"Я сам- составление сказки" Методическая разработка учебного занятия
методическая разработка (2 класс)

Семенова Наталья Анатольевна

Данное занятие  входит в раздел  второго года обучения« Импровизация «Я -  сам»  общеобразовательной общеразвивающей программы «Куклы вокруг нас». Этот раздел знакомит учащихся с планом составления собственной сказки. Они составляют свои сказки и истории, взяв за основу какое-либо событие. Они  также являются актёрами и режиссёрами своих работ. Это заставляет ребят проявить немало фантазии и выдумки, находчивости и смекалки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_sam-sostavlenie_sobstvennoy_skazki.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Тяжинский центр дополнительного образования»

 

«Я сам» составление   сказки

Методическая разработка учебного занятия

 

 

                            Автор – составитель: Семенова Н. А.

педагог дополнительного образования

пгт Тяжинский, 2018

Категория участников: младший школьный возраст

Тема: «Я сам» составление   сказки

Цель: знакомство с приемами сюжетносложения сказки

Задачи: 

Обучающие

  • Познакомить с планом построения сказки.
  • Обучить приемам сюжетносложения сказки.

Развивающие

  • Развить монологическую и диалогическую речь.
  • Развить творческое воображение и фантазию через сочинения сказки.

Воспитательные

  • Формировать коммуникативные способности и навыки работы в группе.
  • Воспитывать желание помогать друг другу, прислушиваться к мнению товарища.

Формируемые УУД

Личностные: умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческий проект.

Регулятивные: научатся проявлять творческую инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: получат возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения поставленной задачи, анализировать, обобщать.

Коммуникативные: научатся работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.

Основные понятия темы: Схема построения сказки, зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, слова помощники.

Межпредметные связи: литературное чтение, история

Ресурсы:

основные: мультимедиа, презентация по теме, УМК

дополнительные: раздаточный материал, рисунки, ширма, набор перчаточных кукол,  музыкальный центр.

Организация пространства: фронтальная работа, работа малыми группами.

Структура занятия:

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий:

  1. Поиск ответа на вопрос «Я сам могу сочинить сказку ?».
  2. Формулирование понятий с помощью выполнение задания.

V. Этап первичной проверки понимания, изученного:

                   1. Коллективная работа учащихся, сочинение сказки по цепочки.

VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий:

  1. Творческая работа учащихся в группах, показ сказки собственного сочинения.

VII. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

I. Организационный этап
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наше занятие с традиционного полукруга.  У меня хорошее настроение. Я могу поделиться своей радостью, передать её по кругу пожатием руки и улыбкой. Я буду рада, если улыбка вернется ко мне.

(Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и улыбаются)

Педагог: Ну  вот, ко мне вернулась улыбка, и моё настроение стало еще лучше!  А значит, мы с вами  сможем выполнить любое задание!  

Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Удивитесь такому событию (О-о-о), обрадуйтесь (А-а-а), улыбнитесь им.  И пусть от  вашей  улыбки  у наших гостей тоже будет прекрасное настроение.

 II. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Педагог: Сегодня мы проводим необычное  занятие.  И  главной героиней его будет сказка.  (Звучит сказочная музыка)

(слайдовые иллюстрации сказок)

Педагог: (слайд 2)  «За долами, за горами, за широкими реками и глубокими морями было царство-государство. И в царстве том у царя была дочка – царевна Несмеяна (иллюстрация сказки «Царевна Несмеяна»).

Педагог: А вот послушайте ещё один эпизод(слайд 4)

В одном старинном замке жил король-вдовец со своей дочерью, которую звали Белоснежка. Король решил жениться во второй раз. Королева была злой колдуньей. У неё было волшебное зеркало, и она каждый день спрашивало его: «Зеркальце, скажи: кто прекрасней всех на свете?» И всякий раз зеркальце говорило в ответ, что никого красивее королевы нет (иллюстрация сказки «Белоснежка»)

Педагог: Как вы думаете, так может начинаться сказка или быль?

- Почему вы так считаете?

