Главные вкладки

    Коррекционная программа по понижению уровня дезадаптации обучающихся 1 класса «Школа – это жизнь!»
    рабочая программа

    Витязева Марина Владимировна

    Актуальность: одним из переломных моментов в жизни ребёнка является поступление в школу. С момента прихода в школу у ребёнка появляются определённые трудности, с которыми ребёнок не всегда готов справится самостоятельно, новые обязанности, права, новые условия и т.д. У него меняется игровая деятельность на познавательную, вследствие чего резко возрастает нагрузка на умственную работу (мышление, память, внимание, восприятие и т.д.).

    Есть первоклассники, которые гордо и самостоятельно шагают в день первого сентября впереди сопровождающих их родителей и есть те первоклассники, которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды сверстников, чтобы следовать за учителем в класс. Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно понять состояние внутренней тревоги новичка, ведь он очень хотел стать учеником.

    Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках и т.д. И потому актуальным по сей день остается вопрос быстрой и успешной адаптации к школьной среде.

    Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно будет в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с эмоциональной готовностью ребенка к школе.

    По данным Института возрастной физиологии РАО, период психологической адаптации ребенка к школе у 65-70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Многие дети уже в первом классе становятся изгоями: с ними не хотят сидеть за партой, дружить, взаимодействовать в игре и труде.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Коррекционная программа по понижению уровня дезадаптации обучающихся 1 класса

    «Школа – это жизнь!»

    Составитель программы: воспитатель ИСТ Витязева М.В.

    2018г.

    Пояснительная записка

    Актуальность: одним из переломных моментов в жизни ребёнка является поступление в школу. С момента прихода в школу у ребёнка появляются определённые трудности, с которыми ребёнок не всегда готов справится самостоятельно, новые обязанности, права, новые условия и т.д. У него меняется игровая деятельность на познавательную, вследствие чего резко возрастает нагрузка на умственную работу (мышление, память, внимание, восприятие и т.д.).

    Есть первоклассники, которые гордо и самостоятельно шагают в день первого сентября впереди сопровождающих их родителей и есть те первоклассники, которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды сверстников, чтобы следовать за учителем в класс. Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно понять состояние внутренней тревоги новичка, ведь он очень хотел стать учеником.

    Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках и т.д. И потому актуальным по сей день остается вопрос быстрой и успешной адаптации к школьной среде.

    Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно будет в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с эмоциональной готовностью ребенка к школе.

    По данным Института возрастной физиологии РАО, период психологической адаптации ребенка к школе у 65-70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Многие дети уже в первом классе становятся изгоями: с ними не хотят сидеть за партой, дружить, взаимодействовать в игре и труде.

    Впервые типичные симптомы этого «кризиса 7 лет» описал основоположник советской психологической школы Л.С. Выготский:

    • поведение перестает быть непосредственным и наивным;
    • ребенок начинает понимать цену действий, диктуемых собственными желаниями;
    • манерничанье, кривлянье – на самом деле это наступление разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка- время расставания с эгоцентрической позицией, связанной с одним лишь его взглядом на окружающие его вещи. Оказывается, существуют и другие точки зрения, отличные от его собственной;
    • симптом «горькой конфеты», попытка скрыть, замаскировать переживаемое им негативное состояние от окружающих людей.

    Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает перед собой период младшего школьного возраста. Можно    сказать, что если ребенок прошел кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником (Е.Е. Кравцова). Поэтому очень важно, чтобы в этот момент взрослый человек, профессионал поддержал ребенка в его самопознании и самоанализе, помог в формировании рефлексивных качеств. Многие современные исследователи считают, что педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо любому субъекту для успешной адаптации, т.е. выбора оптимальных решений в различных жизненных ситуациях, а педагогическая защита – для обеспечения физической, психологической и нравственной безопасности учащихся.

    По мнению отечественных психологов, данный этап в развитии детей может занимать разное время в зависимости от их возраста (от 2 до 6 месяцев) и характеризуется тем, что: он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена; в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего нового социального положения, и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.

