книжка. Выставка книг. Обсуждение. | 1 | |||
Иллюстрируем свою любимую книжку. | 1 | |||
Стихи С. Я. Маршака. Презентация | 1 | |||
Надо ли, чтобы все желания исполнялись? | 1 | |||
Мой друг. Моя любимая игрушка | 1 | |||
Какие черты характера мы ценим в людях? | 1 | |||
В.Осеева «Синие листья», «Волшебная иголочка» | 1 | |||
Игра «Стань лучшим в мире рассказчиком». Жесты, мимика | 1 | |||
Инсценируем сказку. Жесты, мимика. | 1 | |||
Начало сказки | 1 | |||
Окончание сказки | 1 | |||
Кто может стать героем сказки? | 1 | |||
Мы сочиняем сказки о животных. Придумываем другой конец сказки «Колобок» | 1 | |||
Театр. Мы актёры. Представляем сказку «Колобок на новый лад» | 1 | |||
Знакомство с поэтом. Борис Заходер и его весёлые стихи. | 1 | |||
Г. Остер и его «Вредные советы». | 1 | |||
Коллективная творческая работа. Зимнее настроение. Снег | 1 | |||
Зима в поэзии. | 1 | |||
Конкурс чтецов стихов о зиме. | 1 | |||
Зимняя сказка. | 1 | |||
Журналы для детей. | 1 | |||
Мои любимые задания в детских журналах. | 1 | |||
«Моя снежинка». Сочиняем сказку. | 1 | |||
Рождественские пословицы. | ||||
В. Бианки «Синичкин календарь». Приметы весны. | 1 | |||
Читаем стихи о весне. | ||||
«О чём плачет сосулька?» Творческая работа. | 1 | |||
Знакомство с писателем. Р. Киплинг. На какие вопросы отвечают сказки Р. Киплинга? | 1 | |||
Р. Киплинг. «Рикки-тики-тави». Просмотр м/ф. | 1 | |||
Конкурс стихов о лете. | 1 |
2 класса
№ п/п | Дата проведения | Темы занятий | Кол-во часов | |
план | план | |||
Автор - художественный текст - читатель | 1 | |||
Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки | 1 | |||
Устное народное творчество. История происхождения жанров. | 1 | |||
Характер героя. Прямые и косвенные оценки. «Каша из топора» русская народная сказка | 1 | |||
Характер героя «Айога» нанайская сказка. | 1 | |||
Ритм и рифма. | 1 | |||
С. Михаков и его стихи о детях. | 1 | |||
Сказки-приключения. В. Сутеев. «Мышонок и карандаш», Сказки и картинки. | 1 | |||
Загадки о животных, явлениях природы, предметах.»Сам догадайся и товарищу объясни» | 1 | |||
В. Осеева. Рисование на тему прочитанного.ассказы о детях | 1 | |||
Сказки о животных. | 1 | |||
Сказка-игра о хвастовстве. Инсценировка сказки. | 1 | |||
Волшебные сказки. | 1 | |||
Чарушин «Кошка Муська». Обсуждение ситуации. | 1 | |||
Стихи А. Барто о детях. Выставка книг. | 1 | |||
С. Михалков «Как друзья познаются». | 1 | |||
Сказки народов мира. Выставка книг. Просмотр м/ф по теме занятия. | 1 | |||
Е. Чарушин «Большие и маленькие». | 1 | |||
Никольский «Солдатские часы» Иллюстрация прочитанного. | 1 | |||
Н. Артюхова «Трудный вечер». | 1 | |||
Л. Пантелеев «Две лягушки», «Буква ТЫ». | 1 | |||
Обзор детских журналов. | 1 | |||
Сочинение загадок. | 1 | |||
О людях, взлетевших к звёздам. | 1 | |||
Звуковой рисунок и сравнение в авторской поэзии. | 1 | |||
Сравнение и метафора в авторской поэзии. | 1 | |||
Проект «Книги-самоделки». | 1 | |||
Е Пермяк. «Иголкины братья», «Сказ про газ». | 1 | |||
П. Бажов Сказы. | 1 | |||
Что смешит в басне? Басня, сказка, побасёнка. | 1 | |||
Докучные сказки. Структура. Сочиняем докучные сказки. | 1 | |||
Праздник невыразительного чтения. | 1 | |||
КВН по страницам прочитанных книг. | 1 |
Используемая литература.
1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и . - Под ред. Н. Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2006
3. ВолинаВ. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994
4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. - Москва, Дрофа, 1999
5. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2006
6. Ксензова Г. Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. - Калинин, 1988
7. Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла».
Москва, 2005
8. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. - Москва, 2001
9. Перова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. - М.: АРКТИ - 2006
10. Ожегов СИ. Словарь / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
11. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980
12. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980
13. Сухин И. Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006
14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...
Рабочая программа по чтению во 2 классе по программе "Школа России".
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями образовательной ...
рабочая программа по чтению для 2 класса по программе "Школа России"
рабчая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного разви...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая учебная программа по чтению учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая учебная программа по чтению составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...