Тема: «Реализация деятельностного подхода в воспитании обучающихся с ЗПР».
статья (1 класс)

Туманова Елена Владимировна

 Продолжая размышления о согласованной деятельности учителя и воспитателя в школе, повторю важнейшие принципы о том, что основой программы АООП НОО обучающихся с ЗПР являются: дифференцированный и деятельностный подходы. Обсудим совместную деятельность учителя и воспитателя  по осуществлению дифференцированного подхода в обучении и воспитании обучающихся.  Здесь ключевыми моментами стали – определение и реализация индивидуального потенциала каждого ребенка и дальнейшая деятельность с учетом его возможностей.

        Далее рассмотрим  деятельностный подход. Он является основополагающий принципом обучения и воспитания.

В обучении, деятельностный подход регулируется адаптированной программой, которая может быть индивидуально разработана для конкретного ученика.

В воспитании добиться признания того, что развитие личности определяется доступной ей деятельностью, сложнее.  Детям свойственно мечтать стать космонавтами, летчиками и людьми других популярных профессий.  Обучающиеся с ЗПР тем более, далеки от объективного определения своих возможностей.  Одни из них считают, что им все доступно, другие, наоборот, не верят в свои силы. Сталкиваясь с трудностями например, в процессе самоподготовки, ребенок порой не понимает, когда не может что- либо выполнить, что с ним происходит, начинает нервничать, с ним может произойти нервный срыв.

          Возвращаясь к «самоподготовке» в школе при выполнении уроков,  важно учитывать доступность используемых  методов. Например, при разучивании стихотворения наизусть по литературному чтению, многие ученики испытывают трудности.

         Здесь хороших результатов можно достичь, используя приемы задействования ассоциативной памяти, когда дети используют запись стихов символами. На уроке учитель позволяет пользоваться таким «шифром». В результате стихи читают наизусть даже самые безнадежные. При этом у детей значительно повышается самооценка, они перестают бояться  домашнего задания, где нужно учить наизусть текст.

При использовании  доступные методы  и достижении положительных результатов, у детей повышается мотивация обучения в школе,  а далее достижения результатов социально и личностно значимого характера.

Дальнейшей задачей деятельностного  подхода  в воспитательной работе -является способствование возможности  обучающихся,  самостоятельного продвижения в  какой – либо деятельности.

           Так, чтение стихов с использованием записи символами можно обыграть в культурно - массовом мероприятии (например, игра с расшифровкой «тайного текста»), где  ребенок может выступать публично. Для детей с трудностями запоминания это хорошая возможность практики чтения стихов,  а также избавление от боязни сцены. После удачного опыта выступления ребенок стремится к участию в мероприятиях, работает над  собой, совершенствуется.

Отсюда вытекает и принцип повышения мотивации и интереса к приобретению нового опыта деятельности и поведения. Научившись приодалевать трудности в личностном развитии, ребенок пытается самостоятельно находить пути следования к намеченной цели и в жизни вне школы. Это важная цель воспитательной работы.

              В школе  есть программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся начального общего образования. В ней  определены цели и задачи работы, намечены пути их достижения. В образовательных  учреждениях, где все субъекты образовательного процесса равнозначны, там все цели и задачи будут выполнены.

Реализуя деятельностный подход необходимо повысить статус работы воспитателя, ведь воспитательная работа – это один из «винтиков» единого механизма, где большие идеи по формированию образа человека будущего, переводятся на язык практики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Реализация  деятельностного подхода в воспитании обучающихся с ЗПР».

  Продолжая размышления о согласованной деятельности учителя и воспитателя в школе, повторю важнейшие принципы о том, что основой программы АООП НОО обучающихся с ЗПР являются: дифференцированный и деятельностный подходы.

        Обсудим совместную деятельность учителя и воспитателя  по осуществлению дифференцированного подхода в обучении и воспитании обучающихся.  Здесь ключевыми моментами стали – определение и реализация индивидуального потенциала каждого ребенка и дальнейшая деятельность с учетом его возможностей.