Учащиеся: ответы детей

Педагог: А что такое сказка?

Учащиеся: Это что-то волшебное, необычное, понарошку, чего в жизни не бывает

Педагог: Да, ребята, вы правильно сказали, что в сказках все необычно, все понарошку (слайд 5)

Педагог: Скажите, а кто может сочинять сказки? 

Учащиеся: ответы детей

Педагог: А можем ли мы с вами сочинять сказки?

Учащиеся: ответы детей

Педагог: Как вы думаете, какой деятельностью будет наполнено наше занятие?  

Учащиеся: мнение детей

Педагог: Вы правы! Мы будем вместе сочинять сказки.  

А нашу тему попробуем вместе свами сформулировать.  

 Я начну, а вы должны будите продолжить её.

(слайд 6) Для этого внимательно посмотрите на слайд, найдите ту тему, которая  бы  продолжила мои слова (на экране высвечиваются первые слова «Я сам - ….». Дети выбирают продолжение - составление собственной сказки»)

Педагог(слайд 7):  Тема нашего занятия «Я сам – составление собственной сказки»  

-А какие знания и умения нам понадобятся для достижения результата? Учащиеся: мнение детей

Педагог: Всё верно! Молодцы! Посмотрите на слайд, вот какие умения и знания выделила я.

( слайд 7): Умение слушать и слышать, работать в группе, договариваться, воображать, придумывать; 

Знание плана сказки, слов-помощников

Педагог: А что будет являться нашим окончательным продуктом.

Учащиеся: ответы детей

Педагог: Это сочинение собственной сказки.

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

(звучит сказочная музыка)

Педагог (слайд 9,10,11): Сказка. Какое красивое слово. Кажется, что весь мир начинает звенеть, когда мы произносим это чудное слово. Звенят волшебные колокольчики, звенит волшебный лес и уносит нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.  Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте. Как вы думаете почему?

Учащиеся: ответы детей
Педагог: У нас с вами не одно занятие было посвящено сказкам, так давайте обобщим наши знания.
Педагог: (слайд  12 ) 

- Какие виды сказок вы знаете?

 волшебные,  

(слайд  13 ) бытовые,

(слайд  14 ) сказки о животных)

   А теперь ответьте на вопросы

(слайд 15)  - Чем она отличается от других произведений?

(В сказках происходят чудеса; там есть волшебники; в сказках оживают и разговаривают животные, растения, вещи; происходят разные превращения; есть живые существа, которых нет в настоящей жизни – динозавры, русалочка, змей – Горыныч)

 - Что обязательно должно быть в сказке? (волшебство, превращения)

 -   Каков конец   сказки? (счастливый)

 - Кто придумывает сказки? 

(Сказки придумывают   писатели, например, А.С. Пушкин, А. Толстой. Есть русские сказки. Их придумал русский народ - все понемногу: и бабушки, и мамы, и дети. У разных народов - свои сказки)

IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий

Педагог: Трудно ли было им сочинять сказку?  

Учащиеся: ответы детей

Педагог: Писать и сочинять сказки может лишь тот человек, который их любит. А вы сочиняли когда-нибудь сказки?

Учащиеся: ответы детей

Педагог: Вы тоже можете научиться придумывать сказки.

Педагог:   Я предлагаю вам стать сказочниками. Мы с вами будем сочинять

сказки, записывать, ставить, иллюстрировать, а потом объединим все в одной книжке. Согласны?

Педагог: Как вы думаете ребята нужна ли вам какая –та схема или план для сочинения сказки?

Учащиеся: ответы детей

Педагог: Прежде чем приступить к сочинению сказки нужно составит план или ещё называют композицию сказки.

Педагог: Итак, как вы думаете,  по какому плану строится сказка?

Учащиеся: мнение детей (начало, основная часть и конец  (слайд  16 ):

Педагог: А как правильно называется начало, основная часть, конец?

Учащиеся: мнения детей

Педагог: (на слайде композиция сказки) Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

Сказка выстраивается по следующему плану (слайд 17) Пока он пуст, но мы с вами постараемся заполнить все его клеточки.

