Сценарий "Экспедиция - Изучаем родной край"
методическая разработка

Средняя школа №1 г.Мозыря

Формирование у младших школьников представления о собирательном образе белорусского человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspeditsiya_izuchaem_rodnoy_kray.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 1  г. Мозыря»

«Изучаем родной край»

Авторы-составители:

Чайковская Снежана Алексеевна,

заместитель директора по воспитательной работе

Куган Наталья Ивановна,

учитель начальных классов

Цель: формирование у младших школьников представления о собирательном образе белорусского человека.

Задачи:

-   расширить знания учащихся о культуре, традициях, выдающихся  людях Беларуси;

-    развивать интерес и уважение к истории и культуре своего народа;

-    развивать внимание, мышление, познавательную активность;

- воспитывать любовь к Беларуси, малой Родине, гордость за принадлежность к белорусскому этносу.

Основные понятия: государственные символы, территория государства, выдающиеся личности, внутренний и внешний портрет белоруса.

Необходимое оборудование: презентация, сопровождающая все этапы мероприятия; атрибуты белорусских праздников; предметы быта белорусов; карточки с заданиями; карточки с указанием соседних государств Беларуси; пазл-территория государства; изображение символики Беларуси.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Наталья Ивановна. Сегодня я приглашаю вас в экспедицию. Самое главное условие успешной экспедиции – дружная надёжная команда, в которой каждый готов прийти на помощь. И для того, чтобы почувствовать себя командой, я предлагаю вам взяться за руки и пообещать быть верным товарищем. А поведёт нас в экспедицию, поможет нам в ней не заблудиться волшебный клубок.

Молодцы! Все вы – надёжная команда! А куда мы пойдем в экспедицию, вы должны будете догадаться сами. Для этого я прочту вам стихотворение белорусской поэтессы Э. Агняцвет «Зямля з блакiтнымi вачамi».

Чтение стихотворения сопровождается видеорядом, музыкальной композицией.

Зямля з блакiтнымi вачамi -
Раздолле рэчак i лугоў!
Тут называюць Васiлькамi
На Беларусi хлапчукоў,

Звiняць крынiцы, як цымбалы,
Сцяжынкi свецяць у лясах.
Палі, узгоркi, перавалы -
Прасторны шлях, далёкi шлях!

Краiна славы партызанскай,
Краіна міру i даброт!
Ты - наша гордасць,
Наша казка,
Як сонца, шчодры твой народ.

Твае сыны,
Твае унукі,
Мы любiм гул тваiх бароў.
І рэкi цягнуцца, як рукi,
Да цёплых, верных рук сяброў.

Учитель: Так куда же мы с вами отправимся? (Ответы детей)

Учитель: А цель нашей экспедиции – составление внешнего и внутреннего портрета белоруса. Чтобы начать экспедицию, я предлагаю определить территорию нашего путешествия. Для этого каждая команда получит свое задание.

Задание для команды «Василек»

Из предложенных частей соберите территорию нашей республики.

Задание для команды «Колосок»

Определите соседей нашего государства.

Задание для команды «Зубренок»

Выберите правильно государственные символы нашей родины.

Учащиеся демонстрируют выполненные задания всему классу.

Учитель: Молодцы, ребята! Мы прошли этот этап нашего путешествия и можем продолжать двигаться дальше. И первая остановка «Известные места Беларуси». Каждой команде задаются вопросы, сопровождающиеся видеорядом.

Задание для команды «Василек»

Одна из главных достопримечательностей страны и настоящая гордость белорусов,  по решению ЮНЕСКО включена в список всемирного наследия человечества.  Это последний великий лес Европы, хозяином которого является зубр. (Беловежская пуща)

Задание для команды «Колосок»

Когда-то на берегу этого озера жила девушка Нара. На закате любила она сидеть у воды и петь.

Однажды старый пан  захотел взять девушку в жены. Но у Нары был жених, и она отказалась. Тогда слуги убили парня, а девушку привели в панские хоромы. В ночь перед венчанием Нара подожгла дворец и попыталась убежать. На берегу ее нагнала дворцовая охрана. Когда Нара поняла, что от погони не уйти, бросилась в воду.

Как с  того времени стали называть озеро? (Нарочь)

Задание для команды «Зубренок»

Этот деревянный замок является уменьшенной копией древней постройки, стоящий на возвышенности правого берега реки Припяти. По легенде здесь находился самый глубокий колодец в Беларуси. (Мозырский замок)

Учитель: Какими качествами обладают люди, которые полюбили и сохранили это величие до наших дней? (Забота о природе, уважение к истории.) 

Учитель: Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием.

Учитель:  В каждой экспедиции наступает время для отдыха, так называемого привала. И я предлагаю вам  окунуться в мир белорусской музыки. Этап эмоциональной и физической разгрузки. (Звучит композиция С. Немо «Мельница». Учащиеся танцуют.)

Учитель: Мы  отдохнули и продолжаем нашу экспедицию.

Богатство Беларуси заключается не только в архитектурных памятниках, не только в природе, но и в людях, живущих на этой земле. И следующая наша станция «Знаменитые люди Беларуси». Каждой команде раздаются по два вопроса, правильные ответы подтверждаются слайдами.

Задание для команды «Василек»

1.        Этот человек был талантлив в живописи, ботанике, медицине. Ему была  присвоена степень доктора «лекарских наук», но мы его знаем, прежде всего, как первопечатника в Европе. (Ф. Скорина) 

2. Как звали великих белорусских писателей, которых называют «песнярами» белорусской земли? (Я. Купала и Я. Колос) А как вы думаете, ребята, почему этих поэтов называли «песнярами» белорусской земли? (Ответ учащихся).