    В последние годы и на уровне Министерства образования РФ, и на уровне отдельных школ много пишется и говорится об организации в 1-х классах специального адаптационного периода. Однако остаются нерешенными вопросы: организации этапа адаптации, чтобы не причинить телесного и душевного вреда ребенку, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни.

    Цель программы: понизить уровень дезадаптации у обучающихся первых классов.

    Задачи программы:

    1. Коррекция познавательной, эмоционально – волевой и мотивационной сферы;

    2. Активизация умственной активности ребенка;

    3. Формирование умения сотрудничать со сверстниками и с педагогом в рамках заданной учебной ситуации;

    4. Формирование внутренней позиции школьника, осознание своих будущих

    обязанностей и прав, ознакомление с правилами школьной жизни.

    Теоретическое обоснование: в связи с поступлением 6-7 летнего ребенка в школу, меняется его социальный статус – период дошкольного детства закончился, вчерашний дошкольник стал первоклассником. Статус школьника требует от ребенка определенных навыков: напряженного умственного труда, активизации внимания, умения сосредотачивать внимание на малоинтересной на начальном этапе учебной деятельности, сохранять оптимальную работоспособности в течение всего урока, удерживать правильную рабочую позу длительное время. Кроме того, ребенка окружают незнакомые ему дети – одноклассники, с которыми придется выстраивать новые отношения, что для некоторых детей становится настоящей проблемой, так как увлечение компьютерными играми и телевизионными передачами нередко отрицательно сказывается на умении общаться со сверстниками.

    Незнание правил поведения в школе и на уроке так же замедляет процесс адаптации. Требование от учеников выполнения школьных правил может вызвать у первоклассников отрицательную реакцию, сопротивление тому, что им непонятно, для чего нужно выполнять эти правила, что приводит к неумению контролировать и регулировать свое поведение. Им кажется, что учитель пытается оказать на них давление, “подстроить под себя”, поэтому они нарушают правила поведения, как только педагог ослабит внешний контроль.

    Дополнительная сложность в адаптации возникает у детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку они более чувствительны к изменениям в своей жизни и более остро реагируют на новые условия. Нередко круг общения этих детей ограничен семьей и врачами, многие дети по состоянию здоровья не посещали дошкольные учреждения, поэтому их коммуникативные навыки находятся на более низком уровне, чем навыки их нормально развивающихся сверстников. Сниженный уровень развития познавательных умений и способностей может привести к ситуации не успешности в обучении, что в свою очередь может послужить причиной повышенной школьной тревожности. Кроме того, еще одна сложность заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться с детьми условно нормативного развития.

    Поэтому данная программа включает в себя такие психологические составляющие как социальный, мотивационный, коммуникативный, эмоционально-волевой, когнитивный компоненты.

    Занятия проводятся в игровой форме, которая привычна для детей 6-7 лет, что позволяет им познакомиться друг с другом и педагогами, с применением элементов сказкотерапии, рисуночных методов, театрализованной деятельности.

    Таким образом, сочетание различных психологических и педагогических техник и методов в рабочей программе, позволяет смягчить и ускорить процесс адаптации детей к условиям обучения в начальной школе.

    Методологический аспект:

    1. Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

    2. Основные принципы программы:

    - принцип направленности учебно-воспитательного процесса на сохранение и развитие здоровья детей, который предполагает использование специальных технологий, нацеленных на интеграцию процесса обучения и направленного формирования ряда функций организма ребенка (зрительных, двигательно-координационных, поз статических);

    - принцип интегративного характера коррекционно-развивающего образовательного процесса, утверждающего необходимость органичного соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными;

    - принцип деятельностного подхода – предметно-практическая деятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), является мощным коррекционно-компенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы риска;

    - принцип направленности на социальную адаптацию детей и интеграцию их в общество  подчеркивает необходимость специального педагогического внимания к отношениям, которые складываются у ребенка на основе учебной деятельности в школе и дома, как  к главному объекту педагогической работы  (отношение к себе как к субъекту деятельности, отношение с одноклассниками, со значимыми взрослыми – учителями, родителями), предполагает необходимость грамотного педагогического внимания на складывающиеся отношения, регулирование и специальное конструирование их с позиций утверждения  достоинства личности.

    Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких.

    Концептуальные идеи.

    Адаптация (С.Холл), развитие детской психики (М.Г. Ярошевский, Н. Ланге, Д. Мид и др.), закономерности развития психики ребенка (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова), теории социального научения (Н. Миллер, Р. Сирс, Дж. Гевирц), культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский), здоровье как биологическая, психологическая и социальная категория (В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, И.Н. Гуревич).

    Практическая значимость – материал может быть использован в работе психологов, учителей начальных классов, социальных педагогов и другими специалистами общеобразовательных учреждений.

    Этапы реализации:

    1. Организационный. Определить место и время проведения занятий по программе «Школа – это жизнь!»;
    2. Диагностический. Проведение первичной диагностики с целью определения уровня адаптации.
    3. Основной. Реализация программы (приложение 3);
    4. Заключительный. Проведение вторичной диагностики с целью определения уровня эмоциональной адаптации;
    5. Аналитический. Анализ полученных данных, сравнение результатов первичной и вторичной диагностики.

    Ожидаемые результаты: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД.

    Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

    - сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

    - удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов

    - установление контакта с обучающимися, с учителем;

    - удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

    - овладение навыками учебной деятельности;

     - степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

    Показатели неблагоприятной психологической адаптации.        

    -         Физиологический уровень: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

    -        Познавательный уровень, проявляющийся в не успешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

    -        Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.

    - Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.

    -        Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.

    Сформированность УУД.

    1. Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.

    2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.

    3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

    4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

    Организационные условия проведений занятий: 

    • Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6-8 лет.
    • Длительность 1 занятия: 30 минут.
    • Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
    • Срок реализации: 16 недель.

    Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки. 
               Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).

    Программа разработана на основе книг:

    1. Истратовой О.Н. «Практикум по детской психокоррекции»;

    2.  Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников»

    План реализации программы

    № п/п

    Тема занятия

    Дата проведения

    Знакомство с группой, первичная

    диагностика по следующим методикам:

    - проективная методика «Школа зверей» (приложение 1);

    - методика изучения сформированности универсальных учебных действий у учащихся 1-х классов (приложение 2).

    ноябрь

    Занятие 1. «Вводное. С днем рождения, группа!»

    Цели: создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрыть правила общения в группе.

    ноябрь

    Занятие 2. «Я и мое имя».

    Цель: формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я- концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности, создать атмосферу психологической безопасности, дать возможность почувствовать собственную значимость.

    ноябрь

    Занятие 3. «Школьные правила».

    Цели: содействовать осознанию позиции школьника, познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, способствовать формированию познавательных и личностных УУД.

    ноябрь

    Занятие 4. «Собираем портфель».

    Цели: помощь обучающимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении, развитие познавательных и личностных УУД.

    ноябрь

    Занятие 5. «Школьные оценки».

    Цели: помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, активизация познавательной активности обучающихся, формирование положительной мотивации.

    декабрь

    Занятие 6. «Подсказки и списывание».

    Цели: содействовать осознанию школьных норм и правил, развитие познавательных и личностных УУД.

    декабрь

    Занятие 7. «Что такое хорошо?»

    Цели: формирование личностных УУД, раскрыть перед обучающимися понятия «плохо» и «хорошо»; усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; совершенствование коммуникативных умений и навыков; развивать умение понимать правила и нормы поведения.

    декабрь

    Занятие 8. «Мои эмоции».

    Цели: знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга.

    декабрь

    Занятие 9. "Мое настроение"

    «Конверты "Радости" и "Огорчений"».

    Цели: познакомить с понятием настроение; развивать умение управлять своим настроением; формирование коммуникативных УУД, снятие психо-эмоционального напряжения.

    декабрь

    Занятие 10. «Радость – одна на всех».

    Цели: знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, формирование коммуникативных УУД.

    январь

    Занятие 11. «Чудо-дерево».

    Цели: знакомство с эмоцией удивления; закрепление мимических навыков. 

    январь

    Занятие 12. «Наши страхи».

    Цели: познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), снятие эмоционального напряжения.