Педагог: Вспомним, какими словами может начинаться сказка?

Учащиеся: ответы детей

Педагог(слайд 18): «Жили-были дед и баба»;  «В некотором царстве, в некотором государстве»; «Жили-были царь и его три сына»; «Много-много лет назад»; « Однажды…»;  «Это случилось…»; « Как-то раз…»;  «В одном доме жили две девочки» и др.

Педагог: О чем же говорится в начале сказки?

Д. – О том, где происходит действие, и какие герои в них участвуют.

 Педагог (слайд 19) Итак, в сказке есть начало, правильно он называется зачин 

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным, в нем сообщается, в каком месте происходят события, и какие герои в них участвуют.

 У вас на столах находится книга со сказкой «Зайкина избушка».

Найдите и прочитайте в ней зачин сказки.

Учащиеся: ответ детей

 Педагог: Все ли герои одинаковые, совершают одинаковые поступки?

 Учащиеся: Нет. Есть добрые герои, которые помогают всем в трудных ситуациях; они добрые, внимательные, веселые и проходят разные испытания.

 А ещё есть злые, вредные герои. Они всех обижают, вредят, делают все

наоборот.

А в   сказке «Зайкина избушка» перечислите добрых и злых персонажей?

 Педагог: Вспомните, как взаимодействуют добрые и злые персонажи?

Учащиеся: Добро борется со злом.  

Педагог (слайд 19) Это называется развитие сюжета. В сюжете происходит взаимодействие положительных и отрицательных персонажей.

Найдите развитие сюжета в сказке «Зайкина избушка»?

Учащиеся: ответ детей

Педагог(слайд19):После этого идет -кульминация. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Так в сказке «Зайкина избушка» кульминацией будет, когда петушок выгоняет лису из дома.  Можно сказать, что добро победило зло?

Педагог(слайд 19): Конец сказки или как вы говорите её концовка,  нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности.

  Какими словами обычно сказки заканчиваются?

Учащиеся: ответы детей

Педагог: (слайд20) «Я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; и жили они долго и счастливо, вот и сказочке конец, а кто слушал молодец»

Педагог: А в   сказке «Зайкина избушка» концовкой будут какие слова…Давайте мы с вами найдем их

Учащиеся: «И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.  Вот и сказке «Зайкина избушка» конец, а кто слушал - молодец!»

Педагог: Ещё в сказке есть слова - помощники? Как вы думаете, что это за слова?

Учащиеся: выслушивают мнение нескольких человек

V. Этап первичной проверки понимания, изученного

Педагог:  Известный итальянский детский писатель Джанни  Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй.

- Мы же с  вами  попробуем сочинить сказку по цепочке.

- Посмотрите на слайд. Я предлагаю вам примерную цепочку вопросов. Я начну, а вы продолжите:  

Итак, сказка по цепочке (слайд 21): 

Педагог: Жил-был  в одной деревне Петух.

  • Какой  он  был?
  • Что  умел  делать?

Педагог: А ещё он очень любил летать в лес и клевать ягоды на поляне. Идёт Петенька по лесу, а навстречу ему  идет  …..(добрый герой).

  • Что он у него спросил? О чем предупредил?
  • Послушался ли его наш герой?

Педагог: Идёт Петя дальше, торопится. Видит, у куста отдыхает … (добрый  герой).

  • Что он у него спросил? О чем предупредил?
  • Послушался ли его наш герой? Тогда возьми … . Она тебе поможет.

Педагог: Но Петя и его не послушал  и дальше пошёл. А вот … взял. Вот и опушка леса. Ещё чуть-чуть и он будет на месте. Вдруг он увидел, как  …

  • Выходит отрицательный,  злой  герой
  • Что  этот отрицательный  герой  делал (или  умел  делать?) 

Педагог (слайд 22): Что же ему такого придумать, чтобы обмануть

  • Что стало происходить между Петей и отрицательным  героем.
  • Как Петушок справился с ним. Что стало со  злым героем?
  • Что сделал Петушок потом?
  • Как он отблагодарил своих друзей?  
  •  Чем закончилась сказка?

