В каждом человеке есть солнышко
методическая разработка (1, 2 класс)

Устенко Елена Петровна

Внеклассное мероприятие, решающее воспитательную задачу - научить детей доброте, быть человечными. На основе примеров и жизненного опыта детей учитель показывает насколько важно быть добрым человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_kazhdom_cheloveke_est_solnyshko.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема:

«В каждом человеке есть солнышко»

Автор-составитель: Устенко Елена Петровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 461

Колпинского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Внеклассные мероприятия являются наиболее эффективным средством решения воспитательных задач, стоящих перед учителем, классным руководителем. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях.

Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Уже в начальной школе необходимо научить ребенка осознавать себя как часть природы, ценить и беречь свое здоровье. Важно обращаться к вопросам не только физического, но и духовного здоровья. Данное внеклассное мероприятие  направлено на укрепление психологического здоровья, целью которого является освоение  системой  социальных навыков, умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки.  

Задания, используемые в ходе мероприятия, способствуют проявлению у воспитанников доброты, порядочности, благородства и освоению новых жизненных ролей.  Воспитательный процесс организован с ориентацией на накопленный жизненный опыт детей, их эмоции, впечатления, на все то, что является основой их развития. При выполнении заданий уделяется внимание формированию навыков самоанализа, рефлексии, приучающих детей к саморегуляции своих действий, поступков и поведения, а так же формированию адекватной самооценки.

 

 

Тема: «В каждом человеке есть солнышко»

Цель:   формирование здорового образа жизни через нравственное понятие «доброта»

Задачи:

Сформировать у учащихся представление о нравственных качествах человека: доброте, отзывчивости, добрых поступках;

Дать  учащимся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культуры поведения, общения с людьми;

Развить практическое  умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, отработать  навыки культуры речи.

Обеспечить укрепление нравственного здоровья детей.

Возраст учащихся: 8-9 лет

Форма занятия: квест-игра  с элементами тренинга

Методы обучения: игры, практические действия, беседа, ситуация морального успеха, работа в паре

Педагогические технологии: здоровьесберегающая, элементы технологии сотрудничества,  элементы тренинга

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор,  раздаточный материал;

Планируемые результаты:

Предметные: в результате занятия у учащихся

  • будут формироваться  знания о нормах поведения человека в обществе, положительное отношение   к общечеловеческим ценностям общества;
  • учащиеся научатся ориентироваться  в нравственных нормах и правилах;
  • будут формироваться  представления детей о связи доброты и здоровья человека;

Личностные: 

  • научатся соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами
  • научатся давать нравственную оценку добрым  поступкам;
  • ценить и принимать базовые ценности « добро», «доброта»;
  • самоанализ и самоконтроль результата.
  • формирование внутренней потребности доброго отношения к окружающим и желания совершать добрые дела;

Метапредметные:

Регулятивные

  • определять тему и цели мероприятия;
  • оценивать свою работу;
  • умение давать оценку своим действиям;  

Коммуникативные  

  • слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться;
  • правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками

Познавательные:  

  • уметь осознанно  и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме;  
  • уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации;  


Ход занятия

Этап занятия

Содержание занятия

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Рада Вас видеть.  Меня зовут Елена Петровна. А поздороваемся мы сегодня очень необычно, не так как всегда.

 Когда я скажу: «Здравствуйте, мальчики», мальчики похлопают в ладоши.
А когда скажу: « Здравствуйте, девочки», девочки улыбнутся и помашут рукой.
Только сделаем это дружно!!! И так…
Но это еще не все!
- Здравствуйте, кто любит учиться! Кто любит учиться – потрите свои ушки, массажируйте их
- Здравствуйте, все те, кто любит веселиться! кто любит веселиться – повторите мое движение 3 раза (ухо-нос со сменой)

- Здравствуйте люди добрые!  Садитесь.
Ну, вот мы поздоровались, настроение наше поднялось.