    январь

    Занятие 13. «Грусть и печаль».

    Цели: рассмотреть особенности содержательного наполнения грусти и печали; обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; формировать чувство товарищества, взаимопомощи, формирование коммуникативных и познавательных УУД;

    январь

    Занятие 14. «Я контролирую себя».

    Цели: формирование регулятивных УУД, развитие произвольной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.

    январь

    Занятие 15. «Слушай команду».

    Цели: формирование регулятивных УУД, развитие произвольной регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения.

    Занятие 16. «Волшебная клетка».

    Цели: формирование регулятивных УУД, развитие произвольной регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения.

    Занятие 17. ««Планета эмоций»»

    Цели: формировать коммуникативные и личностные УУД, учить осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других, закрепление знаний об основных эмоциях, снятие психо-эмоционального напряжения, создание положительного настроя.

    Занятие 18. «Что такое общение».

    Цели: формирование коммуникативных и познавательных УУД, усвоить нормы общении с детьми и взрослыми; развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами, вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, сплочение классного коллектива.

    Занятие 19. «Путешествие в страну «Понимание»».

    Цели: формирование коммуникативных УУД; усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развитие способности к разрешению конфликтов; развитие у детей социальных и коммуникативных умений, снятие психо-эмоционального напряжение, развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

    Занятие 20. «Я-доброжелательный».

    Цели: формирование коммуникативных и личностных УУД, формирование уважительного отношения друг к другу; усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развитие коммуникативных навыков, формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я- концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

    Вторичная диагностика по следующим методикам:

    - проективная методика «Школа зверей» (приложение 1);

    - методика изучения сформированности универсальных учебных действий у учащихся 1-х классов (приложение 2).

    Список литературы

    1. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева – М., 2003. – 203 с.
    2. Буре, Р.С. Готовим детей к школе [Текст] / Р.С Буре – М., 2001. – 96 с.
    3. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2006. – 144 с.
    4. Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь [Текст] / А.В. Давыдов – М., 2000. – 448 с.
    5. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан – М., 2003. – 464 с.
    6. Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. Психофизиология ребенка [Текст] / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких – М., 2000. – 144 с.
    7. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции [Текст] / О.Н. Истратова – Растов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
    8. Ильина, М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина – СПб., 2003. – 205 с.
    9. Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника [Текст] / Л.В. Ковинько – М., 2000. – 288 с.
    10. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., 2001. – 176 с.
    11. Коджаспирова, Г.М., Борикова, Л.В., Бостанджиева, Н.И. Педагогическая практика в начальной школе [Текст] / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева – М., 2000. – 272 с.
    12. Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] / Г.Ф. Кумарина и др. – М., 2003. – 320 с.
    13. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина – М., 2003. – 456 с.
    14. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С. Мухина – М., 2000. – 175 с.
    15. Подласый, И.П. Педагогика.: в 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый – М., 2003. – 256 с.
    16. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый – М., 2002. – 464 с.
    17. Соколова, Н.Г. Неврозы у детей [Текст] / Н.Г. Соколова – Ростов н/Д., 2003. – 160 с.
    18. Философский энциклопедический словарь – М., 2001. – 576 с.
    19.  Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников [Текст] О.В. Хухлаева – М.: Генезис, 2004. —175 с.
    20. Энциклопедический словарь юного биолога – М., 2002. – 352 с.

    Приложение

    Приложение 1

    МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ” (диагностика адаптации учащихся в школе) Светлана ПАНЧЕНКО

    Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.

    При диагностике этого явления психолог, прежде всего, сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

    Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и более в старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей, учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
    Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

    Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

    Предварительная подготовка

    Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

    Инструкция:

    Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

    Дети выполняют задание.

    Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву «я».

    Интерпретация

    1. Положение рисунка на листе.

    Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
    Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
    Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

    2. Контуры фигур.

    Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

    3. Нажим.

    При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

    4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

    Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

    5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

    Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

    6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

    Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

    7. Изображение учебной деятельности.

    В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка вне учебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

    8. Цветовая гамма.

    Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

    Приложение 2

    Порядок проведения обследования

    1. Обследование проводиться педагогом-психологом, при его отсутствии

    социальным педагогом.