        Далее рассмотрим  деятельностный подход. Он является основополагающий принципом обучения и воспитания.

В обучении, деятельностный подход регулируется адаптированной программой, которая может быть индивидуально разработана для конкретного ученика.

В воспитании добиться признания того, что развитие личности определяется доступной ей деятельностью, сложнее.  Детям свойственно мечтать стать космонавтами, летчиками и людьми других популярных профессий.  Обучающиеся с ЗПР тем более, далеки от объективного определения своих возможностей.  Одни из них считают, что им все доступно, другие, наоборот, не верят в свои силы. Сталкиваясь с трудностями например, в процессе самоподготовки, ребенок порой не понимает, когда не может что- либо выполнить, что с ним происходит, начинает нервничать, с ним может произойти нервный срыв.

          Возвращаясь к «самоподготовке» в школе при выполнении уроков,  важно учитывать доступность используемых  методов. Например, при разучивании стихотворения наизусть по литературному чтению, многие ученики испытывают трудности.

         Здесь хороших результатов можно достичь, используя приемы задействования ассоциативной памяти, когда дети используют запись стихов символами. На уроке учитель позволяет пользоваться таким «шифром». В результате стихи читают наизусть даже самые безнадежные. При этом у детей значительно повышается самооценка, они перестают бояться  домашнего задания, где нужно учить наизусть текст.

При использовании  доступные методы  и достижении положительных результатов, у детей повышается мотивация обучения в школе,  а далее достижения результатов социально и личностно значимого характера.

Дальнейшей задачей деятельностного  подхода  в воспитательной работе -является способствование возможности  обучающихся,  самостоятельного продвижения в  какой – либо деятельности.

           Так, чтение стихов с использованием записи символами можно обыграть в культурно - массовом мероприятии (например, игра с расшифровкой «тайного текста»), где  ребенок может выступать публично. Для детей с трудностями запоминания это хорошая возможность практики чтения стихов,  а также избавление от боязни сцены. После удачного опыта выступления ребенок стремится к участию в мероприятиях, работает над  собой, совершенствуется.

Отсюда вытекает и принцип повышения мотивации и интереса к приобретению нового опыта деятельности и поведения. Научившись приодалевать трудности в личностном развитии, ребенок пытается самостоятельно находить пути следования к намеченной цели и в жизни вне школы. Это важная цель воспитательной работы.

              В школе  есть программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся начального общего образования. В ней  определены цели и задачи работы, намечены пути их достижения. В образовательных  учреждениях, где все субъекты образовательного процесса равнозначны, там все цели и задачи будут выполнены.

Реализуя деятельностный подход необходимо повысить статус работы воспитателя, ведь воспитательная работа – это один из «винтиков» единого механизма, где большие идеи по формированию образа человека будущего, переводятся на язык практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Терминологический словарь основных понятий темы «Комплексный подход к применению средств, форм и методов патриотического воспитания»

В данном словаре в алфавитном порядке собраны основные понятия по теме патриотического воспитания для учащихся начальных классов и их родителей. Словарь можно подразделить на две части: Родители и уче...

Комплексный подход к организации физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы.

Из опыта работы учителя физической культуры ГОУ СОШ №892 Красиковой И.Ю....

Деятельностный подход в воспитании обучающихся во внеурочной деятельности на примере программы общекультурного направления «Театральная студия «От игры до спектакля».

Статья "Деятельностный подход в воспитании обучающихся во внеурочной деятельности на примере программы общекультурного направления " Театральная студия "От игры до спектакля" написана для выступления ...

«Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании обучающихся с умеренной умственной отсталостью».

Главная цель  при работе с такими  детьми – обеспечение социализации  детей, для успешной их интеграции в общество.Все воспитанники класса инвалиды.Для того чтобы дети смогл...