Учитель: Многие стихи этих поэтов положены на музыку. И сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент песни на стихи Якуба Коласа «Мой родны кут».

Задание для команды «Колосок»

Назовите имя героини, которая в 12 лет ушла в монастырь. Свою жизнь посвятила обучению и просвещению бедных людей. (Ефросиния Полоцкая)

  1. Белорусская биатлонистка, трехкратная олимпийская чемпионка. (Дарья Домрачева)

Задание для команды «Зубренок»

  1. Как звали великого белорусского князя, который по легендам мог превращаться в волка, сокола, тура. (Князь Всеслав Чародей)
  2. Наша землячка, которая в юном возрасте прославила Беларусь на детском конкурсе «Евровидение» (Ксения Ситник.)

Учитель: Я предлагаю прослушать фрагмент песни, которая прославила Ксюшу, девочку из нашего города.

Учитель: Как видите, Беларусь всегда была славна талантливыми людьми – и в прошлом и сегодня. Молодцы, ребята! И здесь вы успешно справились с заданием. Каким качествами нужно обладать, чтобы стать такими известными людьми? (Талантливые, поэтичные, спортивные, целеустремленные)

Учитель: А я приглашаю вас продолжить нашу экспедицию. Следующая остановка «Духовное наследие».  Я предлагаю вам узнать по описанию национальный белорусский праздник. А в нашем маленьком музее найти атрибуты этих самых праздников и объяснить, как их применяли.

Задание для команды «Василек»

Этот праздник отмечают в середине лета, с ним связана одна из красивейших легенд о появлении папарать-кветки. Звучит музыка.

Что делали на этом празднике? Покажите нам, используя экспонаты из нашего музея.

Демонстрируется видеоряд, звучит купальская музыкальная композиция.

Задание для команды «Колосок»

Этот праздник отмечали зимой. Юноши и девушки «наряжались» в маски коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели песни, прославляющие Коляду, славили хозяев. Что это за праздник? Что делали на этом празднике? Покажите нам, используя экспонаты из нашего музея.

Демонстрируется видеоряд, звучит колядная музыкальная композиция.

Задание для команды «Зубренок»

Этот белорусский обычай – один из самых жизнерадостных и оптимистичных. Заканчивается долгая зима, а на смену ей идет красавица-весна. Чтоб ускорить ее приход и устраиваются народные гуляния. Что это за праздник? Покажите нам, используя экспонаты из нашего музея.

Демонстрируется видеоряд, звучит музыкальная композиция.

Учитель: Ребята, познакомившись с этими праздниками, давайте ответим, какими были наши предки, какими качествами обладали? (Веселые, музыкальные, артистичные, находчивые, почитающие традиции, жизнерадостные)

Учитель: Я предлагаю продолжить маршрут и остановиться на станции «Белорусская мудрость». Вы должны будете составить из двух частей пословицы и поговорки и объяснить их значение.

  1. Дарагая тая хатка, ... як з роднай крыніцы
  2. Усякаму мілая дзе радзіла мяне матка
  3. Няма смачней вадзіцы,... дома лепей
  4. Усюды добра, а. свая старана
  5. Чалавек без радзімы, ... сваё гняздо міла
  6. Усякай птушцы ... што птушка без песні 

Правильные ответы

Дарагая тая хатка, дзе радзiла мяне матка. 

Усякаму мілая свая старана. 

Няма смачней вадзiцы, як з роднае крынiцы. 

Усюды добра, а дома лепей. 

Чалавек без радзімы, што птушка без песні. 

Усякай птушцы сваё гняздо міла. 

Учитель: Какие люди могли так точно говорить о важных вещах? (Мудрые, умные, рассудительные)

Учитель: А чем же были заняты белорусы в повседневной жизни? (Ответы детей). Я приглашаю вас в наш мини-музей.  Сегодня у вас есть возможность прикоснуться к предметам быта, попробовать поработать на них и ответить на вопрос «Какими качествами должны обладать люди, чтобы мастерски справляться с такой работой. (Трудолюбивые, старательные, работящие)

Этап подведение итогов

Учитель: Белорусами не было проведено ни одной захватнической войны. Они лишь оберегали свою землю от нападающих. Назовите качество, которым, в связи с данным фактом, обладали белорусы. (Миролюбивые).

Учитель: Помните ли вы, какую  цель мы ставили, отправляясь в путь? Правильно, это - составление внешнего и внутреннего портрета белоруса. Давайте с вами прочитаем те качества белорусов, которые мы нашли в ходе нашей экспедиции.

Учитель: Вот и подошла к концу наша увлекательная экспедиция. Было ли вам интересно? Хотели бы вы вновь отправиться в экспедицию? Что нового для себя вы узнали?

Клубок – рефлексия

Учитель: Я предлагаю вам взять наш волшебный клубок и передавать его из рук в руки. Тот, у кого в руках окажется клубок, говорит «Я белорус, потому что…»

Учитель: Вы большие молодцы, надёжная команда. Мне было приятно работать с вами. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Люби ,цени и изучай родной край"

Главной задачей этой программы является духовно-нравственное развитие и воспитание ,положенное в основу Госстандарта образования Цель программы:формирование у младших школьников черты гражданственнос...

Внеурочная деятельность: проекты, курс "Изучаем родной край"

Разработанное планирование для проектной деятельности в любом классе началки. Сложность можно увеличить за счет увеличения рассматриваемых растений или их признаков. Результат работы - "Определитель р...

"Люби и изучай родной край"

Интегрированный урок математика и окружающий мир - 4 класс...

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»Тема занятия:  « Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»

       Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению,  разработана в соответствии с ФГОС начального обра...

Презентация по кубановедению для 3 класса по теме "Изучаем родной край"

Презентация содержит мини-рассказ о городах Краснодарского края....