    2.Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследования детей

    тестовые работы, приготовьте авторучки, набор карандашей: красный, синий,

    зленый, желтый и простой.

    3.Если есть возможность, рассадите детей по одному, в противном случае

    объясните, что задание необходимо выполнять самостоятельно.

    4.Тестовая работа рассчитана на 1 урок (45 минут). В середине урока необходимо

    провести динамическую паузу.

    5.Объясните детям, что если возникли трудности, то необходимо поднять руку и к

    ним подойдут. При оказании детям помощи, никаких слов «от себя», кроме текста

    задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может

    нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых

    обследований. Вся помощь должна сводиться к подбадриванию ребенка. Советам

    подумать над заданием самому.

    6.Объясните детям. Что перед ними лежат наборы заданий, которые необходимо

    самим читать и выполнять. Если у детей не возникает вопросов, следует попросить

    детей приступить к работе.

    7.Выполнение теста учащимися, не умеющими читать, проводится индивидуально

    (либо в микрогруппах). В этом случае задания читает вслух учитель. Читать

    задания необходимо спокойным, ровным голосом в медленном темпе. Дополнения

    заданий пояснениями недопустимо. Если ребенок не приступает к заданию после

    продолжительного времени (2 - 3 минуты), следует предложить перейти к

    следующему заданию.

    8.Поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу,

    не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не

    указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова

    «очень хорошо», «вы - молодцы», «я вижу, у вас все замечательно получается».

    Задание 1. Задание оценивается: в 2 балла, если выполнено только требуемое

    действие; 1 балл - если кроме требуемого действия выполнено только одно

    лишнее; 0 баллов - требуемое действие не выполнено, либо выполнено требуемое

    и еще более одного лишнего действия.

    Задание 2. Задание оценивается: в 2 балла - выполнено без ошибок; 1 балл -

    выполнено с 1 ошибкой; 0 баллов - выполнено с 2 и более ошибками.

    Задание 3. Задание оценивается: в 2 балла - выполнено без ошибок; 1 балл -

    выполнено с 1 ошибкой; 0 баллов - выполнено с 2 и более ошибками.

    Задание 4. Задание оценивается: в 2 балла - ответ содержит верную

    сюжетную линию, последовательно излагаются события изображенные на

    картинки; 1 балл - верно установлена причина произошедшего события, отражена

    не вся цепочка последовательных событий; 0 баллов - сюжетная линия не

    выделена, последовательность событий не описана либо описано только одно

    событие.

    Задание 5. Задание оценивается: в 2 балла - найдено верно 5 отличий;

    1 балл - найдено 4 отличия; 0 баллов - найдено 3 и менее отличий.

    Задание 6. Задание оценивается: в 2 балла - выполнено без ошибок;

    1 балл - выполнено с 1 ошибкой; 0 баллов - выполнено с 2 и более ошибками.

    Задание 7. Задание оценивается: в 2 балла - выполнено без ошибок;

    1 балл - выполнено с 1 ошибкой; 0 баллов - выполнено с 2 и более ошибками.

    Задание 8. Задание оценивается: в 2 балла - выполнено без ошибок;

    1 балл - выполнено с 1 ошибкой; 0 баллов - выполнено с 2 и более ошибками.

    Задание 9. Задание оценивается: в 2 балла - выполнено без ошибок;

    1 балл - выполнено с 1 ошибкой; 0 баллов - выполнено с 2 и более ошибками.

    Задание 10. Задание оценивается: в 2 балла — выполнено без ошибок;

    1 балл - выполнено с 1 ошибкой; 0 баллов - выполнено с 2 и более ошибками.

    Задание 11. Задание оценивается: в 1 балла - если самооценка соответствует

    объективному качеству выполненной работы: ребенок оценивает работы

    «улыбающимся личиком», и работа выполнена без ошибок, либо содержит не

    более 2-х ошибок; ребенок оценивает работу «серьезным личиком», и работа

    содержит от 2-х до 4-х ошибок; ребенок оценивает работу «грустным личиком» и

    работа содержит более 4-х ошибок; 0 баллов - если ни одно из условий в

    оценивании работы в 1 балл не выполнено.

