КЛАССНЫЙ ЧАС "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"
классный час (3 класс)

Козлова Любовь Александровна

Познакомить обучающихся с понятием «ответственность», способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки, слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_otvetstvennost_3_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Ответственность», 3 класс

Цели: познакомить обучающихся с понятием «ответственность», способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки, слова.

Задачи:

- способствовать развитию у школьников  чувства ответственности;

- способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога;

- содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

- воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.

Личностные результаты: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: определять     и  формулировать      цель   деятельности    на занятии; проговаривать последовательность действий на занятии.

Познавательные УУД: сформулировать понятие «ответственность».

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Оборудование: экран, проектор, карточки для групп, заготовки «Цветы» и фишки для деления на группы по количеству обучающихся.

План:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и цели
  3. Изучение нового материала
  4. Практическая работа
  1. Анализ ситуаций
  2. Упражнение «Сердце цветов»
  1. Итог урока
  2. Рефлексия

Ход классного часа

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, и желаю хорошего вам настроения и успехов на нашем классном часе! Все ли готовы к занятию? (Да) Тогда вперед!

  1. Сообщение темы и цели

-  Послушайте и прочитайте высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Как думаете,  о каком качестве человека мы будем сегодня говорить?

(Об ответственности)

- Правильно. Тема классного часа: «Ответственность».

- Какие цели поставим на занятии? Чему мы будем учиться?

1. Что такое ответственность

2. За что мы несем ответственность

3. Перед кем несем ответственность

  1. Изучение нового материала

- Подберите однокоренные слова к слову ответственность. (Ответ, отвечать)

- На основе однокоренных слов, предположите, что такое ответственность? (Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия)

- Проверим предположения по толковому словарю С.И. Ожегова.

- За что вы - дети несете ответственность? (За поступки, действия, которые совершаем)

- В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова « Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу».

- Человек должен быть ответствен не только за поступки (действия), но и за что, за кого еще? (За домашних животных)

- Кроме этого человек должен быть ответствен и за свои слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетит-не поймаешь».

  1. Практическая работа

  1. Анализ ситуаций

Коллективная работа

- Посмотрите на экран и определите, кто поступает ответственно, а кто – безответственно. Объясните почему.

(Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.)

– Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

- Посмотрите на экран и представьте себе: ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку. Как ответит ответственный, самостоятельный ученик? Выберите ответ из предложенных:

А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.

- Ответственный самостоятельный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого. Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.

Работа в группах

- По цветовым фишкам объединитесь в группы.

- Каждая группа получит карточку. На карточке записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой. Работаем в течение 1- 3 минут.

Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть. Как вы поступите:

а) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.

Объясните свой выбор.

Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше такой нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать. Как вы поступите:

а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.

Объясните выбор.

Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться. Как вы поступите:

а) подскажу товарищу
б) подниму руку
в) после уроков объясню товарищу решение задачи.

Объясните выбор.

  1. Упражнение «Сердце из цветов».

- Вы уже проявляете свою ответственность (Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству)

- Ответственное отношение к жизни подразумевает очень многое  и, наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество «ответственность», то есть отвечали перед кем-то. Запишите на лепестках цветов, перед кем вы сейчас несете ответственность и поместите свой цветок ответственности в сердце на доске. (Перед собой, перед родителями, перед товарищами, перед учителем)

- У нас получилось большое сердце из прекрасных цветов наполненное ответственностью. Ведь каждый человек сердцем чувствует,  что должен всегда поступать ответственно в первую очередь перед самим собой, перед другими людьми (родителями, товарищами).

  1. Итог

- Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать и быть ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки, слова, за домашних животных).

- Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, слова, поведение.

VI.Рефлексия

- Выберите начало одного из предложений и закончите его.

На классном часе я понял……

Сегодня я задумался……

Я решил…..

- Закончить наше  занятие хочу стихотворением об ответственности. Послушайте.

Стихотворение об ответственности

Ответственным быть

Очень нужно любому.

Важно оно очень

В школе и дома.

И в жизни тебе

Без него - никуда.

Забыл, что ответственен -

Будет беда.

Ты помни, дружочек,

Все время об этом.

С другим поделись

Этим важным секретом.

Литература

  1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.-Москва, 2008 г.-928с.
  2. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...