Выполняют действия, повторяя движения

Актуализация знаний

Хотелось бы начать наше занятие с небольшого рассказа  (звучит музыка)
Вступительное слово учителя о значении Солнца для живой природы.

Раннее утро! Еще не проснулась природа. Всё дремлет в ожидании чуда. И вот восток алеет. Прекрасна эта минута: на небосводе всходит солнце! И Мир уже поёт. Всё возвращается к активной жизни: ветерок играет листвой, лучи пронизывают и согревают их. Запели птицы, загудели насекомые, встрепенулись ото сна белочки, зайцы, лисы. Люди радостно улыбаются друг другу. А виной всему Солнце.

На Руси говорили: "Солнце, что родная матушка, никогда не обидит".

Жизнь на Земле от его света и тепла. Этот свет и это тепло дарит и урожай на полях, и травы на лугах, и цветы на клумбах, и  пение птиц. Даже не представляешь небо без Солнца! Ушло оно за тучки, настроение портится не только у нас, но и у всего живого, что нас окружает.

Солнце – это звезда, которая согревает Землю, дарит жизнь и радость на нашей  планете!

Какие ассоциации у вас возникают со словом солнце?

А что дарит радость людям в нашем мире?  Доброта

Правильно, чтобы дарить  людям радость, надо быть добрым.  В каждом из нас есть маленькое солнышко, которое греет изнутри и согревает самого человека и окружающих.

Догадались?    Это солнышко – … (доброта).                                                                                                                                                        Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает.


Солнце обязательно должно быть в самом человеке, иначе  если же только ждать тепла от других, можно и замёрзнуть самому!

Каким человека делает доброта других людей?  

Какой человек может быть добрым?

Легко или трудно быть добрым?  

В каждом ли человеке есть солнышко?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?

Смотрят видеоряд, слушают рассказ

Высказывают ассоциации со словом солнце.  (предполагаемые ответы: с теплом, мамой, улыбкой, семьей, другом, красотой, лаской, теплом, счастьем, весельем, жизнью, любовью, праздником, радостью, смехом)

Принимают участие в беседе

Добрым, спокойным, радостным, счастливым.

Кто думает не только о себе, учитывает интересы других

Предполагают, о чём пойдёт речь на занятии

Деятельностный этап

Ребята, посмотрите на доску. Сегодня солнышко пришло к вам в гости. Ему очень нужна ваша помощь. Его заколдовала злая волшебница. Забрала солнечные лучики и на полянке стало исчезать всё живое, доброе что было. Колдунья сказала, что солнышко могут расколдовать только дружные и добрые ребята.

Поможем солнышку вернуть его лучики,  ведь они так нужны всем на нашей планете? После каждого испытания чары над солнышком будут  таять, и к нему будут возвращаться его лучики, а, значит, и Земля будет возвращаться к счастливой жизни.

  1. Итак, первое испытание. Узнай героя

Чтобы получше разобраться, что такое доброта, мы вспомним героев разных сказок. Ваша задача прочитать телеграмму этого героя,  угадать что это за герой, из какой сказки к нам пришёл.

1.  Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки.   (Красная Шапочка Шарль Перро)

2. Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька, Аленький цветочек Аксаков Сергей Тимофеевич)

3.  Я лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит, К.И.Чуковский)  

4.  Я  оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда Снежная королева  Г.Х.Андерсен )  

5. Я помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах  Шарль Перро )

6. Любой рецепт, любой совет,

И лучший врач (другого нет!),

И мудрости на всех хватает,

И про спорт  не забываю… (Совунья)

 Молодцы, вот вы и расколдовали первый лучик.

Какие примеры доброты показывают нам эти герои? Заботу о ближних, любовь к родным, помощь животным, крепкая дружба, ответ на добро добром, мудрость и помощь советом.

Но злая колдунья пытается нам помешать и перепутала всех героев и добрых,  и злых.

