Рабочая программа внеурочной деятельности "Отчего и почему"
рабочая программа (3 класс)

Русанова Оксана Александровна

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

  «Отчего и почему»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchego_i_pochemu_2017g._rusanova_o.a.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

Согласовано

Заместитель директора _____________________ С.Н.Кондрашина

«____» ___________________ 2017 г.

Утверждено

                   приказом  СОШ п. Верхнеказымский

                                          от 29.08.2017г. № 638-о

               _____________________Н.В.Степура

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

  «Отчего и почему»

  Возраст обучающихся 8- 10 лет  лет

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Русанова Оксана Александровна

учитель начальных классов

 

   

Принято

на заседании Методического совета

протокол №  1    от « 28 » августа  2017 г.

председатель  __________________ Л.М.Хвощевская

п. Верхнеказымский

2017 год

1.  Пояснительная записка.

          Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников 3 класса.

1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

           Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

           Практическая значимость. Курс направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

           Связь с уже существующими по данному направлению программами: с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

       Новизна программы состоит в получении результатов нового качества – это учащийся начального звена с достигнутым определенным уровнем целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития

1.2. Цель и задачи.

Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих  развитию  исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

            Задачи:

  • развитие творческой исследовательской активности;
  • формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
  • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
  • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.

1.3. Отличительные особенности программы: базовые теоретические идеи; ключевые понятия; этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

1.4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности. Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 10 лет.  На занятия отводится 1 час в неделю, всего 34 часа, продолжительность занятия 40 - 45 минут. Курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

1.5. Уровень результатов работы по программе.

Первый уровень результатов: предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов: предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов: предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

1.6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов.

2. Учебно-тематический календарный план

«Отчего и почему?»

3 класс 1 час в неделю (34 часа в год)

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Перечень универсальных действий

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

4.09

«Миллион наблюдений».

1

Беседа

Игры на внимание

Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; работа в паре.

2

11.09

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

Презентация

Логическая игра

Развитие логического мышления; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

3

18.09

Как сотрудничать со взрослыми?

1

Беседа

Диалог с учителем

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса

4

25.09

« Самый – самый!»

1

Презентация

Психологическая игротека. Работа в парах.

Умение работать в паре, сотрудничать.

5

2.10

Искусство выдумывания историй.

1

Беседа

Речевой тренинг

Развитие речевой культуры, речевых навыков. Умение работать в команде.

6

9.10

Рисование в масштабе.

1

Беседа, презентация

Географический тренинг

Развитие пространственного воображения

7

16.10

Упражнение «Пословицы»

1

Беседа

Выполнение упражнения в парах

Умение работать в паре, сотрудничать.

8

23.10

Что такое «копилка сведений проекта»?

1

Беседа

Обсуждение проблемных вопросов

Участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

9

6.11

Анкетирование  как метод исследования.

1

Беседа

Подготовка анкет. Работа  в парах.

Самостоятельный поиск и переработка информации

10

13.11

Компьютер – друг и помощник.

1

Презентация, беседа

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

11 - 12

20.11 – 27.11

«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»

2

Беседа

Опыт. Определяем время затраченное на выполнение домашнего задания. Групповой проект.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

13 - 14

04.12 – 11.12

Проект «Движение – жизнь»

2

Проведение микроисследований в рамках проекта

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

15

18.12

«Как выглядит орбита планет»

1

Занятие – практикум.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

16

25.12

Изучаем трёхмерные предметы

1

Беседа

Моделирование. Работа в группе.

Умение работать  в группе.

17

15.01

«Что такое хорошая школа?»

1

Презентация

Микроисследование

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

18

22.01

«Моя родословная»

1

Беседа

Индивидуальные проекты

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

19 - 20

29.01 – 05.02

«Куклы

2

Презентация

Индивидуальные и групповые проекты

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

21

12.02

«Кругосветные путешествия»

1

Презентация

Индивидуальные и групповые проекты

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

22 - 23

19.02 – 26.02

«Гнездо мыши - малютки»

2

Презентация

Индивидуальные и групповые проекты

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

24 – 25

05.03 – 12.03

«Движение – жизнь»

2

Презентация

Индивидуальные и групповые проекты

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности

26 - 27

19.03 -  02.04

« Трудный путь картошки»

2

Презентация

Индивидуальные и групповые проекты

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности

28 - 29

09.04 – 16.04

«Парк трёхмерных игрушек»

2

Презентация

Индивидуальные и групповые проекты

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности

30 -31

23.04 – 07.05

«Вредные звуки»

2

Презентация

Индивидуальные и групповые проекты

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности

32 - 33

14.05 – 21.05

Игрушки своими руками

2

Презентация

Индивидуальные и групповые проекты

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности

34

28.05

«Умники  и умницы!»

1

Урок – концерт.

Умение презентовать свою работу. Подведение итогов, оценка результатов, самоанализ.

   

3. Содержание программы.

3 класс:

«Миллион наблюдений» 1ч. Игры на внимание

Логическая игра «Молодцы и хитрецы» 1ч.        

Как сотрудничать со взрослыми? 1ч.        Диалог с учителем

« Самый – самый!»  1ч.        Психологическая игротека. Работа в парах.

Искусство выдумывания историй. 1ч.        Речевой тренинг

Рисование в масштабе. 1ч.  Географический тренинг

Упражнение «Пословицы» 1ч.        Выполнение упражнения в парах

Что такое «копилка сведений проекта»? 1ч.        Обсуждение проблемных вопросов

Анкетирование  как метод исследования. 1ч.        Беседа        Подготовка анкет. Работа  в парах.

Компьютер – друг и помощник.        1ч.        

«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»        2ч Опыт. Определяем время затраченное на выполнение домашнего задания. Групповой проект.

Проект «Движение – жизнь»        2ч Проведение микроисследований в рамках проекта

«Как выглядит орбита планет» 1ч. Занятие – практикум.

Изучаем трёхмерные предметы 1ч.        Моделирование. Работа в группе.

«Что такое хорошая школа?»        1ч.        Микроисследование

«Моя родословная»         1ч.        Индивидуальные проекты

«Куклы        2ч.        Индивидуальные и групповые проекты

«Кругосветные путешествия»        1ч.        Индивидуальные и групповые проекты

«Гнездо мыши - малютки»        2ч.        Индивидуальные и групповые проекты

«Движение – жизнь»        2 ч        Индивидуальные и групповые проекты

« Трудный путь картошки»        2ч        Индивидуальные и групповые проекты

«Парк трёхмерных игрушек»        2ч        Индивидуальные и групповые проекты

«Вредные звуки»        2ч        Индивидуальные и групповые проекты

Игрушки своими руками        2ч        Индивидуальные и групповые проекты

«Умники  и умницы!»        1ч                Урок – концерт.

 

4.Ожидаемые результаты

            Результаты изучения курса.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследовательской работы;
  • метод исследования: анкетирование, моделирование;
  • основы работы с компьютером;
  • что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
  • способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в  работе;

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  • пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
  • осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

  5. Используемая литература

  1. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2012 г.;
  2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2013 г.;
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   Просвещение, 2012 г.;
  4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.  М., Просвещение, 2010 г.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2013.;
  6. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности» gor2@procenter.net.ru
  7. Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. pedsovet.org8.
  8. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность. (мастер-класс) http://festival.1september.ru/articles/517978/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...