    Обработка результатов

    Критерии оценивания работы

    Проверочная контрольная работа нацелена на выявление уровня

    сформированности универсальных учебных действий.

    Вид контроля: текущий контроль

    Форма контроля: комплексный тест

    Контроль личностных УУД: знание основных моральных норм (нравственно этическая ориентация), умение адекватно оценивать результаты своей

    деятельности по заданным критериям (самоопределение) - задания № 4,7

    Контроль регулятивных УУД: умение сохранять заданную цель, готовность к

    преодолению трудностей, волевая саморегуляция, коррекция деятельности - все

    задания.

    Контроль познавательных УУД.

    Логические УУД: постановка и решение проблемы, сравнение, выбор наиболее

    эффективного способа решения задачи — задание № 1. Синтез как составление

    целого, в том числе самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих

    компонентов - задание № 4, 7. Установление причинно-следственных связей -

    задание № 2. Умение устанавливать соответствие между разными объектами -

    задание № 5.

    Общеучебные УУД: умение использовать наглядные модели (схемы, символы,

    знаки, чертежи) — задания № 6; умение самостоятельной работы с текстом_^

    задание № 3.

    Провидится количественный и качественный анализ полученных результатов,

    низкие баллы (ниже среднего от максимально возможного балла) показываю сферы

    требуемой коррекционной работы.__

    Фамилия, имя__________________________________

    Задание М 1. Обратите внимание, как много заданий к рисунку. Каждое новое задание обозначено звездочкой. Найдите третье задание и выполни только его. *Обведи собачку. *Подчеркни домашних животных. * Раскрась насекомое. *Сколько здесь всего предметов? * Какой по счету поросёнок? *Какое животное нарисовано первым?

    Задание М 2. Внимательно рассмотрите картинки. Подумайте, в каком порядке нужно их расположиты.  Подпишите порядок в окошках под рисунками.

    Задание М З. Прочитайте текст самостоятельно и выполните задания после чтения. Невежа

    Девочка сидела на стуле. Вошёл младший братик. Девочка встала и посадила его на свой стул. Пришёл папа. Мальчик встал и уступил место папе. Вошла мама.

    Папа встал.

    — Садись, — сказал он маме, и мама села.

    Но туг пришла бабушка. Мама встала и подала стул бабушке. Бабушка села, посидела, да вдруг вскочила:

    — Ай-ай, молоко на плите убежит!

    Все бросились на кухню. Пришёл кот, сел на стул, посидел, а потом разлёгся. Пришли: девочка, братик, папа, мама, бабушка, а кот ни с места — лежит себе и поглядывает на всех. — Брысь, невежа!

    • Кто первым сел на стул?

    о Мама, о Девочка, о Бабушка

    1. Почему бабушка вдруг вскочила?

    - Очень спешила, - Пришли гости, - Убежало молоко.

    1. Кого в рассказе назвали невежей? о Кота, о Папу, о Братика.
    2. В каком порядке герои садились на стул? Напиши цифру,

    Папа,  бабушка,       девочка,          кот,        мама,         братик

    Задание М 4. Напишите под картинкой, почему мальчик оказался в больнице,

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Примерная программа по развитию самовоспитания у обучающихся начальной школы

    Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, ...

    Программа семейного воспитания и социализации обучающихся начальной школы

    Примерная программа воспитания и социализации обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения ...

    Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса

    Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...

    Программа внеурочной деятельности "Конструирование" для обучающихся начальной школы и участников летней школы "Интеллектуал"

    Цели программы:Организация занятости школьников во внеурочное время.Всестороннее развитие личности учащегося:развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;развитие ло...

    Программа по экологическому воспитанию для обучающихся начальной школы "Войди в природу другом".

    Программа формирования экологической культуры «Войди в природу другом» - комплексная программа формирования у обучающихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

    Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

    Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...

    Проект "Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития обучающихся специальной школы"

    Цель проектаСоздание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развитияобучающихся специальной школы. Задачи проекта1. коррекционная — исправление отклонений и нарушений разви...