Педагог: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец»

(совместно с педагогом составляют сказку, по заданной цепочке вопросов)

Педагог: Вот какую замечательную сказку мы вместе сочинили! А сейчас настало время вам самостоятельно сочинить сказку.  Вы готовы? (ответ) 

VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Педагог: Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка «Чудесные превращения»

Встали все, немного подвигаемся. Превращаемся в то, что я буду называть. Я буду смотреть, кто лучше проявляет свои актерские способности.

(музыка …….)

(слайд 23): Гусеница – бабочка

(слайд 24): Котенок – лев

Цыпленок – петух

Семя – дерево

Капля – море

Педагог: Чтобы приступить к заданиям   я предлагаю вам объединиться в группу.

- На столе у меня лежат жетоны красного и желтого цвета, выберите любой.

Учащиеся: дети объединяются в группы

Педагог: У нас образовались две группы

Для того, чтобы работать в группе надо соблюдать правила (слайд 25).

Правила при работе в группе

  • Будьте внимательны
  • Слушайте каждого члена группы, не перебивая.
  • Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.
  • Не отвлекайся сам и не отвлекай товарища.

Педагог(слайд 26): Начинаем работу по созданию собственной сказки

Задание:

   Каждая группа будет сочинять свою сказку. Все вы побудите в роли авторов, артистов и зрителей.    

   Так   дайте же волю фантазии и оживите неживое.  Пусть у вас заговорят деревья и животные, пойдут в пляс корзинки и вёдра, полетят столы и ковры…. Всем вам удачи.

(Группы приступают к созданию сказки. Время на выполнение задания-  две минуты)

Педагог: Сказки придуманы, и группы готовы их рассказать и показать.

Начинаем сказку   с присказки:

 

На море, на океане,

На острове Буяне

Стоит дуб зелёный,

Под тем дубом стол золочёный,

Садись, кушай,

Мою сказку слушай!

 (идет показ сказок)

 По окончанию показа:

1.  «Тут и сказке конец. А кто слушал, молодец»

2. Вот, видите, как бывает оно на свете.

VII. Подведение итогов занятия

Педагог: Ребята, как все же интересно сочинять свою сказку. Я думаю, что вам всем понравилось.

Педагог: Подведем итоги нашего занятия

Педагоги: Давайте вспомним тему нашего занятия  

Учащиеся: (слайд27) «Я сам -составление собственной сказки»

Педагог: Что вы сегодня делали на занятии?

Учащиеся: ответы детей

Педагог: Мы применили все знания и умения, о которых говорили в начале нашего занятия? ( слайд28)

Учащиеся: ответы детей

Рефлексия

Педагог: Молодцы ребята! Занимались вы сегодня хорошо.

Кто считает, что он сегодня плохо старался или ничего не понял - потопайте!

-Кто считает, что он сегодня хорошо постарался и всё понял – похлопайте!

-Я похлопаю вам! Спасибо за работу! (слайд29)До свидания.

        конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

Методическая разработка учебного занятия

С целью формирования и поддержания у учащихся устойчивого учебно-познавательного интереса, учитель может строить работу на уроке так, чтобы каждый из них был включен в активную учебную деятельно...

Методическая разработка учебного занятия в 3 классе по экологической проблематике

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для уроков окружающего мира. Цель: ознакомление учеников с проблемой охраны природы....

Разработка учебного занятия по математике

Урок в системе Эльконина - Давыдова 3 класс по теме "Распределительное свойство умножения"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.Истоминой

Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.ИстоминойНазвание УМК: «Гармония»    Предмет: Математика   Класс: 3Тема урока:  Учимся решать задачи.Место и рол...

Методическая разработка учебного занятия по ФГОС 2013-2014 учебный год

Методическая разработка учебного занятия по ФГОС2013-2014 учебный годМБОУ «СОШ № 12»        Класс: 1 «Б»         Учитель: Очи...