Посмотрите вокруг себя, найдите изображения сказочных персонажей и скажите  мне добрый он или злой.

 А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему? (он совершает добрые дела)

Как он разговаривает, какие слова использует в речи? Вежливые

  1. Вот мы и подошли ко второму испытанию.

Ученица рассказывает стихотворение

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я  взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

О чём стихотворение? Словом можно и обидеть

–  Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, стоит  ли опускаться до этого же уровня  и грубить в ответ. Может, стоит просто улыбнуться?!

А какие слова могут обидеть? Плохие

А ласковое, доброе слово душу согревает.

Сейчас мы сделаем так, что плохих слов на нашей поляне вообще не будет. Колдунья заколдовала бабочек и теперь они не могут летать, злые слова им не дают подняться к солнышку.  Замените злые слова добрыми. 

Грубый – ласковый
Злой – добрый
Грустный – весёлый
Горе – счастье
Вражда – дружба
Обман – правда
Ненависть – любовь
Лень – труд

 Спасибо вам и с этим испытанием мы справились, вернулся и ещё один лучик к нашему солнышку.

  1. Вежливые слова

А какие слова должен знать каждый  человек на Земле?

Давайте повторим их!

Доскажи словечко:

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче…(здравствуй)

 Встретил Витю я соседа.

Встреча грустною была:

Налетел он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте!

Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите:

… (До свидания!).

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:…(спасибо)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать…(пожалуйста)

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю… пожалуйста.

В каких ситуациях говорят пожалуйста? В ответ на слово спасибо

 А каким словом можно заменить слово  пожалуйста? На здоровье   (выражение доброго пожелания).

 Теперь я точно уверена, что вы добрые люди и эти слова всегда используете в общении с другими. Новый лучик появился у нашего солнышка

  1.  Хорошие поступки

Ну а нам пора проходить новое испытание.  

К нам на полянку пришёл мальчик. Его заколдовала ведьма.  Он грустит, потому что не может определить, где хороший, добрый, а где злой, плохой поступок. Нам надо помочь ему, рассеять чары колдуньи.

Найдите среди рисунков только хорошие поступки и прикрепите их к облачку с мыслями мальчика.

(Покормить птиц, помочь подмести пол, покормить котёнка, почитать книгу, сделать аппликацию, нарисовать рисунок, угостить конфеткой, полить цветочки, дружить, беречь игрушки, уступить место в автобусе, помогать родителям)

Молодцы, мальчик повеселел, а значит мы его расколдовали.

Ещё один лучик стал согревать нашу полянку.

  1. Дерево добра

Следующее испытание. Много чего мы смогли преобразить на полянке, только не все ещё сделали. Как вы думаете, что ещё мы должны поправить, чтобы вернуть солнышко?

На дереве опали все волшебные листочки. Но и с ними поработала колдунья. Она подмешала к листочкам с хорошими качествами листочки с плохими качествами, которые мешают людям стать добрыми и жить с другими в мире и согласии.

Найдите  только те листочки, которые упали с нашего дерева и верните их на место. А те качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, оставьте на столе.

любовь  

милосердие

злость

равнодушие

сострадание

сопереживание 

честность

обман

отзывчивость

зависть

грубость

доброта

хамство

эгоизм

предательство

терпеливость

забота

сочувствие

ненависть

агрессивность

Почему каждый листик похож на открытую ладошку? Протягивая открытую ладонь, человек говорит, что у него нет чёрных злых  мыслей и он хочет дружить, а не воевать. Эта традиция пришла к нам из рыцарских времен и до сих пор  мужчины, когда здороваются, протягивают друг другу открытую ладонь.

Физминутка  вы смогли получить новый лучик.

  1. Сочинение сказки

Прежде чем перейти к новому испытанию, я хочу рассказать вам сказку, но и вас прошу помочь мне.
 Позвольте мне начать эту сказочную историю, а вы продолжите, используя слова,  которые мы только что вернули на дерево.
«В одной удивительной стране добрые волшебники построили сказочную школу. Это была школа для маленьких солнышек.
Волшебники хотели, чтобы солнышки учились в ней (чему?)____, _____. (доброте, терпению, любви, отзывчивости,  сопереживанию, справедливости, милосердию, состраданию, заботе)
Я  прикрепляю  маленькие  солнышки на доску.
Знакомьтесь это волшебный класс!  
Солнышки очень старались светить ярко и греть сильно, так, что иногда могли и перестараться. И нечаянно обжигали жителей своей страны.

Но мудрые добрые волшебники подсказывали солнышкам, когда их лучи становились слишком горячими и недобрыми.  
Каждое солнышко мечтало вырасти и стать большим ярким солнцем и попасть на Землю, чтобы дарить добро и радость людям .
И для этого они старались быть ______,______, ______ и т.д.
Солнышки много трудились.    Все они были удивительно разными, но одинаково замечательными и полезными. Там где начинало светить такое солнышко, люди становились добрыми и счастливыми. Но ведь на небе должно быть только одно солнышко, поэтому все остальные превратились в ромашки и на земле светили и приносили пользу.  

  1. Ромашки

Давайте,  мы наши солнышки превратим в ромашки.

А ведь добрых дел, которые мы можем совершать  очень много. Я предлагаю вам объединиться в пары и собрать ромашки добрых дел.  На лепестках написаны разные дела, выберите только добрые и прикрепите к сердцевинам цветов.  А потом, мы украсим ими нашу полянку.

  1. Пожалей кого-то
  2. Сходи  за хлебом для слабой старушки
  3. Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжёлую сумку
  4. Когда кто-либо приходит к вам, помоги снять куртку
  5. Если кто-то что-либо уронил, подними
  6. Защищай  девочек, маленьких детей.
  7. Старайся во всем помочь ближнему.
  8. Не допускай  грубости.
  9.  убирай за собой игрушки
  10.  играй с младшей сестренкой
  11.  лови светлячков и сажай их в коробочку
  12.   не здоровайся  с соседкой
  13. поздоровайся при встрече
  14.  жалуйся на всех подряд
  15. - смастери  скворечник
  16. - перебивай взрослых, которые разговаривают
  17. - приготовь маме подарок на 8 Марта
  18. уступи место в транспорте
  19. поделись игрушкой
  20. покорми уточек на пруду
  21. - сори  в классе и в других общественных местах
  22. - помоги товарищу решить задачу
  23. защити слабого
  24. отдай свои старые игрушки в детский дом
  25. скажи родным как сильно их любишь
  26. подскажи дорогу незнакомцу
  27. навести заболевшего друга
  28. делай зарядку по утрам
  29. закаляйся
  30. подбодри друга добрым  словом

Выберите на лепестках то, что вы  в своей жизни ещё не делали, а теперь точно знаете, что это  принесёт другому радость. Прикрепите свои ромашки на полянку. Как  красиво стало!

  1. Правила доброго человека

Вы подтвердили мою уверенность, что в каждом из вас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

Когда человек совершает добрые поступки, что он ощущает?

Чувствует ли он себя счастливым?  

Продолжите фразу: Я чувствую себя счастливым, когда ……….

Помогаю людям.
Защищаю слабого.
Делюсь   с другом.

Не завидую.
Прощаю ошибки другим.

Совершаю хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Не обижаю  

Делаю добро для близких и друзей.

Не завидую

Не вредничаю

Не грублю.

Ведь вы сейчас составили правила доброго человека.

Я надеюсь, что наше солнышко перестанет грустить и случится чудо (беру жёлтую краску и закрашиваю солнце, появляется надпись «добро»)

А пока я предлагаю вам прочитать высказывания известных людей

1. «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле» (Л.Н. Толстой)

Между прочим, своим афоризмом Толстой наводит на одну важную мысль — о связи доброты и здоровья. Если человек исполнен доброты, если он готов помогать людям в любой ситуации, то он сам удивительным образом от этого выигрывает: Человек становится менее восприимчивым к разным неурядицам, он не так подвержен стрессам. А где меньше стрессов — там больше хорошего самочувствия,  здоровья. 

2.Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло. (В.О.Ключевский)

3.Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. (В. Гюго)

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой….

С какими из этих высказываний вы согласны, почему?

Определяют  цель своей деятельности на занятии

Читают телеграммы и называют героя

Дети оценивают деятельность и поведение сказочных героев, на их примере понимают  понятия добро и зло. Делают выводы.

Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы.

Учитель читает, а дети называют антонимы

Дети включаются в игру, хором договаривают концовку четверостиший

Дают нравственную оценку поведению персонажей на каждой иллюстрации, соотносят поступки с нравственными нормами, принятыми в обществе, помогают герою выбрать нужный рисунок.

Выбирают нужные листочки со словами.

Выполняют движения массажа, повторяя за учителем.

Активная помощь в придумывании  сказки

Делают выбор из предложенного списка поступков, прикрепляют лепестки к доске.

Оценка нравственных качеств, самооценка

Составляют правила доброго человека

Слушают высказывания, анализируют их

Рефлексия

Кто из вас на сегодняшнем занятии обнаружил солнышко внутри себя? Какие солнышки есть внутри вас, после каких дел они согревают вас самих и окружающих людей?

 

В каждом человеке есть хорошие качества и не надо бояться их показывать, потому что другим людям очень приятно, когда мы заботливы, отзывчивы, дружелюбны.

И еще очень важный вывод: когда ты заботлив, умеешь прощать и видеть в человеке хорошее, люди вокруг становятся такими же.

- У вас на столе лежат жёлтые, оранжевые, красные цветочки. Оцените свою работу на занятии  и настроение:

Желтые – занятие помогло мне задуматься о себе;

Оранжевые – сегодня я понял, что у меня в душе есть солнышко;

Красные – я уже знаю, какое доброе дело могу сделать сегодня.

Прикрепите на нашу полянку лучик  только одного цвета

Я тоже хочу сделать доброе дело, подарить вам на память о сегодняшнем занятии - солнышки.

Желаю, чтобы вас всегда окружали добрые люди, а что для этого нужно? Теперь и вы сами знаете.

Благодарю вас мои замечательные, добрые Солнышки.

Прикрепляют лучики, оценивая свою работу,  тем самым  показывают понимание усвоенной темы.

Получают солнышки и благодарят.

Литература:

1.  Е. Выговская, Ю.Симонова, Н. Хлудов, С. Прушинский, М. Перфильева Пособие По Проведению Уроков доброты со школьниками младших классов ) [Электронный ресурс]

2. Классные часы: 1-4  класс  /  Авт-сост.Н,Н, Дробинина.-М.: ВАКО, 2010.-224 с.

3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: ООО «А ТЕМП»,2013.- 874 с.

5. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» / Под ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: «Питер», 2009

6. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. –М.: Книголюб, 2006. -88с



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В каждом человеке солнце, только дайте ему светить ( мастер - класс)

Занятие в рамках эксперимента "Гуманно-личностные модели образования"...

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место

Игровые приемы, способствующие выработке правильного, беглого и сознательного чтения...

статья "У каждого ребенка есть талант"

Из опыта работы по раскрытию таланта в ребенке...

Внеклассное проектное мероприятие. Мастерская ценностных ориентаций «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»

Мастерская ценностных ориентаций  «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»...

ЭССЕ "Каждый человек - личность"

Надо верить, что человек может достичь высоко мастерсва. Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Нужно лишь помочь распознать, выявить. раскрыть в какждом ученике его неповторимый ин...

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны

Статья по итогам II школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее"...